Казань литературная

Литературная Казань
28.01.2015
Эдуард УЧАРОВ, Казань

         Литературный процесс Татарстана в общем и русскоязычный его сегмент в частности сконцентрирован, как и, наверное, в большинстве регионов, в столице нашей республики – Казани.
 В городе действуют три крупных литературных объединения. Наиболее социально значимое из них – ЛитО «Белая Ворона» - функционирует при Казанском медицинском университете. Сюда приходят начинающие авторы, люди с ограниченными физическими возможностями и все те, кто чувствует в себе творческое начало. У руководителя студии – Наили Ахуновой – казанской поэтессы, дочери классика татарской литературы Гарифа Ахунова – все без исключения находят теплый прием, а многие приобретают свою вторую большую и дружную семью. Наиля Ахунова, к слову сказать, большая подвижница творчества нашей землячки – поэтессы Вероники Тушновой. Ежегодно в память о ней для одаренной молодежи Наиля Гарифзяновна проводит фестиваль «Галактика любви». Консультирует «Белую Ворону» детский поэт, переводчик и драматург Борис Вайнер. А сама руководительница ЛитО серьезно развивает в Казани восточные формы – хайку и хайбуны. В этом году «Белая Ворона» отметила свой 18-летний юбилей. 
 Самое старое литературное объединение Казани и одно из старейших в России – ЛитО при музее Горького, которым с 1967 по 2003 год руководил Марк Зарецкий. Оно ведет свою историю с 1940 года! В разное время эту студию посещали такие знаменитые литераторы, как Равиль Бухараев, Константин Кедров, Геннадий Капранов, Сергей Малышев, Роман Солнцев и другие. Сейчас ЛитО Марка Зарецкого возглавляет молодой поэт и переводчик Алена Каримова.
 Третье ЛитО, о котором необходимо упомянуть, – «ARS-поэтика» при Казанском университете. Основатель студии – патриарх поэзии Николай Беляев – в 90-е покидал Татарстан и около двух десятков лет жил в отдаленной деревне во Владимирской области, но сейчас вернулся на родину и полон творческих сил. Недавно в университете прошел его юбилейный творческий вечер. В данный момент «ARS-ом» руководят два замечательных поэта: Алексей Кириллов и Тимур Алдошин. Вольный дух студенчества сказался на кредо ЛитО: «Вход и выход свободны!». Студия существует уже более 40 лет.
 Журнальный Татарстан представлен двумя толстыми литературными альманахами и ежемесячными изданиями общественно-политической и публицистической направленности, предоставляющими некоторое количество своих полос прозе и поэзии. Один из «толстяков» – «Казанский альманах» – выходит в столице Татарстана два раза в год и отдает предпочтение местным авторам. В нем печатается много переводных с татарского языка материалов, однако и пишущие на русском языке не чувствуют себя в альманахе обделенными. Это качественное полиграфическое и художественно-литературное детище главного редактора – известного романиста Ахата Мушинского, ставшего уже классиком татарстанской литературы. Недавно вышел в свет его новый роман «Белые волки» – сильная проза общероссийского уровня.
 Другой представитель «тяжелой артиллерии» местной литературы – альманах «Аргамак – Татарстан», выходящий в Набережных Челнах под редакцией поэта Николая Алешкова. Периодичность издания журнала – раз в квартал. За год выходят три – четыре номера. По сравнению с «Казанским альманахом», это издание, напротив, активно печатает авторов со всей России, но квота для местных литераторов тоже имеется, хотя она и существенно сокращена по сравнению со своим казанским собратом.
 В Казани выходит ежемесячный молодежный литературно-художественный журнал «Идель». В основном там печатаются начинающие авторы. Многие известные ныне писатели республики впервые публиковали свои произведения на страницах именно этого издания. Вот только для поэзии в «Идели» выделяется всего лишь один разворот, правда, в какой-то мере это компенсируется почти всегда новыми и интересными именами. Журнал выходит на двух языках – русском и татарском. Недавно поменялся главный редактор издания. Им стала известная в республике поэтесса Альбина Абсалямова – внучка корифея татарской прозы Абдурахмана Абсалямова.
 Ежемесячный журнал «Казань» под редакцией Юрия Балашова, хотя и имеет общественно-публицистическую направленность, в довольно объемной, по сегодняшним меркам, рубрике «Читальный зал» публикует как художественную прозу, так и поэзию современных и уже ушедших татарстанских и не только писателей. Недавние публикации, посвященные талантливым казанским шестидесятникам – Геннадию Капранову и Ивану Данилову, закладывают прекрасную литературную традицию.
 В Казани также выпускается один из старейших и авторитетных среди юмористических российских журналов – «Чаян». Он выходит на двух языках – русском и татарском с периодичностью раз в две недели. Издание представляет собой содружество талантливых художников и литераторов, старательно взращиваемое главным редактором – Рафаэлем Халилулловым.
