Главы из книги Притяжение земли. Оформление участк

Иосиф Бобровицкий
Оформление участка в деревне Аносово в Рязанской Мещёре.
К апрелю 1991 года, когда я избавился от земли к северо-западу от Москвы, появилась реальная возможность обрести землю в юго-восточном направлении, в Рязанской Мещёре. Ещё осенью 1990 года школьная подруга моей жены Серафима, вернувшись из отпуска, который традиционно проводила в деревенском доме на Рязанщине, сообщила, что в Рязани дают землю по рублю за сотку по программе восстановления деревень в Нечерноземье.
И вот в один из выходных дней мы с Симой поехали в рабочий посёлок Тума, в окрестностях которого распологалась деревня Новосаввино, в которой мы хотели приобрести землю. 5 часов езды в переполненном автобусе от автовокзала на Щёлковской, и в 2 часа ночи мы прибываем в Туму. Автобус отправляется в Касимов, а мы каратаем ночь в небольшом зальчике автовокзала с местными алкашами и хулиганьём. Надо ждать рассвета, а осенний рассвет наступает довольно-таки поздно. Наконец забрезжило, и мы отправляемся в Уткино, где расположен Бычковский сельсовет, на территории которого расположено Новосаввино. Переходим ж/д переезд и прямо по асфальту, по обоим сторонам которого стоят дома, идём к сельсовету. Дорога кажется бесконечной, хотя по карте всего два километра.
В сельсовет Сима тотчас берёт быка за рога, я же смущённо прячусь за её спину. До последней минуты я считаю, что это авантюра: люди пришли с улицы и заявляют, что хотят приобрести землю. Я вспоминаю прошлогоднее происшествие. На станции метро Красногвардейская мужчина предложил продать часть дома с участком в деревне Ознобишено под Подольском. Мы договорились о встрече выходной. Он дал адрес. Нас устраивало это направление, ибо в пяти километрах от Ознобишено в районе Поливанова живёт брат моей жены Павел. В назначенный час я был по указанному адресу, мужика не застал, а соседи рассказали, что никакой землёй он здесь не владеет, он больной человек, и я не первый, кого он «разыграл», если можно так выразиться.
Председатель сельсовета Нина Петровна стала выговаривать Симе: «Что ж вы так долго собирались, ведь выделение земли началось с лета, когда вы отдыхали в Новосаввине. Все участки уже распределены. Вот, если хотите, здесь неподалёку есть деревня Аносово, там ещё пару участков можно подобрать, но торопитесь, так как и на них есть желающие.» 
Я развернул карту и нашёл Аносово, что-нибудь в 3-х километрах к югу от Уткина, где мы находились. Небольшая речушка Белая, рядом озерцо, от Тумы 5-6 километров, можно и пешком добраться, в то время как до Новосаввина 17 километров и только два автобуса в день, да и от автобуса 4 километра непроезжей дороги, включая 1,5 километра через болото по гати. Я сразу ухватился за предлагаемый вариант, а когда работник сельсовета, помогавший Нине Петровне, сообщила, что в окрестностях Аносова есть клюквенное болото, то окончательно решил бороться за него. Сима ещё сомневалась, зная что её сын Миша, практически выросший в Новосаввине, на любой другой вариант не согласится.
Оказалось, что информация Симы слегка устарела: землю давали бесплатно, два же рубля за сотку составлял налог за пользование землёй. Необходимо было лишь написать заявление, что мы тотчас и сделали. Сима упросила Нину Петровну принять от Миши заявление на Новосаввино, а от себя оставила два заявления и на Аносово и на Новосаввино. Оставалось после решения в сельсовете, которое должно было состояться через неделю, оформить участки в отделе главного архитектора в Клепиках, куда Нина Петровна должна была отвезти наши заявления с резолюцией собрания в Бычковском сельсовете.
