Календарь поэзии. 19 февраля

Единомышьленники
19-е февраля:
----------------
 
1793
- был издан указ Екатерины II, запрещающий ввоз в Россию ведомостей, журналов и других сочинений из Франции.

1837
- скончался немецкий поэт и драматург Георг Бюхнер
- Михаил Лермонтов написал заключительные 16 строк «Смерти поэта»: «А вы, надменные потомки...». Спустя 11 дней Лермонтов был арестован. Царь Николай I распорядился: «...старшему медику гвардейского корпуса посетить этого господина и удостовериться, не помешан ли он...».

1847
- скончался эквадорский поэт Хосе Хоакин де Ольмедо.

1869
- родился армянский поэт, публицист, общественный деятель Ованес Туманян.

1896
- родился русский киносценарист Владимир Захарович Масс
- родился французский писатель, автор первого литературного манифеста сюрреализма Андре Бретон.

1899
- родился русский писатель Юрий Карлович Олеша.
- родился русский писатель Борис Николаевич Агапов.

1900
- родился греческий поэт, лауреат Нобелевской премии 1963 года Георгос Сеферис.

1917
- родилась американская писательница Карсон Мак-Каллерс.

1929
- родился французский режиссер и сценарист Жак Дерэ.

1931
- родился русский писатель Георгий Николаевич Владимов.

1951
- скончался французский писатель лауреат Нобелевской премии 1947 года Андре Жид.

 1952
- скончался норвежский писатель, лауреат Нобелевской премии 1920 года Кнут Гамсун.

1963
- родилась американская писательница, автор романов-ужасов Лорел К. Гамильтон.

**

Георг Бюхнер (нем. Georg Buchner; 17 октября 1813, Годделау близ Дармштадта — 19 февраля 1837, Цюрих) — немецкий поэт и драматург.

Сын врача, брат врача и естествоиспытателя Людвига Бюхнера. Его племянником был Эрнст Бюхнер (1850-1924), химик-изобретатель.

Учился в Страсбурге и Гиссене, где занимался изучением естественных наук и практической медицины; издал памфлет «Der Hessische Landbote» с эпиграфом: «Friede den H;tten, Krieg den Pal;sten» («Мир — хижинам, война — дворцам»).

В 1834 году Бюхнер участвовал в революционном восстании в Гессене. За написание политического памфлета разыскивался полицией.
Избежал грозившего ему ареста бегством в 1835 году в Страсбург и здесь посвятил себя изучению новой философии, в особенности Декарта и Спинозы.

В октябре 1836 года приехал в Цюрих, где получил позволение на чтение лекций; но 19 февраля 1837 года, вскоре после открытия им своего курса сравнительной анатомии, умер от тифа.

Учебник сравнительной анатомии, написанный Бюхнером, использовался в вузовском преподавании вплоть до середины ХХ века.

Всего в своей жизни Бюхнер написал три драматических произведения. Перед последним путешествием в Страсбург написал в Дармштадте в течение нескольких недель драму «Смерть Дантона» («Dantons Tod, dramatische Bilder aus der Schreckenzeit»; Франкфурт, 1835), ставшую одним из первых образцов современной драмы.

В Страсбурге Бюхнер перевёл пьесы Виктора Гюго «Лукреция Борджиа» и «Мария Тюдор» (1835). В рукописи, кроме философских работ и отрывков поэтических сочинений, он оставил комедию «Леонс и Лена» («Leonce und Lena»; издана 1839), полную ума, остроты и резкой иронии, а также отрывки повести «Ленц» («Lenz», 1835) о немецком писателе Якобе Михаэле Рейнхарде Ленце (1751—1792), входившем в движение «Буря и натиск». Лучшим сочинением Бюхнера называют пьесу «Войцек» («Woyzeck», 1837; опера Альбана Берга, 1914—1922, фильмы Вернера Херцога, 1979, Яноша Саса, 1994). Драма «Пьетро Аретино» утрачена.

Поэтическое наследие Бюхнера было издано его братом под заглавием «Nachgelassene Schriften» (Франкфурт, 1850), но он был надолго забыт. Возвращением писателя стало критическое издание всех сочинений Бюхнера «S;mtliche Werke und handschriftlicher Nachlass» с биографией, написанной австрийским писателем Карлом Эмилем Францозом, оно появилось в 1879 во Франкфурте-на-Майне.

С 1921 года пьесы и проза Бюхнера переносятся на кино-, а потом и на телеэкран. С 1923 года вручается премия Бюхнера, которая считается наивысшей наградой Германии в области прозы. Её получили многие крупные писатели Германии, Австрии, Швейцарии. В 1960 году она была присуждена Паулю Целану, который в ответной речи глубоко отозвался о творчестве Бюхнера.

**

АФОРИЗМЫ:

«О женщины, вы способны влюблять в себя, даже когда лжете.»

«Мы все из семейства толстокожих; мы простираем друг к другу руки, но наши усилия тщетны, мы только тремся друг о друга загрубелой своей кожей. Мы так одиноки.»

«Все мы глупцы, и никто не имеет права навязывать другим свою глупость. Пусть каждый наслаждается жизнью как умеет,— только чтобы не за счет других, только не мешая и другим наслаждаться.»

«Поистине в каждом из нас распинают сына человеческого, все мы истекаем кровавым потом в Гефсиманском саду, но никто, никто еще не спас другого кровью своих ран.»

«Жизнь — коротенькая эпиграмма , и слава богу. У кого хватит духу и фантазии на эпос в пятидесяти или шестидесяти песнях? Пора уж понять, что этот драгоценный нектар надо пить не из чанов, а из ликерных рюмок; так хоть будет вкус — а в этой лохани не наскребешь и нескольких капель».

**