Учительский дневник, или я второклассница

Ольга Корзова
Это не литературное произведение. Так, заметки для памяти. М.б., когда-нибудь переработаю. Пока - записала.


Ещё в августе я узнала, что начальную школу, оставшуюся у нас после закрытия основной, тоже хотят закрыть. Учительницу переводят в базовую, потому что там учитель уехал, а здесь даже и первого класса не будет – не рождались дети в нужном году. Только второй класс – три человека.
Конечно, мало. Но если их переведут, то больше здесь школу не откроют. Даже для первоклассников.


1 сентября всё-таки встретили на месте. Уроки взялись вести воспитатели детского сада, бывшие учителя. Был праздничный классный час – не линейка. Дети нарядные, цветы, шары, ленты – всё, как обычно.
Но 4 сентября мне позвонила Ирина Борисовна:
- Знаешь, нас всё-таки закрывают. Завтра приедут.

5 сентября

Терзаю себя с утра. Наверное, надо сходить, хоть поддержать девчонок. Закроют школу – и детскому саду недолго оставаться. Но что я могу? До сих пор – зайду туда, и тошно. Иногда и пореву потом.
Схожу, поругаюсь, а ведь всё равно закроют…
Нет, лучше дома чем-нибудь займусь. Дел хватит.
В десять позвонила сестра, нянечка в детском саду:
- Приехали. Придёшь?
- Не знаю. Смысла нет.
Но уже через десять минут лихорадочно натаскивала на себя одежду. Нельзя не идти. Это будет предательством. По крайней мере, по моим меркам.

Войдя в директорскую, кивнула Павлу Александровичу, молодому директору соседней школы (хорошо, хоть один приехал, а не с «группой товарищей»):
- Здравствуйте. Что, закрываете нас?
- Да не хочу я, Ольга Владимировна, - вздыхает он. - Сверху давят. Я уж и так, и так им говорил. А они: неэкономно… Экономист даже на меня закричала.
- Да… Может, мне попробовать поговорить?
- Ну, не знаю. Поговорите.

Набираю номер заведующей РУО. Не отвечает.
- Там, Ольга Владимировна, всё экономисты решают. Только они и слушать не станут… - снова вздыхает П.А.
Звоню экономисту. Выслушав меня, она отвечает:
- Вы знаете, я совершенно не в курсе ситуации. Вам надо с Еленой Викторовной разговаривать. Но средств лишних нет. Нас обязали поднять зарплату учителя до 40 тысяч. Это постановление №… А у нас никак не получится, если мы будем содержать маленькие школы. Хотим мы или не хотим, нас не спрашивают. Не выйдет зарплата – нас оштрафуют. Говорите с Еленой Викторовной.

Наконец, дозваниваюсь до заведующей.
- Вы знаете, я совершенно не в курсе. Там, кажется, учителя не хватало, и Павел Александрович решил, что так ему будет лучше.
- А Павел Александрович говорит, что Вы на него давите…
- Да? Нет, я совершенно не в курсе.
- А помните, Вы клятвенно обещали, что начальную школу закрывать не будете?
- Так кто же её закрывает? Просто нет учителя, возможности нет детей учить.
- Но уроки-то проводят.
- Кто проводит???
- Ирина Борисовна и Наталья Валерьевна.
- Да? Ну, не знаю. Я не в курсе. Нет-нет. Детям нужен специалист.
- А что, в той школе только специалисты работают? Это во-первых. А во-вторых, а если я выйду на работу?

В трубке всё затихло. Потом голос:
- Не знаю. Я совершенно не в курсе ситуации. Мне надо обсудить с Павлом Александровичем…
- Вам перезвонить?
- Да, перезвоните вечером Павлу Александровичу.

Трубку у меня перехватывает Ирина Борисовна и горячо начинает убеждать заведующую, что надо сохранить школу:
- Вы закроете школу, а завтра закроете нас. А ведь Вы обещали…

Слышен слегка нервный голос заведующей:
- Что Вы выдумываете? Кто хочет закрыть детский сад? Такого не будет, что Вы…

После нас звонит ещё и мама второклассницы, работник детского сада. Тут заведующая уже срывается:
- Я уже полчаса занимаюсь только Вашей школой! Пишите на моё имя заявление, что не согласны…

Вечером звоню П.А. Голос у него унылый:
- Да, О.В. Не разрешают. Неэкономно.

