Дивен Бог во святых Своих. Часть 2

Стихи Марии
Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы.
 
Три года от рождения!
                Три годика!
Той яблоневой веточке молоденькой.
И платьице - цветочком бело-розовым,
И слёзы на ресничках, каплей росною.

За руки держат милые родители,
Им хор девичий дан в сопроводители.
Их свечи окружили благолепием.
То, шествие во храм великолепное!

Все свечи и цветы идущим розданы.
Обет исполнен Анной перед Господом.
За то моленье жаркое и скорбное
Бог обещал рожденье чада - скорое.

Всех созвала - священников и сродников,
Перед лицом божественных угодников.
«Прославьте Бога радостными песнями.
Я ныне Дочь веду к Царю Небесному»

Дитя, как многоценная Жемчужина,
Из Назарета, под тимпаны дружные,
И подпевая ангельским Хорам,
Шагает трое суток в Божий храм.

Дочь, забывай свой дом и время детское,
Ко Господу ведут тебя Невестою.
И мамы все сорадуются матери,
И все отцы с твоим отцом, как братия.

И весь Ерусалим, как звёздный круг
Вокруг Луны, им воссиявшей вдруг.
И ангелы вхожденье Девы видят:
Как эта крошка во Святое внидет?
Во след летит чинов бесплотных хор
И вводят Деву на священный двор.

Окружена невидимыми крыльями
Та ,что сосудом Богу будет - избранным!
Сосудом добродетели!
                И признаки
Хрустальной чистоты в глазах, как искорки.

«Услыши, Дщи , и виждь!
                Забуди люди,
Отца и матери твоей забуди дом»
И ухо преклони Тому, Кто будет
Твоим Отцом Царём и Женихом!

Прими Захария, прими священник,
Сень чистую и девственный Ковчег,
Кадильницу где уголь невеществен,
И Деву что белей, чем белый снег.

И вот пред взором девочки предстали
Входных крутых двенадцать ступеней.
И ножки Девы резво побежали
Без затрудненья, вверх к судьбе своей!

Захария прозрев Духовным Даром.
Воскликнул, этим чудом поражён:
«О! Разрушенье клятвы над Адамом!
О, чистота! О! украшенье жён!

Ты - в высшей степени
                прославленное Девство!
Ты чистотой окружена от детства.
Запечатление Его завета!
Обнаружение Его совета!
Зерцало всех пророков Ты!
           Иди!
Во тьме лежащих - Светом освети.
Новейший и Божественнейший Дар!
          Иди!
И обновленье грешным дай!

Первосвященник, Духом весь объятый,
Её ведёт туда, где «место Свято!»
За ту завесу, где Ковчег стоит
И золотом блистающим горит.
А над Ковчегом Херувимы славы!

И на молитву, здесь Дитя оставит,
Уразумев, что тот Ковчег - на деле,
Прообраз сей отроковицы - Девы.

Она была умна, склонна к ученью,
Поселена в подсобном помещеньи.
Училась у искуснейших - шитью,
Пряденью шерсти, девичью житью.
И удивляла всех благоразумьем

Но в основном, охваченная думой
О Господе и о грядущем дне,
Молилась пред Ковчегом в тишине.

И во «Святом Святых», как во чертоге,
Нетленной пищей - принятой от Бога
Питалась Дева из бесплотных рук,
Ей заменили ангелы подруг.
Захарий это увидал случайно.
«Не та ли Дева, что послужит тайне?!
И сбудется пророков предсказанье?
Не от Неё ли примет естество
Хотящее явиться Божество?»

И так случилось!
                Это так случилось!
Мария - девство Богу обручила,
И уневестившись, Ему служила.

Вот Сила свыше Деву осенила!
И Бога-Слово странно уместила
В своей душе.
                Он родился для нас.
Господь! Сын Божий! Долгожданный Спас!



Престол во имя великомученика Димитрия Солунского.   
Страдания и чудеса великомученика Димитрия


Святой великомученик Димитрий
Происходил из города Солуни.
А там - богов языческих палитра,
От бога Зевса, до царя Перуна.

Существовали тесно - не в обиде,
И каждый — своему вознёс моленье.
Вот только христиан возненавидя,
Жестокие вели на них гоненья.

Отец святого, бывши воеводой,
Устроил в доме горницу сокрыто.
Он там хранил святыни и иконы,
Каменьями и золотом увиты.

