Мелко на песок сухого мыса
Теплый летний дождик моросит.
Здесь привал был – Глеба и Бориса,
В Киев путь державших по Руси.
Раньше полноводней было русло.
В Волжскую Булгарию купцы
Мех везли и воск под пенье гуслей.
В Русь назад – арабские ларцы.
Позже, на артель казну истратив,
С запада подсыпав косогор,
Юрий-князь* построил в память братьев
Первый белокаменный собор.
Окна – в виде скважины замочной.
Крыша колоколенки – шатром.
Пусть стоит на спорных землях прочно
В крепость превращенный княжий дом...
Как колокола тогда звенели,
Мигом поднимая гарнизон...
Контур белоснежной цитадели
Тот же по прошествии времен.
Вечером прозрачней, мягче краски.
Сонный аромат стоит вокруг.
Месяц тюркским воином из сказки,
К звоннице натягивает лук...
Завтра с первым криком петушиным
Ехать во Владимир нам пора.
Слушая предания долины,
С братом засыпаем у костра.
* Юрий Долгорукий
Оставила для себя историческую справку
Село Кидекша. В переводе с финно-угорского название Кидекша означает «Каменка».
Основание Кидекши связано с легендой о встрече на этом месте двух братьев - князей Бориса Ростовского и Глеба Муромского, ехавших по зову отца, князя Владимира Красное Солнышко. Впоследствии суздальский князь Юрий Долгорукий, получивший дружину мастеров-зодчих в подарок от Галицкого князя, за короткое время построил к 1152 году несколько белокаменных церквей в разных городах Залесья, в том числе и в Кидекше, Борисоглебская церковь которой была центром княжеского двора-резиденции, окруженной земляной насыпью. Отправившийся на Киевское княжение Юрий Долгорукий, а также его наследники, занятые кровавыми междуусобицами, уже больше никогда не возвратятся в Кидекшу, и это место надолго останется далеким и заброшенным.
На долю храма вблизи речки Каменки выпало немало испытаний. Он пострадал еще во время нашествия монголов, затем пришел в запустение. Впервые церковь начали приводить в порядок в начале XVII века. Благодаря этому храм и сохранился до наших дней. Теперь же он обрёл былое величие и красоту и подарил учёным ряд интересных находок.
Здесь располагалось укрепленное городище дьяковской культуры, ныне являющееся памятником археологии федерального значения, а по легенде, и становище святых князей Бориса и Глеба. В частности, «Степенная книга» сообщает, что «на реце на Нерли в Кидекши близь города Сужьдали… бысть совокупное святых мученик становище, егда в Киев хожаху Борис от Ростова, Глеб от Мурома».
Русские князья, как и многие западноевропейские правители, веками боялись своих бояр и тем более народного веча, поэтому нередко строили свои резиденции вне городов. Кидекша – пример такой резиденции рядом с Суздалем по типу Вышгорода рядом с Киевом или более позднего Боголюбово рядом с Владимиром или еще более поздней Опричной слободы в Александрове под Москвой. Отчасти этими же причинами (боязнью народа) вызваны неоднократные переносы столицы русского государства. В 1125 году Юрий Долгорукий перенес свою столицу из Ростова в Суздаль, а его сын Андрей Боголюбский – в 1157 во Владимир.
Борисоглебская церковь, возможно, была центром княжеского двора, окруженного земляной насыпью. Поступок Юрия Долгорукого – строительство княжеского двора вдали от столицы на стратегически важном месте речного пути – почти через десять лет повторил его сын Андрей Боголюбский, построив Боголюбов-город. Но в отличие от Боголюбова, в Кидекше не сохранилось дворцовых строений, а только сама церковь. Пробыл в Кидекше князь недолго: в 1155 г. он сел на княжение в Киеве, где вскоре умер.