2014 - 5 конкурс. Итоги. Василий Толстоус

Золотой Пегас
Нелёгкое это дело – судить товарищей по цеху. Настоящий ужас – осознавать, что среди пятнадцати участников нужно обязательно кого-нибудь поставить на пятнадцатое место! Вы представьте: участвуют в конкурсе Самойлов, Левитанский, Шпаликов, Блок, Слуцкий, Кузмин, Северянин, Сологуб и т.д. И кто-нибудь обязательно должен быть первым, а кто-то – пятнадцатым… От такой задачи можно с ума сдвинуться. И пусть мне говорят, что среди участников нет самойловых и слуцких – отвечу: почём вы знаете? Большое видится на расстоянии.
Поэзия – это лучшие слова в лучшем порядке (Кольридж). Добавлю: очень важно, чтобы эти слова были к тому же точными. Имея некоторый опыт, начинаешь особенно остро ощущать неточность слова в строке. Исходя из этих простых посылок, я и пытался оценивать тексты участников. При этом абсолютно не важны тема, форма, ритм и размер. И ещё: желателен эмоциональный взрыв, сопутствующий тексту. Но это, конечно – если крупно повезёт. И последнее: обязательно исполнение норм языка, ведь язык – наш единственный инструмент. Итак, начнём.          
1.Калипсо. Хроники отставных

В запалатную пустошь,
В иссечённую судьбами мглу
Ты его не отпустишь,
Укрывая в больничном тылу.

Сколько счастий не делай,
Как ни прячь от мирских навсикай,
Снова кто-то бестелый
Сквозь туман возопит: «Отпускай!»
Чья-то передовая
Без бойца не осилит войну.
Ждёт волна штурмовая,
Чтобы дом твой отправить ко дну.
В небесах приграничных
У богов затянулась ничья...

Вместо бланков больничных -
На ладонях твоих чешуя.
Тик метнётся по векам.
Ведь сама отпускаешь, смотри.
За своим человеком
Закрываешь себя изнутри.

--
чуть сутулый, шаталый
(хоть судьбу сквозь него перечти),
он уходит усталый
и тобою спасённый почти.

мимо нордов и остов,
с парапета спустившись едва,
тонет в яви как остров,
сохраняя тебе острова.

--
в оголтелой атаке
до углей небеса сожжены.
он идёт по итаке,
не узнавший страны и жены.

дремлют боги из гипса.
в храме холодно, в доме темно.

--
Полночь.

Вздрогнет Калипсо.

Атлантида уходит на дно.

Стихотворение знакомое. Всегда нравилось – то ли своей недосказанностью, то ли напластованием античной символики (Итака, Калипсо, Атлантида, Навсикая). Но, признаюсь честно, при чтении картинка в подсознании не возникала. Здесь, наверно, нет вины автора – скорее что-то не то с моим подсознанием. Важнее другое – после прочтения ещё долго звучит мелодия стиха. Это важно. Тем горше кажутся явные ошибки (хотя они вполне исправимы).
Так, в пятой строке вместо частицы «не» следует употребить «ни» (распространённая ошибка, но очень легко устранима и на смысл текста влияние не оказывает).
Вторая ошибка устраняется сложнее. В восьмой строке снизу слово «углей» употреблено с ударением на второй слог. Но такой тип ударения характерен для слова «уголь» в смысле ископаемого топлива и осадочной горной породы (в этом случае можно ударение ставить как на первый, так и на второй слог). Но если «уголь» получается в результате сожжения чего-либо, то в множественном числе норма предписывает ставить ударение только в одном варианте  – «Углей», с ударением на первый слог. Если автору интересно, я могу дать ссылки на первоисточники.
И, наконец, третье. В тринадцатой строке снизу слово «остов» применено как рифма к слову «остров», причём «остров» здесь явно первичен, а «остов» вставлено для рифмы (почему не «вестов», не «зюйдов»?).
Хотя в целом, повторюсь, стихотворение хорошее, уже имеющее свою историю на Стихире.
 
-----------------------------------------------------------

2. Батюшка

Несытой утробой вздымается  чёрная гать,
Сжимаю свой крест в подагрических пальцах. Не спится,
И мечутся мысли: «Пора тебя, поп, расстригать.
Два сына на фронте...а завтра страстная седмица».

Эх, долюшка… в тридцать девятом не сжал кулаки,
Хоть знал назубок все деяния власти Советов,
За веру одним – чугунок соловецкой ухи,
Другим же - свинцовых примочек «на долгие лета».