То был Господь и Пресвятая Матерь!
Что бы солунян зря не раздражать им,
В храмине той, с женой уединились,
И умоляли Господа о сыне.
И вскоре, появился сын Димитрий!
Тут вся Солунь неделю пировала:
И жители, и стража вся,и свита-
Веселье с воеводой разделяла

Вот принял Дмитрий тайное крещенье,
И вера в юном сердце возрастала.
А Божья благодать, покрывши сенью,
Его в святые тайны посвящала.

Шли годы и родители старели,
Вот срок настал.
                И на одре смертельном
Отец сначала, а за ним и мать,
Пред Господом готовились предстать.

Правителем в Солуни был назначен
Димитрий юный.
                Крепко озадачен
Посланьем царским:
                Смерти предавать
Всех христиан.
                Губить и распинать!

Но всё произошло совсем иначе.
Самим царём в правители назначен,
Димитрий стал открыто прославлять
Распятого Христа!
                И обращать
Язычников, святую веру множить,
Искоренив повсюду многобожье!

И для солунян заменил он Павла.
(Дошла до Максимилиана слава.)
Царь, возвращаяся с войны Сормитской,
Решил в Солуни сей остановиться.

А юноша святой раздал именье,
От старца получив благословенье.
Он силы укреплял перед концом,
Молением усердным и постом.

А пред царём не захотел виниться,
За то был бит и заключён в темницу.
Сидел в тюрьме Димитрий, как в чертоге,
Молитвы пел и громко славил Бога.

И вот предстал пред ним в небесном свете,
С венцом прекраснейшим ,из райской ветви,
Посланник, Божий Ангел, и сказал:
«-Христов страдалец! Вот и час настал!»

И ранним утром воины, ворвавшись
В его темницу, копья вознесли.
А на полу, пред Богом распластавшись,
Светой молился о спасеньи их.

Но устремились в злобе оголтелой,
Пронзили насмерть сердце копиём!
А ночью христиане взяли тело,
И погребли на кладбище своём.

Вот годы минули, окончены гоненья,
И над святой могилой вырос храм.
Здесь многие искали исцеленья
От недугов и от смертельных ран.

Там был Леонтий.
                Веруя святому,
Его чудесной силой исцелён,
По чувству благодарности построил,
Вернее, перестроил храм тот он.

Когда фундамент раскопали снова,
Нетленны мощи чудом обрели!
Там истекало мирро от святого,
И были взяты мощи из земли.

Премного собралось тогда народу,
Благоуханье ветры разнесли.
И ароматом неземным природа
Утешилась, что мощи обрели.

А сам Леонтий ,сёла закупая,
Отдал их в услуженье церкви той,
И вскоре объявил, что уезжает
На родину далёкую, домой.

Хотел он взять хоть часть мощей святого,
Но запретил ему Димитрий - сам:
Пусть серебром твоим ковчег окован,
Но мощи по частям я не раздам!»

И взял Леонтий плащаницу в память,
Что кровию святой обагрена.
На родине своей решил поставить
Прекрасный храм.
                И там лежит она.

В стране той заболел правитель хитрый,
Весь в струпьях от болезни изнемог.
И призван был молитвами Димитрий,
Лечить его от головы до ног.

Святой учил больного не лукавить,
И слово взял от здравого - терпеть,
Кровоточивому - он блуд велел оставить,
А бесноватому - для Бога славу петь.

В Солуни в храме возгорелось пламя,
Расплавилась серебряная сень.
И рака повредилася с мощами.
Беду исправить возжелали все!

Но только серебра недоставало.
И тут Димитрий объявился сам.
Просил не хлопотать о том нимало.
Помочь отладить раку обещал.

И в этот час пришёл богатый Мина,
Принёс с собою столько серебра,
Что раку починить как раз хватило,
И сень восстановили мастера.

Когда был императором Маврикий,
Для Византии чёрный час настал:
Авары брали дань от них велику!
Однажды император отказал!

Рассвирепели злобные авары,
Собрали войско очень велико.

Да на Солунь пошли, как те татары,
И захватить Солунь могли легко.

Но на защиту встал святой Димитрий.
Он появился грозно на стене,
И по святым, ко Господу, молитвам
Враг не вошёл в Солунь, но был со вне.

