Мистика в современном мире

Коргамбаев Жарасбек Нургельдиеви
Роль, которую играла религия в жизни предыдущих поколений, детально и основательно анализировано атеизмом и давно уже сформулировано. Здесь, казалось бы, не осталось ничего таинственного. И умные люди здесь уже давно сделали выводы. Но оно предназначалось для советских людей, которым атеизм просто навязывался. А большинство этот вопрос для себя еще не решил. В распаде социализма стремительно сложилось массовое сознание, и появлялись свободные люди, которых такая интерпретация уже не устраивала. и атеисты растворились в нем, как в хаосе. Теперь эта тема стала интересовать каждого человека, и это потребовало нового подхода к этой избитой теме. Появляются различные «пророки» и «святые», и люди снова внемлют их мыслям, будто атеисты ни о чем никогда не говорили. Складывается странная ситуация, в которой именно мистика овладевает сознанием массы. И мы начинаем поклонятся собственным творениям и, интенсивно создавая какой-то другой мир в своем воображении, начинаем жить этими представлениями. Таким образом, старый мир умирает не только паразитируясь, но и мистифицируясь, принимая в нашем сознании некий потусторонний образ. Старая жизнь уже безвозвратно уходит, а новая жизнь еще не известна, и пространство, то есть пустота между прошлым и будущим заполняется мистикой Здесь ясно одно: в этой системе люди уже не могут находиться. Современный человек с мистическим сознанием - это само по себе изумительно. И если этот процесс осмысливался самым причудливым образом еще раньше, то теперь оно становится еще причудливее. Тем не менее, в религии скрыт уже совсем другой смысл, раз бог уже находится в нас и нами управляет как бы изнутри, являясь нашей душой. Так уже говорят все. И я не желаю с этим спорить. Напротив, я поддерживаю это. Я приветствую это. Ибо я приветствую все, что способствует человеку осознать себя как существа духовного, сознательного, разумного. И если бог людей направляет на это, то мы приветствуем и его. И бог, спустившись с небес, в душу человека закрадывается не спроста.

Мы имеем сознание, которое соответствует нашему устройству. И распадающемуся обществу соответствует распадающееся сознание, которое никак не поддается определению ни с марксистской и ни с идеалистической точек зрения, а с духовной как раз обосновывается. Становящийся человеческий дух ищет себе опору.
 
Общественное устройство стран Востока, например, медленно изменялось на протяжении тысячелетий, оно до сих пор сохраняет древние черты. Религии Востока соответствовали этому состоянию,  в то время как христианство было, например, гибким и изменялось в полном соответствии с изменяющимися экономическими и культурными реалиями, и развивалось, приспосабливаясь к общественным отношениям, к науке и даже техническому прогрессу. В последнее время христианство даже наполнилось научным содержанием, и теперь оно пытается доказать, что даже тончайшие нейроны мозга и наследственные коды клетки были изобретены Богом. Тем самым христианство воспроизводит деизм нового времени. А ведь казахстанские ученые уже и в исламской религии находят научные предвидения, далеко опередившие историческое развитие науки. Здесь вряд ли имеется смысл спорить, как это делали атеисты.

Ибо религия – мировоззрение,  форма мышления, которая возникла в незапамятные времена и существует до сих пор, образуя форму мировосприятия массового сознания и которая так же обобщает развитие мира, и в этом смысле она могла многое предвидеть и в прошлом. И сегодня нет смысла с ней спорить, тем более если она затрагивает самые больные вопросы нашего времени и стремиться все обосновать потусторонней жизнью, тем самым уводя людей от реальной жизни, уже ставшей уродливой. Но это субъективно. В действительности все эпохи похожи друг на друга, ибо всегда прошлое воспроизводится в настоящем, но только на более высокой основе. И каждый раз история повторяется, и в этом движении истории и социальные катаклизмы, порождающие подобные представления, на новой основе повторяют друг друга, И почему самые сильные умы не могли бы предвидеть этих повторений в следующую эпоху. Ведь эта «следующая эпоха» существовала для каждого периода.  И то же самое религиозное мировоззрение следующую эпоху представляет в виде «царства божьего», переход к которому подготавливается полным разрушением земной жизни. А разве земная жизнь, созданная капитализмом, уже не разрушается, а разве уже не становится дух, только полное развитие которого принесет истинного обновления? Здесь можно было бы только недоумевать, как можно сквозь мистические понятия узреть качественное изменение нашего мира. И мы уже не можем просто отрицать их значение и роль в общественном развитии, как это делал атеизм, особенно их воспитательную роль в наше беспорядочное время, когда в обществе разложились все правила и нормы, а религия делает акцент на человечности и духовном развитии каждого и тем пытается заполнить пустоту, образовавшуюся в результате распада, происходящего интенсивно у нас, а в развитых капиталистических странах медленнее. Подумать только, все голливудские фильмы заполнились мистикой, и ее сегодня не отличишь от фантастики. Люди ждут какого-то чуда, верят в судьбу, которую они ищут всюду. В этом смысле астрологи становятся проницательными предсказателями.

