Загадка старого камня. Очерк

Наталия Ржа
   Как часто я люблю ложиться на теплый песок лицом к воде, подставив пятки солнцу, и подолгу всматриваться вдаль. Вокруг все синее – синее, лишь где – то далеко легким карандашным штрихом обозначена  черта берега, а дальше опять  синева. Я очень люблю наше озеро Песно. Необыкновенно красивым бывает оно в любое время года. Сегодня в который раз я стою на берегу озера, ставшего по преданию могилой юных влюбленных. Догорает сентябрьский вечер. С запада на озеро ложатся порывы ветра. Голубая гладь покрывается рябью. Минута другая, и уже табунятся небольшие волны. Нетороплив их бег к берегу. Достигнув его, они шевелят прибрежный гравий, будто что- то шепчут ему. Я молча вслушиваюсь в этот немой разговор. И снова в моей памяти в который раз всплывает красивая легенда, известная каждому местному жителю.      
      По сохранившемуся преданию, усадьба и деревня  принадлежали барину по фамилии Пантелеев. У него была красавица¬ дочь Мария, а так как воспитывалась она английской гувернанткой, то все звали её на английский манер Мэри. Случилось так, что девушка влюбилась в красивого юношу — конюха по имени Андрей. Прознав об этом, отец пригрозил дочери страшными карами, если та будет общаться с конюхом. Влюбленные решили бежать. Но спасения не было. Уже слыша звуки погони и понимая безысходность своего положения, они утопились в озере (по другой версии -  выпили яд). Отец, узнав о кончине дочери, раскаялся в своем поступке, и влюбленных похоронили в одной могиле, в центре усадебного парка, под большим камнем. С тех пор деревня и стала называться Андромер, Андрей и Мэри.
     Загадочный голос из глубины веков продолжал увлекать меня со страшной силой. Я решил отыскать этот камень во что бы то ни стало. Слышал, что он  до сих пор лежит в центре парка.  На следующий день я очень долго бродил среди зарослей высокой травы и уже был в отчаянии, но вдруг увидел его. Смахнув как следует песок и сухие ветки,  был страшно разочарован: надпись на нем сохранилась очень и очень плохо. И прочитать ее почти невозможно. Да и буквы были не русские. А в том, что увидел, явно речь шла не о Марии. С трудом разобрал отдельные фрагменты сохранившихся букв.
    Я стал более подробно интересоваться этой историей. Узнал многое из жизни бывших хозяев поместья.
     Андрей Васильевич Пантелеев,  хозяин поместья происходил  из известного русского дворянского рода, восходящего своими корнями к концу XV века.  В 1904 году как бывший кавалерийский офицер был пожалован шталмейстером Высочайшего Двора. Не остался Андрей Васильевич в стороне и от общественной деятельности. Кроме несения государственной службы, он состоял почетным мировым судьей Лужского уезда, а также гласным и попечителем нескольких земских и церковно-приходских школ в Лужском и Порховском уездах Санкт-Петербургской губернии.
    Славился он и организованной при своем имении «Андромер» образцовой школой молочного хозяйства.
     Во время революции примкнул к Белому движению. С поражением Белого дела Андрей Васильевич эмигрировал в Болгарию, правительство которой назначило ему небольшую пенсию. Скончался он в Софии 17 сентября 1938 года.
     А барский же парк пережил коллективизацию и войну. И только он один знает тайну загадочного камня, которую раскрыть мне так и не удалось. Пока не удалось.      
    Удивительна человеческая жизнь: чем дальше мы уходим по дороге времени, тем меньше остается в памяти.
    Историю, которую я только что  рассказал, как и все человеческие истории, не раскрыта полностью и уже, очевидно, не откроется. Что – то из жизни этих людей забыто, что – то навсегда утеряно и уже не найдется, а что – то ушло навечно в небытие вместе с ними. Но для нас живущих сейчас, их чистота, их любовь к тому огромному, что называется Россия, останется навсегда.