Сретение

Александр Азовский
Лк. 2:29-35.

 Многие воспринимают этот праздник по-язычески, в бытовом контексте: дескать, в этот день зима встречается с весной. Сретенские холода трактуются как последняя, обреченная на неудачу попытка зимы противостать неизбежной весне, несущей тепло и очередной расцвет жизни. Увы, дело не только в этом. В этот день мы вспоминаем встречу Симеона с Христом, предзимья старости и весны вечности.  Сретение – значит: встреча.
 Был такой долгожитель, носящий имя Симеон, то есть “знамение” или “услышанный”. Ему дана блестящая характеристика на страницах Евангелия: муж праведный и благочестивый. Такие люди всегда именовались “солью земли”.
 
 Церковное предание утверждает, что Симеон был в числе 70-то толковников, перводивших Библию с еврейского на греческий язык. Ему был доверен перевод книги пророка Исаии. Дойдя до 7-й главы, 14-го стиха, где речь идет о знамении, когда Дева родит Сына, Эммануила, он усомнился, и хотел написать «молодая женщина». Однако, внезапно появившийся Ангел остановил его и объявил, что за сомнение в верности Священного Писания он будет жить до тех пор, пока воочию не удостоверится в исполнении этого пророчества. И вот зима тарческого долголетия затянулась, тяжкое возрастное бремя угнетало Симона, он постоянно наведывался в храм, а долгожданной встречи не было. И вот наступил долгожданный момент.
         
 В стихотворении Иосифа Бродского, посвященном Анне Ахматовой, смерть Симеона описана так:

         Он шел умирать. И не в уличный гул
         он, дверь отворивши руками, шагнул,
         но в глухонемые владения смерти.
         Он шел по пространству, лишенному тверди,

         он слышал, что время утратило звук.
         И образ Младенца с сияньем вокруг
         пушистого темени смертной тропою
         душа Симеона несла пред собою,

         как некий светильник, в ту черную тьму,
         в которой дотоле еще никому
         дорогу себе озарять не случалось.
         Светильник светил, и тропа расширялась.

 Евангелист Лука характеризует Симеона как человека праведного. Праведный – значит, находящийся в правильных отношениях с Богом, тяготеющий к правде, чистоте и святости, убегающий от греха, соблюдающий закон. Некогда праведный Иов воскликнул: “Пусть взвесят меня на весах правды, и Бог узнает мою непорочность!” 

         Что такое праведность? –
         Непонятно многим:
         Чистота и правильность
         В отношеньях с Богом!

 Не знаю, насколько Симеон мог соответствовать подобному заявлению, но он ко всему прочему  был благочестивым, иначе говоря, “призирающим сирот и вдов в их скорбях и хранящим себя неосквернённым от мира” (Иак.1:27).  По крайней мере, такое определение благочестию даёт апостол Иаков.
 К тому же Симеон был чающим “утешения Израилева”, то есть, ожидающим пришествия Христова.
 
 Люди, ожидающие пришествия, всегда стремятся быть праведными. И нас Господь увещевает: “И вы будьте подобны людям, ожидающим, возвращения господина своего...” (Лк.12:36). Злой раб, напротив, говорит: “Не скоро придёт господин мой” (Мф. 24:48). А Христос предостерегает: “...в который час не думаете, придёт Сын Человеческий” (Лк.12:40). Поэтому  следует бодрствовать и трезвиться, прислушавшись к словам Амоса: “Приготовься к стретению Бога твоего” (Ам. 4:12). В книге другого пророка Малахии  есть вопрос: “И кто выдержит день пришествия Его, и кто устоит, когда Он явится? Ибо Он – как  огонь расплавляющий и как щёлок очищающий” (Мал.3:2).
 
 И ещё один важный штрих к портрету Симеона: “и Дух Святой был на нём”.
 Этот фактор делает человека праведным и благочестивым: “Но вы не по плоти живёте, а по духу, если только Дух Божий живёт в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его” (Рим.8:9). Известно, что “все водимые Духом Божиим, суть Сыны Божии” (Рим.8:14). В нем, как в пророке Данииле, был «высокий Дух» мудрости, веры, силы и благородства. Это обстоятельство делает людей духовными, не боящимися пришествия и встречи с Богом.
 Тогдашние иудеи не узнали времени первого посещения их Мессией, но Господь обещал в будущем излить на них дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нём” (Зах.12:10).

 Симеону было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе “не увидит Христа” (Лк.2:26). И вот он пришёл по вдохновению в храм, в Дом Божий и там встретился с Иисусом.
 А то, что он сказал тогда, называют “лебединой песней” Симеона. Это были поучительные и пророческие слова. Каждая фраза – на вес золота!
 Прислушаемся к предсмертным словам этого мудрого старца: “Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по Слову Твоему, с миром”. А ведь и мы мечтаем о такой безболезненной, непостыдной и мирной кончине!

         Я вспоминаю тихий вечер,
         Приглушенные голоса...
         Еще душа стартует в вечность –
         Душа уходит в небеса!

         Свече подобно гаснет разум,
         Земля качнулась из-под ног...
         Душа идет, как нищий Лазарь,
         Туда, где ангелы и Бог.

         Летит в небесную обитель,
         Издав последний вздох и стон...
         Там, на невидимой орбите
         Душа встречается с Христом.

         И я хочу быть сердцем чистым,
         Освобожденным от греха,
         Чтоб умереть бескомпромиссно,
         Как первомученник Стефан.

         При крахе жизненных ресурсов,
         Когда потухнет взор и слух,
         Промолвить: "Господи, Иисусе!
         Прими смиряющийся дух!"