У стен высоких завязалась битва!
Лишь только первый враг достигнул верх,
Его копьём пронзил святой Димитрий,
Убитый - вниз летел, сбивая всех.

О! Ужас овладел тогда врагами!
Но отступать противник погодил.
В тот самый день - увидел Чудо в храме,
Солунянский молитвенник один.

Вот двери храма сами распахнулись,
И ангелы небесные вошли.
Молитвенник от страха встрепенулся
И слышит: «- Где правитель сей земли?»
 И вышел к ним на встречу из гробницы
Святой Димитрий (будто бы живой),
А яркий свет вокруг его искрится!
Тех ангелов пресветлых встретил он.

- Да будет с вами благодать Господня!

- Владыка нас послал тебе сказать,
Чтоб город сей оставил ты сегодня.
Им в наказанье - эта вражья рать

Скажите, братья, моему Владыке,
Что раб Его, Димитрий, говорит:
Прошу на град Его щедрот великих,
Молю за всех, и верю - Бог простит!

Ты Сам меня сюда поставил стражем,
И подражать Тебе Господь, позволь.
Дай душу положить за град отважный,
Здесь вера есть! И солона здесь соль!

Они взывают к имени Господню!
Грешны, но покаянье велико.
Я этот город не предам сегодня,
Хотя с Владыкой спорить не легко»
 
И все молились Богу со слезами,
Все воздевали руки, день и ночь.
А сам Димитрий - вел бои с врагами,
И побежали от святого прочь.

И разнеслось, что с самого начала
Увидели враги - на той стене
Несметное число бойцов стояло,
И, как им показалось, много дней.

И вот, вчера, то войско устремилось,
И понеслось в сияющем огне.
Вся вражья сила - в бегство обратилась,
А войско вёл Димитрий на коне.

Он виден был в одеждах белоснежных,
А белый конь, блистая под седлом,
Копытом бил!
                И враг был обезврежен,
Тем белоснежным храбрым седоком!

Все жители Солуни, с ликованьем
Во храме вознесли над алтарём
Расшитый образ Дмитрия.
                О славном
И памятном спасении своём.



Преображенская церковь (ныне действующая) 1821 год.

Праздник Преображения.

Моисей и Илья у Христа с двух сторон,
А Христос между ними в сияньи святом.
Моисей-это каменно-твёрдый Закон.
А Илья — покаянье моё пред Христом.

Три свидетеля тут в удивленьи большом
Видят Преображения радостный свет.
И доносится нам  «как оно хорошо!»
Покаяние то, как сияния след.

Это лучше земных бесконечных утех,
Покаяние — чище росы на цветке.
И от света растаял содеянный грех,
И слезой омывается вечность во мне.

Мы приходим в больницу к простому врачу,
За леченье последний свой грош отдаём.
Для спасенья от боли (простите) мочу
И ещё кое - что на анализ сдаём.

И по всем кабинетам в тревоге большой,
Ищем здравие телу с прогнившей душой.
И глотаем с надеждой в прописанный срок,
Заграничный спасительный наш порошок.

Грубо сказано это, но факт на лицо.
Никакой порошок подлеца не спасёт.
Никаким голубым или чёрным шприцом,
Не прогнать от себя нам косую с косой.

Ибо сказано всем — из земли ты пришёл,
И обратно уходишь - держись не держись,
Но доносится нам: «как оно хорошо!»
Покаянье — дающее вечную жизнь!

Мы приносим плоды в этот праздничный день,
Что созрели в саду, в огороде - везде.
Это образы - будто плоды от души.
Как прекрасны они, как они хороши!

Престолы Преображенской церкви:
а) Преображение Иисуса Христа на Фаворе,
б) Вознесение Иисуса Христа на небо,
г) Благовещение Пресвятой Богородицы.



Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы.

Благую весть приносит ангел.
И ангел — есть благая весть!
Не зрит он на чины и ранги,
И Божьих ведает невест.

Такая мысль прилетела
Марии юной под окно.
Возрадовалось сердце Девы,
Внимало ангелу оно.

Да как же может быть такое?!
А в душу льётся благодать.
«- Не бойся, Сам Господь с тобою!
Чтоб Девою смогла зачать.

Ты выносишь во чреве Сына.
Он будет — Богочеловек!
И сила свыше осенила,
И стала Матерью во век.

