Братьям по разуму

Александр Колоколов
Прошло энное количество дней с тех пор, как я двигал мыслью один вопрос - стоит ли мне рассказать вам про мои «стихи», или нет? И будет ли кому-нибудь интересно прочитать то, что я решусь вам поведать? Вы знаете, когда меня настойчиво преследовал этот вопрос, были и плюсы, так же были и минусы, надо ли излагать это на бумаге. Последним доводом того «что надо», явилось то, что на мою малоактивную страницу до сих пор приходят известные и неизвестные авторы-читатели…
Значит, кому-то интересны мои «стихи» и может быть, вам будет интересно узнать моё мнение о моих (?) же стихах. Впрочем, стихах, громко сказано. Поэтому приготовьтесь к длинному повествованию, а я постараюсь сделать так, чтобы это было вам интересно…

Думаю, что вернее всего назвать то, что представлено на этой странице – записями. Да, да – записями. Потому что, все слова (или почти все) были просто тупо записаны в момент нахождения автора в особом состоянии. Ну, разумеется, не в алкогольном, а в другом. И если до этого дойдет дело, то мы об этом состоянии поговорим. Хочу просто подчеркнуть, что я не являюсь автором этих стихов, они не были сделаны сидя за столом, за компьютером. Они были за-пи-са-ны. Причем записаны потом, дома на скорую руку. А зазвучать во мне они могли в любую минуту, в любом месте, даже во сне. Когда «это начиналось», я просто не успевал их запоминать, я торопился добраться до карандаша и тетради, чтобы сделать очередную запись. Знакомые мне сказали:
- Ты что, «ку-ку»?
- Носи с собой листок и ручку, и записывай слова.
Так я и сделал.

Теперь о том человеке, который это записал. К этому делу я имею самое, что ни на есть скромное отношение. Мне хочется назвать того человека – «Тот» и в дальнейшем я его так и буду называть.

Меня стихи сведут с ума, меня они толкнут в могилу
Хоть трезв, хоть пьяный я в умат, мне рифмы голову забили
Как будто кто в меня залез. (А может, просто раздвоился?)
Замес! Ещё один замес! И «Тот» ликует, веселится
Там - мир стихов; там – хорошо; там - чувства радугой на небе
Я б не вернулся, коль пошёл…но разве вечно длиться неге?..
Второй мир тянет и ман`ит, который создан человеком
Приманки липкие – магнит везде разбросаны с успехом
А тело – плоть, и есть – инстинкт. И человечье мне не чуждо
Душа, к стихам стремясь, летит, а тело думает про ужин
Я обессилел от борьбы, в которой сплошь одно начало
Энергию сосёт упырь, не вычислить, и шансов мало…

Итак, с чего начать? Конечно, с начала. Но что считать началом? Вот в чём вопрос. Начало изменений во мне или начало, когда «Тот» сделал первую запись?
Ну, конечно же, все началось гораздо раньше, чем рифмы.
Коротко об этом:
- во мне (со мной) произошли изменения в духовном
- я встретился и общался с человеком, который писал мысли рифмами
- в этом человеке я нашел множество своих мыслей, при всём том, что мы все-таки разные люди
Отдельно хочется сказать вот о чём.
Честно говоря, к стихам я не питал до этого особой симпатии, в детстве даже их не выносил из-за того, что их заставляли учить наизусть. Теперь же, когда меня «пробило» на них, я начал сравнивать стихи чужие, которые мне нравились, со стихами известных поэтов, книги которых мне удалось обнаружить на книжной полке в квартире. Вы знаете, никто меня особо не «торкнул». Вот так. Хотя… вспоминая один эпизод скажу…
В то время я очень часто общался с подругой из дальнего детства – Ириной. И вот, в одну из наших встреч, когда речь зашла о стихах, она мне прочитала всего одно четверостишие Расула Гамзатова. И я тогда понял, что такое настоящее Слово. Теперь, по прошествии нескольких лет, я не могу их вам привести, потому как не помню. Жалко.
Поэтому будем считать, что у других настоящих поэтов мне главные Слова еще не встретились.

