Старец Иона Одесский

Александра Макарова -Мирская
 18 декабря 2012 года преставился ко Господу духовник Свято-Успенского Патриаршего Одесского мужского монастыря схиархимандрит Иона (Игнатенко) — знаменитый старец и духовный наставник. Невозможно сосчитать, сколько людей побывало у него в Одессе. На протяжении многих лет они ежедневно выстраивались в длинную очередь, чтобы встретиться со старцем, получить его благословение, испросить совета и молитв.

О масштабах популярности отца Ионы в народе можно судить даже по Интернету. Сайт почитателей, десятки видеороликов, сотни упоминаний, двухтысячное сообщество «Вконтакте»… Несмотря на все это, информации о старце не так уж и много. В основном — рассказы о разовых поездках к нему, благодарности за помощь, цитаты из бесед, краткие и противоречивые биографические сведения. И почти ничего о его монашеской жизни. В общем, многим был известен отец Иона, но мало кто близко знал его.

Нам удалось найти такого человека. Художник-иконописец, преподаватель Полтавской духовной семинарии Антон Павлович Копач в бытность свою послушником Свято-Успенского монастыря несколько лет исполнял обязанности келейника отца Ионы. По просьбе редакции Правмира он поделился с читателями своими воспоминаниями о старце.




Вспоминая отца Иону


18 декабря 2012 года преставился ко Господу духовник Свято-Успенского Патриаршего Одесского мужского монастыря схиархимандрит Иона (Игнатенко) — знаменитый старец и духовный наставник. Невозможно сосчитать, сколько людей побывало у него в Одессе. На протяжении многих лет они ежедневно выстраивались в длинную очередь, чтобы встретиться со старцем, получить его благословение, испросить совета и молитв.

О масштабах популярности отца Ионы в народе можно судить даже по Интернету. Сайт почитателей, десятки видеороликов, сотни упоминаний, двухтысячное сообщество «Вконтакте»… Несмотря на все это, информации о старце не так уж и много. В основном — рассказы о разовых поездках к нему, благодарности за помощь, цитаты из бесед, краткие и противоречивые биографические сведения. И почти ничего о его монашеской жизни. В общем, многим был известен отец Иона, но мало кто близко знал его.

Нам удалось найти такого человека. Художник-иконописец, преподаватель Полтавской духовной семинарии Антон Павлович Копач в бытность свою послушником Свято-Успенского монастыря несколько лет исполнял обязанности келейника отца Ионы. По просьбе редакции Правмира он поделился с читателями своими воспоминаниями о старце.



«Отец Иона достался мне «по наследству»

Решение о монашеской жизни у меня созрело в студенческой юности. Мечтал когда-нибудь попасть на Афон. А пока решил выбрать какой-нибудь наш монастырь, поближе к Святой Горе. Ближе всего по карте оказалась Одесса. В тамошний Свято-Успенский монастырь я сперва приезжал пожить на лето, а в 1996 году, после окончания Днепропетровского художественного училища, приехал проситься в послушники.

Взяли меня не сразу. Сказали — нам нужны образованные. Поступи в семинарию, отучись, тогда приходи. Так я и сделал. После первого курса перешел жить в монастырь, а после второго перевелся на заочное отделение и стал послушником.

Отец Иона уже тогда был очень популярен. Монастырь буквально штурмовали люди, желающие встретиться со старцем. Не только мне, послушнику, было сложно попасть к нему, но даже и монахам, чьим восприемником в постриге он был. Конечно, как и многие, я мечтал о таком духовном наставнике, молился об этом. Но даже и предположить не мог, при каких обстоятельствах мне доведется попасть к отцу Ионе. Келейников ему тогда не нужно было вовсе. Он очень самостоятельный был и вполне мог бы ухаживать за собой сам.

Отец Иона страдал болезнью ног. Каждый вечер он их парил. Нужно было принести ведро горячей воды, а после процедуры смазать ноги лечебной мазью. Это послушание нес послушник по имени Яков. По благословению отца Ионы он ушел на Афон, жил в скиту у о. Рафаила (Берестова), пока скит не разогнали греки… Так вот, после отъезда Якова отец Иона «по наследству» достался мне. И с 1998 до 2001 год я был у него келейником, если можно это так назвать.

Помню, как я впервые пришел к нему с ведром горячей воды. Постучался, сказал, зачем пришел. Заходи, говорит. Пока я делал процедуру, отец Иона молча молился. Потом сказал: «Все у тебя будет хорошо. Бог все даст». С этими его словами в памяти и в душе я жил и живу все эти годы…

У иеромонаха Ионы был родной брат. Не знаю, жив ли он еще, но в те годы приезжал в монастырь. Как-то я несу воду и слышу, как брат говорит обо мне: «Зачем он тебе нужен? Чего он тут ходит». А отец Иона на это отвечает: «Это не он мне нужен, а я ему». То есть, он смирялся даже передо мной, в ком не нуждался и кто ему, можно сказать, навязался…

Пока отец Иона парил ноги, я читал вслух молитвенное правило или книгу — то, что он попросит. Любимой его книгой были поучения преподобного Силуана Афонского.

Афон занимал особое место в сердце старца. Он неоднократно бывал там и всегда с душой говорил о Святой Горе. Он очень хотел туда уехать. Греки его приглашали. В Великой Лавре к нему очень почтительно относились. Но отец Иона всегда говорил, что Богородица указала ему место в Свято-Успенском монастыре, и что Ее воля на то, чтобы он был здесь.

***


Теперь мои личные воспоминания:

" Чада друг друга любите!" - это основа духовного завещания старца Схиархимандрита о. Ионы.

Он так много помогал людям при жизни. К нему ехали со всех сторон , из разный стран.

Многонаписано стихов об о. Ионе. Много воспоминаний. Не все сразу.

Но эта фраза:" Чада друг друга любите!" -
так и звучит набатом в наше трудное время!


***

Кто старца этого не знал, тот в целом мире опоздал изведать счастье и любви познание.
Тот, кто к стопам не припадал, кто по ночам в молитвах звал, просил одно взыскание.
Я помню серая толпа его ждала... Издалека...Он приближался легким шагом...
И были ЭТИ голоса, страшны, что даже небеса разверзлись градом.
Он исцелял, он побеждал, он так молитвой награждал, что помнить будешь до конца отраду.
Помолимся же за него! Отца Иону одного, я помню!
Как живой исток,как жизни трепетный росток,
В пустыне жгучей от грехов освобождал он от оков всех прочих.
Мы на коленях и в впотьмах, мы недостойные в словах и очах.