Ты, всезнайка, разгадай-ка!

Дмитрий Гавриленко
Лингвистическая игра
5-й класс
Тема урока: «Три склонения имен существительных».
Цели:
• углубление знаний о трех склонениях имен существительных и систематизация ранее изученного материала;
• развитие у учащихся логического мышления и наблюдательности;
• воспитание бережного отношения к родному языку.
Наглядность: плакаты с зашифрованными именами существительными.
Вступительное слово учителя. С именем существительным вы знакомы давно. Знаете три склонения. Сегодня мы опять будем иметь с ними дело. В классе созданы две команды, каждая избрала себе капитана. Только капитан, посоветовавшись с членами команды, имеет право выступать от ее имени. Нужно отгадать загадку и определить склонение имени существительного, так как именно оно представляет отгадку. За правильный ответ команда получает один балл. За правильную отгадку и неверно указанное склонение команда получает половину балла. В случае неправильного ответа капитана его соперник получает возможность заработать дополнительный балл, потому что загадка переходит к нему. Капитан команды-победительницы на короткое время становится учителем: он ставит оценки членам своей команды и указывает, за что они поставлены.
Итак, игра начинается. Капитан первой команды защищает название.
Капитан. Моя команда – «Несклонята». Это значит: мы не склоняемся перед соперниками и намерены победить.
Учитель. Выступает капитан второй команды.
Капитан. Мы решили назвать себя «Имейками». Это значит, что мы имеем немало знаний об имени существительном и надеемся победить, используя эти знания.
Учитель. Загадка для первой команды.
Душа-девица
Меняет лица:
То тепла, то холодна,
То заплакана она.
(«Несклонята» совещаются.)
Капитан. Отгадка – погода. Имя существительное 1-го склонения.
Учитель. Вниманию второй команды предлагается загадка:
Зелен с виду, кряжист дед,
Стойко прожил тыщу лет.
Капитан (после совещания с членами команды). Дуб. Имя существительное 2-го склонения.
Учитель. Загадка для «Несклонят».
Юная красавица –
Красная она.
Очень детям нравится,
Соку полна.
(Первая команда совещается.)
Капитан. Морковь. Существительное 3-го склонения.
Учитель. «Имейки», внимание.
Пока малютка скромный –
в шапке набекрень,
А вырастет огромный –
в полполяны тень.
Капитан (посовещавшись с командой). Желудь. Существительное 2-го склонения.
(Учитель подводит предварительный итог соревнования.)
Учитель. А теперь общий вопрос для двух команд. «Подскажи словечко!». Оно является отгадкой. Капитаны должны письменно подсказать словечко и определить его склонение.
С поднебесья во весь дух
Шумно шлепнулся на луг,
Вымыл травы, и цветы,
И канавы, и кусты.
Днем с огнем его найдешь?
Это быстрый летний...
(Капитаны должны подать письменный ответ: «Дождь. Имя существительное 2-го склонения».)
Учитель. Загадка для первой команды.
Она бела, тонка, стройна,
Ее прическа зелена.
Капитан (после совещания с «Несклонятами»). Береза. Имя существительное 1-го склонения.
Учитель. Второй команде предлагаю загадку.
Оно
похоже на окно.
Все, что видим мы кругом,
Мы легко отыщем в нем.
(«Имейки» совещаются.)
Капитан. Зеркало. Имя существительное 2-го склонения.
Учитель. Задание остается тем же. Надо расшифровать слово, определить, к какому склонению оно относится. Вместо загадки предлагаю «Несклонятам» плакат
ЩМ + ЬП + ОО
(Команда совещается.)
Капитан. Зашифровано имя существительное помощь. Оно относится к 3-му склонению.
Учитель. Предлагаю плакат с зашифрованным словом (оно связано со спортом) для второй команды. Задание остается тем же.
ЬВ + АА + РР + Т
Капитан (после совещания с «Имейками»). Вратарь. Имя существительное 2-го склонения.
Учитель. Общий вопрос для двух команд. Разгадать загадку, письменно ответить, к какому склонению относится разгадка.
Головастый, маленький,
Шустрый и удаленький,
На радость человеку
Вместил в себе библиотеку.
(Капитаны должны ответить так: «Компьютер. Имя существительное относится ко 2-му склонению.)
Учитель подводит окончательный итог соревнования и называет команду-победительницу. Капитаны выставляют оценки победителям, говорят о вкладе каждого.
Дмитрий Сергеевич Гавриленко (Журнал «Русский язык», №31, 2004г.)
http://rus.1september.ru/article.php?ID=200403105