Венера перед Зеркалом

Руби Штейн
ВЕНЕРА ПЕРЕД ЗЕРКАЛОМ*


Лежит на подушках... Спиною...
Повёрнута к зрителю так,
Чтобы модель не узнали никак, —
И тайну художник уносит с собою...
Испанией правит тогда инквизиция,
Во власти её — поступки людей,
Их взгляды и мысли... В руках палачей
Нетрудно в момент очутиться...
Однако, душа не приемлет оков:
Художникам культ — красота!
А церковью запрещена нагота —
Гореть им и гнить до скончания веков...
Ещё хорошо — перекрасят картину,
Замажут иль просто сожгут...
А то — епитимья зачинщику смут,
Да пытки, что кровь в жилах стынет...
Картина «Венера у зеркала»,
Пока жил Веласкес, вполне объяснимо,
Элитою с особою тайной хранима:
Величество её одобреньем отметило...
Красотка не выглядит, право, богиней —
Земная и очень обычная женщина...
Один Купидон — как контраст повседневщине,
На фоне шелков — холодных и синих...
Нет в наготе сладострастного чувства,
Скорей обдаёт холодком...
Лишь то, что рядом сидит Купидон,
В богиню её обращает Искусство.
Веласкес использует зеркало часто,
Воздействуя этим на зрителя...
ЛицА отраженье полно безразличия —
Так с юным телом контрастно!
Размыты не просто красотки черты:
Лицо много старше, чем тело.
Что так грациозно и юно всецело...
Лицо ж — антипод красоты...
Какую же тайну скрывает картина?
Что в зеркале молодость видит?
Натянутых временем нити?...
Иль мира две половины?


«Венера...» не сразу была популярна...
Признанье пришло полстолетье спустя:
Шедевры дают часто выход страстям,
Что выглядят страшно и мрачно...
Однажды... с мясным тесаком
В музей суфражистка влетела —
Удары пришлись в область тела,
Что взоры смущала легко...
Бедняге не нравилось, видно,
Как днями все пристально смотрят на это...
Всё женское в ней закипало протестом —
Семь раз нож ударил в картину...



*«Венера с зеркалом» — картина испанского художника Диего Веласкеса.
Считается, что она была закончена около 1647—1651 гг...