Религии Востока, противостоявшие всегда западному образу жизни, сегодня находят свой отклик и в самом Западе и покоряют людей своей обращенностью к человеку и духовным, нравственным ценностям современности. На западе разложились все родственные связи между людьми, семейные узы и национальные признаки, ранее объединявшие людей, и это не может положительно повлиять на жизнь людей, изолированных друг от друга западным образом жизни. На Востоке же эти отношения еще сохраняются и объединяют людей. И это так же является их особенностью, защищающей их от быстрого  разложения. И этот «архаический» образ жизни Востока сегодня все больше привлекает внимания «цивилизованных» и «культурных» людей западной цивилизации. И это уже само по себе доказывает, что они далеко не являются «пережитками» и «экзотикой» с точки зрения современной западной культуры, а, с точки зрения людей и организации их индивидуальной жизни и общественной жизни, принимают необходимую форму как раз в эпоху глобального распада. И государство не может игнорировать эти вопросы и должно стремиться поддержать все положительные проявления жизни, заключенные в традициях и обычаях народов, вырабатывавшихся тысячелетиями на религиозном сознании. Именно в них содержится человеческое зерно, из которого произрастает человеческое отношение к человеку.

Сейчас речь идет о выживании, и человечество должно напрягать все свои скрытые силы, заложенные в нем исторически, раскрывать все свои человеческие потенции, заложенные во всех  формах человеческого существования, стремясь сохранить все лучшее в культуре каждого народа, голо их не отрицая, не имея ничего им взамен. Тем более мы уже ясно видим, что происходит с нашей жизнью, в которой все превращается в деньги. В этом смысле и религий уже играют другую роль, чем в прошлом, когда они служили интересам господствующих классов. И обращенность религиозного мышления к острым человеческим проблемам и смыслу его жизни на земле – это его необходимый поворот, происшедший в эпоху глобализации, которая как раз обращена против человека и безразлична к его страданиям в земной жизни. Религия от классовых отношений так же повернулась к человеку и обнаружила его духовную жизнь, которая должна раскрыться самому человеку в своем божественном проявлении как самое высшее совершенство. И это указывает на то, что вся красота мира для человека содержится не в материальных ценностях, принявших самодовлеющий характер, а в самом человеке и заключена в его духе и его раскрытии. Таким образом, религия требует раскрытия красоты жизни в духовной жизни человека. Но если отсюда убрать мистическую форму, то разве мы не имеем в этом человеческую истину, просто в мистической форме противопоставленную материальной жизни? Материальная жизнь создана исторически, и люди от нее никогда не откажутся и не будут аскетами, сознательно ограничивающими себя в потреблении этих благ.

 Теперешний Восток в целом представляет собой систему отношений и связей, в целом сохраняющую «древние черты» и характеры и вместе с тем  медленно  перестраивающуюся на деньгах и приспосабливающуюся к «деланию денег». Стало быть, Восток, исконно сидевший на  "общинности" и не поднявшийся на уровень капиталистического способа производства, сегодня уже находится на мировом уровне. Превращение денег в капитал уже не характеризует мировое развитие. Напротив, капитал превращается в деньги, а деньги работают в руках людей. А это значит, что мы оказываемся на уровне процентного капитала, то есть на самой низшей стадии, от которой уже нет движения, кроме смерти. И мистика является отражением этого объективного положения. Отсюда и судите, где мы находится, на какой стадии. Сегодняшняя созвучность мира есть созвучность жизни, стирающая все различия в денежных отношениях. Весь мир превращается в «рыночную экономику» - опускается на уровень «делания денег». А отсюда он опускается на уровень процентного капитала и опутывает весь мир долгами. Стало быть, мир, выходивший из капиталистического рабства, попадает в денежное рабство. Деньги связали весь мир. Сбросив же деньги, мы сбросим и мистику, и тем неизбежно окажемся в новом мире.