Неотправленные песни - памяти Анатолия Одинокова

Лилия Слатвицкая
15 февраля 2015 года ушёл из жизни замечательный рижский поэт Анатолий Одиноков.
Светлая память...
Авторская страничка:
http://www.stihi.ru/avtor/zmey1953

          "...Но зато иногда от тебя получаю подарки-
              Письма в несколько строчек, которые сводят с ума..."
                "Неотправленное письмо 3"
                Анатолий Одиноков
                http://www.stihi.ru/2015/02/10/4713

Я ушла и вернулась - день закончен типичный,
и проставлено "Прожито" в правый столбец.
Дом встречает уютом, ароматом коричным
и моим одиночеством - тем, что в толпе...

Разогрет поздний ужин и по-новому стынет.
Споры трёх поколений тихо сводят с ума...
Где-то там, в фальшкамине оставалось мартини -
покупала на праздник, как обычно - сама.

Вкус какой-то знакомый... А! От кашля микстура!
По ТВ что ни кнопка - то новый дурдом.
И рояль белоснежный на канале "Культура" -
словно ангел с оторванным взрывом крылом.

Пронесётся ракетой продолжение рода
и Пегаса стеклянного с полки смахнёт.
И отбиты копыта, и крыло... Но в три года
не до глупых лошадок, если ты - самолёт.

Гул турбин на пределе, как свирель - переливчат,
к фюзеляжу прилипнет золотой завиток.
...Допиваю отраву. Прилетает мотивчик -
запишу в виде строчек на тетрадный листок.

Припишу над текстовкой: "Здравствуй! Где же ты, милый?"
и, скрутив, в заграничное спрячу стекло...
Неотправленных песен - сколко вас накопилось!..
Жаль, что море отсюда безвозвратно ушло.

**********************
Этот грустный стих был написан... в шутку, ещё при жизни Анатолия.
Он написал шуточное эссе, о том, как нужно писать тексты песен, этакие "вредные советы". А я, руководствуясь ими практически по пунктам, написала вполне серьёзный стих - на слабО, как бы...
Вот это эссе:

Это не советы…..
Это результат длительных, пристальных наблюдений.
Итак.

1. Тема.
Тема текста может быть любой, но для гарантированного успеха у не очень взыскательной публики, лучше написать любилку- страдалку.
Что-то типа: я пришёл, а ты ушла, или ты пришла, а я ушёл.
Пол страдальца значения не имеет.
Поскольку слова "мужчина" и "женщина" – оба женского рода,то лиргерои обоих полов смело могут страдать абсолютно одинаково.
Надеюсь, понятно, что и атрибуты страдания тоже могут быть одними и теми же…
Скажем: крылья – в хлам, сердце - вдребезги, кишечник – в лоскуты, печень – в лохмотья...
И обязательно - питие алкогольных напитков.
ОБЯЗАТЕЛЬНО!
Как жеж без них-то?!
Кстати, про алкогольные напитки…
Для придания тексту солидности, импозантности и благополучности, в тексте стоит упоминать названия лёгких и крепких алкогольных напитков очень зарубежного производства….
Например: мексиканская текила, итальянское мартини, французское божоле…
Авторам полезно не скупиться и не поить своих лиргероев дешёвыми напитками.
Ежели виски, то - "Белая лошадь" по цене 600- 800 рублей за бутылку.
Ежели шампанское, то "Вдова Клико" по 4500-12000 рублей. за флакон.
Дорого?
Понимаю.
А что поделать?
И упаси Господь авторов от всевозможного конрафакта.
Авторы, что победнее, школьники, студенты, инвалиды,пенсионеры,безработные, а также авторы – жмоты и скряги, вместо дорогих алкогольных напитков, конечно могут отделаться пирожками, булочками, мороженым и леденцами….
Но они в значительной степени проиграют авторам щедрым, по-царски расточительным.

