2014-5 конкурс. Итоги. Владимир Цюпин

Золотой Пегас
Некоторые из произведений, представленных в финале, мне знакомы и по этому, и по другим конкурсам, достичь полной анонимности в 21 веке в сети, на сайте, где приличных проектов не так много, вряд ли возможно. Да и нужно ли?
В финале 15 стихотворений. Я специально не касался вопросов техники стихосложения в тех произведениях, где вопросов у меня не возникало, то есть их уровень в техническом плане меня устраивает. В особо удачных стихах и в менее удачных, где я не мог пройти мимо, есть мои соображения и на этот счет. В конце концов, стих или нравится или нет, он или воздействует на читателя, или оставляет равнодушным. Стих с разнородными, богатыми рифмами, содержащий тропы, аллегории и т.д. и т.п., не вызывающий эмоций, размышлений – бесплоден, ибо он ничего не рождает. «Ласкать и карябать» - должен.  Никому не навязываю это мнение, но и отказываться от него в здравом уме не намерен.
Каждому поэту хочется донести свои мысли до аудитории не с помощью обычной речи, а посредством специфической - поэтической, и каждый из авторов сделал шаг к более совершенному изложению своих чувств, взглядов, прибегнув для этого к определенным приемам, чтобы выгодно усилить воздействие своего слова на читателей, среди которых оказался и я. Что же из этого вышло?


1.Калипсо. Хроники отставных.

Автор умело владеет языком, с легкостью пользуется не только имеющимся словарным запасом, но и неологизмами, и устаревшими словами, органично вписывая их в канву своего повествования, причем они в тексте не воспринимаются чужеродными, а стих ощущается вневременным.
Заметно свободное владение поэтическими приемами. За такой легкостью лично мне видится нелегкий труд, достаточно вспомнить высказывание Пушкина о том, что  читается легко, дословно здесь не привожу, не сомневаюсь в эрудированности конкурсантов.
«За своим человеком закрываешь себя изнутри» - это стихотворение. Философично? Да. Человечно, тонко? Да.
Для меня это и есть финал, именно психологический, а не в смысле обозначения части произведения.
Вспомогательный прием - внедрение в произведение образов из мифов – работает, возникают аллюзии, существенно расширяющие содержание стиха.
Появляются вопросы при прочтении, на которые я пока ищу ответы. Например, почему «спасённый почти»? Но разве подобные возникающие перед читателем вопросы - это минус для произведения? Нисколько. Кажется, что автор предполагает в стихе загадку, а читатель должен ее разгадать, дойти до ответа умом или чувством, во всяком случае, оценив потенциал автора, я буду стараться как можно глубже проникнуть в суть произведения. Есть ли разница между «не понЯтным» и «не пОнятым»? Есть.



