Деви Махатмьям - Пролог

Шестаков Юрий Николаевич
Священный гимн «Деви Махатмьям»* («Прославление Богини»), иначе известный под названием «Дурга Сапташати» («Семисотстишие Дурги»), «Чандипатха» («Чтение о Чанди») и «Шри Шри Чанди» («Благая Чанди») – прославленный текст, написанный древним мудрецом Маркандейей на санскрите, который является частью «Маркандейя Пураны» (один из основных ведических трактатов). Со временем он распространился в виде отдельного произведения из тринадцати глав и семисот шлок. Основная нить повествования «Деви Махатмьям» ведётся от имени Маркандейи, ведущего разговор со своим учеником.
Сказание о Великой Богине – начале и конце всех вещей, предназначено не только для философского или религиозного рассмотрения, но и служит для прямого применения в практике самопостижения.
Главы «Деви Махатмьям» условно разделены на три части и каждая из них посвящается одной из основных форм Богини: избранным божеством первой части является Махакали, второй части – Махалакшми, и третьей  – Махасарасвати. Поэтому, как и во многих индийских изданиях «Деви Махатмьям» в начале каждой из частей приведены особые обращения, декламируемые при медитации на указанных Богинь. Надо сказать, что описанные в каждой из частей разнообразные аспекты Деви нельзя сводить исключительно к свойствам, присущим лишь одной из трех главных форм, ведь «Высшая Сущность едина и недвойственна, вечна и обладает непостижимой энергией. Она вечно обладает признаками и также вечно не обладает ими, единство и различие аспектов Высшей Сущности непостижимо («Амнайя Сутра», 2.5.9).
«Деви Махатмьям» входит в ряд древнеиндийских повествований о происхождении Ману – правителей манвантар* и отвечает на  вопрос о происхождении будущего, восьмого из них – Ману Саварни. Царь Суратха, один из героев данного эпоса, станет Ману в следующем воплощении. По индуистскому летоисчислению ныне мы живем в седьмую манвантару – эру Ману  Вайвасвата.
Предлагаемое вниманию читателя произведение является цельной поэмой, поэтому полное впечатление и понимание смысла возможно получить только по прочтении всех глав "Деви Махатмьям".



             

аудиоверсия в авторском исполнении:
   
https://www.youtube.com/watch?v=YINlHhyjZqw




Пролог



Промолвил Маркандейя своему ученику,
По имени Бхагури Красуштуки:
«Увидеть многое пришлось мне на своём веку,
Немало радостей познать и горечи разлуки.

Да только стоит ли сейчас об этом говорить? –
Ничем житейский опыт мой не интересен.
В пределах узких невозможно Вечное открыть,
Предел, охваченный умом, ведь слишком тесен!

Важней гораздо, Красуштуки, знание корней,
Которые питают части организма.
Без них живые краски мира выглядят бледней,
Невежество приводит космос к катаклизмам.

Впадают неизменно реки мира в океан.
Безмолвно он в себя их воды принимает.
Подобно океану Вседержитель Бхагаван*
В Любви деяния людские растворяет.

Сегодня я хочу тебе подробно описать
Рождение Саварни – сына Бога Солнца.
Его восьмым по счёту Ману станут называть,
Послужит людям он до дней последних донца!

Достигнет в жизни он всего, о чём в душе мечтал,
Года прожив достойно, праведно и честно.
Грядущей Манвантары повелителем он стал
Предвечной Махамайи* волею небесной».

 
Деви*– Мать всех вещей, Богиня, динамическая сила Творца в индуизме 
    
манвантара*– (санскрит Manvantara, «период, век  Ману») – мера времени в индуизме

Бхагаван*(санскрит Bhagavan – «благодатный») – эпитет Бога, тождественно слову «Господь»

Махамайя*– (санскрит Maha Maya – «Великая Иллюзия») – аспект Божественной силы, вовлекающий все живые существа в водоворот дел и страстей материального мира. При подъёме на новый уровень развития человек может осознавать его иллюзорность и конечность, начиная поиск Вечного.