Календарь поэзии. 23 февраля

Единомышьленники
23-е февраля:
----------------------
 
1758
- родился русский драматург и поэт, автор произведений, направленных против взяточничества, судейского произвола и крепостничества Василий Васильевич Капнист.

1800
- скончался английский поэт и критик Джозеф Уортон.

1831
- скончался английский поэт Джон Китс.

1840
- родился русский писатель, поэт, журналист, автор романа "Петербургские трущобы" Всеволод Владимирович Крестовский.

1852
- в ночь на 24 февраля Николай Гоголь бросил в огонь последний, чистовой вариант рукописи 2-го тома "Мертвых душ". Сделано это было в состоянии нервного припадка. Мальчик-слуга восклицал: "Барин, что вы это, перестаньте!" - "Не твое дело", - ответил молясь Гоголь.

1859
- скончался поэт-романтик, выдающийся представитель великой польской эмиграции Зигмунд Красиньский.

1880
- скончался русский поэт Федор Николаевич Глинка.

1898
- писатель Эмиль Золя был заключен в тюрьму за написание им открытого письма "Я обвиняю", обвиняющего французское правительство в антисемитизме и несправедливом заключении в тюрьму армейского офицера капитана Альфреда Дрейфуса.

1900
- скончался один из самых талантливых английских поэтов рубежа веков Эрнест Кристофер Доусон.

1903
- родился чешский писатель-антифашист Юлиус Фучик.

1945
- скончался русский писатель Алексей Николаевич Толстой.

1942
- покончил с собой австрийский писатель Стефан Цвейг.

 1949
в Ленинграде торжественно открылся памятник А.И.Герцену на Арсенальной набережной (скульптор Л.В.Шервуд).

1963
- родился русский поэт и прозаик Григорий Аркадьевич Марговский.

1986
- скончался русский поэт Борис Абрамович Слуцкий.

1990
- скончался русский поэт Давид Самуилович Самойлов.

**

Джон Китс (англ. John Keats; 31 октября 1795, Лондон — 23 февраля 1821, Рим) — поэт младшего поколения английских романтиков.

Джон Китс родился в семье содержателя платной конюшни. Он был первенцем у Томаса Китса (род. ок. 1775) и Фрэнсис Китс, урождённой Дженнингс (род. 1775). Затем последовали братья Джордж (1797—1841), Томас (1799—1818), Эдвард (1801—1802) и сестра Фрэнсис Мэри (Фанни) (1803—1889).

16 апреля 1804 года в результате несчастного случая погиб отец Китса. Всего через два месяца, 27 июня 1804 года, мать Китса Фрэнсис вступила в новый брак с Уильямом Роллингсом. Этот брак оказался неудачным, и дети поселились у родителей матери в Энфилде (к северу от Лондона).

В августе 1803 года Джон поступил учиться в частную закрытую школу преподобного Джона Кларка (также в Энфилде).
В марте 1810 года от туберкулёза умерла мать Китса, и в июле опекунами осиротевших детей были назначены Джон Науленд Сэнделл и Ричард Эбби. В 1816 году после смерти Сэнделла единственным опекуном стал Ричард Эбби, чаеторговец по профессии.

Китс, лишившийся родителей на 15-м году жизни, был отправлен в Лондон для изучения медицины; он не мог позволить себе получить университетское образование и даже не имел возможности заняться классическими языками. Глубокое проникновение духом эллинизма пришло в поэзию Китса интуитивно, так как он мог читать греческих поэтов только в переводе. Вскоре Китс оставил занятия медициной в лондонских госпиталях и сосредоточился на литературе. Он увлекался творчеством Спенсера и Гомера и стал одним из членов небольшого кружка, в который входили критик Ли Хант, бывший неофициальным его руководителем, а также Уильям Хэзлит, Хорэс Смит, Корнелиус Уэбб и Джон Гамильтон Рейнольдс.

