Славяни

Слався Ярило
…И рождались славяне так. Некий муж - «отец Рус» просил у Даждьбога потомство. И Дажьбог дал ему измолённое. И наворожил ясну тучу. И туг бог Велес принес отрока».

То есть и сам Велес, и его праматерь корова Земун участвуют в рождении славян - внуков Даждьбожих.

В следующем рождении Велес стал Рамной - сыном бога Ра и Коровы Амелфы Земуновны. В русских народных балладах он стал князем Романом.

После христианизации Руси Амелфа стала былинной Амелфой Тимофеевной, матерью Василия Буслаева, поклонение ей было вытеснено - почитанием Емилии - матери св. Василия Кесарийского.

Велеса - Рамну в Индии именуют ныне Рамой (воплощение Вишну, герой Рамаяны), да и болгары - помаки именовали его также Рамой. А в Иране эту ипостась Велеса именовали Романом (божество скота и хранитель источников). Его супругу в Малой Азии звали Астартой, в Египте - Исидой, Иштар, отождествляли даже с Венерой и Афродитой (хотя им ближе Лада, Леля). В Древнем Шумере - с богиней Сидурой, в Индии - с Ситой (супругой Рамы), на Кавказе - с Сатаней - гуаши. Сида названа супругой Велеса в славянском переводе «Хроники Иоанна Малады»: «Велос поча женоу Сидоу».

Был Велес и сыном созвездия Большой Медведицы, в русских сказках - Иваном Медведка (совершенно не отличим от Ивана Быковича), Михаилом Потапычем, в балладах он же князь Михайло, а в легендах русского христианства он же св. Микола (Николай Мирликийский) Микола Водный (он же Санта - Клаус, Дед Мороз). Потому, кстати, дел Велес - бог пахарей, в былинах - крестьянин, которого зовут Микула Селянинович.

Немало у Велеса существует имен и менее известных - у малых народов, тем не менее, сохранивших древнейшие предания и легенды, восходящие к Изначальной Книге Вед. Так он же нарт Ерюзмек на Кавказе, Ермельчинек на Урале, Гесер и Мерген на Алтае и т.д. Иногда, особенно в венедско-балтийских землях, Велеса отождествляют с Вием, а также библейским Вельзевулом, а то и просто с чёртом, с коим воюет Пярун либо Перкунас.

В балтийской мифологии он является Велсом, или Внелоной, богом загробного мира. Такое толкование бытовало и в Киеве после прихода варягов. И объясняется оно древней венедской ересью. Об этом же говорит и «Книга Велеса», там написано, что «венеды шаткую верую имеют» (Троян). В том-то и заключалась шаткость веры венедов, что они отвергли Велеса, не поняли суть противостояния - единства Перуна и Велеса.