По серой дороге вползала колонна - змея,
Неся на гадючьем хвосте «европейский порядок»,
Но думал ли я, что бесплодною станет земля
От выжженных храмов и хат на крови «немаўляток».*

Сгоняли людей, как скотину… Пылал образок.
Заставили деда плясать под губную гармошку.
И гнали прикладами в спину в притихший лесок
Большую семью безобидного мельника Мойши.

Уже целый год пребываю в отряде Коржа,
Дай, Господи, силы не сдаться, когда подустану.
Работы хватает, то бабам приспичит рожать,
То тризны служу, то зову прихожан в партизаны.

Вчера баба Зося пришла из деревни просить
Отпеть убиенного в схватке сынка-полицая.
Скрипела телега по краешку Белой Руси,
Обкусанный месяц кривился, меня порицая.

Над телом стою под охраною пары стрелков,
Качается небо в глазах онемевшего люда.
«Не будет покоя убийце детей, стариков.
Анафема, вечный позор и презренье иудам!»

Несытой утробой  вздымается чёрная гать,
В отряде Коржа – пополнение...из полицаев.
Спит батюшка…
«Знаешь, а впору его награждать?!»
Но взгляд комиссара подчёркнуто непроницаем.


P.S.
Протоиерей Александр Фёдорович Романушко, настоятель церкви села Мало-Плотницкое Логишинского района Пинской области, служил в Пинском партизанском соединении с лета 1942 по лето 1944 года. Неоднократно участвовал в боевых и разведывательных операциях. Награждён медалью «Партизану Отечественной войны» I степени.

*«немаўляток» (бел.) - младенцев

Хороший рассказ. Вполне можно изложить прозой. В таком случае не пришлось бы вписывать постскриптум. Хотя и в нынешнем виде стих и постскриптум вошли в противоречие – прототип главного героя в реальной жизни всё-таки без награды не остался. К технике стихосложения вопросов нет.

-----------------------------------------------------------

3. Этот город

Если честно, я очень любил этот город
Если честно, то в нём мне жилось и дышалось легче.
Я хотел бы вернуться, и, может быть, очень скоро
Придёт это утро, и день, и вечер,
Когда разбегутся снега по асфальту ручьями -
По лопнувшему от нетерпенья, а, может, от злости,
И корабль, - пустой коробок, причалит
К знакомому берегу новым заморским гостем.
Там весной непременно цветут абрикосы –
В белоснежных нарядах – пусть люди любуются,
А летом холодное пиво носят
В кафе на залитых солнцем улицах.
И мне захотелось туда – к абрикосам, к солнцу,
Чтобы тепло и нежно, и чьи-то губы,
И чтобы просто жить, а не бороться,
И чтобы вволю, и чтобы – "любо".
А пока – это тема для разговора
Как ненужное бросить и невесомое взвесить,
Чтобы добраться до общего пункта сбора
Множества разных и непременных "если".

Не понял, что представляет собой первая строка: если это не название, то в таком случае она должна оканчиваться точкой. И вообще со знаками препинания что-то не то. В частности, в конце четвёртой строки снизу явно просится какой-то знак препинания (здесь есть варианты).
Но общее впечатление благоприятное. Стихотворение запоминается. К его тексту хочется возвращаться. Будто бы ничего особенного в нём не происходит – а цепляет. 

-----------------------------------------------------------

4. не сложилось

ходили полгода потом расписались
в общаге накрыли студенческий стол
наутро проснувшись искали рассол
не прихоти ради там просто был калий
 
ну что: родила развелись академка
а месяц спустя навернулся Союз
слепая махина взяла новый курс
пришлось нелегко ей но выжила девка
 
а что обо мне - нахлебался по полной
две ходки больничка откинулся вот
решился зайти разузнать как живёт
а мне говорят мол нашли под балконом

да я не сужу кто там знает как было
а зря он сознался что мамку сгубил
теперь пропадёт и квартира и сын
такие дела ну пойду не сложилось

Если в предыдущем стихотворении знаки препинания вызвали удивление, то здесь, при почти полном их отсутствии, подумалось: вот, человек наконец решился – и отменил их вовсе, чтобы не мешали полёту мысли. Стал ли текст от этого лучше? Осмелюсь предположить, что не стал, особенно это касается второй строки третьей строфы, где к смыслу пришлось пробираться на ощупь.
Может быть, это я такой толстокожий, но меня стих не затронул. Да, написано чисто, ничего не скажешь. Наверно (и даже несомненно), у этого стиха найдутся поклонники. Пусть автору повезёт с ними. Искренне ему этого желаю.   