Такое Чудо - благовестье
Нам мысли — ангелы несут.
Но не всегда мы с ними вместе!
Всё чаще вижу Страшный суд! (отрывок)



Праздник Вознесения Гсподня.

Уже перед страданьем крестным,
Сказал Господь ученикам,
Что из обители небесной,
Снизшел Он добровольно Сам!

И вновь оставит мир - телесно,
Взойдёт на Небеси к Отцу,
Покрытый облаком чудесным!
Хотя сейчас, лицом к лицу,

Стоит пред ними в час последний.
Но обо всём - потом! Потом
Расскажет Дух - Его Посредник,
Сошедший следом за Христом.

И объяснит: Не о наградах
Земных стараться должно нам.
А о небесном Высшем Граде!
Куда теперь восходит Сам.

И перед чудным Вознесеньем
Воздел Он руки над главой,
И преподал Благословенье,
До нас дошедшее волной.

Из поколенья в поколенье
Духовный этот Дар плывёт.
И помнит чудное явленье
То Вознесение - народ.

Да. Было раньше вознесенье
Святых — Еноха и Ильи,
«На небо как бы».
                Перед всеми
Смотревшими на них с земли.

Но видим тут иное дело:
Не огненный размах колёс,
Не ангельская сила.
                Тело
Своё возносит Сам Христос!

Туда стремится Всемогущий,
Где в Боге вечно пребывал.
Идёт сквозь облака и тучи
За яркий солнечный овал.

И глаз уже не может видеть,
То чудо - высшее Небес.
Но из оцепененья вывел
Нежданный глас:
                Христос Воскрес!

Воскрес, спасение соделав.
Но, как нечаянно ушёл
На облака с душёй и телом,
Так всяк уйдёт, кто Им прощён!

И Матерь, в радости о Сыне,
Смотрела диво над  Собой!
И руки в небо возносила
Молясь Ему за нас с тобой!

Когда то благодатной вестью,
Дождём чудесным на руно,
Дух нисходил к Своей Невесте,
Теперь к Отцу вознёсся Он!

Как ранний фимиам!
                Безмолвно
Отходит Богочеловек.
И нет громов и ярких молний,
Один Покров, как чистый снег.
 
А там в невидимых пределах,
Хор ангельский встречал Христа.
Царь Славы в одеяньях белых!
И вверх распахнуты Врата!

«- Кто Сей, Идущий от Эдома,
Точило ярости топтал.
И ризы белые червлёны?»

«Он - Славы Царь!
                Свой род спасал!
Вознёсся Победитель ада,
Как Первенец земных людей.
Начаток наш!
                От зол - ограда!
А где Глава - там Тело с ней.

Он привлечёт по Вознесеньи
Всех православных от земли».

И ангельские песнопенья
К Престолу Сына подвели!

 

Преображенский храм города Солигалича.

В Преображенском храме проходят все основные церковные службы. Сохранилась сторожка при храме (в последние годы там был Фонд занятости населения), но документы на нее не переданы церкви. Ограда была разобрана ещё в 1930 году. Тогда же, рядом стоящий Никольский храм приспособили под электростанцию. В связи с этим, снесли его купола-завершения и закомары. Была разобрана паперть. В 1980 годы рухнула колокольня - сложилась, как пирамидка, никого не задев. Только пыльный столб в небо стоял несколько часов. В Никольском храме позднее сделали магазины, разделив его на два этажа.
В Преображенском Храме были выломаны полы. Иполучилось два этажа. Там был сначала пищецех, в котором церковная печь использовалась для изготовления сладостей. А потом были склады.



Рассказ одной приезжей женщины.

Отец был сторожем на складе
А склад, в безбожные года,
В Преображенском храме сладил
Какой-то Пушкинский Балда.

Однажды ночью сторож слышал,
Поёт чудесный хор мужской!
Под купола, и выше! Выше!
Уносится напев простой.

Он обошёл всё помещенье.
(Коробки, ящики стоят)
А сердце ждёт преображенья!
О чём напевы говорят?!

До дна души - Покой и Радость!
И на щеке блестит слеза...
А в ящиках сплошная сладость
Заполнит завтрашний базар.




В исторической библиотеке в Москве можно отыскать сведения: «В г. Солигаличе при Преображенском храме находится могила, а на надгробной её плите – эпитафия: Андрей Иванович Цепейников, Соли-Галичской мещанин. Родился в 1780 году - скончался в 1843, в марте месяце. Он 44 года держал себя прикованным на цепи.