Консервативные критики вскоре уничижительно окрестили кружок «Cockney school», то есть школа простонародных авторов. Шелли, хоть он и был человеком знатного происхождения, был также близок к этому кружку.
Стесненные денежные обстоятельства сделали жизнь Китса в этот период крайне трудной; он от природы был человеком болезненным, и его организм был ослаблен под давлением нужды. Много душевных страданий причинила ему его любовь к Фанни Брон, с которой они были помолвлены, но так и не смогли пожениться из-за его затрудненного материального положения. В 1817 г. Китс издал первую книжку лирических стихов, а в следующем году — большую поэму «Endymion». Близкие друзья тотчас же оценили его высокое дарование и оригинальность, но журнальная критика с непонятным озлоблением напала на дебютирующего поэта, обвиняя его в бездарности, аффектации и отсылая его в «аптекарскую лавочку готовить пластыри». Особенной свирепостью в этой кампании против Китса отличились консервативные журналы «Quarterly Review» и «Blackwood»; статьи авторитетного в то время критика Джифорда были полны грубыми насмешками, что не могло не ранить психику впечатлительного, темпераментного поэта.

Существовавшее долгое время мнение, что жизнь поэта «угасла от журнальной статьи» («snuffed out by an article», по выражению Байрона), сильно преувеличено, но несомненно, что нравственные переживания, среди которых нападки критики сыграли главную роль, ускорили развитие чахотки, которой страдали в его семье. В 1818 году Китса отправили на зиму в южный Уэльс, где он ненадолго поправился и много писал; однако болезнь скоро возобновилась с прежней силой, и он стал медленно угасать. Он сознавал это и отражал в своих одах и лирических стихотворениях меланхоличное настроение уходящей молодости и таинственную торжественность перехода от жизни к смерти. В 1820 г. Китс уехал, в сопровождении своего друга, художника Северна, в Италию, где ему суждено было провести последние месяцы своей жизни. Его письма и последние стихотворения исполнены благоговейным культом природы и красоты. Незадолго до смерти поэта вышла третья книга его стихов, содержавшая наиболее зрелые его произведения («Гиперион», «Изабелла», «Канун святой Агнессы», «Ламия»). Она была очень тепло принята читателями, однако Китсу уже не суждено было об этом узнать: он скончался 23 февраля 1821 г.

Поэт похоронен на Римском протестантском кладбище; на могильном камне вырезана написанная им самим эпитафия: «Здесь покоится тот, чье имя было начертано на воде» («Here lies one whose name was writ in water»).


После смерти Китса значение его для английской поэзии преувеличивалось его поклонниками и оспаривалось его противниками; долгое время его творчество связывали с литературным кружком, из которого он вышел. Нападки на него делали те, кто метил в так называемую «Cockney-School» Ли Ханта. На самом деле он связан был с этой группой только личной дружбой.

Критика следующих поколений, чуждая подобных предубеждений, осознала это и оценила гений Китса и достоинства его поэзии. Ныне ему отводится место в английской литературе наравне с Байроном и Шелли, хотя его стихи заметно отличаются от стихов последних по настроению и внутреннему содержанию. Если Байрон олицетворял «демонизм» в европейской поэзии, а Шелли был адептом пантеизма, то Китсу принадлежит создание глубоко-поэтического направления, где внимание поэта концентрируется на внутреннем мире человека. Последователями Китса стали, через 30 лет после его смерти, поэты и художники прерафаэлитской школы в лице Россетти, Морриса и других, чье творчество способствовало возрождению английской поэзии и изобразительного искусства.

**

«Сонет о славе»

Дикарка-слава избегает тех,
Кто следует за ней толпой послушной.
Имеет мальчик у нее успех
Или повеса, к славе равнодушный.

Гордячка к тем влюбленным холодней,
Кто без нее счастливым быть не хочет.
Ей кажется: кто говорит о ней
Иль ждет ее, - тот честь ее порочит!

Она - цыганка. Нильская волна
Ее лица видала отраженье.
Поэт влюбленный! Заплати сполна
Презреньем за ее пренебреженье.

Ты с ней простись учтиво - и рабой
Она пойдет, быть может, за тобой!


**

Фёдор Николаевич Глинка (8 (19) июня 1786, имение Сутоки Духовщинского уезда, ныне Смоленская область — 11 (23) февраля 1880, Тверь) — русский поэт, публицист, прозаик, офицер, участник декабристских обществ. Младший брат Сергея Николаевича Глинки, двоюродный дядя Бориса Григорьевича Глинки-Маврина.

Воспитание получил в Первом кадетском корпусе. В 1805—1806 годах состоял адъютантом при генерале М. А. Милорадовиче, участвовал в военном походе при Аустерлице. В 1807 году, выйдя в отставку, был сотенным начальником дворянского ополчения, проживал в родовом имении, путешествовал по Смоленской и Тверской губерниям, по Волге, совершил поездку в Киев.