Теперь о записях, «Тоте», стихах и прочем…
Мое мнение – настоящие стихи, это стихи про самого автора, они неразрывно связаны с ним: с его биографией, мировоззрением, восприятием нашего мира, в котором мы живем. Печатая стихи одного человека, я понял простую мысль: - все стихи относятся только к нему самому, они выражают его сущность, им прожит`ой отрезок жизни. К читателю же они имеют отношение настолько, насколько он сам их на себя примерит, даже тогда, когда они написаны от имени какого-то персонажа, или посредством  диалога с самим читателем – всё равно это про автора. Лирический герой это и есть сам автор. То же самое могу сказать и про записи «Тота».
И еще. Я вам говорил, что стихи это состояние. Это состояние полёта. Это желание дотянуться до невозможного, дотянуться до невообразимо высоко поставленной духовной планки, и преодолев ее, наверное, порвать со своим прошлым. Вот это и есть «Тот». Но «Тот» не может преодолеть планку. (Иначе – возможна смерть на физическом уровне?..). И кто-то более сильный, чем «Тот», как в замедленной, обратной съемке, возвращает его обратно на землю.
Поэтому, когда читатель знакомится с записями, у него может возникнуть ошибочное мнение об авторе. Потому как я не «Тот», а «Тот» не я. Просто «Я» – стремится к «Тоту». Вот как-то так.
Записи «Тота» явились следствием моей духовной работы, по крайней мере, я так считаю.
По отношению к телу – стихи - особое состояние нервной системы, при котором процессы физики тела протекают тоже особо, вплоть до полной кратковременной остановки окружающего времени, но со значительным ускорением внутреннего…(«вид сбоку» на самого себя). Когда «Остапа понесло» – успевай только записывать (души божественный троллейбус бежит словами всё быстрей).
И самое главное, за эти записи (за путь) пришлось заплатить выкуп. Там, в тонком мире, от нас ждут только одного. Всего-навсего одного. Но поскольку, мы не можем до конца это отдать, то приходиться платить другим. Например – своим здоровьем, непониманием окружающих, превращением в изгоя…

В плане духовной работы примечателен один момент, о котором мне хочется вам рассказать. Во времена поиска кумира (духовного наставника) я общался с представителями различных религий, а особенно много с православными: с настоятелями церквей, с монахиней. Просто в то время мне очень сильно хотелось получить ответы на мной поставленные духовные вопросы. Однажды я удостоился чести целых 15 минут разговаривать наедине с настоятелем. Через пять минут он мне сказал, что я душевнобольной. В конце нашего пятнадцатиминутного разговора он мне сказал, что я очень быстро иду к Богу. Это для меня была особая похвала. И еще про записи «Тота». Одна монахиня говорила, что стихи это – от сатаны. Когда я сделал подборку стихов на духовную тему – мне было сказано, что мне таким образом идет помощь свыше.

Подайте нищему поэту. Нет, не монету! не монету!
 Дороже денег слово – «помню». Свою явите благосклонность
Ведь вам слова душа писала, расставшись с собственным причалом
Мечтала поделиться чувством и передать слова изустно
Нашёптанные то ли слева? Какой-то чёрной королевой
А может, прошептал мне справа? Весь в белом и со строгим нравом
Кто достает мои печёнки? А может, это ты, девчонка?..
Твои проказы и забавы: иль чёрной быть, иль белой павой.

И ещё, когда я записал одно из первых своих «Нищие духом», а потом прочитал его своему духовному собеседнику Васе Садиленко, он, окинув меня каким-то мгновенным, особенным взглядом, сказал:
- Значит, ты тоже «там» бываешь…
И снова о «Нищие духом». Когда я его записывал, всё было как-бы в порядке. Слова ложились на бумагу, и рассудок успевал это фиксировать, хотя и приходилось записывать достаточно быстро, еле-еле успевая. Но вот когда дело стало подходить к завершению, произошло событие из ряда вон выходящее. На бумагу ложились следующие строки:

Так наполни её добротой
И «далекие» пусть станут близкими
Одари их своей теплотой

И вот тут мой рассудок заклинило, за какие-то доли секунды он взорвался:
 – Какая рифма тут будет после!? Ну, нет её!!!
А рука уже выводила далее:

Стань для них самой солнечной пристанью.