         Расстаться с временной квартирой,
         Пройти чрез смерти Рубикон –
         Как умирал спокойно, с миром
         Благочестивый Симеон.

         Ведь нет причины для кручины.
         Душа стремится к Богу – ввысь.
         Святой предшествует кончине
         Святая, праведная жизнь!

 “Как хорошо, проведённый день даёт право на спокойный сон, так и хорошо прожитая жизнь даёт право на  спокойную смерть”, – заметил Леонардо да Винчи. Смерть многих праведников доказала правоту этой истины.

 Но у Симеона были веские основания для спокойного оптимизма. “Ибо видели очи мои спасение Твоё”. В этом он солидаризируется с псалмопевцем Давидом: “Только в Боге успокаивается душа моя; от Него спасение моё” (Пс. 61:2). В этом – кроется секрет непоколебимого мужества христианина: покой в Боге, от Которого спасение. Спасение от греха и гибели, в конце концов, спасение от смерти.
 Во Христе – “свет к просвещению язычников и слава... Израиля” (Лк. 2:33).
 В пророческих словах Симеон характеризует Христа как камень – один для преткновения, на падение, другой – на восстание, для восстановления их духовно праведного состояния.
 
 Более того, уходящий в вечность старец заметил, что Христос будет “в предмет пререканий”. О Нём будут много спорить книжники, фарисеи, учёные, богословы. Будут спорить о том, Кто Он – Богочеловек, Человекобог, Учитель праведности или Миф. Много книг будет написано за и против Христа. А сколько речей будет произнесено о Нём!  Даже из верующих будут служители церкви, вроде Ария или нынешних его последователей, которые будут уничижать Его Божественное достоинство, отвергать Его как Бога, Которого мы называем “Богом крепким” (Ис. 9:6; 1Ин. 5:20; Рим. 9:5). Но это отвержение будет сопровождаться падением и отпадением от благодати Божией таких лжеучителей.
 Чтобы этого не случилось, нам надо правильно ответить на вопрос: за кого мы почитаем Христа?

 “И тебе Самой оружие пройдёт душу”, – предсказал Марии Симеон. Сколько страданий и испытаний выпало на её материнскую долю. Сколько раз подвергался Христос смертельной опасности?
 И вот последняя мука: Его казнили. Может быть, она полагала, что с неба загремит гром, и казнь отменят. Но солнце померкло, и небо молчало. Её сердце было разбито вдребезги, её душа была  пронзена насквозь. Её Сын делает последний судорожный вздох. А где же исполнение Божьего обещания? Где то лучезарное Царство, о котором ей было сказано 30 лет назад? Мрак, кровь и смерть. И, казалось, это конец. Вся её предыдущая жизнь стала крестным путём страданий. Горькая чаша мучений была выпита до дна.
 И всё же она не потеряла силы  духа, сохранила веру не только у креста Голгофы, но даже и у могилы любимого Сына. И Он воскрес!

 Бывает – и мы хороним близких людей, и комок отчаяния спазмирует горло, и  мы горько вздыхаем: “А мы надеялись было...” Но прислушаемся к Слову Божьему: “Последний же враг истребится – смерть” (1Кор. 15:26). “Смерть, где твоё жало? ад, где твоя победа? Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!” (1Кор.15:55 и 57).

         В храме Божьем звучала последняя,
         "Лебединая" песнь Симеона:
         – В небесах ждет спасенных наследие.
         Бог открыл благодатные окна!

         Вслед за смертью грядет воскресение,
         Как приходит весна за зимою.
         Во Христе Иисусе – спасение
         Всех страдальцев, охваченных тьмою.

         Во Христе – яркий свет к просвещению
         Помраченных неверьем народов.
         Христианскому внемля учению,
         Люди будут дышать кислородом – 

         Кислородом любви и бессмертия,
         Ведь любовь – исполненье закона...
         В храме Божьем звучала последняя
         Лебединая песнь Симеона.

 А последние слова Симеона стоит особо прокомментировать: “...да откроются помышления многих сердец” (Лк.2:35). О чем – это?
 Замечено, что людей можно узнать по книгам, которые они читают или по друзьям, с которыми они общаются:  мол, скажи мне, кто твой друг – и я скажу тебе, кто ты.
 А вот Симеон другого мнения:  он считает, что человека можно узнать по его отношению  к Христу. Если для кого-то дорог Христос, если он любит Христа – то, стало быть, это – хороший человек. И это, пожалуй, самый точный индикатор – определитель духовной значимости личности.
 Людей следует определять по их отношению к Христу! Кто с Христом, тот должен быть нашим братом, другом и сотрудником!

 Таковы уроки Сретения Господня.
 Старец Симеон помогает нам в ответе на вопрос: “...какими должно быть в святой жизни и благочестии нам, ожидающим и желающим пришествия дня Божия?” (2 Пет. 3:11-12).

          Если хочешь благодать попробовать,
          Приобщаясь к высшей Красоте,
          Слушай чутко пламенную проповедь
          Симеона-старца о Христе.

          Сквозь предсмертья сумерки вечерние,
          Увидав ярчайшую из Звёзд,
          Он сказал, что светом к просвещению
          Будет в мир родившийся Христос.

          И, конечно, славою Израиля
          Станет Он, великий в простоте.
          Ну, а сердце матери изранено
          Будет в день распятья на кресте.

          А паденье многих и восстание
          От Него зависит, наконец:
          Он откроет помышленья тайные
          Просвещённых Им насквозь сердец.

          Без Него душе на свете плохо ведь…
          Чтобы не погибнуть в суете,
          Надо  вникнуть в пламенную проповедь
          Симеона-старца о Христе.

         (Тексты трёх цитируемых стихотворений – авторские).