-----------------------------------------------------------

5. Пять отражений

.....Привет, малыш... Входящему – весь мир. Победный крик разносится как вирус. На твой пока нестиранный папирус ложатся буквы. Главами. Костьми. И отчий дом с годами всё тесней, стирая аз. И буки – все в округе. Начало всех – в обрезанной подпруге. А кто... и где – узнаем по весне...
.....Послушай, парень... Ты опять попал. Нет, не впросак, а просто и со вкусом. Жечь корабли – удел и воля трусов. Заветный храм поставив на попа, ты растеряешь фору юных глаз в прицеле фар. Точнее, фарисейства. Но не унять порядок слов и действа, не изменив... и много, много раз...
.....Молчать, гусар... Сложив по голосам чужие спальни, судьбы, клятвы, лица, семи морей не хватит, чтоб напиться, как из ручья, в который гадил сам. И не унять, и даже не вернуть остатки впрок подаренного счастья. Его нельзя браслетом на запястье. Его несут... порой в последний путь.
.....Скажи, мужик... В каком глазу бревно? Как звали век, на днях прошедший мимо? Немой толпы визглива пантомима. В начале – слово. Было. Но давно. Нас оправдает давность. Так дави. Не как Давид, а стадом голиафов. Ведь благодать дойдёт и до жирафа. Ему видней, чем кончить водевиль.
.....Прости, старик... Не время, и не там читать стихи и мудрости, где вече решать берётся, кто кого здесь лечит, как звать врагов и чей милей там-там. Ты отойди, смиренье унося. Чего мешать, когда рецепт попутан?.. Ты пьёшь эфир, как капли, по минутам, и поминаешь... всуе всех и вся...
.....Ответьте мне... открыто, не таясь, все ипостаси жизни высшей меры, зачем даны рефлексии химеры, когда их всех почище брань и грязь?.. Но бренный мир молчит, разинув пасть. А в зеркалах со мной – пять отражений...
.....В каком из них покорный ваш блаженней?..
.....Во что и как ему сподручней впасть?..

Серьёзное стихотворение. Пожалуй, из всех, до сих пор прочитанных – самое серьёзное. Наверное, очень сильное. Во всяком случае, мне так показалось после третьего прочтения. Но прежде пришлось приложить немало усилий, чтоб расплести все нити затейливого словесного кружева. Наверное, найдутся авторы, которые напишут на эту же тему более прозрачные стихи. Но для стихов этого, очень уважаемого мной (и вполне узнаваемого) автора характерна именно такая вот, крупная, узловатая словесная вязь. А это уже признак стиля, хотя и не очень близкого мне.
-----------------------------------------------------------

6. Прости его... Романтизм

Прости его, иначе снова
Лишь одиночество и черти…
И горечь сказанного слова,
Что будет помниться до смерти.

Возьми цветы, но безмятежно…
Он – как ребенок виноватый –
Отводит взор, целует нежно…
И ты себя не выдай взглядом.

Прости, не думай с укоризной,
Что все могло бы быть иначе.
Не плачь над этой глупой жизнью –
Она-то над тобой не плачет.

Ведь он пришел к тебе обратно.
Смеешься… Он не слышит фальши.
Он предавал неоднократно.
Он будет предавать и дальше.

И вот ты снова не уснула.
Он спит и хмурится порою.
Висит мундир на спинке стула,
И портупея с кобурою

Ты знаешь – скоро небо рухнет,
И сгинет профиль на подушке…
И ты палишь свечу на кухне,
В комочек сжавшись как зверушка.

И снег по окнам бьет наотмашь,
И дождь кромешный, если лето.
А ты сидишь и дико смотришь
На четкий контур пистолета…

Она молчит. Она застыла.
За нею мрак окна угольный…
Она опять его простила.
Без слез… Поскольку плакать – больно.

Стихотворение написано сердцем. Раненым сердцем. Читается на одном дыхании. Женское стихотворение, хотя этот эпитет в данном случае ругательным не является. Вспоминается Марина Цветаева – такое же подкошенное жизнью сердце. Ставлю этому стиху большой жирный плюс. 
-----------------------------------------------------------

7. Звезда

 Зелёной змеёй электричка вползает в май,
Затоптанный пассажирами спит вокзал,
Мужик, переполненный нежностью через край,
Кассирше о чём-то пытается рассказать.

