обо мне

Валентина Томашевская
Лучший путеводитель по литератору - написанное им.

Дорогие участники группы и Проекта"Вместе с Ремарком за мир на планете" сегодня мы публикуем интервью с Валентиной Томашевской-Арндт -автором, принявшим участие в конкурсе "По следам произведений Ремарка".

- 1. Добрый день, Валентина! Участникам Проекта "Встреча под Триумфальной Аркой", Вы запомнились человеком активной жизненной позиции; яркими, интересными идеями и, конечно, прекрасной конкурсной работой "Кольцо Э. М. Ремарка". Расскажите, пожалуйста, о себе!

- Спасибо за интерес к моей скромной особе. Я окончила Даугавпилсский пединститут (Латвия). Училась на филологическом факультете (группа историков) и на факультете журналистики в Рижском университете. Как журналист, пишу для журнала «Новые Земляки» исторические очерки о выдающихся российских немцах, путевые заметки и очерки об интересных, творческих людях.

Я родилась в старинном городе Пинске (Беларусь). С 2003 года живу в Германии. Публиковалась в литературных альманахах: "Средиземье", "Эдита" (Германия). Член Литературного общества немцев из России. Публиковала стихи и прозу в литературных альманахах ЛИТО. Издано четыре моих авторских книг прозы. Моя книга «Даугавпилсский педагогический институт» (изд Altaspera) – получила серебряный приз и диплом на Международном конкурсе «Золотое перо Руси» - 2017 в номинации «Издания». Также я автор двух сборников стихов.

 Победитель конкурса Даилда Летодиани "Толстая тетрадь". Февраль-2024.
Очерк "замечательный преподаватель".
https://proza.ru/2024/02/20/423

Но главное, важное чудо моей жизни – рождение двойняшек: дочь и сын, сейчас это уже взрослые люди. Сын снимает документальные фильмы, которые рада порекомендовать моим друзьям и знакомым https://www.youtube.com/@kinoartura

- 2.Знаем, что на днях вышел Ваш новый сборник хокку "Времена года". Рады поздравить Вас с этим событием! У Вас многосторонние интересы. Как сочетаются трехстишия в японском стиле и любовь к немецкому писателю Э.М. Ремарку?

Благодарю вас, Ирина, за поздравление. Я пишу в основном верлибром, стихи в прозе, то есть переходный жанр между стихами и прозой, также увлекаюсь краткими восточными формами. Есть небольшие, но приятные успехи.

В октябре 2018 года на фейсбуке был объявлен увлекательный поэтический конкурс «Алмазный ключ», идеей которого было написание хокку. Это был волонтерский проект - совместная акция Jewellery Theatre и писателя Бориса Акунина в поддержку детского хосписа в Москве. В состав жюри входили друзья писателя: поэт Сергей Гандлевский, поэт и музыкант Борис Гребенщиков, профессор Токийского университета Mitsuyoshi Numano, поэт Лев Рубинштейн. Именно они решали, кто станет счастливым обладателем драгоценного Ключика.

По итогам конкурса, победителю вручили ценный приз от компании Jewellery Theatre – подвеска «Ключ» из коллекции Wedding, уникальной красоты ювелирное произведение, а гонорар писателя в размере 2000000 рублей Jewellery Theatre перечислил напрямую детскому хоспису «Дом с маяком».

Моe хокку «Кофе для ежиков» набрало на фейсбуке более 300 лайков и вошлo в шорт-лист литературного конкурса:

трещат желуди
под шинами велосипеда -
кофе для ежиков

Конечно, я была очень рада, помню ощущение радостного азарта.

Сочетаются интересы просто. Все в жизни взаимосвязано, все имеет две стороны. Это мысль принадлежит Ремарку. В его творчестве сочетается проза и поэзия. И в романе «Триумфальная арка», который я люблю и неоднократно перечитываю, и в других его произведения, и в стихах, и в письмах в Марлен Дитрих.

-3. Как Вы узнали о Проекте "Встреча под Триумфальной Аркой"? И какую роль в Вашей жизни сыграл этот Проект?

- О Проекте «Встреча под Триумфальной Аркой» я узнала из статьи Ирeнe Крекер, опубликованной в журнале «Новые Земляки» за июль 2022 года. И поняла, что надо поехать на родину Ремарка в Оснабрюк, Нижняя Саксония. В итоге и написала очерк «Кольцо Ремарка» в рубрике «Личность на фоне эпохи» (октябрь 2022).