2. Батюшка

Война. Да какая… Тема огромной важности.
Повествование от первого лица, безусловно, создаст для автора, взявшегося за такую работу, дополнительные трудности. Малейший промах будет виден. Требуется высокий уровень актерства, ибо первые актеры – авторы, еще до окончательного появления на свет произведения проживающие жизнь своих литературных героев, переболев всеми их болями и разделив все их радости.
Нелегко писать о войне и роли человека в ней на фоне уже имеющегося высококачественного материала, оставшегося наследием, в основном, советской культуры. Есть с чем сравнивать.
К стиху. Тема велика - планка высока.
Легче придумать далекую планету с затейливым названием, с иной жизнью, нежели создать реалистичное произведение.
Представляю себя в образе лит. героя. Мог ли он (я) сказать: «…сжимаю свой крест в подагрических пальцах…». Навряд ли священник, обдумывая свою жизнь, в мыслях обращаясь к Господу, мог давать своим пальцам оценку с точки зрения медицины. Это явное описание от третьего лица.
Можно ли, целый год прибывая в отряде Коржа, призывать прихожан в партизаны? Они же и так партизаны, коль находятся в отряде, или же в лагере допускается свободное посещение всеми желающими? Можно ли подобным образом «партизанить», учитывая уровень разведки и контрразведки в немецкой армии? Уверен, что нет.
«Знаешь, а впору его награждать?!» Но взгляд комиссара подчёркнуто непроницаем». Комиссара в этом случае я могу понять, а задавшего «за кадром» подобный вопрос – не вполне. Основания для награждения священника в стихе не ясны. Навряд ли можно всерьез говорить о награждении в те кровавые годы только за то, что несколько полицаев перешли на противоположную сторону. Но в примечании указывается: «Неоднократно участвовал в боевых и разведывательных операциях. Награждён медалью «Партизану Отечественной войны» I степени». Вот оно, не подлежащее сомнению основание - личное участие в боях, тут уже ничего не попишешь, давай медаль.
«Думаешь, можно ему доверять…» Но взгляд комиссара подчёркнуто непроницаем» - это не подсказка автору, это я так чувствую концовку. Пришлось бы пожертвовать рифмой «гать – награждать», но изменился бы акцент. Доверие на войне, а тем более, доверие к «классово чуждому элементу», мягко говоря, не пользующемуся расположением установившейся власти, - вот истинная награда, возможная в тех реалиях, потому что на кону стояли жизни десятков, сотен и даже тысяч людей. Можно ли доверить жизнь отряда в какой-либо критический момент священнику, возможно, не довольному советской властью? А если какая-то часть партизан – коммунисты, непримиримые богоборцы, принимавшие активное участие в репрессиях против церкви? Противоречие, конфликт? Да! Но противоречие, вызванное эпохой, этим оно и интересно. Вот как стоит для меня вопрос в этом стихе.
Гражданская позиция автора, конечно же, вызывает искреннее уважение.


3. Этот город

Встречал этот стих на других площадках, если мне не изменяет память. Ну, а если изменяет, значит, воспринял его, как что-то знакомое, теплое. Лиричное, светлое, ностальгическое стихотворение-мечтание.
Два раза «если честно» в начале стиха – многовато, на мой взгляд, не закрадётся ли у читателя сомнение в честности, если на этом сделан такой явный акцент?
«Пустой коробок», причаливший «заморским гостем» - аналог детского кораблика, пущенного в дорогие сердцу места и времена.
«А летом холодное пиво носят» - тут уж детство и закончилось, ребенок не будет ностальгировать по такому поводу.
Образы намешаны. Но это вполне понятное свойство человеческой психики, так, увидев старую лавочку, можно вспомнить, как выжигал на ней лупой в детстве, и как целовался на ней же, будучи уже юным, причем воспоминания не обязательно придут в хронологической последовательности.
Чтобы тепло и нежно, и чьи-то губы,
И чтобы просто жить, а не бороться.
Неужели «чьи-то» губы на этом месте только из-за подходящего количества слогов? Неужели лит. герою действительно все равно чьи это губы?! Губы всегда чьи-то, если они в контексте приятных воспоминаний. Или нет? (продавщицы пива? официанта в кафе? дворника? вообще… любые?))) В это не верю.


4. Не сложилось

Не нашел поэтических приемов. И знаков препинания тоже. Намеренное «вульгарите». Вспоминается высказывание известного философа Г.С. Померанца о том, что, современниками преждевременно сделан вывод об окончательном формировании человека. «Нынешний человек» находится на пути к тому, чтобы стать именно человеком. Мы - в процессе. С этим мнением я соглашусь. И, поскольку это поэтический конкурс, хотелось бы представить себе в дальнейшем такую картину: придет уже «сформировавшийся человек» с отсидки, второй по счету, и начнет не на уголовном жаргоне рассказывать о перипетиях своей жизни, а вот именно так, пусть без характерных для поэзии приемов, с грамматическими и бедными рифмами, но все же с ними, а не без них. Разве не станет от этого мир хоть не намного, но более прекрасным, совершенным? Хотелось бы верить, что станет. Только так я могу воспринять это произведение, других оснований считать этот стих шагом к прекрасному, я на данный момент пока не нахожу.