В 1808 году  издал «Письма русского офицера» — записки о военных кампаниях (1805—1806).

В 1812 году опять поступил в армию адъютантом к Милорадовичу и находился в походе до конца 1814 года. Участвовал в боях при Тарутине, Малоярославце, Вязьме, Дорогобуже, при Баутцене. Вернувшись в Россию, издал в 1815 году продолжение «Писем русского офицера» — записки об Отечественной войне 1812 года, участвовал в заграничных походах русской армии 1813—1814 годах. Эти военные записки принесли Фёдору Глинке литературную известность.

В 1816 году был переведён в гвардейский Измайловский полк. В это время при штабе образовались библиотека и начал выходить «Военный журнал», редактором которого был Глинка. Глинка участвовал в деятельности «Вольного общества любителей российской словесности», где состоял вице-председателем, председателем. В это время им написаны книги: повесть «Лука да Марья» (Санкт-Петербург, 1818), «Подарок русскому солдату» (Санкт-Петербург, 1818), «Зиновий Богдан Хмельницкий» (Санкт-Петербург, 1819), «Мечтания на берегах Волги» (Санкт-Петербург, 1821).

Участвовал в деятельности декабристского «Союза спасения», затем вместе с М. Ф. Орловым и А. Н. Муравьёвым основал «Союз благоденствия северных рыцарей». Входил в Коренную управу «Союза благоденствия», участвовал в Петербургском совещании 1820 года. Вместе с Г. А. Перетцем основал общество «Хейрут».

После ареста 11 марта 1826 года содержался в Петропавловской крепости. 15 июня 1826 года был освобождён, исключён из военной службы и сослан в Петрозаводск, где был определён советником Олонецкого губернского правления.

В 1830 году переведён в Тверь, где женился на А. П. Голенищевой-Кутузовой, а в 1832 году — в Орёл.
В 1835 году вышел в отставку и поселился в Москве.

За это время определился талант Глинки как духовного поэта, направление которого, как определил его Виссарион Белинский, было «художественно и свято».

Ещё в 1826 г. Глинка издал «Опыты священной поэзии» (Санкт-Петербург), а в 1839 г. вышли его «Духовные стихотворения». В этих сборниках попадаются очень грациозные стихотворения, дышащие искренним чувством. Гораздо скучнее его поэма: «Карелия или заточение Марфы Иоанновны Романовой» (Санкт-Петербург, 1830).

В 1853 г. Глинка переселился в Санкт-Петербург и в 1854 напечатал известное в свое время патриотическое стихотворение «Ура! На трёх ударим разом», с воинственным направлением. В петербургский период своей жизни стал интересоваться спиритизмом и впал в мистицизм, к которому имел несомненную наклонность и ранее. Плодом такого настроения были «Иов, свободное подражание книге Иова» и поэма «Таинственная капля» (Б., 1861 и М. 1871), не имеющая художественных достоинств.

В 1862 переселился в Тверь, занимался там археологией и принимал участие в общественных делах.

Наиболее известны стихотворения Ф. Глинки «Тройка» (Вот мчится тройка удалая...) и «Песнь узника» (Не слышно шуму городского...), лёгшие в основу популярных народных песен.

**

Песнь узника

Федор Глинка

Не слышно шуму городского,
В заневских башнях тишина!
И на штыке у часового
Горит полночная луна!
 
А бедный юноша! ровесник
Младым цветущим деревам,
В глухой тюрьме заводит песни
И отдает тоску волнам!
 
"Прости, отчизна, край любезный!
Прости, мой дом, моя семья!
Здесь за решеткою железной -
Уже не свой вам больше я!
 
Не жди меня отец с невестой,
Снимай венчальное кольцо;
Застынь мое навеки место;
Не быть мне мужем и отцом!
 
Сосватал я себе неволю,
Мой жребий - слезы и тоска!
Но я молчу - такую долю
Взяла сама моя рука"...

1826

Федор Николаевич Глинка (1876-1880) - участник войн 1805-1806 и 1812 года и заграничного похода 1813-1814. Член ранних обществ декабристов: Союза спасения (1816-1817) и Союза благоденствия (1818-1821) (в последнем был одним из организаторов и руководителей). В дальнейшем в движении декабристов не участвовал. Тем не менее, после восстания на Сенатской площади провел несколько месяцев в Петропавловской крепости и четыре года ссылки в Петрозаводске. Вероятно, в крепости и было создано стихотворение.
 
**