Курс выживания для дамы в современном мире. 14

Мария Буркова
   И  снова  промывать  мозги  начали  женщине, старый  трюк  в  действии. Если  не  удаётся  апеллировать  к  гордыне, следует  разыграть  карту  тщеславия. Женщина  хочет  быть  любимой, так  стоит  внушить  ей, что  для  этого  вовсе  не  нужен  брак! Вспомним  хоть  гетер, хоть  куртизанок, хоть  баядер, хоть  амазонок, хоть  друидов  изобретём, да, ещё  бы  неплохо  сочинить  что-нибудь  про  древних  славянок  подходящее  там, жрицы  Мокоши  какой-нибудь (заметим, сплошное  язычество, и  это  неспроста). Переиначим  типаж  Манон  Леско  на  современный  лад, объявим  это  поведение  нормой. Внушим  молодой  даме, что  она  есть  дорогая  игрушка/кумир  для  поклонения/безжалостная  госпожа. Короче, что  угодно, только  не  жена  и  мать. Гламурные  журнальчики  больше  половины  состоят, кроме  рекламы, из  той  же  рекламы  тряпья, обуви  и  косметики  со  всеми  аксессуарами  пополам  с  кулинарией. Можно  всерьёз  подумать, что  человек  создан  только  для  того, чтоб  пожрать  и  принарядиться  перед  сексом! Причём  секс  не  только  уравнен  с  едой, хотя  этот  ритуал  содержит  больше  духовно-душевной  части, чем  собственно  плотской, но  и  навязывается  так  же, как  еда. Это  и  есть  основной  элемент  язычества, вспомните  и  сейчас  здравствующие  племена, чья  духовная  жизнь  застряла  на  примитивных  желаниях  и  умерла, в  которых  гостю  могут  предложить  жену  хозяина  и  оскорбиться  отказом! Вот  к  чему  ненавязчиво  приучают, и  это  ещё  не  всё. В  журнальчике  мы  обязательно  найдём  «психологический  тест», где  нам  незаметно  навяжут  некую  модель  поведения, цель –– приучить  читателей  слушаться  инструкции. А  то  гороскопы  не  так  популярны, как  психологи, которые  упрашивают  не  делом  заниматься, а  объяснять  свои  пороки  некими  якобы  нормальными  внутренними  процессами, а  главное –– этим  порокам  потакать, а  не  стремиться  их  выкорчевать. Но  и  гороскопы, и  «тесты»  предназначены  и  для  определения  «совместимости  партнёров». То  есть  дама  будет  видеть  не  человека  в  мужчине, а  «зодиакальный  знак». Речь  незаметно  идёт  уже  совсем  не  о  любви, а  о  выгодах  общения  с  этим  «знаком». А  ведь  это  уже  форменный  «шаг  влево, шаг  вправо –– расстрел», и  ничего  другого. Уже  сейчас  «зодиакальный  знак»  может  стать  причиной  того, что  вас  просто  не  возьмут  на  работу. Это  значит, важнее  квалификации  и  профессиональных  качеств  становится. Ну, не  бред  ли? Нет, увы, реальность. Или  же  пример  на  обожание  абстрактных  психологизмов, вопрос  на  собеседовании  или  в  анкете:  «Конфликтный  ли  Вы  человек?». Что  имеется  в  виду, простите? Разумеется, вряд  ли  кто-то  заявит, что  его  характер  сродни  свирепой  бабке  на  лавочке, злой  на  весь  мир, но  данный  вопрос  для  чего? Уж  не  затем  ли, чтоб  экономить  на  жаловании  «неконфликтного»  работника?