 Вот где-то так.
Далее.
Продолжим разговор о духовном, но пока не о стихах, так как они явились позднее, и с моей точки зрения являются следствием… Вы не подумайте, что я хвалюсь (хотя, конечно, сколько-то процентов здесь присутствует), просто я стараюсь вам изложить свой, пусть и небольшой, но опыт.. Как говорится, сам себя не похвалишь – никто не похвалит.
По мере моего духовного продвижения вперед (это чтение Библии, размышления о прочитанном, об устройстве человеческого Мира, поиск уединения, записи стихов, шатание с природой наедине и т.д.), случались какие-то ничем не примечательные, но в то же время особенные события, про которые мне хочется вам поведать.

В то время меня почему-то очень сильно тянуло людям заглянуть в глаза. Что я там хотел увидеть, что прочесть? Не знаю.
Но я понял одно, что мой-то взгляд на них действует. Особенно это касается детей и женщин. Наверное, дети не так еще замараны этим чёрным миром, а женщины скорее более интуитивны и чувственны, чем мужчины… В чём это выражается? Ну, вот еду я в полном автобусе. Сижу, смотрю по сторонам. Вдруг взгляд мой падает на маленького ребёнка, сидящего на коленях у мамы, и тот начинает мне улыбаться… Те пассажиры, которые тоже наблюдают за ребёнком, заметив его лучистую улыбку, поворачивают головы, стараясь разглядеть объект его внимания…
Или вот ещё что. Сижу за праздничным столом в гостях у близких родственников. На каком-то этапе застолья, маленькая Олеся, ей 4 годика, начинает по просьбе родителей рисовать портреты гостей. Доходит очередь и до меня. Когда мой «портрет» становится готов, и выставляется на всеобщее обозрение, присутствующие видят только два пучка волос – на голове и под носом.
На вопрос отца Олеси:
- А где же у дедушки глазки?
Она, не задумываясь, отвечает:
- А они у него – внутри.
Ну, чем скажите мне, не похвала из уст наблюдательного ребёнка?

Теперь вернёмся к стихам. Когда я их записывал, у меня было ощущение податливости слова, что все слова, они, как глина лепятся в стих, и что для меня в данный момент времени никакого труда не составляет это записывать.

В миллиметре от сердца что-то остановилось
Укололо: - главенствуй. Словом, словом, мой милый.

 И ещё, бродя по бескрайним просторам Стихиры, я удивлялся, что некоторые авторы в своем резюме предупреждают, что на их стихи надо давать ссылки, и запрещено их печатать без согласия автора. А я думал:
-  Ну, как же так??? Ведь я записал свои слова, мне позволили это сделать, и я очень хочу, ими поделиться с людьми, чтобы их прочитали…
« Слово не воробей – вылетит, не поймаешь.»
 Зачем делать какие-то ограничения в этом плане. Я даже готов был к тому, что кто-то не то что напечатает мои записи, но и присвоит их. Я думал:
- Ну и что с того? Ведь это будет способствовать прочтению моих записей.
А мне достаточно и того, что там, в тонком мире и так всё знают.
И потом, я самоуверенно думал, что я ещё запишу столько, сколько захочу.
О, как я тогда ошибался!

Следующий момент. Когда я разметил на своей странице записи, и прошло некоторое время, я с удивлением обнаружил у себя способность чувствовать, какие именно записи читают. Причем так: в течение дня стучит в висках, как назойливая песня стих (один или несколько), захожу на Стихиру и вижу, что эти записи как раз и читали.
Теперь о чем я сожалею?
Я сожалею, что некоторые стихи мне не удалось записать (запомнить). Самое большое разочарование я испытал однажды ночью, когда мне приснилось стихотворение.
А приснилась мне тетрадка, разлинованная с отчеркнутыми полями. Над тетрадкой склонился учитель (его я не вижу) и проверяет моё домашнее задание, которое написано синими чернилами и перьевой ручкой. Задание, по всей видимости, по русскому языку, потому что в тетради текст, и текст имеет ошибки. Учитель их подчеркивает красным цветом. А на полях ставит галочки, чтобы было видно, сколько допущено ошибок. Ошибок, как я вижу, допущено не очень много: три или четыре несущественных, поэтому после проверки мне ставят оценку 4 с минусом. Но самое главное, что после оценки я очень отчётливо вижу четверостишие, записанное красными чернилами. И тут я просыпаюсь среди ночи, вскакиваю с кровати и лихорадочно начинаю искать, чем можно было бы записать это. Но меня постигает второй удар – я понимаю, что я не могу вспомнить ни одного слова, записанного в четверостишии. Вот оно - стоит перед глазами (в тетрадке) – но я не могу прочитать ни одного слова. У меня аж слёзы навернулись от досады…