Кто бывал в Оснабрюке, тот знает, что так называется улица, которая ведет прямо от вокзала (от остановки Старый город). Затем мы с участниками Проекта побывали в Оснабрюке, познакомились с улицами, домами, местами, где жила семья Ремарка, где он работал.

Я была рада Проекту, он позволил мне познакомиться с Вами, Ирина, со многими интересными творческими людьми из Индии- Дживан Бабу, из Испании – Елена Голуб, из Германии Людмила Вильгельм... Благодаря Проекту встретила старых друзей, вдохновилась новым сборником стихов «Времена года» и сделала новую версию книги «Даугавпилсский педагогический институт»-более краткую и логически выстроенную. На все это требуется, естественно, энергия и вдохновение. Так что сердечно благодарна тебе, Ирина и Ирене Крекер за интересный и своевременный Проект, посвященный 125-летию Ремарка. За Подарок Ремарку! Что отдаешь, то и получаешь!

-4. Наш проект волонтёрский. Жизнь показала, что с опубликованием книги и встречей участников проекта в Оснабрюке, сам Проект не закончен. Каким Вы видите дальнейшую жизнь нашего Проекта? Будете ли принимать участие в его дальнейшем становлении?

- Проект состоялся, и это прекрасно. Приобретен опыт работы и общения. Думаю, книгу «Встреча под Триумфальной Аркой» (опубликована на русском и немецком языках!) - творческий итог проекта, отредактируют, внесут издательские данные и т.д. Возможен перевод на английский язык. Замечательно, что работа над проектом не приостановлена, проект живет и радует. Обязательно буду принимать активное участие в дальнейшей работе проекта.

- 5.Тем, кто не читал Ремарка, что бы Вы посоветовали?

- Посоветовала бы почитать романы и эссе Ремарка. Его произведения актуальны сегодня, как никогда и по-прежнему популярны. Недавно познакомилась с эссе Ремарка в сборнике «Фиолетовый сон», изд.АСТ. М., 2023. Сборник эссе и очерков из книжной рубрики «Книги, изменившие мир. Писатели, обьединившие поколения» . А приобрела я этот сборник , недавно побывав в Центре мира Ремарка вместе с сыном. Советую прочитать эссе «А если ты вдруг очнешься от суеты...» Поражает художественная ткань: и проза, и лирика, и философия в единстве.

В начале 20-ых годов XX века Ремарк написал ряд эссе, это размышления о времени, о культуре и природе, о собратьях по перу, которые погибли или не сумели раскрыть свой талант. Я процитирую строки из его эссе «О стиле нашего времени»: «Наше время стало лихорадочнее и торопливее. Преобладает меркантильность. Правда, в часе по-прежнему шестьдесят минут, а в минуте шестьдесят секунд; но время ценится несравненно выше, чем раньше. Никогда оно не было так дорого, как сегодня; никогда жизнь не была такой дисциплинированной, как теперь. Типичная фраза для современного человека: «У меня нет времени». Если раньше день был лишь звеном в цепи спокойно протекающих месяцев, то сегодня он до отказа набит событиями, которых когда-то хватило бы на целый месяц». То есть Ремарк век назад ощутил, как ускорилось время, не это ли мы ощущаем сегодня?

- 6.Что бы Вы пожелали участникам этого Проекта?

- Желаю участникам Проекта бодрости духа, успехов, вдохновения и новых творческих встреч.

- 7. Как Вы считаете, где должна произойти следующая встреча участников Проекта?
- Мечтать о встрече в Париже, конечно, можно (как говорится, не вредно). B Париже есть две Триумфальные, Новая Арка в деловом районе Ла Дефанс... Но реальна, на мой взгляд, встреча на родине Ремарка в Оснабрюке. Например, у Арки Оснабрюка - через дорогу- Музей истории и культуры Оснабрюка (Lotter Sra;e 2). Но встреча возможна и другом городе Германии, например, в Ганновере (самый крупный город Нижней Саксонии, в этой земле находится и родина Ремарка, Оснабрюк), где проходят Международные выставки. Интересно, что в Ганновере на асфальте нарисована «Красная нить» - туристический маршрут, протяженностью свыше четырех километров, охватывающий основные достопримечательности города, начиная от Главного железнодорожного вокзала (Haupt Bahnhof). А вторая остановка от Главного вокзала – Старый город Oснабрюк (Alt Stadt Оsnabr;ck) – выход на улицу Кольцо Ремарка (Э.M.Remarque Ring).