Андрей Цепейников. (Блаженный)

Мы снова видим:
                Отрок юный!
Что знал он в девятнадцать лет?
Какие пели в сердце струны?
Кто нашептал такой совет?

Тяжёлой цепью окованный,
Сам «оскопился» для Христа!
Изъязвлен весь.
                В рубахе рваной,
Не мытый
                Но с мольбой в устах.

Конечно же, от детских сказок
О русичах-богатырях,
Он призван Богом и привязан
До смерти! В четырёх углах!

И свет не мил, и смех девичий
Под окнами - не соблазнил!
И в нарушенье всех приличий
Земных - он сам себя казнил.

Отец Иван — позволил подвиг,
А значит был боголюбив!
Спасались родственники подле,
И дом наполнен был людьми.

В цепях — сорок четыре года,
Молился он за род людской.
И жертвенные все доходы,
На храм Преображенский - свой
Передавал для устроенья.
И в нём просил, «захоронять»
И всех родных, из уваженья
Цепейниками - стали звать!

Вот так фамилии рождались,
Так освящались имена,
И в наученье нам достались,
Те памятные времена.



Собор Рождества Богородицы. Позднее, женский монастырь. Каменная церковь с каменною колокольней построена по повелению и на средства царицы Марии Ильиничны в 1668 году. Она же считается основателем женского монастыря при храме. М.И.Милославская, первая супруга царя Алексия Михайловича. По преданию, она будто бы была Солигаличская уроженка из прихода Корцово, и всё детство провела на своей родине. И так, Солигаличский женский монастырь обязан своим построением царице Марии Ильиничне. Подтверждением сего служит сребро-позолоченный, украшенный драгоценными камнями и частицами святых мощей, Напрестольный Крест, присланный в 1680году царём  Фёдором Алексеевичем, имеющий чеканную по серебру надпись такого рода: «Лета 7188 (1680 ГОДА) на 20 ДЕНЬ МАРТА ПОВЕЛЕНИЕМ ВЕЛИКОГО ГОСУДРЯ  ФЕОДОРА АЛЕКСЕЕВИЧА ВСЕЯ РУСИ ВЕЛЕЛ СДЕЛАТЬ И ПОЖАЛОВАТЬ СЕЙ КРЕСТ В СОЛИГАЛИЧСКИЙ   ЖДЕСТВЕНСКИЙ ДЕВИЧИЙ МОНАСТЫРЬ В БЛАЖЕННОМ УСПЕНИИ ПО СВОЕЙ МАТУШКЕ БЛАГОВЕРНОЙ ЦАРИЦЕ МАРИИ ИЛЬИНИЧНЫ,ЧТО ОНА, ГОСУДАРЫНЯ ПОСТРОИЛА В 1668 ГОДУ.

Как плод веры и благочестия русской царицы, монастырь мог не без основания рассчитывать на свою счастливую будущность под высочайшим покровительством не только царицы но и старшего её сына Феодора Алексеевича.
Следуя примеру благочестивых царя и царицы , не оставляли монастырь своей милостью и покровительством святейшие Патриархи, и придворные, и столичное духовенство, по крайней мере до тех пор пока эти царственные особы были живы.

Святейший патриарх Иоаким имел Солигаличский монастырь в своём непосредственном ведении и беспрепятственно давал благословения на новые сооружения в монастыре. Царский протопоп Никита Васильев с сыном своим Феофилактом - ключарем  Благовещенского собора, не раз давали монастырю дорогие вклады и помогали постройке и украшению храма денежными средствами. Благовещенского придела поп Иуда Феодоров, что у великих государей(царей Иоанна и Петра Алексеевичей) усердствовал монастырю в его церковных делах в Москве, получая и доставляя антиминсы для новых церквей и пределов.