   Ещё  мы  найдём  обязательно  рекламу  неких  «восточных  мудростей», благо  это  столь  туманное  понятие, что  сгодится  любая  ерунда  софистического  толка. Это  для  того, чтобы  задолбить  тезис  о  якобы  непостижимой  мудрости  обществ, не  желающих  знать  Бога. Меж  тем  в  Азии  никогда  не  ценилась  человеческая  жизнь (тепло, новых  нарожают, плодами  прокормимся), а  уж  душа  и  подавно. Никакими  извращениями  там  никогда  не  смущались. Например, сейчас  в  разбогатевшем  Китае  полезным  блюдом  является  человеческий  зародыш (продукты  абортов  и  выкидышей, поданные  под  острым  соусом  с  виноградными  листьями, гордость  современных  дорогих  ресторанов  Поднебесной)…Пока  это  шокирует  англичан, но  они  же  сами  на  протяжении  всей  истории  славились  своей  исключительной  прагматичностью, так  что  изменения  в  массовом  сознании  в  нужную  строну  незаметно  сделает  покорный  телевизор  и  гламурные  издания, благо  денег  на  это  найдётся  всегда  достаточно. Гонения  на  Церковь  Христову  начинались  с  весёлых  побасёнок  Вольтера, так  что  не  следует  недооценивать  роль  СМИ  в  формировании  антихристианского  мировоззрения, тут  сгодится  всё.
  И  вот, находим  в  журналах  уже  недорогих, а  значит, более  доступных  массам  в  условиях  резкого  имущественного  расслоения  общества:  «Как  стать  идеальной  любовницей». То  есть  мало  того, что  нацепить  на  себя  ливрею  блудницы, так  ещё  и  лишить  себя  всякой  возможности  счастья! Свести  себя  лишь  к  предмету  прихоти, а  то  и  стать  виновницей  разбитых  жизней. Читаю  и  вижу, что  дело  ещё  серьёзней  и  страшнее. Итак, дети  не  нужны, они  только  мешают  наслаждаться  жизнью. Без  комментариев. Дальше. Муж  тоже  не  нужен, так  как  о  нём  придётся  заботиться, лучше  жить  одинокой  и  свободной. Дескать, так  больше  испытаешь  радостей  жизни (Вообще-то, как  известно, именно  одиночество  есть  самое  страшное  из  древних  проклятий, а  «свободны»  были  изгнанные  прочь…). Итак, материнство  и  супружество, получается, лишены  радостей. Это  кем  же  надо  быть, чтоб  это  утверждать? Читаю –– глупой  ограниченной  самкой. Простите, вся  история  человечества  доказывает, что  как  раз  эти  слова  относятся  к  блуднице, женщине  одинокой  и  свободной, без  мужа  и  детей. Может  быть, нам  хотя  бы  предложат  быть  светочем  культуры  и  интеллекта, как  гетерам  Эллады? Нет, авторы  этим  рекомендуют  «не  заморачиваться», ведь  главное –– это  ослепительно  выглядеть  и  всё  уметь  в  сексе. Одалиски  в  гаремах  жёнами  не  становились, так  как  техника  секса  ещё  не  подразумевает  наличие  души, тем  более  родственной, без  которой  мужчина  задохнётся. Есенин, приехав  в  Персию, ужаснулся, обнаружив  в  экзотических  восточных  красавицах  покорных  рабынь  и  ничего  больше, этакий  эротический  автомат. Московские  проститутки  с  восторгом  и  благодарностью  слушали  стихи, легко  и  непринуждённо  поддерживали  беседу, они  были  живыми  людьми, а  не  наряженными  куклами. При  всех, так  сказать, издержках  профессии. Однако  судьба  проститутки  и  содержанки  по  своей  сути  почти  не  отличаются, и  именно  эту  деятельность  предлагается  вести  авторами  журнала  читательницам, просто  настоящее  название  маскируется  под  жеманное  «любовница».
   Меж  тем  общеизвестно, что  «плоха  та  любовница, что  не  желает  занять  место  жены». Потому  что  это  уже  вовсе  не  любовница, а  блудница, служительница  сатаны, любить  не  способная. Но  наши  авторы, нимало  этим  не  смущаясь  и, очевидно, полагая, что  читатели, лохи  безграмотные, всё  равно  ничего  не  заметят  и  не  поймут, проговариваются  в  своих  рекомендациях  полностью. Так, о  любви  как  таковой  к  мужчине  думать  не  следует, ведь  его  роль  сводится  к  поставке  удовольствий  для  означенной  любовницы –– как  в  постели, так  и  в  магазине. Итак, натуральная  проституция, только  с  нагрузкой  в  виде  завышенной  оплаты  за  бренд. И  без  сутенёра, который  какие-никакие  обязательства  перед  работницей  имел. Это  чтоб  в  случае  неизбежного  неуспеха  некого  было  считать  ответственным  за  разработку  схемы  продаж, презентации, представительских  расходов, и  т.д.. Оригинальное  «кидалово», другие  слова  здесь  просто  не  подходят.