 
5. Пять отражений

Стих-размышление. Не взирая на то, что он разбит на фрагменты, в том числе, и по смыслу, кажется, что мысли спутаны, возможно, из-за желания автора объять необъятное – описать многие стороны жизни. А сколько их? Пять? Двадцать пять? Я на досуге считал, если откровенно, но сбился на каком-то миллионе, сейчас и не упомнишь.
Автор намеренно идет извилистой дорогой и уводит с собой читателя. Наткнувшись в своих умозаключениях на слово, почувствовав возможный подтекст, желая найти иной смысл, автор резко поворачивает и начинает движение в неожиданном, думается даже для себя самого, направлении. Но, по ощущениям, выхода из такого «лабиринта умозаключений нет», потому что нет… полета. Неужели лабиринт настолько затягивает и оттуда не видно выхода? А если в небо, пусть не улететь, но хотя бы посмотреть? Там зеркал-стен нет, никто ни молод, и никто ни стар.
Вопросы в финале стиха заданы «в лоб». Для меня это снижает градус произведения и представляется в таком ключе: «Я вам рассказал, а вы теперь подумайте, да хорошенько! и сделайте выбор, ведь очень-очень важный вопрос задаю». На мой взгляд, истинно важные вопросы задаются более тонко.
Мне мешают многоточия, формат А4 не мешает, но стих нелегкий, в таком формате не каждый из читателей дойдет до финальных вопросов.


6. Прости его... Романтизм

Не люблю приклеивать ярлыки по гендерному признаку, но автор не оставил мне никаких шансов на обратное. В этом женском стихе присутствует некоторая навязчивая назидательность, присущая более мудрой и опытной подруге, родственнице, что и предопределяет всю канву произведения: «прости его», «возьми цветы», «не выдай взглядом» и проч. Некоторые образы, на мой взгляд, случайны, чувствуется, что привнесены в стих скорее для рифмы: к «подушке» – «зверушка», «если лето» - «пистолета». Мне не хватило в этом стихе неожиданности, искренности, тонкости восприятия мира. Автор, без сомнений, наделен чувственностью, нужно только… суметь передать тончайшие вопросы взаимоотношений в любви. Для меня образцом в этом остается Анна Горенко (Ахматова), и через сто лет хочется читать и перечитывать, назовите меня хоть ретроградом.
Но шаг к прекрасному сделан, потому что стих о любви и страданиях, которые способны возвысить, а прощение, к которому призывают литературную героиню, безусловно, может сделать человека внутренне прекрасным.


7. Звезда

Бытовая зарисовка со множеством деталей, автор пересказывает жизнь двоих людей, к последней строфе почти все про них знаешь, становятся известными подробности личной жизни обоих.
Стих повествует о житейских передрягах, не вызывая ни жалости, ни особого интереса,  как и сам пьяный мужик у зевающей кассирши. Рутинно. Мы и не такие страсти читали, а сейчас уровень восприимчивости к чужой судьбе сильно снижен, вообще все кроваво и тревожно.
Хочется побыстрее дочитать и перейти уже к другому, но...
Но не тут-то было. В конце стиха "в небе висит и не падает много лет двоим так и не пригодившаяся звезда". И совершенно по-другому выглядит наскучившая было житейская зарисовка. Вот он, взгляд в небо.
Потенциал звезды необычайно велик, поскольку она – звезда. Не нужна, не пригодилась, но не падает, не гаснет, оставляет надежду и память. Все замирает в свете этой звезды-судьбы, предназначенной героям, но не востребованной, не ставшей их по каким-либо причинам. Все указанные автором жизненные ситуации, мельчайшие бытовые детали обретают иную глубину. Трагизм событий, подсвеченных светом такой звезды, зашкаливает.


