О карандашах Koh-i-Noor и не только...

Михаил Фокс
   В мою школьную пору набор карандашей для рисования определялся простым словосочетанием - "искусство" им. "Сакко и Ванцетти". Но самыми лучшими были карандаши "Тактика". Самозатачивающиеся и суровые)...Но и карандаши "Koh-i-Noor" тоже наличествовали. Их привозили "вображулистые" мальчики и девочки, чьи отцы, отслужив в ЦГВ, возвращались в Союз...Те, кто приезжал из ГСВГ, тоже пользовались "кохинором", но хвастались перед остальными они уже совсем иными "фишками". И вспомнилась мне вся эта далёкая история именно из-за "Карандашей". "Карандашей" Зиновия Антонова, которые не попав в лонг правильным путём, стали искать путь иной -  http://www.stihi.ru/rec.html?2015/02/23/9492 -  путь, чем-то напомнивший те самые вечные школьные обмены, где фигурировали и карандаши "кохинор", и гэдээровская "жвачка", значки и монеты стран социалистического "лагеря"(а так, не смущаясь, прямо и писали в тогдашних газетах)), и, само собой, разнообразные фото и картинки фривольного характера. Понаблюдал я за мельтешением Зиновия в переулках Большого(БЛК), подивился его успехам и решил более пристально рассмотреть за что же народ и, кстати, уважаемый народ, рукоплещет(а может и рукоплескует)) кохиноровским "почеркушкам"...

Зиновий Антонов "Карандаши"

Когда бывает ночь душой
А день лишь телом
Огни свисают нагишом вокруг не смело
Вычерчивая не спеша рельефы улиц
Когда вынашивает план победы завтра
Ещё не ведая своих глупцов и умниц
Я выхожу сажусь и для души
Точу о ночь свои карандаши

Затем рисую серым кохинором
На синем фиолетовом и чёрном
Резоны смыслы аргументы дня
Где нет уже давным-давно меня

Когда не ждёшь что будет и не хочешь
Желать рассвета и менять цвета
И карандаш твой как стилет заточен
И  глаз не тот да и рука не та
Зачем мне завтра хуже чем вчера
И рифмовать его не стоит даже
Когда есть двор а на дворе трава
И на траве дрова но все в продаже

Не верить в бога в солнце ход часов
Зарыться в память утонув в зелёном
И красным затопить огромный дом
Сиреневым залив закат калёный

И вспомнить

Ничего не вспоминать
Опять придет ко мне мой добрый будда
Я возвращаюсь к ночи  чтоб не спать
Точу цветной и не рисую будто

http://www.stihi.ru/2015/01/17/4892


   "Не смело, не спеша, не ведая, нет...меня, не ждёшь, не хочешь, не тот, не та, не стоит, не верить, зарыться, утонув, ничего не вспоминать, не спать, не рисую" - вот он ключевой лексикон, который и ставит точку словом "будто".   Лексикон, на который "клюют" рефлексирующие "ассоциативники"..."Неизбывная недосказанность" - вспомнился штамп эпигонствующих поэтов Серебряного века. Размытость, вот эта самая пресловутая недосказанность - хороши настолько, насколько удачно выбраны художественные средства для их воплощения. И раз уж в стихе присутствуют темы Будды и "недеяния", то вспомним, что есть чудесные форматы "восточной" поэтики, которые словно специально и созданы для этой идеи неполноты и неявности всего сущего. А когда используется так много слов, похожих по смыслу и "топчущихся" на небольшом пространстве во имя незатейливой эстетической цели, то возникает ощущение сумятицы, мельтешения и непрерывного затачивания этих самых "карандашей")...И этот процесс "заточки" и суетливого перекладывания карандашей с места на место не относится для меня к разряду легендарных - "как течёт вода", "как горит огонь" или "как кто-то работает")...Работу автора в стихотворении вижу, радости не испытываю.
" Когда бывает ночь душой
А день лишь телом... " - каков зачин! Оппозиции заданы - масштабируй и детализируй...И что же? "Свисают нагишом" - набор ассоциаций, конечно, потрясающий выстраивается...Как в анекдоте - "зато как висит"))...История про грядущее, не ведающее своих героев, опять-таки хороша. Но автор всё о своём) - 
"Я выхожу сажусь и для души
Точу о ночь свои карандаши..." - прямо-таки заготовка для пародии...

Далее небо сереет и образ героя тоже не отличается яркостью: банальность про мир, где нет меня - такая же серая и затёртая.
Следующая строфа напомнила сюжет из теории конфликтов - противоречие желания и аверсии, которое часто понимается так, что "куда ни кинь, всюду клин")...Сплошная трава с дровами, ничего не меняется, как карандаш ни точи, ничего не пририсуешь и никому не воткнёшь)...А вот карандаши "Тактика" тут бы не подвели)! Это я о том, что стратегия авторского замысла была видна нам сразу, а вот "тактика", выбранная для реализации сей стратегии, оказалась малоубедительной и (использую лексикон автора) - не увлекательной). Хотя ценители подобного  способа выражения мироощущения, конечно, существуют. И, кстати, нарастание "цветности" в финале ничего по сути не добавляет. Ну, если только вспомнить нечто из мира живописи - концепт ли Василия Кандинского о символике цвета или абстрактный экспрессионизм Дж.Поллока. Но как рекомендует Зиновий - "и вспомнить ничего не вспоминать"...Так что - точите карандаши "Тактика" и ищите своего личного доброго Будду). "А встретишь Будду - убей Будду"(с).