   Ещё  мы  найдём  в  журнальчике  чёткие  советы, например, «Как  заставить  его  потерять  голову», «Как  превратить  мужчину  в  раба», «Как  раскрутить  шефа  на  премию», «Как  сделать, чтоб  он  всегда  уступал  тебе». Это  какого  же  монстра  стремятся  сделать  из  молодой  женщины?! Правда, есть  один  забавный  нюанс:  мужчины, обладающие  интеллектом, имеют  мало  шансов  стать  жертвой  тиражированных  рекомендаций. Не  потому, что  тоже  это  прочли, а  просто  не  рассчитано  оно  на  таких. Эти  публикации  на  дружеских  посиделках  часто  использовались  мной  в  качестве  развлечения, читаем  построчно  и  интересуемся  реакцией  на  происшедшее  и  последующей  стратегией  действий. Рецепты  не  работают, но  не  беда:  мой  муж  и  его  друзья  не  раз  слышали  вслед  истеричные  вопли:  «Подонок, сволочь, гад!»  и  прочее  именно  тогда, когда  вели  себя  иначе, чем  позволяет  глянцевый  журнальчик.
   Веселились, правда, недолго. Одна  из  моих  младших  подруг  как-то  заявила  мне, что  хочет  влюбиться  в  достойного  человека  и  выйти  за  него  замуж, перестать  быть  «дамой  по  вызову»  и  «хорошим  другом»  у  тщеславных  и  самодовольных  капризников. Девушка  была  красива, умна, добра  и  отзывчива, великолепно  умела  поддержать  разговор  и  украсить  любую  компанию, взялась  писать  диссертацию, при  этом  работала  в  двух  конторах. Искать  сердечного  друга  не  пришлось:  интеллигентный  дизайнер, преуспевающий  бизнесмен, не  замеченный  во  вредных  привычках  или  нехороших  связях, умница-джентельмен, которому  приелись  женщины-вамп, устал  от  одиночества  и  двусмысленности  хищных  красоток. Любовь  была  искренней, роман –– ослепительно  красивым, друзья  были  в  восторге  от  эффектной  пары. Но  и  тут  напакостил  глянцевый  журнал. Как-то  в  нём  было  прочитано, что  замужество  никак  не  связано  с  любовью (во  как!), и  именно  оно  есть  цель, которой  надо  неуклонно  добиваться  любой  ценой (а  смысл, если  потом  не  обрадуешься?). Кроме  того, советовалось  приступить  к  допросу  немедленно (откуда  такие  слова-то  выкопали…), пока  объект  не  успел  перейти  в  контратаку. Итог –– наш  друг, уже  искавший  участок  для  строительства  коттеджа  для  будущей  жены  и  детей, и  впрямь  не  ожидал  допроса, после  которого  ледяным  тоном  поинтересовались:  «Ну, и  когда  расписываемся?!». Его  естественное  замешательство  и  откровенный  испуг  были  расценены  как  нежелание  соответствовать  требованиям, после  чего  дама  хлопнула  дверью  и  сменила  телефон, обиженный  в  лучших  чувствах  мужчина  несколько  ночей  рыдал  в  подушку, но  теперь  у  него  в  глазах  рябит  от  желающих  утешить, а  страстно  возжелавшая  замужества  уже  замужем… за  кухонным  боксёром, со  всеми  вытекающими. Вот  цена  сиюминутного  эгоизма, слепой  прихоти. Я  не  призываю  игнорировать  глянцевые  журналы, достаточно  думать  о  последствиях  собственных  действий, но  данный  случай  отнюдь  не  единичный, скорее, это  уже  статистика.
