Размышление о последнем каноне Баха

Леонид Тимофеев
К концу своей жизни И. С. Бах заказал матрицы для издания своих сочинений и наследники, после его смерти, продали их, как лом. Так сегодня ханыги снимают линии электропередач и пропивают их, сдавая в утиль, оставляют без света деревни и сёла. Перед смертью маэстро ослеп и диктовал по памяти партитуры из "Искусства фуги" своему ученику Альтниколю. Последний канон (№ 18) до конца продиктовать не успел. Умер.
"Искусство фуги" сегодня исполняется любыми составами. Эти номера поют, играют квартетом, исполняют органисты и пианисты, играют духовые и симфонические оркестры. Не изучив, не постигнув "Искусство фуги" трудно стать успешным композитором, музыкантом. Пробуют свои силы и джазмены, импровизируя на темы канонов из этого цикла.
   В последнем незаконченном каноне есть тема, составленная из имени маэстро     -      B A C H  (cи бемоль - ля - до - си).

Интернет ещё очень молод. По-всякому составлял запросы и не нашёл ничего      -    ни Шнитке, ни даже из современников Швейцера. Попытки безусловно были ещё от мендельсоновских времён дописать этот, оборванный смертью канон. Интересно было бы, конечно, самому поиграть подобные партитуры, почитать, поразмышлять. Я пробовал доигрывать 18 канон и много разных вариантов угадывается, но дальше импровизации на какую-то одну мелодию дело не шло, выстраивать фуги я не мастер.
Нас загипнотизировали исследованиями баховских сочинений, мол ни одной темы нет случайной и зашифрованы в мелодиях тексты из Евангелие. Так оно и есть, возможно, но дорог-то нам Бах не только переложением Страстей на музыку, но в особенности тем духом свободы и импровизации, какие слышим в его сочинениях.
Я вижу Баха добрым пастырем для будущих музыкантов и одним, из самых благодарных учеников его, представляю Бетховена. Как раз в последнее время не спеша поигрываю его сонаты и много баховских идей угадываю, какие Бетховен переработал  своим сознанием в совершенно новую музыку. Мне кажется, ещё долго будем жить в этой эпохе, Баха и Бетховена.
Интересно, что у Моцарта я нашёл чрезвычайно сложную и интересную фугу. Такое ощущение от неё получил, как будто он просто мимоходом показал своё мастерство, без особого, впрочем, почтения к этому виду музыкального искусства, фуге как таковой.
У Шопена есть цикл великолепных прелюдий, но фугами в своём творчестве он явно пренебрёг.

Отдельная планета Шопен.
Планета Моцарт.
Эпоха Гайдна.
Эпоха Бетховена, Баха.
Да, мы долго и счастливо будем жить в эпохе Баха, но сначала надо пережить эру Гайдна. В мире искусства великие события не имеют порядкового номера.
Эпоха или эра?  Судите сами, но не забывайте о порядковых номерах     -     они не работают.

Год Гайдна наступил.
Пора, давно пора исследовать ревизию Души.
Четырнадцатый год;
Последние мгновения от бесовых проклятых сковородок,
И стоны грешников доносятся из дискотек,
Здесь,
Разогретые до красок вурдалака,
И полутьма и полусвет.
Последнее прости …
И старый «Циммерман» с тем «Красным Октябрём»
Последний спор решают;
И нет нам больше рифм,
И нет нам больше гладкости,
И вязнет пошлость в Божьем Откровении,
Не мужняя жена и мать своей принцессе,
Не спетая танцовщица,
Нам дягилевский шарм, батманы и разминку
За дорого продаст и свой построит дом -
И тянется народ к до баховской культуре,
И бывшая доярка последний свой участок продаёт…
Год Гайдна наступил, дохнул осенний хлад,
Но мельницу, такую романтически гнилую,
Мы только в репродукциях найдём.
Вся Божья Кладовая
Открыта нам и Изверг отступает,
Волчок приостановлен и Ковчегом
Застрял, как между Сциллой и Харибдой.
И вот уж не Ковчег -
Летающей тарелкой, ржавеющей, с открытыми дверями;
Выходят люди на простор планеты,
Спускаются в Предгорья со всем тем музыкальным Предписанием.
Эпоха Гайдна - наконец-то, доросли!
Познание Души, задумки Интернета,
Последнее прости отпетых отморозков,
Убийства, казни, заточение пророков,
Прославленный советский автомат
Свинцом плюётся, сеет смерть и горе,
Последняя республика Конца,
Начал всех хитростей и бесполезных трат -
Год Гайдна наступил,
Но не пришёл ещё тот баховский момент,
Когда в апостола всея Руси великой
Преобразился наш советский мент.
А эра Гайдна -
Фундаментом квартетов, на полустанке Посвящения к Эллисе,
Немного приостановилась;
Всё тише крышек адовых глухое громыханье,
Сквозь банный сумрак
Доносятся стенания,
Последние прости заумных заготовок -
Безумных тех теорий
О знаниях, сокрытых от народа,
Где якобы открыты оправдания,
На чистых и нечистых, Разделений -
На Избранных
И мерзостных уродов…
Но отступает злоучёный Вертопрах:
Период Гайдна на исходе,
Следующий - Бах.
Я музыку стихотворений доверил Тишине,
Когда-нибудь умолкнет бряцанье пустое,
Травою зарастёт убежище позора,
И реконструкции тех адовых потуг,
Где кости вперемешку с поражением,
Надеюсь,
Больше никого не развлекут


****



https://vk.com/album2481174_162684096