8. "Завидую"

Загадочное произведение, частота использования слова «завидую» почему-то не вызывает ответного белого или черного чувства у меня, пишущего человека. Если бы зависть упоминалось один-два раза, но лит. герой на протяжении четырех строф занят перечислением субъектов и объектов своей зависти, при этом «скромно» берет себе в актив «всего лишь» одно чувство – созерцания, полного погружения в окружающий мир, любования им. Может зарифмовать взгляд строкой. Не всем даны такие таланты. Еще и за полцены досталось ЛГ это чудо, на удивление удачное приобретение, задатки в области коммерции также налицо! Зависть, определенно, должна появиться у читателя. К этому автор и подводит, ведь в конце лит. герою требуется найти тех, кто завидует ему. К сожалению, мне не верится, что такие найдутся. А если появятся, то зачем это автору? Что последует дальше, какова цель всех поисков? Надо бы подумать над этим. Присоединяйтесь. Я все ещё думаю.


9. Не зная правил

Лит. герой - игрок, игра опасна, ведь в рулетку свились минуты-змеи, тем более правила  не знакомы. Сразу на память приходит народная мудрость про то, чего нельзя делать, не зная броду. Но стих не об игре, а о превратностях судьбы. Она не только азартна, но и неплохо чувствует себя в танцах – выкидывает коленца в рискованных и странных па. «Тропа» дважды упоминается в идущих друг за другом строках. Судьба и фортуна - большинство из словарей подскажут, что одним из значений слова «фортуна» является судьба, помимо удачи, конечно же. К чему упоминать эти понятия так же близко, как и «тропу» с «тропой»? 
Выгнувшиеся шипящие «минуты» - повторяется образ, однажды обозначенный в самом начале стиха, а в финале такой поворот событий, увы, не страшен, пропал эффект неожиданности, к «шипению» я оказался готов, изначально узнав о змеях. 
Хорошо вышло про «расклад невозвращенца», это, по-моему, могло бы стать толчком для написания личного и глубокого стихотворения. Иногда стих или человека может спасти одно лишь слово...


10. *   *   * (еще года тревожно не считаю)

Ожидание ухода близкого человека всегда мучительно. Трудно себе такое даже представить. Но это всегда случается, такова жизнь.
Постарели мои старики –
Незаметно как это бывает -
И уже с чьей-то легкой руки
Маму бабушкой все называют…
Вот и рифмы в четверостишии глагольные и грамматические, а трогает за душу именно такая грусть, выраженная немногословно, точно.
Не могу публично критически разобрать представленный стих, он личный.
Это было бы нетактично. Он просто есть и всё.


11. В коробочке из фетра...               

Первая строфа, содержащая «провинциальное похмелье снегопадов» и «чернильность будней многоуровнего ада» вызвала ассоциацию со словесными конструкциями Мандельштама, на память: «чернопахотная ночь степных закраин», да и первая строфа вся, кажется, тяготеет к определенной возвышенности, отстраненности. На мой взгляд, она – вполне законченный, лаконичный стих, а остальные – из другого произведения, не говорю, что плохие, но другие.
«Многоуровнего» – вроде и слог один убран, в стихах и не такое дозволяется, должно легче читаться, но при произнесении вслух этот эффект не срабатывает, мне с трудом удается произнести слово в таком варианте, выходит малопонятное «много уров в него». Надеюсь, у автора есть веские личные основания не менять это слово на другое, иначе я не могу это никак объяснить.
Рай мертвых бабочек в коробочке из фетра –
Чужое счастье на мгновение...

–  На жизнь...
Две последние строки - это стих. Это очень хорошо.