Кладу трубку. Вот и всё. Знала ведь, что так и будет. Идиотка. И чего лезла?

…Через десять минут, вернувшись из другой комнаты, вижу на мобильнике звонок П.А. Что ещё?
- О.В., только что звонила Елена Викторовна. Сказала, что школу оставят, если Вы выйдете на работу…

8 сентября
Да… Первый рабочий день, однако.
Буду вести свои предметы и математику, Наталья Валерьевна – окружающий мир (она географ) и английский – мы с Ирой немецкий учили. Ирина Борисовна – труды, пение и рисование. Она это и в школе вела. И ещё физкультуру.
Документально же договор  заключён со мной: с 8 сентября по 31 мая. А что потом? Придумают, наверное, какую-нибудь пакость, чтоб закрыть школу.
Интересно, почему сейчас оставили? Скорее всего, потому что мы им изрядно надоели и ещё вспомнилось прежнее закрытие: наши письма, мои статьи, прокурорские проверки по ним и т.д.
Не захотелось начальству портить себе настроение. Хотя кто их знает…
Но всё равно хорошо. Только вот я-то… Как я буду свою хромую ногу в школу таскать? (Перетрудилась в огороде летом, потом застудила ноги, дважды неудачно упала – и вот результат: правая нога плохо сгибается в колене и время от времени очень болит). Сейчас-то не знаю, как её в лодке пристроить, а зимой, когда переправа будет нарушена и придётся кругом ходить?
Ладно, будем думать. Сама напросилась – терпи…


9 сентября

Второй день учим имя-отчество Пушкина и выучить пока не можем.
Вчера, выяснив, что мои детищи знают лишь фамилию Александра Сергеича, пришла в ужас. Попыталась напомнить:
- Антоша, у тебя одного из братьев так зовут.
- Денис? Васька?
- Да нет, конечно.
Антоха усиленно морщит лоб, через минуту глаза сияют - вспомнил:
- Ванька!!!
- У тебя же ещё брат есть... - уныло говорю я.
- Сашка-то? Дак он уехал!

11 сентября

Подошла вчера на первом уроке к доске и чуть не расхохоталась. Детищи меня решили подкорректировать. Букву "к" пишу я не совсем правильно, вот они и исправили мою завитушку на петельку. Теперь будешь, Владимировна, стараться каждое утро писать по всем правилам, никуда не денешься.


18 сентября

Работа у меня замечательная. Детищи тоже.
Единственное: долго не могла привыкнуть к тишине. Странно, когда знаешь, как всё было раньше, ходить по пустому этажу, видеть пустые кабинеты, коридоры, входить в пустую учительскую. Всё, как прежде, только нет рядом людей, с которыми я работала четверть века с лишним. И детей не слышно. Если бы не детский сад внизу, можно сойти с ума.
… И ногу с трудом таскаю. Стесняюсь, когда иду в школу и кто-нибудь попадается навстречу. Стыдно, что я теперь такая…
Из школы почему-то всегда идти легче. М.б., потому что не тороплюсь.

1 октября

Ноге стало легче. Перестала хромать. Может быть, потому что пью таблетки. Может быть, потому что начала делать лечебную гимнастику.
Уже нет резкой боли, хотя присесть на корточки всё ещё не могу.
Скоро день учителя. Жду его без тоски в этот раз.


17 октября

О чём я думаю? О том, как греют сердце дети. Сегодня ушла рано, примерно через час после своих уроков. На реке уже забереги, приходится приноравливаться к графику брата, чтобы переправиться через реку без проблем.
Вышла на улицу и услышала лёгкий стук в окно. Повернулась и увидела, что мне машут рукой мои второклашки, у которых оставался ещё урок. Машут и улыбаются. Помахала им в ответ, и тёплая волна прошла по душе. Всего-то и надо для счастья, чтобы тебе улыбались дети...

23 октября.