-Спасибо Вам за эту встречу! Новых творческих Вам успехов! И до новой встречи!
-Спасибо! Взаимно! До новых встрeч!
Ирина Вебстер. 2023 г.

Предлагаю Вашему вниманию  рецензию на сборник моих стихов и две вступительные статьи к моим книгам. Написали их талантливые, тонкие и глубокие люди, которые сами пишут стихи и прозу.
Итак, предлагаю Вашему вниманию  эти три статьи.

РЕЦЕНЗИЯ Галины Фесюк на  сборник стихов "Резонанс"
ЕЕ СЛОВО – БОЛЬШОЕ  И ГЛУБОКОЕ

Недавно я с великим удовольствием прочитала книгу Валентины Томашевской «Резонанс» - сборник стихов, который написан и верлибром, и твердыми восточными формами, и стихами в прозе. Конечно, я не писала восточными формами и поэтому мне, тем более, было интересно читать.
Философия жизни – это очень глубокая тема, кроме того она и нелегкая, требующая знаний во многих областях, и в основном, тут должна присутствовать духовная грамота.
Начав читать стихи, не могла оторваться от книги, и не потому, что интересные, а совсем по другой причине – из-за глубины смысла и души автора. Вдумайтесь только в эти слова: «Как жаль, что уроки (жизни) так кратки и нет времени на черновики», «Жизнь сегодня сложная – как будто ранее она была проще!», «Радость и счастье – малые дети сравнительно с ее седым возрастом», «Считается, что, старея, человек обязан расти, совершенствоваться»…
 
В стихах встречаются очень интересные фразы, например,  «чтобы слышать, должна возникнуть внутренняя тишина». А разве не так?  Когда-то видела такое. Это было в маршрутном такси. Слепые парни предложили сесть женщине с ребенком, которая вошла в такси молча и ей никто не освободил места, кроме этих парней.  Да, они слепые, но их сердца умеют видеть и слышать.
Поэтесса общается с природой на «ты», она пишет в своих произведениях о таких тонкостях существования природы, что не каждый в этом мире заметит.
Например:
«O, мои довольно маленькие птицы,
на какие большие перелеты вы способны,
и эта маленькая птичка – бекас –
название метким стрелкам дала: снайпер.»
 
Многие люди рассуждают о рае. Но автор пишет здесь о нем по-философски, и это очень интересно:
«Самым первым был тот рай,
в котором люди осознали, что они живут в раю,
себя осознали, землю, на которой живут,
осознали все живущее и цветущее на ней,
сумели выразить в слове свое понимание рая,
имена и места записав, – древо жизни живое...»
 Вот видите, здесь есть полный ответ человека, который глубоко проникает в суть существования рая – это «Древо жизни живое».
 
Поучительны в стихах слова о равенстве…
«Идея равенства – мечта,
впрочем, не такая и безобидная:
влечет за собой мысль о разделении труда,
инерцию и новизну привычек и ума,
что было проблемным всегда,
начиная с Авеля и Каина:
первыми и осознали неравенство.»
Порой некогда просто подумать, а почему Бог это неравенство показывает нам. Вот поэтесса и раскрывает нам секреты.
Стихом «ИИСУС И БЛУДНИЦА» она показывает свое понимание библейской притчи, которая сегодня так важна, ведь столь многие грешат, осуждая падших, заблудших, а Иисус сказал: «Кто из вас без греха, – первый брось в нее камень».
 
Очень гуманным Валентина предполагает будущее человечества:
«Человек будущего, как и мы,
будет крылат мечтой,
верой, надеждой и любовью.»
Эти слова похожи на сущность жизни автора.
Как человек богатый внутренним странствующим миром, поэтесса медленно, но очень эффектно касается темы путешествий, красоты окружающего мира.
«И не снег,
и не вишни теряют цветы, –
то по-прежнему ты,
из зыби веков,
из художника снов,
из основы основ,
словно Скромность сама,
белоснежна жемчужина
на-Нерли-Покрова.»
 
Видите, каким пушистым выглядит мир, который показывает поэтесса?
Красиво и описание Лондона в Рождество:
«Туристы, бездна, толпа,
бег «Коней Гелиоса» –
черные, рвущиеся к цели –
фонтана пена бела.
Ветер и вечер,
второй автобуса этаж,
Лондон. Канун Рождества.»
Душа автора очень тонка, поэтому она не только видит красу, но и боль городов или мест, которые посетила и описывает: «Киев начинается с боли Бабьего Яра, с рассказа очевидца – мальчика, которому тогда посчастливилось спастись».
Женщина – всегда должна быть тонкой натурой, но Валентина еще и внимательна. А как же?! Она пишет:
«Прогулочный корабль отошел от Шпандау. Берлин остался за спиной. …Бабочка вдали от берега – эк, занесло тебя, милая; моторные яхты и парусные лодки; в скрипичный ключ закручивает ветер попутный парус; пароход-рыба: чешуя – серебристые ромбы; особняки и кирха, и мечеть, и церковь Петра и Павла; и вот он – Глиника мост, полого-эм-образный, зеленоватый вблизи...»
 