Кассирше плевать глубоко, почему он пьёт,
Уже рассветает и хочется спать давно,
А он ей в окошко бубнит про своё житьё...
А раньше когда-то ходили вдвоём в кино.

Когда-то, уже и не вспомнить в каком году,
Они целовались под ивами у пруда,
И он подарил ей на память с небес звезду…
Вот только зачем же теперь ей его звезда?

Она вышла замуж, растила цветы, детей,
Солила в кадушке арбузы, пекла блины,
Он после Афгана, гоняя своих чертей,
По чёрному зАпил в компании двух ханыг.
 
По пьяному делу распроданы ордена,
На грязном листочке ненужные адреса…
Как светлое что-то запомнилась та война -
Ведь дальше пошла только чёрная полоса.

Толпой пассажиров встречает вокзал рассвет,
С прощальным гудком разбегаются поезда...
А в небе висит и не падает много лет
 Двоим так и не пригодившаяся звезда.

Очень уважаемый и сразу узнаваемый автор. И стихотворение известное. Нелюбовь к запятым немного портит его. А так – очень даже неплохой стих, хотя истории про спившихся мужиков уже слегка достали. Кстати, в нашей местности их в последнее время стало гораздо меньше, а с началом боевых действий они так и вовсе исчезли куда-то.
-----------------------------------------------------------

8. "Завидую"

Завидую тем, кто любит цветы,
кто в них понимает толк
и под впечатлением их красоты
ставит букет на стол.

Завидую тем, кто любит уют,
кто строит в стене камин,
и возле него под шипучий брют
лечит случайный сплин.

Завидую тем, кто любит семью,
кто в шумной возне детей
лелеет не тяжкую долю свою,
а торжество затей.

Завидую многим – и тем, и тем,
в ком всех умений не счесть,
а вот у меня из того, что хотел,
только одно и есть.

На ярмарке чувств досталось оно
со скидкой, за полцены –
порою смотреть на ночь за окном
под фонарём луны,

увидеть, как чертит дугу звезда,
сорвавшись с крючочка вниз,
и знать, что так было и будет всегда,
сколько ни суетись,

и зарифмовать этот взгляд строкой
в потертой тетради лет,
которая, к счастью, еще под рукой,
только вот новой нет,

а после какой-то забытый мотив
случайно напеть во сне…
Завидую многим, да где бы найти
тех, кто завидует мне.

Стихотворение очень понравилось, если бы не последние две строки. Сам знаю, как важно для стиха найти правильную концовку, подчёркивающую замысел и одновременно немного парадоксальную. К сожалению, от замысла до воплощения дистанция обычно немалая. Иногда нужную строку находишь через много лет. Желаю автору найти её гораздо раньше. Стихотворение ведь в самом деле хорошее, живое. 
-----------------------------------------------------------

9. Не зная правил
 
Опять банкуешь, вздохнуть не смея, не зная правил своей игры.
Свились рулеткой минуты-змеи, неразличимые до поры.
Легко выкидывает коленца судьба в рискованных странных па,
ведёт к раскладу невозвращенца  фортуной брошенная тропа.
Слабеет ветер надежды-веры, едва коснувшись тропы хвостом.
Но ты лелеешь свою химеру  …и убиваешь её потом.

Заплатишь всем, и тебе заплатят,
поставишь всё на зеро опять.
Проснёшься ночью,  дрожа в кровати:  минуты выгнулись и шипят.
Лишь ветер ловит чужие карты, рывком швыряет за Рубикон.

Ты снова будешь играть азартно – кто знает, может, последний кон.
-----------------------------------------------------------

Чувствуется, что стихотворение долго выписывалось – слова пригнаны плотно, ткань стиха густая, несмотря на малый объём текста. Один мой знакомый говорил, что не любит правильных стихов – в них-де обязательно должна быть какая-то, пусть небольшая, едва видимая, но всё-таки неправильность, от которой текст взлетает, словно птица. Но расхристанность, неухоженность текста (здесь её нет) – тоже беда. Золотую середину найти очень сложно. В данном случае, при безупречной технике – текст не взлетел. Но это моё, сугубо личное, хотя и непредубеждённое мнение.    