   Но  почему  мы  там  никогда  не  прочитаем  другое? Отчего  издания  пестрят  деструктивными  лозунгами  вроде  «Ревность –– признак  любви» (тогда  как  ревность  есть  симптом  либо  гипертрофированной  гордыни, сопряжённой  не  то  с  тотальной  неуверенностью  в  себе, не  то  со  злобой  на  весь  мир, не  то  неизлечимого  психического  заболевания), «Стань  королевой» (титул  властительницы  страны  подразумевает  колоссальную  ответственность  за  всех  подданных  и  материнскую  заботу  о  них, вплоть  до  самоотречения  и  самопожертвования, стало  быть, не  только  несвободу  в  личной  жизни, но  и  часто  краткую  жизнь  и  страшную  смерть, а  вовсе  не  постоянное  пресыщение  богатством  и  властью), «Прелести  измены»  (традиционная  горечь  и  сожаление  об  утратах, вообще-то, если  честно), «Постель  делает  карьеру» (с  обязательными  рожами  голливудских  и  других  всегда  сомнительных  не  то  актёров, не  то  неудачников, а  также  любимчиков  Аллы  Пугачёвой, как  будто  в  мире  нет  больше  других  занятий, как  подражать  этим  непонятно  как  разбогатевшим  непонятным  личностям). Отчего  праздник  Петра  и  Февронии, который  раньше  чтили  только  православные  прихожане, подвергся  злобному  остракизму, в  то  время  как  странный  день  святого  Валентина, не  имеющий  даже  связной  легенды, бурно  празднуется  даже  в  школах? Давно  тошнит  думающих  людей  от  пошлых  сердечек, страз  и  ничего  не  означающей  истерической  вакханалии, католики  и  вовсе  открещиваются  от  своей  причастности  к  американскому  празднику, зато  светские  СМИ  превозносят  эту  нелепицу  пуще  Нового  года. Всё  дело  в  названии. В  «день  влюблённых»  как-то  косо  смотрят  на  одиноких  людей, мол, что, не  с  кем, неудачник? Аккуратное  зомбирование  на  случайные  связи, а  ещё  превращение  детей, которым  вообще-то  думать  про  взрослый  интим  рано, в  сексуально  озабоченных  недоумков. Ведь  «влюблённые»  вроде  как  ничем  друг  другу  не  обязаны, в  то  время  как  Пётр  и  Феврония  были  венчанными  супругами, перенесли  массу  испытаний  вместе  и  достигли  святости, то  есть  победили  свои  грехи. Напоминание  об  этом  очень  не  нравится  идеологам  моды  на  «секс  без  обязательств», который, кстати, именуется  традиционно  не  как-нибудь, а  чётко:  «вино  блуда». Поскольку  действие  постельных  утех  полностью  аналогично  опьянению  хорошим  вином, но  с  неизбежным  муторным  похмельем. Однако  если  телесные  последствия  злоупотребления  хмельным  напитком  давно  известны, то  с  душой  всё  в  сотни  раз  хуже. Ощущение  пустоты, лишённой  всякой  радости, одиночество, только  обостряемое  ненужными  чужими  людьми, чувство  собственной  никчемности, невозможность  ощутить  прежнюю  радость, вкус  к  жизни, гнетущее  впечатление  от  некой  бессмысленности  происходящего, бесплодные  поиски  какого-либо  утешения, погоня  за  развлечениями  в  слепой  надежде   забыться, которая  лишь  усиливает  остроту  этого  непроходящего  похмелья –– далеко  не  полный  «букет», так, стержневой  цветочек. Но  уже  вполне  ясная  дорога  в  преисподнюю, она  ведь, как  и  Царство  Божие, находится  в  первую  очередь  внутри  нас. А  уверить, что  можно  глушить  страдания  души  «хорошим  настроением», кулинарными  ухищрениями, новыми  украшениями  и  одеждами, йогой, тренажёрами  и  прочими  прибамбасами  салонов  красоты, изучением  различной  чепухи –– от  астрологии  и  фен-шуя  до  деревенской  прозы  латиноамериканских  Распутиных  и  криминально-амурных  сериалов –– в  этом  и  назначение  глянца, особенно  дешёвого. Вот  только  не  растут  апельсины  на  осинах, как  ни  старайся  изобразить  это  на  презентации.