В ее сборнике много стихов-посвящений, и они также очень сильно отличаются от традиционных и несовершенных, написанными многими авторами. Валентина каждого, кому посвящает стихи, описывает со всех сторон, она глубоко проникает в душу человека и, конечно, желает ему лучшего. И все это потому, что знает секрет счастья: «Счастье – в умении наслаждаться мгновением, ценить скромные, маленькие радости, даруемые жизнью»,
также как и доброта:
«Добро – оно бесконечно;
дивишься его виражам;
замираешь вдруг от неожиданности:
возможно еще так сказать,
написать – (узнаю стиль твой
под любым псевдонимом)
еще такой вираж мысли, поступка.»
 
Каждая женщина, читая стихи, ищет в них теплые слова о любви. Валентина уделяет этой теме много стихотворений. Но, кажется, в одном из них сказано о любви особенно интересно:
«Бывает такая любовь, которая заставляет оправдываться,
выяснять отношения,
бывает такая любовь, которая хотела бы жить
на необитаемом острове,
бывает такая любовь, которая закрывает мир».
 
Через твердые восточные формы  автор описывает красу природы, ее большой потенциал в мире, неотъемлемый от Бога.   
«Осень – заправила красоты,
соавтор Творца, скрипочка его цветная».
 
И, наконец, – «Стихи в прозе». Конечно, каждый автор в своей творческой работе хочет отразить собственную жизнь, а почему нет? Да еще, когда творчество захлебывается волнами жизни, полной морских глубин, приплывов и отливов, шума морских волн, всего, что исходит из прошлого и морским кораблем входит в будущее.
Валентина хорошо описывает страницы своей жизни в стихах «Пина», «Первая любовь», «Юность». Кроме того, автор расширяет свое творчество поэтическими эскизами об известных в этом мире людях: Владе Листьеве, Джордано Бруно, Марии Рампендаль.
 
Ну, вот и прочитала книгу до последней строчки. Сначала, казалось, я буду читать эти стихи долго и не запомню ни единого слова наизусть. Но только сначала. Когда прониклась духом поэтессы, мне стало так легко, что я не разочаровалась ни в единой строчке, и радостно от того, что я теперь знаю какая она, Валентина! Женщина с очень милой и доброй душой, со словом, которое запоминается, несет глубокий философский смысл. Ее слово – большое и глубокое. Да, зачем мне много говорить о ее слове, ведь поэтесса очень хорошо сказала о нем сама:
«Когда ты любишь слово, когда ты чувствуешь нюанс слова и его эмоциональную составляющую, когда ты проникаешь в его суть, в его нюансы, стремишься познать его истоки, ты сравниваешь его в разных языках, ты можешь более точно понять явление, ты можешь более адекватно понять оценку одного человека другим.»

Галина Фесюк

2013

Предисловие к у сборнику стихов «Резонанс»

ПРЕДИСЛОВИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО РЕДАКТОРА

Валентина Томашевская – давний член Международного Союза писателей "Новый Современник". Интересные литературные конкурсы, внимательное и доброжелательное отношение к литераторам привлекли на литературный портал «Что хочет автор» полтора десятка тысяч авторов. Портал и Союз стали всемирными с территориальными подразделениями на всех континентах Земли (в Европе, Америке, Азии, Африке, Австралии и Океании) и во многих странах мира. В этом заслуга руководителей и ряда ветеранов Портала и Союза. Звание «Заслуженный строитель «Планеты Рать»» присвоено и Валентине Томашевской. Она была членом Жюри открытого Литературного конкурса «О Альпы, и Рейн, и Дунай голубой». Принимала участие во многих конкурсах Литературного портала, неоднократно была их призёром и обладателем специальных дипломов. Призёр 3-го этапа Третьего Международного конкурса «Вся королевская рать», номинация «Верлибр».

