Лидия - подарок брата

Вера Кириченко
Ранее я писала в очерках, что у меня было четыре родных брата.  Валентин не был похож ни характером, ни внешностью на остальных братьев. Братья были щедрыми, внимательными и бескорыстными, а Валентин был жадноват и во всем искал выгоду. Красавцем назвать его нельзя, но  он добивался взаимности самых видных и модных женщин и девушек. Настоящий блондин с голубыми, как небо ,глазами, выше среднего роста, стройный, но передние зубы его портили. С самого детства у него была привычка их зализывать, и они выросли волнистыми, как стиральная доска. Это сейчас можно за деньги поставить любые зубы, а в 60-х годах над  этим никто и не задумывался. Да еще в детстве, когда пекли на костре картошку, Валентин, не дождавшись  разрешения старших братьев, выхватил с костра клубень, и, перекидывая его с ладошки в ладошку (очень была горячая ), поднес ко рту, а Колька прижал его ладонь с картошкой к носу. Валька дико закричал, но нос уже был обожжен. С тех пор до последних его дней нос  у него был в любую погоду красным,  но это никак не влияло на его обаяние. Он умел и любил ухаживать  за слабым полом.
Получив семилетнее образование, Валька уехал в Донецк, где закончил горное училище,
и, не проработав в шахте и года, сбежал в Киев. Там он окончил школу моряков и работал на речных судах матросом. Когда он приезжал на выходной день к родителям, все местные девчонки были от него без ума. Морская фуражка, брюки клеш и тельняшка – предел мечтаний любой девушки. Еще он сочинял стихи, которые иногда печатали в газете. До армии он успел получить  в вечерней школе аттестат  зрелости.
Когда Валентин служил в армии на срочной службе, он показал себя с лучшей стороны  как по дисциплине, так  и в умении завоевать авторитет среди  сослуживцев. Там его и приняли в члены  КПСС , и демобилизовался он уже старшим сержантом. Сразу же после армии устраивается на станкозавод г. Киева и тут же поступает в Киевский университет на  вечернее отделение, факультет философии. За время учебы и работы он быстро идет на повышение.  И только в 27 лет он женился на 17-летней вдове – Лидочке. Она со своей мамой работала в одном цехе с ним. Сразу ему приглянулась мама, которой в то время было 33 года, но выглядела на 25. Но когда мама познакомила его со своей дочкой, он потерял дар речи. Это была брюнетка , стройная, среднего роста, с огромными миндалевидными глазами, ухоженная ,  с удивительной ,высокой прической «Бабетта». Еще, кроме Лиды, мама Лиля имела  дочь Ларису и сына Володю. Они все были погодки – 17, 16 и 15, а бабушке Оле – маме Лили было 49 лет.  Это была та семья, где дети очень рано созревали, как физически, так и по мудрости. Такие семьи   в народе называли «скороспелки».
Но судьба их не баловала. Муж бабушки Оли погиб на фронте ВОВ, муж Лили скоропостижно скончался (тромб). Жили они в курортном городке Ирпень, что под Киевом.  Еще до войны они построили дом, который  пережил страшные бомбежки, но в 50-х годах  полностью сгорел по неизвестной причине. Семья из пяти человек фактически осталась без крыши над головой. Соседи, с которыми они жила в дружбе и согласии, выделили им свой флигель, где они и обитали.
В 1965игоду шестнадцатилетняя Лида вышла замуж за соседа, который возвратился с армии. На второй день после свадьбы молодые на мотоцикле ехали искупаться в Днепре и попали в аварию. Муж погиб мгновенно, а Лиду выбросило в рожь. Она с травмой позвонка и переломами конечностей была отправлена в клинику, где пришлось долго восстанавливать здоровье.