Теперь поговорим о самих записях. Об их классификации по моим понятиям.
С моей точки зрения стихи можно разделить на три уровня.
1. Первый – это уровень духовный, он самый верхний и самый главный.
Этот уровень имеет несколько характерных черт. Записям этого уровня присущи простые рифмы на уровне – «твоя-моя», поскольку для души не имеет значения «броскость» рифм. Здесь на первом месте стоит простота и смысл сказанного. В то же самое время эти стихи-записи отличаются какой-то особой лёгкостью поэтического слога, какой-то «воздушностью», обращая наше внимание на их неземное происхождение.

Она звала меня с собой:
Ступай за мной я - твоя птаха
Свой грешный лик слезой омой
И ты очистишься от страхов

От страха кров свой потерять
Работу, деньги, жизнь пустую…
Да что тебе перечислять:
Люби меня - твою - родную

Прими меня такой, как есть
Одежды сбрось - все - без остатка
Пойми, мирское - это – взвесь
А я - свобода твоя сладка

Я поведу тебя тропой
И не преткнёшься ты о камень
Ты сердце мне своё открой
И невредим пройдешь сквозь пламень

И я стою: - вот это да...
Ответить что - не знаю, право
Синицу бросить?.. Никогда.
А как же мой тогда журава?..

Он там летает -  в небесах
И не сравним с ручной синицей
Мне делать выбор. Просто страх…
А он курлычет мне… и снится…

Следует отметить, что на этом сайте достаточное количество людей пишущих «воздушные» стихи. Проблема в том, что эти стихи узконаправленные, и имеют мало читателей.
Духовные стихи я собрал на одной странице, которая называется «Эксдервиш».
http://www.stihi.ru/avtor/dervesh Так же, частично, их можно встретить и на этой странице.
В принципе, когда душа выговорилась, когда основные мысли вылились в записи, можно со стихами заканчивать. Но для того, чтобы не разбиться с той душевной высоты, а осуществить плавное приземление существует второй уровень.

2. Второй – это уровень чувств и эмоций.
На этом уровне вместо лёгкости присутствует земное утяжеление. Вместе с тем, записи уже могут отличаться рифмами в сторону улучшения. Потому как в человеческом, земном понятии им придаётся одно из первых значений. Как говорил мой знакомый: «Человек любит, чтобы блестело. Поэтому он будет полировать и тереть до блеска». В этих записях также присутствует смысл. В этих записях также присутствует земное, и оно придаёт оттенок либидо, т.е. определяет присутствие мужского или женского начала в записях. Этот период «моего творчества» характеризуется тем, что я много читал других авторов. (Особенно женщин). И здесь следует подчеркнуть следующее. Это свойство подзарядки. При прочтении некоторых стихов, можно получить некий духовный потенциал, почерпнуть из них дополнительную энергию, которая выливается в свою очередь в слова на бумаге. И это является искренним ответом на прочитанное. Я подчёркиваю слово «искренним».