Имел монастырь и других многих покровителей и благодетелей в Москве и в самом  городе Солигаличе.Вот надпись на богослужебной  Минее гласит: «Положили сию книгу глаголемую Минею месячную Соли Галицкие на посаде в Дом Рождества Христова и Пресвятыя Богородицы, дьякон василий Яковлев  Киселевский по своих родителей и по своей душе.» О том же говорят другие памятники начала 27 века. Таковы Типикон уставного письма, напрестольное Евангелие; полный годовой круг богослужебных Миней до Никоновской печати; деревянный, плетённый из сосновых корней брачный венец и прочее.
К паперти церкви Рождества Пресвятыя Богородицы прикладенна колокольня каменная, на которой помещены 5 колоколов и часы. В новые храмы помещены, из бывших храмов, все старые образа в окладах и без окладов; царские, деисусы, и сосуды и всякая прочая утварь. Немало было прибавлено новых икон и сосудов, устроенных усердием благодетелей.

Вновь устроенный монастырь не замедлил заселиться монахинями. По штату было положено иметь монастырю - игуменью и 20 монахинь, но последних бывало и больше. Из игумений сохранились имена только четырёх: Елены,Марфы, Домники и Александры.

Последним свидетельством существования Солигаличского женского монастыря служит сохранившийся  в соборной библиотеке Октоих, данный старцем Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, Иесеем с надписью: «по своих родителех с вечным помином.» Многие вкладчики жертвовали монастырю большие суммы на вечное поминовение себя и своих родителей.

Синодики утратились и имена вкладчиков давно забылись. Но, память о них хранят святые престолы:
               а) Рождества Пресвятой Богородицы,
               б) в честь Рождества Христова,
               в) в честь Покрова Пресвятой Богородицы,
               г) во имя Авраамия Городецкого.

И молитвы этих великих покровителей постоянно возносятся к Небесному Престолу. Ничто у Бога не пропадёт напрасно. Даже власы на главе нашей, все сочтены у Него!
В предреволюционные годы в соборе Рождества Богородицы служил будущий священномученик, протоиерей Иосиф Смирнов. А рядом - Воскресенский монастырь, где был смотрителем св. мученик Иоан Перебаскин.
После революции здесь было педагогическое училище, а сейчас находится интернат для детей сирот. Да и вся наша страна как интернат для сирот-детей, которые забыли своего Небесного Отца и лишились Покрова Божьей Матери!
               

Праздник. Слово на Рождество Пресвятой Богородицы.

Господь, на Небесах живущий,
Решил явиться на земле,
(в грехе бездонно утонувшей)
Здесь место уберёг Себе.

В Жилище Царь предуготовал
Пречистую Марию Мать.
И повелел - ЕёПрестолом
Палатой славы величать.

Он храм величественный создал,
Как прежде - Иерусалим.
Смиреньем драгоценным своды
Украшены в палате - Им.

Как кипарис благоуханный,
И кедр высокий вызревал,
Вот так - Иоаким и Анна,
Как благовонные древа.

Они сгодились для строенья
Палаты девственной Царю.
Их целомудрость драгоценней
И чище ангелов в раю.

Храм Соломона был просторным,
Не зная слово теснота.
И возведён на месте горнем.
Но мог ли он вмесить Христа?

Хотя не знал себе он равных,
Как Невместимого - вместить?!
Живёт не в рукотворных храмах
Тот, Кто пришёл народ спасти.

«Кий храм созиждешь?
                Кое место
Ты дашь покою Моему?»
Не рукотворную Невесту
Бог создал Сыну Своему!

Из ценностей какого вида,
Палата создавалась та?
Из рода царского Давида,
И Ааронова плода.

О! Рождество Пречистой Девы!
Левитское священство в ней
Приемствует в свои уделы
Потомственную кровь Царей.

Тот Камень, брошенный Давидом,
Прообразом Христа служил.
И дьявола, смиренным видом,
Он на Голгофе сокрушил!
И в коем месте церковь эта
Христу устроена была?
Она – в смиренном Назарете,
Где знают добрые дела.

Хоть родилась от земнородных,
Но, нам дарована с Небес,
И Анне в старости бесплодной,
Сам Гавриил приносит весть.

Мария Девство так хранила,
Как целомудрия Колос,
Что даже вестью Гавриила
Смутилась, до корней волос.

В Палате Девы той не тесно.
Легко и грешным и святым.
Здесь кающийся ищет место
И не останется пустым.

Так будем прибегать к Рождённой
От земнородных для Христа.
Возрадуйся Чертог спасённых,
И сохрани нас у Креста!



Праздник. Престол во имя Авраамия Чухломского, Галичского.

И снова с юных лет любовью
Пылает к Господу душа.
Мы помним Заповедь Христову:
Не сильтесь детству помешать».