10. *   *   *

Еще года тревожно не считаю,
Еще живу желаньем перемен…
А мамины года собрались в стаю,
Чтоб улететь за тридевять земель.
 
Их подгоняет время беспощадно,
И я боюсь, в тускнеющей дали
Слова прощанья прозвучат печально
И долететь не смогут до земли.
 
Посыплется внезапно снег горячий,
И ветками взмахнет поникший сад.
А я пойму, что ничего не значу
Без стаи, улетевшей в небеса.
 
Привычно прокричит петух соседский
В рассветно посветлевший небосвод,
И снова я перелистаю детство,
Что вместе с мамой в памяти живет.
 
А где-то далеко, под облаками
Прощально покружив, ее года,
Как будто птицы, прошуршат крылами
И скроются навеки. Навсегда.
-----------------------------------------------------------

Прекрасно. Именно такие вот, безупречные технически, прозрачные стихи, с ударной, чаще всего –  последней –  строфой, по прочтении которой закипают слёзы, и ожидаешь всякий раз, раскрывая книгу поэта. Пока, на мой взгляд, это стихотворение лучшее из подборки.

11. В коробочке из фетра...               

Провинциальное похмелье снегопадов:
В моей империи  – двадцатый день зима.
Чернильность будней многоуровнего ада
Я принимаю как безумие – сполна.
Елейным шепотом:  –  Ты помнишь? 
–  Было,  было...
Седыми клочьями метались в декабрях
Два мотылька средь человечьих тел бескрылых...
Зимою души перелетные хандрят.

– Нектар любви со вкусом лжи и тернослива
Испить спешил, на свет летел, я весь продрог.
Я переписывал всю будущность курсивом,
Как школьник, снова не усвоивший урок...

Прощальный выдох в смятых сумерках от ветра:
– В квадрате  синих  стен мне  холодно.
– Прижмись... 
Рай мертвых бабочек в коробочке из фетра –
Чужое счастье на мгновение...

–  На жизнь...
-----------------------------------------------------------

Ну, зачем же в этом, много обещавшем тексте – странная третья строка? Перелистал несколько словарей, но ни в одном не нашёл слова «многоуровний». Везде пишется «многоуровневый». Но в таком случае летит напрочь вся конструкция первой строфы. Честно говоря, очень жаль это милое, необычное стихотворение, но с третьей строкой нужно что-то делать. Мы все понимаем, что любой конкурс – это показ достижений в технике  стихосложения и возможность рассказать коллегам, что ты в последнее время сделал что-то новое, вышел на более высокий уровень. Но при этом желательно, чтобы – хотя бы в финале – стихи не имели технических изъянов.    

12. Сирень

О, как спешит сирень цвести,
Когда ночами бьёт остуда.
Шепчу: «Прости меня, прости,
Моё нечаянное чудо…»

Пусть я ни в чём не виноват,
Но – посмотри, как – изнывая,
Сирень горит, слова горят,
Своей вины не сознавая.

Готов вобрать духмяный вихрь
Любой каприз, любую шалость,
Когда дыханье губ твоих
С небесным сумраком смешалось.

Как густ и сладок аромат
Цветенья, мая и печали. –
Мы столько лет уже подряд
Лишь этим воздухом дышали. –

Так неразрывны и просты
И бесконечны в дымке смутной
И эта жизнь, и май, и ты,
И этот день сиюминутный.
-----------------------------------------------------------

Вспоминаю разборы стихов из школьных учебников: «тема», «идея», «развитие образа». И много чего там было ещё. В данном случае показалось, что при всей – так любимой мной – воздушности, почти нереальности ткани стиха, – недостаточно проработаны образы главных героев. Чего-то не хватает. Хотя это, конечно – моё, сугубо личное мнение. По прочтении чувствуешь, что тебя обманули – хотели дать законченный образ, но что-то не сложилось. Может быть – всё дело в последних строках, в их недостаточной проработанности? Не знаю, но только чувство некоторой досады осталось. А стихотворение очень перспективное. Очень.   

13. Аквариум

В стоячей воде умирает звук,
Движения больше нет…
А главное что-то ушло не вдруг -
Бессмысленно звать вослед.

Молчание тиной лежит на дне,
Зеленой моей тоской…
Не страшно себя доверять волне
И ветер вдыхать морской.

Не страшно нырять, огибая сеть,
Среди серебристых рыб…
Но слово «аквариум» значит «смерть»
Для тех, кто давно погиб.