12. Сирень

Лёгкий стих, воздушный. Автор раскрывается порой до наивности. Не представляю стихотворение написанным позднее середины прошлого века. Но, безусловно, мой вывод ошибочен. Мы подчас стесняемся простоты, хотя написать не перегруженный лишними смыслами текст, чтобы он не показался ученическим, не был бы пустым - не так-то просто. Пошлости нет, стих написан в порыве, он сам спешит «цвести», как и упомянутая в нем сирень. Лишнее подтверждение тому, что авторам не стоит ориентироваться только на образ читателя - какого-то скептически настроенного заумного критика, имеющего в арсенале, по большей части, труднопроизносимые слова.
Этот стих, думается, найдет своего благодарного читателя.


13. Аквариум

Философский стих, наполненный к тому же и чувствами. Рассуждения не легковесны, нужные слова подобраны, ничего лишнего.
Очень не нравится «зеленая тоска», это штамп с огромной бородой, хоть бы и употреблялось это словосочетание применительно к молчанию-тине.
Многоточие я воспринимаю, как предложение читателю остановиться, задуматься. Но злоупотребление этим приемом, на мой взгляд, приводит к перегруженности "на ровном месте", нельзя делать на каждом шагу акцент или остановку, это вводит в заблуждение и с какого-то момента перестает "работать", происходит эффект привыкания. Задайте самый главный вопрос в конце, замаскируйте, пусть его не ждут, об него должен «споткнуться» читатель, дочитавший стих до последней буквы.


14. Армагед-год

Умело создана атмосфера предчувствия конца света. Иная трактовка невозможна, учитывая, что «миру придёт лох-несс» и упомянуты всадники, хочешь – не хочешь, аналогия на ум придёт, но, в отличие от новозаветных, у автора все они бледны, и кони их – тоже.
Но расшифровать стих, основываясь на словах, непосредственно использованных автором, точнее можно так: бестия (плут, хитрец) задумал путч (государственный переворот, совершаемый группой заговорщиков), а бледные всадники  (считается, что смерть едет на бледном коне) ждут сигнала. Применительно к событиям, сейчас происходящим в мире, именно так и считывается.
Напряжение чувствуется, причем не возрастающее, или убывающее, а статическое, неподвижное. На протяжении четырех строф ничего не происходит. Кони рвутся с поводьев, всадники медлят, молчит трубач. Гадюка ползет в первой строфе, так же передвигается и в последней.  Эта статичность и является угнетающей, ожидание длится.
Что же страшнее, ожидание конца света или он сам? Мой ответ: читателям  лучше бы этого никогда не узнать.


15. Найди свой дождь

Стих лиричный. «Я и ты, любовь и нескончаемое лето» - вот основные слова, которые автор хотел донести до читателя. А дождь? А дождь тут ни при чем. Стоило ли скрывать за ним самое важное – возможно, да. А возможно, и нет. Представьте на противоположных чашах весов слова. На одной такие красивые: «маленькие рассыпанные загадки», «трепетная небесная слеза», «ажурная красота», «влажные рассветы». На другой простые: «я люблю тебя».
Красивые, первые, можно придумывать в любых сочетаниях, сколько душе угодно, сфальшивишь -  перепишешь или скажешь заново.
Скажешь последние неискренне – безвозвратно предашь все то светлое, что еще осталось в тебе.

Итак, честно продержавшимся до конца обзора или же благоразумно перешедшим сразу к рейтингу, просьба не беспокоиться. Оставим рейтинг специально уполномоченным на это ведущим, осуществляющим подсчет баллов.
Просто я бы разместил произведения, которые выставлены в финал, в собственной «внутренней» книжечке-сборнике из 15 страниц, и стал бы перечитывать их в такой последовательности:


1. Калипсо. Хроники отставных.
2. Аквариум
3. Звезда
4. Этот город
5. Сирень
6. Батюшка
7. Армагед-год
8. В коробочке из фетра
9. *** (еще года тревожно не считаю)
10. Пять отражений
11. Найди свой дождь
12. Не зная правил
13. Прости его... Романтизм
14. Завидую
15. Не сложилось


Спасибо, строго не судите,
с уважением, Владимир.