 Если говорить в целом о поэзии, то необходимо отметить таких еще современных казанских поэтов, как, например, Алексей Остудин, выделяющийся яркой метафорой и безупречной формой; Наиль Ишмухаметов, приверженец метаметафоры (недавно «Таткнигоиздате» у него вышла первая книга стихов «В поисках неба»); Айрат Бик-Булатов – автор нескольких больших поэм и энергичный культрегер; Филипп Пираев – тонкий философский лирик и автор перевода гимна Республики Татарстан на русский язык; Галина Булатова – со своим сказочным хрупким поэтическим миром, автор четырех книг стихов, журналист, переводчик, редактор; Вадим Гершанов – остроумный палиндромист, занимающийся комбинаторной поэзией; Сергей Кудряшов, живущий на противоположном от города берегу Волги в Верхнем Услоне и ведущий отшельнический образ поэтической жизни; Елена Шевченко – с экспрессивной образностью. Все это вполне сложившиеся авторы тридцатилетнего и выше рубежа. Среди поколения двадцатилетних можно выделить Игоря Тишина, Евгения Калашникова, Андрея Абросимова.
 В прозе заметных имен меньше. Признанные мастера: Лев Кожевников, Рустем Сабиров (пишет как прозу, так и стихи), Адель Хаиров, Айдар Сахибзадинов (живет в Подмосковье, но в казанских изданиях печатается регулярно), Александр Воронин (последний роман «Ясновидящая» написан в остросюжетном жанре). Из новых имен в прозе можно обратить внимание на книгу «Новый взгляд» Альбины Нурисламовой. Достаточно интересная сюжетная канва и стилистика.
 Литературная жизнь в городе начинает оживать осенью после сезона отпусков и бурлит до следующей весны. С конца сентября открываются ЛитО, проводятся литературные вечера и поэтические фестивали.
 Из крупных ежегодных мероприятий можно упомянуть Международный поэтический фестиваль имени Н. Лобачевского и Международный Хлебниковский фестиваль «Ладомир». Их организатор – Лилия Газизова, председатель русской секции при Союзе писателей Татарстана, привозит в Казань таких именитых поэтов, как Евгений Степанов (Москва), Александр Кабанов (Украина), Андрей Сизых (Иркутск), Александр Навроцкий (Польша), Елена Сафронова (Рязань), Арсен Мирзаев (Санкт-Петербург), и известные литературные журналы: «Дружба народов», «Юность», «Сибирские огни», «День и Ночь» и другие.
 В Набережных Челнах усилиями местного литератора и культрегера Анатолия Ухандеева проводится ежегодный поэтический фестиваль «Точка».
 Литературные площадки, на которых проходят творческие мероприятия – музеи и библиотеки. Одно из основных музейных пристанищ – Дом Аксенова, директор которого Ирина Аксенова всегда с пониманием относится к поэтам и никогда не отказывает в организации вечеров. Более камерная обстановка царит в музее Боратынского, который в этом году пережил запланированную реконструкцию, как, впрочем, и музей Горького – тоже одна из старинных литературных площадок города. Несколько творческих встреч было организовано в новом музее Константина Васильева, что располагается теперь на «казанском арбате» – центральной улице Баумана, и в уникальном архитектурном сооружении Ильдара Ханова – Храме всех религий в Старом Аракчино. Всегда радушна к гостям Национальная библиотека Татарстана, что располагается в изумительном по красоте Доме Ушкова. Центральная библиотека на улице Вишневского тоже нередко становится местом для встреч писателей и поэтов со слушателями. Из более современных и «продвинутых» культурных пространств в Казани функционируют: творческое место «Свободное пространство «Циферблат»» на Щапова и Университетской и Центр современной культуры «Смена», где находится художественная галерея, книжные магазины, проводятся лекции, музыкальные выступления.
 В завершение хотелось бы отметить и два проблемных момента в литературной жизни. Первое: в республике существует всего лишь одна литературная премия для русскоязычных авторов – премия имени Г. Державина – и это на фоне более десятка других культурных премий для татароязычных литераторов и культурных работников. И второе: в Казани практически отсутствует литературная критика. Нет, литературные критики есть, и достаточно квалифицированные. Это Артем Скворцов и его ученик Алексей Саламатин, тот же Никита Васильев, но обозревают и рецензируют они общеизвестных российских литераторов, хотя по крайней мере несколько казанских поэтов достойны, на мой взгляд, самого пристального их внимания. За долгое время лишь один Рамиль Сарчин выпустил книгу «Лики казанской поэзии», в которой исследуется творчество нескольких местных поэтов, да и то далеко не всех.

("Истоки")

На фото Е.Маловой: творческий вечер Андрея Малова (пятый слева в первом ряду), под крылом ЛИТО "Белая ворона" (рук. Наиля Ахунова). 31.01.15, Казань


Рецензии