Мы незримо питаем друг друга стихами
Где-то я приподнял, где-то ты опустилась
Мы парим в одной плоскости на вертикали
Я твой раб-господин, для меня ты Ундина

Конечно же, я читал гораздо больше авторов-женщин, чем мужчин. Среди мужчин могу назвать тех, кто по моим скромным понятиям мне очень «близок», как, впрочем, и «далек». Это Мастер Евгений, Василий Садиленко, Михаил Анищенко. В стихах этих авторов я увидел множество точек духовного родства.
 Женщин называть не буду. Из-за присутствия влечения к стихам, и, естественно, к человеку их создавшему. Так же как и Вы меня никогда не назовёте. Да и что можно выразить не стихами, понимая, как убога проза по сравнению с ними…

Подожди, подожди. Не так быстро.
Я прошу: - не пали в меня ты.
Разливает бензином канистра.
Только спичку не подноси.
Затуши свой фитиль, будь добрее.
Что в нём толку? Взорвёмся и всё.
Ты в души моей скрытую щёлку
Заглянуть сумеешь ещё.
Видишь? Тело зрачками гордо
Бездыханно лежит навзничь.
Две отвесные стенки фьорда
Это створки в небесную высь.
***
Вечность вспорота золотом
И звенит серебром
Разудалые головы
Думу думают про…
Про Любовь окаянную
Тот вселенский каприз
А глаголы, как пьяные
В строки сыпятся вниз.

Короче, всё, что связано с эмоциями воплотилось на странице под названием «Экспромты».http://www.stihi.ru/avtor/ugoleck

3. И наконец, третий уровень – это уровень ремесла. Это когда стихи делаются на высокопрофессиональном уровне, когда практически невозможно их отделить от стихов первого и второго уровней. Мне думается, здесь человек должен обладать целым рядом качеств: быть филологом (не обязательно по диплому), быть достаточно глубоко посвящённым в литературу (проза и стихи), иметь солидный литературный потенциал, жизненный опыт… Таких людей единицы.
Уверен, что когда третий уровень соединяется со вторым или первым – получаются просто гениальные стихи. И ещё, когда человек, писавший по душе, или по чувствам начинает этот дар «терять», то он хочет продлить это, и скатывается к третьему уровню. Тогда стихи не записываются, а делаются. Скажу прямо, меня эта фаза миновала, потому как я не обладаю ни одним из качеств присущих третьему уровню.

Здесь хочется озвучить такую мысль. Это то, что некоторые авторы из нескольких вдохновенных строк «вытягивали» целое стихотворение. А у меня всё было иначе. Очень много двустиший или четверостиший так таковыми и остались, не превратившись в стихотворение. Причина? Нехватка «запала».
А вот при записывании иногда случалось так, что отдельное четверостишие выбивалось из общей канвы, было каким-то особенным, являлось апогеем самого стихотворения, хотя и не было его концовкой. Во время его записи я чувствовал (и даже видел каким-то боковым, внутренним зрением), как это четверостишие выступает из темноты, из ниоткуда, материализуясь и обретая законченные очертания, и ложась на бумагу. Приведу по памяти некоторые:

Из «Весенины глаза»:
И небо вдруг поголубело
Журчат ручьи-говоруны
Зима, потупив взгляд свой белый
Теснится цветом вороным

Из «Когда поэту плохо»:
И возвратит, отдав назад
Стократ усилив и сторицей
И магнетизм, и тот азарт
Что станут притчей во языцех.

Из «900 дней»
Поле бело-белое
Некуда белее
Я тебе бы? Спела бы!
Город на Неве и…

Здесь следует обратить внимание на фонетику, на звуки строк. Потому что эти строки (рифмы) записаны на звук, на слух души. Хочется верить, что моей…

Теперь вернёмся к «Тоту», к его записям. Перечислим характерные особенности.
1. Смысл записанного. Думаю – присутствует.
2. Фонетика, звучание строк. Про это мы говорили.
3. Стремление «Тота» рифмовать всё сразу, не останавливаясь. Пример:
Сто плетей, сто розг, сто ударов кнута
Не в игру, а всерьёз погибает мутант

Сколько можно торчать-то на обочине пыльной
Стань наложницей счастья, а не оперы мыльной

4. Рифмовка на звук, на слух. Рифмовка ограниченным набором букв – «ракета-карета». Примеры:

А ты что думал – отставной штурман;  Да и ты ли она? – на губах лимонад;
Снова ветер в лицо – голоса мертвецов. Как ты во мне – парад планет.