Вот тебе, бабушка, и Юрьев день! Навигация закрылась. Вчера брат ходил вокруг один длинным путём. Я не пошла: боюсь за ногу ещё. Шутка ли, шесть километров в одну сторону. Но сегодня пришлось. Правда, коротким путём – Чурьега встала. Всего четыре километра в одну сторону.
Радуюсь, что могу ходить. Правда, трудно спускаться под гору. Цепляюсь за ёлку, выросшую у спуска: «Матушка ёлочка, помоги! Ты же от семечка нашей ёлки выросла!»
И ёлка держит меня, пока я ползу вниз…

28 октября

А вот такого у меня не было никогда. Тает, но сегодня переходили ещё через Чурьегу (коротким путём), снега на льду уже нет, лёд, как стекло. Туда шли в сумерках, обратно я решилась, не дожидаясь брата, идти одна. Перешла, хоть и страшновато.
У берега - нечаянная радость: налим подо льдом, у самых ног, плавает. И немаленький. Забыла про все страхи, кинулась его фотографировать.

31 октября

А у меня начались каникулы!!! Вчера весь вечер, как в былые времена, писала сценарий игры, сегодня мы с детищами  сначала поиграли, а потом пошли на утренник в детский сад - этажом ниже. Прощались с осенью. Немного рано, но скоро начнётся подготовка к Новому году. Дай Бог, чтоб за каникулы река замёрзла.

2 ноября

Каникулы. С утра ходила на кладбище. Путь туда лежит через заброшенную деревню Наволок, где когда-то родились мои дед и бабушка, а потом и моя мама.
Каждый раз в тех местах меня охватывает трепет. Кажется, время вот-вот слегка качнётся, и я увижу деревню, какой она была в начале прошлого века, бескрайние поля вокруг неё, бабушку - босоногой девочкой, дедушку - пареньком, едущим на телеге...
А ещё возникает чувство, как будто стоит сделать шаг - и растворишься в этом неярком небе, свежем ветре, речных перекатах. Собственно, ощущения не обманывают меня. Придёт время, и меня примет эта земля, как уже приняла моих родных людей...

15 ноября

Ходим кругом. Привыкла и почти не устаю. Ноги как будто стали крепче, не дрожат. Или это от лекарства?

25 ноября

Готовились сегодня к проверочной работе. Решали задачи. В одной из них было дано задание 20 ульев нарисовать так, чтобы в каждом ряду находилось одинаковое количество ульев. Умножать и делить мы ещё не умеем, только входим в тему.
Детищи задумались. Долго считали клеточки в тетради, а потом принялись рисовать. Смотрю: рисуют ящички с ножками и в середине маленькое отверстие. Говорю:
- Не нужно рисовать настоящий улей. Просто маленькие прямоугольнички.
- Нет! - поднимает голову Артём. - Не то пчела не вылетит!
Про ножки я уже и заикаться не стала.

12 декабря

…Вот уже два месяца, как ходим кругом. Сначала было хорошо, даже казалось, что ходьба мне на пользу, но теперь много снега, он всё время подтаивает, скользко, и я стала уставать, еле добираюсь до моста. Как-то, выйдя на дорогу, не выдержала и подняла лежащую у дороги палку. Так, опираясь на неё, и дошла. Но это в сумерках, а на свету мне стыдно так идти, хотя ноги очень дрожат.
Господи, хоть бы быстрее встала река…

19 декабря

Пять дней, как установилась, наконец, ледовая переправа, перестало капать и чуть приморозило. Пока -4, но с выходных холода должно прибавиться.
Утром можно спокойно идти на работу. Можно в любое время пойти в гости или гулять. Можно сорваться поздно вечером и навестить племянников, чтобы подержать на руках Серёгу, послушать его лепет о "баке" и "би-би" или полюбоваться расцветающей Ленкой. Можно задержаться на работе. Сегодня, например, проводила с детищами игру - "Новогодние приключения Тани, Тёмы и Антоши.")) Детищи выиграли у Деда Мороза, Снегурочки и Бабы Яги - то бишь, у меня, трёхликой, - и пошли, довольные, но чуть отягощённые новыми знаниями и призами, водить хороводы с детским садом.
...А я пришла домой, сижу и улыбаюсь, чувствуя маленькое счастье - одно, из которых и складывается большая жизнь.