После выздоровления мама устроила её на станкозавод учетчицей. Там она и познакомилась с Валентином. Внешним видом Лида напоминала Наташу Ростову из кф-ма «Война и мир»  и обращала на себя внимания всех без исключения мужчин. Валентин ,не долго думая, предлагает ей руку и сердце. Им дают малосемейку, но рожать Валентин отправил её к моим родителям, где Лидочку полюбили, как родную дочь. Лида, в свою очередь, очень полюбила маму. Когда отец, выпивши, приставал к маме, пытаясь ударить, она защищала её и предупреждала:
-Папа, если еще раз попытаетесь поднять руку на маму, вот этой сковородкой сама вас прибью!
Отец не на шутку испугался, и, когда Валентин приехал на выходные, пожаловался на его супругу:
-Где ты её взял – такую бандитку? Она угрожала мне, что убьет  меня сковородкой!
И тут же Лида парировала:
- А почему не скажете – за что вас убью?
-Это моя жена! Что захочу, то и сделаю с ней, - прокричал отец.
-Она наша мать! – и, схватив сковородку, замахнулась на отца.
Отец мгновенно выскочил из квартиры, а мы все умирали о т хохота. С тех пор он никогда не обижал маму. Мы-дети отца боялись, а Лида одним своим поступком усмирила его.
Прошло время. Валентина, после рождения ребенка ,поставили на льготную очередь на получение полногабаритной квартиры.  Чтобы заработать на мебель, он едет представителем от станкозавода в Набережные Челны на завод «КамАЗ», где прикомандированные при нем доработчики  будут поставлять и устанавливать станки с Киева. Основная зарплата шла на сберкнижку и на расходы семьи,  а он жил за счет командировочных и на полном обеспечении завода. Раз в месяц он привозил отчет в Киев о проделанной работе.
В это время Лида уже заканчивала вечерний университет, сын Олег ходил в школу. Она не могла быть рядом с Валентином. За эти годы командировок Валентина в Набережные  Челны он завел роман с Татьяной – культработником завода, которая родила ему сына Руслана.
В очередной приезд в Киев Валентин подает на развод с Лидой, объяснив ей ситуацию. В то время наша мама уже была прикована к постели ,и Лида все выходные проводила возле неё.
-Валя! У меня только одна просьба к тебе: не говори родителям, что мы разводимся. Это добьёт нашу маму. Я понимаю, что за много лет твоего отсутствия в Киеве по-другому и не могло быть. Все это я чувствовала, но ждала твоего решения.
В 1975году, когда хоронили маму, никто не знал, что Валентин и Лида в разводе.
Лидочка, закончив университет, устроилась работать в Совет Министров Украины. Там она познакомилась с Николаем, единственным сыном боевого генерала. Их частный дом с колоннами находился в центре Ирпеня. Усадьба занимала больше 20 соток.
Первое время Николай подвозил с работы Лиду к матери во флигель,  а, женившись и усыновив Олега, перевез  в свой двор и тещу Лилю, специально построив для неё на этом участке маленький коттедж. К этому времени дочь Лили – Лариса вышла замуж за офицера и жила на Дальнем Востоке, а Володя женился и жил отдельной семьей. Бабушка Оля  умерла, которой еще не было и шестидесяти лет.
Родители Николая с любовью приняли Лилю. Когда родилась Лариса – дочь Николая и Лиды, Лиля все свое время посвятила ей.  Она весь огромный двор украсила газонами и клумбами из разных сортов роз, которые цвели  от самой весны до осени.
В 1979 году летом среди ночи  в квартиру, которую мы с мужем только что получили, позвонили. О! Как же я удивилась, когда услышала голос Лиды:
-Вера, это – Лида! Твоего Валика бывшая жена.
Отворив дверь, увидела красивую, ухоженную женщину с мужчиной и двумя детьми. Мужчина был похож чем-то на Валентина.
-Вера, знакомьтесь – мой муж Николай, дочь – Лариса, а Олег – твой племянник, - зайдя в квартиру, представила семью Лида.