Пусть иноческим постриженьем
Покрыть главу они спешат,
Но как прекрасно то горенье!
Как юность эта хороша!

Вот! Авраамий Городецкий,
Сосед наш, Галицкий собрат.
Как говорят «от пелен детских»
Ушёл на Сергиев Посад.

И в иночестве подвизался.
За то игумен Сергий - сам
С любовью посвятил страдальца
В священный иерейский сан.

И после этого, усердный
Подвижник юный - Авраам,
Смиренно мир покинул бренный,
К пустынным обратясь местам.

Он земли Галицкие наши
У озера облюбовал.
И близ горы высокой павши,
Обильно слёзы проливал.

Вдруг, голос слышит утром ранним,
На чуткой розовой заре.
«Взойди на гору ,Авраамий
К иконе Матери Моей!»

И он взошёл на гору эту
И замер в страхе, чуть дыша:
На ветках клонится по ветру
Икона! Чудно хороша!

Младенец на руках Пречистой
Стоит и смотрит из ветвей!..
И пал! И сделался неистов,
И слёзы льются из очей.

И снова слышен Глас знакомый
«Не бойся, Авраамий, встань!»
Он встал!
              И чудная икона
Сама сошла к его перстам!

Он в месте том построил келью,
Пред образом святым молясь.
Не слышно годы шли-летели.
Вокруг обитель собралась.

Но он в посте и воздержаньи
Молился Богу до конца.
И преподавши назиданье
Ушёл в Обители Отца!

Лежат под спудом мощи ныне.
А преподобный наш отец
И чудотворец!
                Со святыми
Молитвенный плетёт венец!



На юго-востоке Солигалича находился храм Успения Пресвятой Богородицы на Макарьевском валу. Построен в 1778 на средства прихожан. Церковь обнесена земляным валом, составлявшим в древние времена крепость. Ограда вокруг церкви деревянная.

Престолы:
               а) в честь Успения Божией Матери,
               б) евангелиста Иоанна Богослова,
               в) преподобного Макария Унженского, Желтоводского.




Праздник преподобного Макария Унженского.

Великий Унженский Макарий!
Здесь в честь тебя престол стоит.
И Соли Галицкие знали
О чудных подвигах твоих.

И образ твой резной и древний,
И рукописное житьё,
И песни о твоих победах.
И се - писание моё.

Нашествие татар казанских -
(десяток тысяч человек)
И черемисов - слуг паганских,
И кровь рекой — на алый снег!

Всё это помнится до селе,
А благодарность - на века!
Ту зиму вижу. Вой метели,
Ночное поле в огоньках.

Костры! Костры! И конский топот,
И каркающий хриплый смех,
И чей-то крик...И чей-то шёпот...
А по глазам — холодный снег.

Весь Солигалич на коленях,
И Унжа-град псалмы поёт.
И это жаркое моленье
Архангел Господу несёт.

В Московском храме царь Василий
Зажёг свечу! Здесь весь народ
С державным  пастырем России,
От Бога избавленья ждёт.

И гимном христианской веры,
Как православная броня,
Макарий, что с иконы древней,
Седлает белого коня.

Края одежды укрывают
От вражьих полчищ весь народ.
И враг бежит не понимая
Сей битвы резкий поворот.


*  *  *
Когда на царственном Престоле
Воссел Романов Михаил,
К Макарию на богомолье
Молить о батюшке, ходил.

Что бы из польского плененья
Освободился Филарет.
Молил коленопреклоненно,
И дал Макарию обет.

И знают люди - преподобный
Поможет всем попавшим в плен.
Ещё - рассказ о нём подробный
Ходил о том, как он сумел
Слепую исцелить девицу,
Которая пришла к мощам.
А что дивиться?! Встань молиться,
О чудесах разведай сам.



*  *  *
Мне посчастливилось сегодня
В Макарьевском монастыре.
У раки, внешне превосходной,
И внутренности осмотреть.

К святым мощам его припавши,
Вдыхала свежий дух лесной.
И так! Молилась, что однажды
Во сне предстал он предо мной.

Вот стены стали распадаться,
А я пыталась удержать.
Но старец повелел : «расстаться
С обителью, и прочь бежать»!

Судить о том не будем строго,
Не все обители спасут!
У каждого своя дорога,
Но каждого ведёт на Суд!