   Дешёвый  глянец  пестрит  также  ещё  одним  вечным  безобразием:  обсасыванием  личной  и  публичной  жизни  каких-либо  известных  людей. Причём  если  означенный  человек  сделал  что-либо  значащее  для  человечества, известен  как  выдающийся  учёный, исследователь, честный  слуга  своей  профессии  или  родины, его  положено  максимально  извалять  в  грязи, приписать  ему  максимальное  количество  пороков, пусть  даже  и  вымышленных, всё  равно  опровержение  никто  не  замечает, а  сенсация  запоминается. Рекламировать  же  пороки  и  приучать  читателя  к  тому, что  это  не  просто норма  жизни, а  даже  престижно –– призвание  тех, кто  попроще, мало  что  из  себя  вообще  представляет, кроме  созданного  рекламистами  глянцевого  же  образа. Схема  проста –– не  обладающий  никакими  талантами  и  достоинствами  честолюбец  желает  прославиться, для  чего  он, разумеется, готов  платить  нужным  людям  за  рекламу. И  вот  из  посредственности  лепят  что  заказано, а  потребители  этой  дешёвки  рады  ещё  как:  они  отлично  видят, что  сами  такие  же, как  и  дешёвые  кумирчики. Однако  кумирчики  и  сами  знают, сколь  мало  значат  на  самом  деле, им  необходимо  постоянно  напоминать  о  себе, дабы  избежать  мгновенного  забвения, и  стараются  эксплуатировать  что  угодно, в  первую  очередь  средства  эпатажа. Карнавал  продолжается, несмотря  на  то, что  всех  уже  тошнит. Но, как  говорят  в  таком  случае  физики, когда  патологии  много, её  обзывают  нормой. Итак, кто  же  правит  этим  карнавалом? Полагаю, вопрос  риторический.
   Любопытно  также, что  вышесказанное  относится  к  так  называемой  массовой  культуре. Термин  не  нов, сформировался  в  середине  ;;  века  окончательно. Дело  в  том, что  культура  как  таковая  начала  делиться  на  элитарную  и  массовую  достаточно  давно, приблизительно  к  началу  первой  французской  революции. В  дальнейшем  просто  нарастали  темпы  деструкции, и  уже  к  началу  20  века  некрофилия  взялась  хозяйничать  в  искусстве. Серебряный  век  сперва  убежал  в  язычество, затем, забыв  о  Пушкине, который  оттуда  вышел  к  Христу, нырнул  в  похмелье  от  блудного  вина. Затем  наступила  форменная  калиюга, очерченная  Сартром, Камю, Набоковым. Итак, в 1909  г., например, поэт  Томазо  Филиппо  Маринетти  издаёт  знаменитый  манифест  футуристов, где  отрицается  всё (!) прошлое  искусства, превозносится  культ  силы (вот  так…), грубости, разрушения  и  тотального  безразличия  к  человеку  и  его  страданиям, которые  должны  волновать  художника  «не  больше  печали  электрической  лампы». Нечеловеческие  черты  такого  деятеля  искусства  даже  не  нуждаются  в  рассмотрении, всё  уже  и  так  ясно. Но, «уж  сколько  раз  твердили  миру…». Нашлись  не  просто  подражатели, а  продолжатели:  через  9  лет  выходит  «Дада», манифест  первых  модернистов. Там  требуется  уничтожение  памяти  и  даже  самой  логики. Восхваляется  лишь  стихия  отрицания:  «Больше  не  нужны  ни  художники, ни  литераторы, ни  музыканты, ни  скульпторы, ни  религия, ни  республиканцы, ни  роялисты, ни  империалисты, ни  анархисты, ни  социалисты… ни  армия, ни  полиция, ни  родина –– достаточно  всех  этих  глупостей, не  нужно  больше  ничего, больше  ничего». Немецкий  художник  Георг  Гросс  в  последствии  уточнял:  «У  нас  не  было  никакой  политической  программы, но  мы  являли  собой  