Получила Почётные грамоты таких авторитетных литературных состязаний, как Пятый Международный конкурс «Вся королевская рать» (1-й этап, июнь-июль 2008 года, номинация «Лирика твердых строфических форм»), «Концерт для души с оркестром» (номинация «Проза»), «ЧеХАрда» (октябрь-ноябрь 2008 года, номинация «Проза»).
Немного о жанре верлибра, которым в основном и написаны лучшие стихи Валентины Томашевской. Слово «верлибр» происходит от французского vers libre – свободный стих. А именно, в разной степени свободный от жёсткой рифмометрической композиции, то есть от рифмы, метра, изотонии, изосиллабизма и регулярной строфики. Этот стиль имеет истоки в дописьменном поэтическом творчестве, эпосе, исторических песнях, а местами узнаваем и в народном творчестве. Но расцвёл в XIX- XX веках силами поэтического авангарда (Уитмен, Рембо и др.). А первым слово «верлибр» употребил Олдингтон в предисловии к антологии имажизма (1915): «Мы не настаиваем на том, что верлибр – единственный метод написания поэзии. Но мы отстаиваем право и свободу поэтов писать таким образом.»

«Верлибр сохраняет верность стиху и является стихом, а не прозой, потому что в нём обнаруживается корреспондирование рядов, графически выделенных авторской установкой на стих» (А. Жовтис). Установка на стих! И этой установке Валентина верна, это ее стиль. Его особенности – краткость и афористичность строки:
«Жизнь - уроки, / кто-то схватывает на лету, / кто-то затрудняется. / Как жаль, что уроки так кратки, / и нет времени на черновики.», «Жизнь пролетает / моментально, /
как горная или вешняя вода. / Звёзды, мерцающие и таинственные, далеки / Приближают, связь сохраняя, слова. / Благо ныне возможность дана / мимолётное уловить.», «Время - это бал, это трактир, / время - это пионер и конвоир, / время - это пирамиды и Нил, / время - это персональный комп, / время - это Вавилон: / время разделения языков / и время их изучения.», «В резонансе / друг с другом / счастливы люди бывают, / а случалось, резонанс /
мосты разрушает. / Стены Иерихонa / в одночасье пали: / штурмовавшие его, /
попостившись три дня, / в трубы заиграли.».

***
Снежинка -
шестикрылый гармонии
космоса знак.

***
Снежинки стихов...
Сколь быстро растаять
Вам суждено?

Всплывают и научные ассоциации снежинок с фракталами. Отмечу и такие художественные приёмы, как неожиданный поворот, осмысление: «не сразу / как я люблю тебя, / новый эмейл», «подумать только, / как я могла жить без тебя, / всемирная сеть», «упал, память потерял, / мурлычет теперь, как котёнок, / старый мой велосипед», «Буду лелеять, / любить тебя горячо. / Весенний сад.»
Слово наполняется новым смыслом: «В первый тёплый день / раскрылся одуванчик. /
Глашатай весны.» «Вот одуванчик –/ капелька солнца, – / лета десант.», «Домик жёлтый / с чуткими рожками./ Маркитантка утра.» (Улитка на асфальте). «Мой милый вахтенный / снов, отдыхов, трудов, / «Мой милый провожатый / в школу, в дорогу, в жизнь» (стихи о маме), «как я люблю тебя: / это тобой наполнена / каждая комната, /каждая лестница, / каждая простыня.»

Синтаксис. Точкой передается стремительность действия: «Пиджак. Галстук. Рубашка./
МИЛЫЙ ЗАПЯТАЯ ЛЮБИМЫЙ». Выделенное шрифтом – голос подсознания, небесная диктовка.
Единоначалие строк, анафора: «Как птица красива, / хороша, бела, / и богата полётом ,/
и пеньем, и пеной моря, / и скромным завтраком.», «И буря, и тишина, / и заката нежные шелка, / и игра луча, / и поиск чайкой завтрака, -/ всё морю знакомо.», «И орхидеи, и розы, / и виноградные листы, / друг милый, / как много в природе красоты / нерукотворной и рукотворной.»

Аллитерация: «Клубочек красный / крутит-качает котик,/ консультант красоты, /
какая картина: / красив каждый клубочек!», «Пиши, / пиши в тиши, / пиши в глуши, /
пусть идут они из души / (из колыбели души), / греши и кайся, и пиши.»
Звукопись: повтор звуков о-у-а рисует картину морской волны: «От сна отойдя, /незатейливым утром / обрастает душа / общения перламутром: / в слове "перламутр"» / немало сокрыто / морских утр.»