5. Усиление рифмы совпадающими звуками в середине строк. Примеры:

Вся сила уходит в корень – ещё васильковый цикорий;

Святый Боже! Святый крепкий! – спит воробышек на ветке. (буква «б»).

А звезды падают? Конечно. – а в этот августовский вечер (буквы «ю» и «у»)

6. Рифмовка соседними словами. Это как если бы написать стихотворение без промежутков между словами, т.е. все слова слитно. Примеры:

Дожди-кморосит – всё равно-красиво; Импу-льсколкий – сколько
Ошибок – а-жидок.

7. Детская картавость. Игра буквами «р» и «л». Здесь я вам не смогу привести собственный пример по памяти. Поэтому привожу взятый у Мастера Евгения:
«но в упрямстве непреодолимом – на развалинах третьего Рима»

И это многоплановый «Тот». И это всё «я», который к нему стремится…

Но это всё мелочи по сравнению с тем, что мне дано было увидеть…
Однажды, сидя за столом в каком-то ступоре, и тупо уставившись в очередную, только что сделанную «Тотом» запись, я вдруг на какое-то мгновение прозрел. Для меня стало настолько очевидным, что, не смотря на многоплановость записей – как то: смысл, звучание, фонетика, рифмы и т.д., как будто это делал не один человек, а несколько «узких специалистов» - что всё это не самое важное и главное. А самое важное и главное – это то, что буквы алфавита – это не буквы – это некие символы-горошины, которые «Тот» как Кай собирает в пазл, и, представьте, пазл складывается. И что характерно: уходят рифмы, уходит смысл слов и фраз - остаются лишь только буквы-горошины (как некие символы, типа иероглиф) и уверенность, уверенность в том, что каждая буква стоит строго на своём месте и имеет своё собственное значение, как звук мантры. Вот так это было. И это было со мной. И я вам про это поведал. Скажите? А кто сможет лучше самого себя написать про то, что с ним случилось?

Наверное, следует закругляться. Здесь хочется сказать слова благодарности устроителям этого сайта за то, что дали возможность опубликовать записи «Тота». Другие сайты поэтические этого не разрешили, поскольку это не поэзия. Да я и сам всё прекрасно понимаю.
Отдельно говорю - спасибо - всем читателям, всем тем, кто оставил свои отзывы. Простите и не обижайтесь, что мало отвечал. Ну, вот такой я…

Последнее. Конечно из рецензий, из общений авторов я видел, что они встречаются, устраивают поэтические вечера, квартирники…
О, как я хотел попасть туда… может быть даже пообщаться, прочесть что-нибудь…
Но потом меня обжигала мысль:
- Но что я им скажу? Что поведаю?
- Очередную глупость…
Да и нет у меня слов на прозу. Она на замке.
Но всё равно внутренне я ощущал себя причастным к братии поэтов, пусть и гадким утёнком, но из стаи:

Руки-крылья крестом раскинув, вниз с обрыва. Глянь! Люди-птицы.
И мелькают их спины. Спины. И мелькают их лица. Лица.
Протяну к ним свою ладошку: - заберите того, кто в клетке
Вместе с вами мне можно? Можно? Полетать, да хотя бы редко.
Вы же все мне, ну как родные, все из той, из краплёной стаи
Где, бросая вас над долиной, двумя пальцами Бог листает.

P.S.
 
Рубить хвосты, а не отбрасывать.
Где взять вас? Братья мне по разуму…

*
Вот и всё. Что ж, пора расставаться. Всё сказал, как хотел, как умел. И поверьте, пожалуйста, братцы, из-за вас я сюда прилетел. Оставляю в стихах свою душу. Не для слуха. Частично для глаз. Вы душою меня обнаружьте, и тогда я откроюсь для вас. И скукоженным сердцем горячим покрещу в своём озере Риц. Неужели не видишь раз зрячий? Розу дарит вам маленький принц. Ни оваций, ни звона сестерций мне не нужно (пустой это звук). Перед вами с трепещущим сердцем я свою наклоняю лозу. Ты сними с неё горсть винограда. И попробуй. Что скажет язык?
Жизнь – дорога – до рая, до ада. Ты открой в себе эти азы…