чистый  нигилизм, и  нашим  символом  были  Ничто, Пустота, Дыра». Это  вовсе  не  сборище  психопатов, это  серьёзная  позиция  тех, кто  подписался  под  русским  переводом  «Интернационала». Базаров  умер, оставаясь  ещё  где-то  остатками  человека, ему  такое  вряд  ли  виделось  всерьёз, просто  ему  доставляло  удовольствие  эпатировать  окружающих  досужими  умствованиями, скрывавшими  простой  комплекс  неполноценности. Ставрогин  тщательно  готовился  к  появлению  подобного. И  ко  второй  половине  самого  кровавого, самого  жестокого  века  за  всю  историю  человечества  достигнуты  колоссальные  успехи  его  доктрины. Американский  художник  Джулс  Фейффер, автор  книги  «Великие  герои  комиксов», свидетельствует:  «…В  том-то  и  заключается  смысл  макулатуры:  назначение  её –– нравиться. Хлам –– второразрядный  гражданин  мира  искусств; это  прекрасно  знают  все –– и  мы, и  его  авторы. Поэтому  он  пользуется  определёнными  неотъемлемыми  привилегиями. Безответственность –– одна  из  них. Вторая –– к  хламу  никто  не  относится  серьёзно. Он, как  пьяный  гость  на  свадьбе, может  себе  позволить  себе  делать  и  говорить  что  угодно… Хлам  не  боится  повредить  своей  репутации  или  оскорбить  своё  достоинство. Его  уровень –– заведомо  низкий  среди  всех  популярных  изданий. Вот  почему  он  так  необходим». А  поэтому  следует  сделать  всё, чтобы  вывернуть  наизнанку  тезис  Джона  Стюарта  Милля «Лучше  быть  неудовлетворённым  человеком, чем  удовлетворённой  свиньёй». Эти  успешно  занимается  дешёвая  и  примитивная  масс-культура. Ведь  внешняя  занимательность –– только  способ  соблазнить, протащить  деструктивные  мотивы. Кроме  того, выполняется  и  столь  важное  дело:  не  просто  мнимо  выключить  человека  из  повседневных  забот  и  тягот  существования, а  погрузить  в  иллюзорный  мир, игнорирующий  факты, потакающих  худшим  свойствам  души. Лауреат  многих  премий, знаменитый  литератор  Ален  Боске  в  интервью  1976  года  честен, как  истинный  циник:  «…рабочий, служащий, средний  француз, который  довольно  напряжённо  работает  по  восемь  часов  в  день, зарабатывает  себе  право  вернуться  вечером  домой  полным  идиотом. И  если  он  абсолютный  идиот, то  он  и  читает  идиотские  вещи, поскольку  у  него  нет  потребности  загружать  свой  мозг. Вы  не  можете  препятствовать  тому, чтобы  плохие  издатели, даже  крупные  издатели, публиковали  книги, рассчитанные  на  людей, которые  хотят  читать  полицейские  романы  и  не  питают  никакого  уважения  к  настоящей  литературе. То  есть  нельзя  запретить  плохую  литературу. Это  было  бы  возможно  лишь  в  условиях  диктатуры». Понятно  теперь, зачем  нужны  революции, обещания  свободы, «общечеловеческие  ценности»  и  всякие  прелести  демократии? Чтобы  все  превратились  в  абсолютных  идиотов, таких  вот  двуногих  свиней, радостно  жрущих  некий  суррогат, всё  менее  похожий  на  культуру! Кстати, совсем  незаметно  термином  «диктатура»  заменено  понятие  «монархия», чтобы  стереть  грамотное  восприятие  понятий, обычный  приём  вражьего  вранья. Сколь  уважают  деятели  такой  эрзац-культуры  потребителей  своего  творчества, в  пассаже  точно  определено. От  авторов  теперь  требуется не  художественное  преломление  действительности  в  талантливо  выполненных  шедеврах, а  создание  мифов, всецело  уводящих  от  реальности.
