Д. Креспи Посудница ок. 1720 г

Елена Ярина
Д. Креспи «Посудница» ок. 1720 г.

Креспи воссоздает в своей работе
На бытовую  тему атмосферу.
Предметный мир. Вы сразу все поймете.
И даже стул и кошку для примера.

С вниманьем равным и со всей любовью
Выписывает он и блики света,
Посудницу – не школа для злословья,
Всю кухонную утварь – чудо это.

Она склонилась над мытьем посуды,
Ее движенья, платье в полной мере,
Все до деталей. Вряд ли я забуду.
И мы ему охотно с вами верим.

Корзинки и совсем большое блюдо,
Тарелки, что сверкают и горшочки,
Огромный таз. Да, чистая посуда.
Сковорода и медный таз, и прочее.

И мы себе жилище представляем…
И вместе с тем еще тарелок груду.
Служанку от души он прославляет
И кухню небольшую, и посуду.

И свет нас поражает, несомненно.
У Караваджо взят прием успешно.
С эффектом раздвигая как бы стены,
Изобразил он труд прислуги здешней.

Предметный мир, мир бытовой – реальный
Европе показал со всем он чувством.
Как просто все и скажем – гениально.
Прекрасный повод. Это ль не искусство?

*В начале 1700-х годов Креспи увлекся написанием сюжетов из народной жизни, которые поначалу трактовались им в духе пасторалей, а затем все больше приобретали характер бытовой живописи. Одним из первых мастеров XVIII столетия он начал изображать быт простых людей — прачек, посудомоек, кухарок, эпизоды из крестьянской жизни. Стремление придать сценам большую достоверность заставляет обратиться к приему «погребного» света Караваджо — резкого освещения части темного пространства интерьера, благодаря чему фигуры приобретают пластическую определенность. Простота и искренность повествования дополняется вводимыми в изображение интерьера предметами народного обихода, которые всегда выписаны Креспи с большим живописным мастерством.