23 декабря

Готовимся к Новому году.
Открываешь утром  дверь в кабинет, а на доске тень от узорных снежинок, прилепленных на окно. И так радостно оттого, что будет новый день и дети…

27 января

Была сегодня в библиотеке. Полистала нарядные томики современных прозаиков и - наверное, день был такой - не вдохновилась. Взяла только книги детских писателей: рассказы и сказки В.Бианки, В.Крапивина "Мальчик девочку искал", "Неандертальского мальчика" Лучано Мальмузи.
Может, я безнадёжно отстала от современности, может, окончательно впала во второклассное детство, но, после того как долго глядишь в лучистые детские глаза, коробит от набора слов, встречающихся через страницу, а то и чаще - "бездарная шлюха", "шалава", "дерьмо" и т.п.
Даже не коробит - просто скучно...


4 февраля

Детищи писали сегодня первое в жизни изложение, а я смотрела на нежные линии их ресниц и, улыбаясь, думала, как много у них впереди. Дай Бог, чтобы впереди была целая жизнь...

5 февраля

- Не хочу быть взрослым! - неожиданно говорит Тёмка.
- Почему? - спрашиваю я.
- Взрослые скучные! Все! И даже мама. И папа.
- Мало разговаривают с тобой?
- Да. У них одна работа, работа.
- Тём, они не скучные, они просто усталые. Знаешь, если бы у них было больше свободного времени, они бы говорили с тобой чаще. А ещё: сделай маме что-нибудь хорошее, и она обязательно улыбнётся.
- Да? А что?
- Помоги ей, чтобы она могла отдохнуть.
- Я и так дрова ношу! - упрямится Тёмка.
- Это твоя обязанность, потому что ты сильный. А ты сделай что-нибудь ещё, какое-нибудь её дело, чтобы мама могла отдохнуть. Или подари то, что можешь сделать.
- Надо подумать, - хмыкает он.


6 февраля

- А мы будем в этой школе до девятого класса учиться, - сообщает Тёмка.
Думаю, что ответить ему, но тут в разговор включается Таня.
- А ты разве в девятый класс пойдёшь?
- Я? Нет! Я только восемь кончу.
- Как это так? – изумляюсь я. – Девять классов обязательно надо закончить. А лучше – одиннадцать.
- Почему? – поднимает брови Тёмка.
- Закон такой, Тёма. Не возьмут учиться тебя ни в какой техникум, если не закончишь девять классов.

Про себя думаю, что вру. Знаю, случаи, когда брали и с двумя классами. Учащихся не хватает для набора, и берут всех подряд, лишь бы набрать, лишь бы не сократили.

- Почему закон такой? – недоумевает Тёмка. – А если я дальнобойщиком буду? Или железнодорожником?
Таня тоже, округлив глаза, ждёт моего ответа.
- Понимаешь, даже дальнобойщику надо, хотя бы немножко, знать математику, чтобы расстояние рассчитать. Географию, чтоб знать, куда едет. Русский язык, чтобы документы правильно оформить. Железнодорожнику – физику учить обязательно, чтоб знать, как механизм действует… - начинаю объяснять я.
- Да… - вздыхает Тёмка. – Долго…
- Да у тебя и планы могут поменяться. Сейчас ты это хочешь, а года через три по-иному решишь. А если не изучал какой-то предмет, а он потребуется? Знаешь, как обидно будет, если не сможешь поступить туда, куда хочешь?

На уроке чтения сочиняем сказку о берёзках, которые ждут ребят в лесу. Вчера во время лыжной прогулки детищи побывали в берёзовой роще, и вот сегодня слушаю их рассказы, смотрю фотографии, сделанные с мобильника, и попутно помогаю им придумывать историю.
- Ну что, правда, интересная сказка у нас получилась?
- Да! А знаете что? Я решил: буду писателем! – восклицает Тёмка.

***
Детищи приготовили небольшой подарок Ирине Борисовне. Точнее, купили, предварительно опустошив свои копилки. Ожидают её урока, чтобы торжественно вручить. Спрашивают меня:
- А у Вас, Ольга Владимировна, когда день рождения?
- У меня до него ещё долго, в сентябре.
- Ура!!! Мы ещё накопить успеем!

…Не стану говорить им пока, что, скорее всего, 1 сентября они встретят в другой школе и у другого учителя.