Фронтовые дороги

Белоусова Надежда Семеновна
Весну 1945 года Федор встретил на подступах к Берлину. Их часть расположилась на отдых. Наступление было стремительным. Солдаты более суток бодрствовали и от усталости валились с ног. Майское солнышко припекало по-весеннему. Свежая зелень радовала глаз. Ощущение неминуемой победы придавало силы. Федор с удовольствием растянулся на травке, устало закрыл глаза. Память услужливо напомнило о прошлом. Из того окружения вышли немногие – слишком неравными были силы. Федора взрывной волной отбросило в сторону.
Очнувшись, он увидел над собой склоненные лица немцев. Потом был плен. К счастью, в концлагере Федор пробыл недолго, чему способствовал случай. Хмурым утром узников построили на плацу. Офицер на ломанном русском языке сообщил, что прибывшие в лагерь фермеры отберут для себя работников. Пожилой немец, окинув взглядом крепкую фигуру Федора, указал пальцем на него и рядом стоящего Ивана. Так бывшие пленные попали на ферму к Гансу. Днем работали, ночами обдумывали план побега. Побег не потребовался.
Как-то после ужина в каморку, где ютились Федор с Иваном, зашел их хозяин. С трудом подбирал русские слова, сообщил: «Скоро здесь будут ваши. Вам нужно уходить». Утром хозяйка собрала еду на дорогу – каравай хлеба, круг колбасы и бутылку молока. Фермер объяснил, как лучше выбраться на дорогу и в каком направлении двигаться дальше. Более трех суток Федор с Иваном пробивались к своим. Им снова повезло. Особисты недолго разбирались с бывшими пленными. Их определили с пехотную часть, в составе которой они дошли до Берлина.
Усталость все-таки сломила Федора – он задремал. Вдруг до его слуха долетела до боли знакомая украинская песня. По обочине дороги двигался трактор, утрамбовывая землю. Тракторист звонко выводил: «Распрягайте, хлопцы, коний». Присмотревшись, в трактористе Федор узнал своего земляка Степана. Вот эта встреча! Хлопцы обнялись, наперебой рассказывая о себе, вспоминали родной поселок, где жили до войны, родных, земляков, обменялись своими координатами. «Вместе будем возвращаться домой!» - сказал на прощание Степан. Лихо оседлав своего железного коня, он двинулся по направлению к своей части. Оглушительный взрыв разорвал тишину – трактор наехал на мину.
Много горя видел Федор на фронтовых дорогах. Смерть ходила рядом, унося с собой тысячи жизней. Федор никогда не плакал, его душа словно окаменела. Но сейчас слезы ручьями хлынули из глаз. Он плакал долго и безутешно. «Ах, Степка, Степка! Что ж я скажу твоей мамке».
А вокруг бушевал май. Впереди ждала победа.