Для пойманных в сети слова – вода,
Кольнувшая плавники…
Сплошная стена для двоих – одна
И общие поплавки.

Сегодня Рыбак непривычно тих,
Сквозь воду глядит светло…
Аквариум тесен для нас двоих,
Пора разбивать стекло.
-----------------------------------------------------------

Просто чудо. Испытываешь непередаваемое чувство воздушности, заманчивой тяги погружения в текст. Но всё это – с четвёртой строки. А третья сбивает с толку своей неоднозначностью (а её нужно избегать в стихотворении). Вчитайтесь:
Вариант первый:
«…А главное – что-то ушло не вдруг –…»
Вариант второй:
«…А главное что-то – ушло не вдруг –…»
И, что самое досадное – оба варианта имеют право быть. Но, повторюсь, – стихотворение неординарное.

14. Армагед-год

Тихо ползи, гадюка, по склону холма.
Там на вершине миру придёт лох-несс.
Будет поруха свальная тьмой полна,
а в остальном без галстуков, но не бес...

Бестия в тёмном в полночь задумал путч.
Бледные кони рвутся с поводьев в ночь.
Стае клевретов скопище грозных туч
велено без разбора к холму сволочь.

Бледные всадники медлят, молчит трубач,
Бестия ждёт, в руках растирает прах.
Только скажи, и кони сорвутся вскачь,
Сея в подлунном мире и смерть, и страх.

Тихо ползи, гадюка, поспешность — ложь.
Там впереди судьба не в своём уме.
Тихо ползи гадюка, пока ползёшь,
Бледные кони останутся на холме.

Стихотворение настолько известное, что даже оторопь берёт: как же его оценивать? Техника выше всяких похвал – сразу видно, что писал мэтр. Автор в последнее время явно находится в поиске новых тем и новых поворотов старых тем.. История человечества с аллюзиями и реминисценциями – для этого вполне благодатная почва. У автора всё получается. Это же стихотворение немного из другого ряда – как будто отклик на сиюминутность с её кошмарами перенесён в пространство вечной книги, хотя прямого пересечения с Библией вроде бы и нет (или есть?).  Кстати, по прочтении стиха ощущение кошмара остаётся в памяти надолго.
 

15. Найди свой дождь

Найди свой дождь. Он в тысяче других
почти неузнаваем. Но однажды
придет, рисуя частые круги.
И ты поймешь – всё прежнее неважно.
Дожди  иные – просто лишь дожди,
лились и растекались безразлично.
А этот… он особый. Он летит
к тебе и только твой. И хочет лично
открыться  чудом, тихо рассказав
о маленьких рассыпанных загадках:
как трепетна небесная слеза,
как солнце выпивает без остатка
мгновения ажурной красоты,
неся в подарок влажные рассветы,
где в каждом из моментов - я и ты,
любовь и нескончаемое лето.
Стихотворение цельное. Интересен замысел, и прозрачное, точное исполнение. Такие стихи, на мой взгляд, создаются в моменты полного единения с действительностью – когда тебя переполняет счастье. Я очень ценю такие мгновения – их так мало в жизни. Автору удалось изложить миг счастья на бумаге. Уверен: здесь нет надуманности – текст льётся свободно. Несомненная удача.

Ну, вот и наступил момент истины. Пятнадцать стихов, пятнадцать попыток понять и выстроить своё понимание мира, свою действительность. Как их расставить по ранжиру? Они ведь все разные, подчас несравнимые. Что может быть критерием? Не знаю. Поэтому прошу принять расстановку стихотворений по местам как некую условность – ведь первое место всего одно, и больше одного стиха на него не поставишь. Итак, не поминайте лихом: вот что получилось в итоге нелёгких раздумий:

  1 место – №10. * * * (…Еще года тревожно не считаю);
2 место – №6. Прости его... Романтизм;
3 место – №13. Аквариум;
4 место – №15. Найди свой дождь;
5 место – №14. Армагед-год;
6 место – №7. Звезда;
7 место – №9. Не зная правил;
8 место – №12. Сирень;
9 место – №5. Пять отражений;
10 место – №3. Этот город;
11 место – №1. Калипсо. Хроники отставных;
12 место – №8. "Завидую";
13 место – №4. не сложилось;
14 место – №11. В коробочке из фетра...;
15 место – №2. Батюшка.