2. Форма
Форма текста может быть любой.
На устойчивом ритме с соблюдением арифметики стихосложения можно не заморачиваться.
О ямбах, хореях и прочих амфибрахиях, вполне допустимо не только забыть, но и вааще не знать о них.
Композиторы-музыканты-исполнители подправят, если что.
Там, где строка длинновата, - пропоют скороговоркой, а где коротковата,- подтянут голосом…
Про разнобой мужских и женских окончаний в строках тоже можно не думать и не париться по этому поводу.
Опять же, ежели что не так, то вокалист, или вокалистка всё подправят голосом.
Про ударения в словах можно тоже не вспоминать.
Какая разница куда это ударение попадает в ритме текста …
Главно дело, чтоб с душой было спето….С надрывом…Чтоб сляза в голосе и страдание в интонациях.

3. Рифмы.
Строго говоря, рифмы должны быть….Но не обязательно…
Вполне можно обойтись рифмовкой только некоторых строк текста.
По выбору автора.
Остальные строки обойдутся…
Если автор, таки, решил срифмовать все строки песенного текста, то вполне возможно обойтись простыми, однокоренными глагольными рифмами: ушла-пришла, несла - принесла, оделась-разделась, стала – перестала, была – не была.

Для песенного текста вполне подойдут рифмы: палка – селёдка, судьба – небеса, твоя - моя, трамвай – кирпич…

4. Слова.
Слова, которые вставляются в промежутки между рифмами, могут быть на усмотрение автора.
Это зависит от богатства авторского лексикона.
По большому счёту, запросто можно вставить местоимения…
Их много: я, ты, он, она, они, мы…И с ними практически никакой возни…
Не стоит забывать и о словах – паразитах:
Ну, вот, этот, тот…….
Паразиты очень помогут в тех случаях, когда необходимо залепить какие-нибудь досадные дырочки в тексте, которые ненароком образовались между словами в процессе заполнения промежутков между рифмами.
Подбор точных, ярких слов, красивых эпитетов занимает слишком много времени, поэтому данный, очень трудоёмкий вариант абсолютно непригоден при рациональном подходе к написанию текста песни.
Есть одно непременное условие!
В тексте должны присутствовать слова из стандартного любилко-страдательного набора:
Крылья, ангел, боль, мечта, бокал, камин, свечи….
Иначе текст будет выглядеть убогим и неполноценным.
Очень пригодятся фразы: я тебя полжизни искал, или я тебя всю жизнь искал.
Для придания песенному тексту эротичности, которая весьма востребована слушателем, можно вставить в текст слова: ночь, грех, поцелуи, нежные касания…
Желательно ненавязчиво впихнуть в текст какой-нибудь музыкальный инструмент.
Упоминание о музыкальном инструменте придаст тексту интеллигентности и эстетизма.

5. Образность.
Образность вообще-то желательна, но не обязательна для песенного текста.
Можно обойтись и незамысловатым перечислением предметов быта, частей тела, природных явлений, или каких-либо событий.
Например:
Бахча. Через бахчу пролегает дорога. По дороге едет арба, на арбе арбузы, на арбузах сидит акын и поёт про бахчу, через которую пролегает дорога, по которой едет арба, на которой лежат арбузы….

Если приспичит внести в текст образы, то совсем не обязательно делать их доходчивыми для слушателя.
Вполне допустимы образы туманные, а то и вообще абсурдные….
Руководствоваться необходимо соображением:
Чем непонятней образ, тем шире поле деятельности для слушательского восприятия.
Например.
Вот увиделся автору текста в белом рояле ангел.
Очень хорошо!
Он вставляет его в текст, и в слушательском воображении наверняка возникнет картинка:
Ангел-рояль сидит на правом плече лиргероя и своим единственным крылом – рояльной крышкой нежно гладит лиргероя, по голове, пытаясь таким образом облегчить его невыносимые страдания.
                (Анатолий Одиноков)