   И  вот  здесь  неоценимым  подспорьем  оказался  телевизор, заменивший  не  только  иконы  и  храм, но  и  книги. В  последние  пять  лет  прогресс  просто  фантастичен. На  свалках  грудами  лежат  книги, которые  целыми  стеллажами  выбросили  современные  поклонники  моды. Классика, раритетные  издания, из-за  которых  ещё  в  90-е  годы  люди  дрались  и  платили  огромные  суммы, многотомные  собрания  сочинений  и  выходившие  крохотными  тиражами  альбомы  по  изобразительному  искусству. Зато  в  квартире  вместо  книжных  полок  жирно  раскинулся  огромный  экран, и  вовсе  не  каждый  зритель  интересуется  познавательными  программами, шедеврами  классики  и  фильмами  о  животных. В  подавляющем  большинстве  случаев  слышен  рёв  базарных  ток-шоу  и  аккорды  дешёвых  сериалов.
   В  элитарной  культуре  некрофилия  развернулась  в  полный  рост, заслоняя  собой  всё  живое  и  прекрасное. Аристократия  социума  способна  мыслить, у  неё  ещё  не  умерли  духовные  потребности; методы  оболванивания  примерно  те  же. ;;  век  как  никакой  другой  преуспел  в  подавлении  как  человечности  как  таковой, так  и  собственно  живого  человека. Если  в  грубом  примитивизме  поделок  «массовой  культуры»  иллюзорный  мир  банален, упрощён, «очищен»  от  социальных  проблем, будь  то  «Свинарка  и  пастух»  или  «Человек-паук», то  в  модернистском  искусстве  элиты  болезненно  усложнён, иррационален, обессмыслен (от  несчастных  героев, страдающих  от  фатальной  отчуждённости, одиноких, а  то  и  безвольных, ничтожных  существ  из  пьес  абсурда  или  антироманов, полнейшей  нелепицы  на  полотнах  и  искорёженных  мертвечиной  фотографиях  и  коллажах, до  «Биеннале-72», например, где  в  качестве  экспонатов  лежали  кучи  битого  кирпича  на  полу  и  дохлая  курица  на  столе, вонявшая  на  жаре  так, что  мало  не  казалось) –– а  всё  это  в  целом  есть  сознательная  дегуманизация  искусства, его  целенаправленное  уничтожение. Пока  Ортега-и-Гассет  и  ему  подобные  рассуждали, мол, «Художник  ослеп  для  внешнего  мира  и  повернул  свой  зрачок  вовнутрь, в  сторону  внутренних  субъективных  пейзажей», пока  честнюга  Моруа  публиковал  свою  «Рождение  знаменитости», уже  наступила  Парижская  весна, подготовленная  «Пеной  дней»  Бориса  Виана, который  виртуозно  утвердил  мысль, что  мир  устарел, и  самые  ложные  его  ценности –– труд, порядок  и  религия. Скажем  честно, сколько  бы  не  нахваливали  стиль, эту  по  сути  дела  форму, содержание  есть  натуральная  отрава  для  людей, ещё  не  нашедших  авторитета, не  определившихся  с  собственной  системой  ценностей (точнее, не  найдя  истинную; вот  ведь  забавно, в  физике  никто  не  ставит  под  сомнение  то, что  подтверждено  эмпирически, установлены  единые  законы, скажем, небесной  механики, а  вот  поди  ж  ты, хватает  наглости  оспаривать  вековой  опыт  христианства, известные  ещё  когда  закономерности  природы…). Кроме  того, элитарное  искусство, постепенно  бледнея, превращаясь  в  псевдоискусство, а  там  и  в  свою  противоположность, более  чувствительно  к  моде, этой  нелепице  из  штампованных  мифов  и  наглого  промоута. Ведь  посредственности, желающие  чувствовать  себя  элитой  и  знающие, что  таковой  по  сути  являться  не  могут, готовы  слушать  любую  гламурную  чепуху, если  её  несёт  публичный  выскочка, и  подражать  кому  угодно, если  он  объявлен  знаменитым. Иначе  не  продавалась  бы  по  самолётным  целям  бессмысленная  мазня  и  брендовая  продукция  не  стоила  бы  в  десятки  раз  выше  аналогичной, но  без  фирменного  клейма.