-Мы едем на море и решили взять с собой Гришу. Сейчас каникулы, а Олег очень соскучился за братом.  Мы отдохнем и завтра продолжим путь, а ты собери вещи для Гриши.
Перекусив, мужчин уложили спать, а сами проговорили до утра, где я узнала о замужестве  Лиды и о судьбе её родственников.  Наш новый адрес она узнала  от  брата Александра, который приезжал к нам на новоселье.
Возвратился Гриша с моря полон впечатлений.  Дальше жизнь нас так закрутила, что мы не встречались и не переписывались. Я даже не записала фамилию Николая.
В 1981 году в ноябре Валентин, продолжая быть представителем на заводе «КаМаЗ» от Киевского станкозавода, в очередной раз повез отчет в Киев, но до Киева не доехал. Пропал без вести.  Его не видели ни в Киеве, ни в Набережных челнах. Через год его жена Татьяна с ребенком переехала в Киев  в малосемейку , которая числилась за Валентином, на постоянное место  жительства. За время исчезновения Валентина его уволили с завода, сняли с квартирной очереди, но малосемейку оставили за женой и сыном. Татьяна была очень скромная и тихая женщина, не настаивала оставить все права Валентина как пропавшего, исполнявшего служебные обязанности. Она довольствовалась тем, что ей дали на заводе работу, ребенку место в детском садике и оставили ей жильё.
Случайно в 1984 году один из грибников, глубоко в тайге (300 км от жилья), обнаружил останки человека с истлевшей одеждой и обувью, но записная книжка была без изъянов.  Как будто все это  высыпали из мешка. По записям в блокноте установили, что это останки Валентина. Вызвали брата Александра из Киева на опознание. В Набережных Челнах  он убедился, что это останки Валентина – по зубам и по переломленной ключице в детстве. В милиции предложили брату пересыпать останки в чемодан  и забрать в Киев. Александр возмутился:
-Вы мне предлагаете закинуть на полку брата в чемодане? Нет, вы сами его останки доставите в Киев!
Возвратившись в Киев, Саша сообщил на завод, что останки Валентина нашлись и находятся в Набережных Челнах. А так, как он погиб, исполняя служебный долг, они обязаны его привезти в Киев. В справке судебной экспертизы было написано, что видимых повреждений  костей не обнаружено, подтверждающих о насильственной смерти. По предположению, смерть могла наступить от солнечного удара. Это в ноябре месяце в Татарстане?
Руководство завода сразу же отказалось привозить останки. Они заявили:
-Рудьков пропал больше трех лет назад, за что уволен по статье. И он у нас уже не числится.
Александр сразу же отправился в ЦК КПСС Украины, где изложил всю эту ситуацию. В тот же день представитель завода уехал за останками, а Александру сообщили, что завод берет все расходы по захоронению на себя и место на кладбище выделят там, где захочет семья.
Получив это сообщение, я сразу же отправилась искать Лиду. В это время сын Валентина-Олег служил в Морском Флоте. До армии он успел жениться и завести ребенка. Адрес и новую фамилию Лиды я не знала, но знала, что их дом с колоннами находится в центре Ирпеня, который сразу же нашла.
Встретили меня, словно родную сестру. Моё сообщение очень всех огорчило. На похоронах присутствовали две жены Валентина – бывшая и вдова.  Очень горько плакали. Их объединило горе.
Я благодарна Валентину за его единственный в жизни удивительный подарок  в лице Лидии. Я на всю жизнь обрела сестру, которая по первому зову спешит на помощь. До сих пор Лида навещает могилы моих родителей и братьев. В настоящее время очень мало таких женщин, которые созданы дарить любовь и заботу не только ближним, но и всем нуждающимся.
В настоящее время она вдова и продолжает жить в том же доме с колоннами и поддерживает усадьбу в идеальном порядке. Сын живет по соседству в собственном доме,  имеет жену и троих детей. Дочь Лариса с семьей живет в Киеве, но каждый день навещает свою любимую мамочку, украшая и оберегая её жизнь.