Вообще в Туму из Люберец можно попасть чуть ли не пятью различными путями, кроме прямого автобуса с автовокзала, а до автовокзала из Люберец около часа езды. Можно электричкой добираться до Рязани, точнее до платформы Лагерная, рядом с которой располагается Рязанский автовокзал, и далее автобусом до Тумы около двух часов езды; можно отправиться на электричке не по рязанскому, а по казанскому направлению до Черустей, там пересесть на местный поезд в сторону Мурома до станции Нечаевская, пройти  1,5 километра лесом до станции Окатово и там сесть на поезд Владимир – Тумская и через час быть в Туме; можно сесть на этот поезд и во Владимире, но, во-первых тогда нужно добраться сперва до Владимира, а затем, во-вторых, 5 часов ползти до Тумской; наиболее удобный путь – электричкой до Шатуры, далее автобусом до Клепиков и ещё одним автобусом до Тумы, причём, постояв минут десять в Туме, автобус отправляется до Бусаева, и тем самым подбросит в сторону Аносова на 3 километра из 6. Но этот последний вариант мы узнали позднее, а пока для поездок в Клепики и в Туму для оформления участков использовали второй и третий варианты.
Нам, конечно, хотелось увидеть участки в натуре: побывав в Туме, куда необходимо было доставить кое-какие документы, мы с Симой  пешком отправились в Аносово. Поплутав в районе автозаправки, мы выскочили на Спиринское шоссе и без приключений дощли до Аносова. Шоссе пересекло по мосту Белую, довело до центра деревни и далее направилось к пчельне. Здесь на перекрёстке мы встретили Александра Ивановича Серикова, бывшего председателя местного колхоза. Мы рассказали Александру Ивановичу цель нашего визита, и  он одобрил наш выбор. От перекрёстка мы направились направо, ибо участки нам собирались выделить в районе зарослей терновника, малины и вишни на месте сгоревшего дома и соседнего с ним, перенесённого в Туму, кроме того мы хотели увидеть озеро, пусть и подо льдом. Мы прошли мимо трёх домов, не подававших никаких признаков жизни, и вышли на околицу, оттуда к реке вела чуть приметная тропинка. Тропинка кончалась в месте впадения в реку мелиоративной канавы, образуя небольшой разлив, который никак не тянул на озеро. Решили возвращаться, у крайнего дома мы были встречены ещё одним местным жителем, Михаилом Михайловичем Коношевым. Появление посторонних в деревне вызвало подозрение, и он решил узнать, что нам здесь надо. Мы в свою очередь пытались получить информацию об озере и клюквенном болоте. Он подтвердил нам наличие и того и другого: то ли он умышленно вводил нас в заблуждения, то ли считал озером искусственный водоём, устроенный колхозом для рыборазведения. В целом мы остались довольными своими наблюдениями: речушка хоть и мелкая, но очень живописная, к тому же сейчас зима, а летом она возможно и полноводнее, да и подпрудить можно.
Вернулись в Туму, хотели зайти на ж/д вокзал, чтобы узнать расписание поездов, но встреченный нами мужчина сообщил, что поезд на Владимир вот-вот должен отправиться, а обилетят нас в поезде. Действительно, мы не успели толком усесться, как двери вагона закрылись, и поезд стал набирать скорость. Я попытался вспомнить карту этого района, ж/д от Тумы к Владимиру вела почти на север и неизбежно должна была пересечь Казанку, но где? Должно быть где-то между Курловским и Гусь- Хрустальным. Пока же мы решили подкрепиться, достали бутерброды и термос. Поезд сделал остановку в Великодворье, и в вагон вошли контролёры. Мы объяснили ситуацию, и контролёры не только обилетили нас, но и подсказали, что мы должны сойти в Окатово и по шпалам пройти по дуге 1,5 километра до станции Нечаевская, а вот о тамошнем расписании они нам ничего сказать не смогли. Где-то через час мы были в Окатове, и уже в сумерках добрались до Нечаевской. Эти 1,5 километра лесом показались Симе столь опасными, что она навсегда отказалась от этого варианта маршрута, хотя он был наиболее дешёвым, а порой и бесплатным, когда контроль не успевал до Окатова дойти до первого вагона.
Поезд из Вековки пришлось ждать очень долго, к тому же он опоздал, пассажиры в вагоне переживали, успеем ли мы к последней электричке из Черустей до Москвы. В Черустях мы успели перебежать в электричку, но там выяснилось, что до Москвы она идёт лишь по выходным, а в будние дни следует лишь до Куровской. Нам посоветовали сойти в Шатуре – там вокзал потеплее, чем в Куровской, а мы успели намёрзнуться в дизельпоезде от Нечаевской до Черустей, так как он не отапливался и добрая половина окон была в нём выбита.
В Шатуре мы расположились на эмпээсовских диванчиках рядом с радиаторами отопления и кое-как продремали до отправления первой электрички в 4 часа утра.