Календарь поэзии. 6 февраля

Единомышьленники
Сегодня 6 февраля

Праздники:
--------------------
 
Международный день бармена         
  Международный день бармена (International Bartender's Day) — профессиональный праздник, который отмечается во многих странах 6 февраля. Дата праздника выбрана не случайно - 6 февраля отмечается День святого Аманда.

А также в этот день:
--------------------------------
 
День блаженной Ксении Петербургской.   
 
Знаменательные события:
------------------------------------

1626 Людовик XIII подписал эдикт о запрещении во Франции дуэлей
  Дуэли во Франции 16-17 веков — явление частое и почти обычное. В обстановке размывания сословных границ и смены ценностных ориентиров общества функция дуэли, ее значение для дворянства — это способ самоутверждения, защиты репутации, сведения счетов.
 
1886 Немецкий химик Клеменс Винклер открыл германий
  6 февраля 1886 года немецкий химик Клеменс Винклер открыл химический элемент при анализе минерала аргиродита. Существование элемента за пятнадцать лет до его открытия расчетами предсказал Дмитрий Иванович Менделеев.
 
1900 Впервые в мире передан радиосигнал о бедствии на море
  7 мая 1895 года российский ученый Александр Степанович Попов на заседании Русского Физико-Химического Общества продемонстрировал прибор, названный им «грозоотметчик», который был предназначен для регистрации электромагнитных волн.
 
1927 В Париже дебютировал 10-летний гениальный скрипач Иегуди Менухин
  20 век дал миру множество великих музыкантов. Святослав Рихтер, Яша Хейфец, Мстислав Ростропович, Дюк Эллингтон и многие другие… Каждый из них по-своему уникален. Однако, в этом ряду стоит выделить Иегуди Менухина, великого скрипача.

Родились в этот день:
------------------------------

1800 Ашиль Девериа
 французский художник, акварелист и литограф.
 
1861 Николай Зелинский
 русский химик, один из основоположников органического катализа и нефтехимии.
 
1894 Михаил Чиаурели
 грузинский и советский режиссер, актер, сценарист, педагог, Народный артист СССР.
 
1895 Поль Брэгг
 американский диетолог, автор книги «Чудо голодания».
 
1898 Алла Тарасова
 советская актриса театра и кино, Народная артистка СССР.
 
1911 Рональд Рейган
 40-й президент США (1981-1989), государственный и политический деятель.
 
1923 Александр Ефимов
 советский военачальник, Маршал авиации, Герой Советского Союза.
 
1932 Франсуа Трюффо
 французский кинорежиссер, актер, сценарист.
 
1945 Боб Марли
 ямайский музыкант стиля регги.
 
1960 Игорь Матвиенко
 российский продюсер, композитор, Заслуженный деятель искусств России.
 
1969 Евгений Пашутин
 российский баскетболист, тренер.

Умерли в этот день:
------------------------------
 
1793 Карло Гольдони
итальянский драматург, создатель национальной комедии.
 
1900 Петр Лавров
русский философ, идеолог народничества, социолог.
 
1918 Густав Климт
австрийский художник, основоположник модерна.
 
1952 Георг VI
король Великобритании (1936-1952.
)
1959 Кора Антарова
русская оперная и камерная певица, солистка Большого театра, писатель.
 
1963 Пьеро Мандзони
итальянский художник, представитель эпатажа в искусстве.
 
1966 Вилис Лацис
латышский писатель и государственный деятель.
 
1985 Джеймс Хедли Чейз
английский писатель, автор более 80 детективных романов.
 
1991 Сальвадор Лурия
американский микробиолог итальянского происхождения, Нобелевский лауреат.

**

Карло Гольдони (итал. Carlo Goldoni; 25 февраля 1707 — 6 февраля 1793) — венецианский драматург и либреттист.

В доме своего деда, большого любителя театра, Гольдони уже ребёнком знакомился со сценическими представлениями. Изучая по приказанию отца медицину, он больше читал Плавта, Теренция, Аристофана, Менандра и вместе с тем усердно посещал театр, водил компанию почти исключительно с актёрами и актрисами. Уступая его просьбам, отец позволил ему переменить факультет.

Сперва в Венеции, потом в Павии Гольдони занимается юридическими науками, но гораздо усерднее знакомится с драматической литературой вообще и итальянской в частности, причём с прискорбием замечает в последней отсутствие чего-либо достойного внимания и, несмотря на свои 16 лет, задумывает реформу в этой области. За сатиру в драматической форме «Колосс» его удалили из Павии, после чего он учился некоторое время в Удине, а затем в Моденском университете, где и окончил курс.