Очень важно, что многие произведения Валентины Томашевской заставляют читателя не только размышлять и сопереживать, но и вспоминать что-то своё – бесконечно близкое и дорогое. Поэтому надеюсь и верю, что эта книга найдёт своих искренних друзей и ценителей. Искренне желаю успехов и ей, и её автору, и вам, дорогие читатели.

Лео Гимельзон
2012

ПРЕДИСЛОВИЕ книги Валентины Томашевской"Хрустальные кирпичики"

Мы приходим в этот мир для того, чтобы совершенствовать свою бессмертную душу.
К сожалению, не всем это удаётся, а некоторые и вовсе не задумываются об этом - живут словно во сне и умирают, так и не проснувшись. Но есть и другие люди - люди, которым недостаточно совершенствоваться самим - они хотят делиться с другими сокровищами своей души. К таким людям относится и автор книги "Хрустальные кирпичики" Валентина Томашевская-Арндт.
Духовное обогащение героини книги Кристины совершается не только во время путешествий по разным странам (а мы с тобой, читатель, посетим Белоруссию, Латвию, Армению, Германию, Англию, Францию, Карибские острова), но и во время встреч с реальными людьми, являющимися  духовными наставниками героини – один из них Далай Лама, а также с теми, кого уже нет на земле, но чей яркий след позволяет  нам лучше понять самих себя, посмотреть на свою жизнь со стороны – это и апостолы, о  чьих деяниях  многие из нас прочтут впервые, и разведчик Рихард Зорге, и Екатерина Великая...
Воспоминания о детстве и о первой любви – самые лиричные страницы книги. Ты прочтешь их с великим удовольствием, читатель!
 Форма книги необычна: это сборник миниатюр,  каждую из которых можно читать отдельно от общего повествования. Многие из рассказов предваряются или завершаются стихами автора, чей опыт в этой сфере уже удостаивался призов на международных конкурсах.
 Один из главных героев книги – время, ибо мы с вами побываем и в прошлом, и в будущем, и в настоящем,- этот поток непрерывен...
 Для совершенствования души  человека имеет значение всё – и люди, которых он встречал на своем пути, и способность воспринимать красоту окружающего мира, и те книги, которые он прочел, и та музыка, которую он слышал, и те картины и фильмы, которые он видел... Так постепенно строится храм души – из таких вот хрустальных кирпичиков опыта, знаний - увиденного, пережитого, прочитанного. И сквозь эту прозрачность просвечивает личность человека думающего, чувствующего, человека, чье сознание постоянно расширяется – как вселенная.
 Встреча с книгой Валентины Томашевской-Арндт и есть одна из счастливых возможностей для расширения твоей личной вселенной, дорогой читатель!

Вера Петрянкина. 2008

Коротко  себе

Валентина Томашевская родилась в 1955 году в старинном городе Пинске. Oкончила филфак Даугавпилсского пединститута (Латвия). Преподавала русский язык и  литературу в школе, сотрудничала с районной и региональной прессой. Училась на факультете журналистики в Рижском университете. С 2003 года живет в Германии. Публиковалась  в литературных альманахах: "Средиземье", "Эдита" (Германия).
Член Литературного общества немцев из России. Публиковала стихи и прозу в литературных альманахах ЛИТО. Автор книг прозы: «Хрустальные кирпичики», 2008, Издательство Edita Gelsen, 2008;  «Даугавпилсский пединститут» Altaspera, 2017 (серебряный приз и диплом на Международном конкурсе «Золотое перо Руси» - 2017
в номинации «Издания»).
«Я люблю вас, далекие пристани», Altaspera, 2019, «Taлисман любви», Altaspera, 2020. 
Два сборника стихов: «Резонанс»,  изд.Vela.Verlag 2012, Мюнхен; «Времена года», изд. Weastfalen 2023,  Германия.
В 2022 году в рамках проекта "Встреча под Триумфальной Аркой" в числе других авторов  отмечена жюри грамотой и благодарностью за гуманизм, особую лиричность, тонкость восприятия мира и художественного слова.


2022. В рамках проекта "Встреча под Триумфальной Аркой"
авторы – Александр Петренко (А. Ралот), Татьяна Петренко, Виорель Ломов,
Валентина Томашевская, Наталья Блискавица, Дживан Бабу, Эвелина Каравай – отмечены жюри за гуманизм, особую лиричность, тонкость восприятия мира и художественного слова.

5.10.2023. Вышел в свет мой сборник стихов (в стиле хокку и танка) "Времена года".
Фотографии - Юрась Шербаков (Пинск, Баларусь).