Вступив в адвокатское сословие (в Венеции) и с успехом ведя процессы, Гольдони сочинял трагедии — что наименее соответствовало свойству его дарования и потому выходило очень неудачно — и либретто для опер; и те и другие стали появляться на сцене, но без успеха. На свою настоящую дорогу, сразу доставившую ему громкое имя, Гольдони вступил только комедией «Светский человек» (L’Uomo di Mondo), за которою последовали: «Мот» (Il Prodigo), «Банкротство» (Il Fallimento), «Обманщик» (L’Impostore) и др. В течение одного года им было написано для венецианской публики шестнадцать трёхактных пьес.

В 1761 году Гольдони навсегда оставил свое отечество, чтобы поселиться в Париже, куда его вызвала дирекция тамошнего итальянского театра. В два года он написал там 24 пьесы, из которых удержались в репертуаре 8 и которым сам автор придавал так мало значения, что почти не бывал на представлении их; тем охотнее он посещал театр французский, где все более и более росло его восторженное сочувствие к Мольеру. Занимал должность учителя итальянского языка, внезапно потерял один глаз. Был приглашен в Лондон писать пьесы для тамошнего итальянского театра.

Громадным успехом пользовалась написанная им по-французски комедии «Благодетельный Брюзга» (Le Bourru bienfaisant), за которою последовала ещё одна французская, менее понравившаяся парижской публике, продолжал литературную деятельность и на родном языке.

Умер в Париже в 1793 году.

**

Литературное наследие Гольдони — более 200 пьес, среди которых больше всего комедий; из этих последних одни (напр. «Памела») относятся к жанру «слезливых комедий», другие — веселые буффонады из народной жизни и так называемые «комедии характера» (например, «Трактирщица», «Прекрасная грузинка», «Комический театр», «Осажденный богач», «Скупой», вышеупомянутый «Благодетельный брюзга» и мн. др.).

На этой-то второй категории зиждется огромное значение Гольдони в итальянской литературе и та слава, которою он пользовался и пользуется в Италии, давшей ему характеристический титул своего «protocomiсо» (как Греция назвала Аристофана «комиком»). И в его втором отечестве, Франции, такой строгий судья, как Вольтер, называл его (в письме к нему) «сыном и живописцем натуры», человеком, «очистившим итальянскую сцену, изобретающим фантазией и умеющим писать здравым смыслом», восхвалял «чистоту, естественность» его стиля.

 Итальянское общество и народ нашли себе в нём удивительного живописца. Если, по характеристике итальянского критика, «театр Гольдони похож на большую, людную ярмарку, где встречаешь людей всякого характера и всякого сословия», то первое место на этой ярмарке занимает низший класс. Ни в чём дарование Гольдони, его vis comica, не обнаружилось так ярко и широко, как в его так наз. «венецианских» народных комедиях; тут сравнение с ним может выдержать разве только Плавт, с которым у Гольдони вообще немало сходства.

В литературном отношении пьесы Гольдони приобретают особенное значение рисовкою характеров, чему он придавал очень высокую цену, идя по следам Мольера (Гольдони так и называют итальянским Мольером). В этом создании «комедии характера» и заключается реформа Гольдони в области итальянской драматургии. Завещанные итальянской комедии ещё римскою так наз. четыре «маски», которые вследствие своей вековой неподвижности приобрели плачевную шаблонность и утратили всякую жизненность — эти «маски» Гольдони заменил реальными лицами, выхваченными прямо из жизни. Грубую, в основном импровизированную арлекинаду он заменил тонким и серьёзным «жанром», в котором главное — изображение действующих лиц, их смешных сторон, слабостей и недостатков.

Строгий пурист-эстетик найдет в комедии Гольдони недостатки вроде, напр., излишней бесцеремонности в изображении и особенно в языке; его современник и враг, известный драматург Гоцци, прямо обвинял его в том, что «он представлял на сцене только ту правду, которую находил у себя перед глазами, и копировал её осязательно и грубо, вместо того чтобы подражать натуре с подобающими писателю деликатностью и утонченностью». Но такие обвинения, неосновательные сами по себе, теряют всякий смысл, когда применяются к писателю чисто народному; притом же недостатки эти — если они действительно недостатки — у Гольдони весьма незначительны и обильно выкупаются достоинствами.

**

«Кто умеет довольствоваться малым, тот богат.»

«Ложная скромность так же гнусна, как и тщеславие.»

«Мир — прекрасная книга, но бесполезная для того, кто не умеет читать.»

«Нет другого средства отомстить публике, как заставить её рукоплескать нам.»