Женщинам к 8 марта. Зеркало прикосновенья

Владимир Мальчевский
В. Мальчевский. "КАМЕЯ" 80Х60 см. холст, масло.


Меж копий и знамён


В хрусталь окна стекают блики,
рубин, алмазы, изумруд...
я знаю, что поэты врут.
Увы, поэты многолики.

Но всё откроется – идущим,
что "свыше", послано сюда,
ложась Искусством в города –
на наши руки, в наши души.

Нам разрешается объять
под механическое пенье
нездешний символ вдохновенья
и удивиться, чтоб понять,

услышав слово как печаль,
увидев женщину как слово,
как Первозданную Основу,
поправив бережно вуаль,

и встать, не помня поражений,
меж долгих копий и знамён,
чтоб защитить в любых сраженьях
её
непостижимый
сон.


________________________

*


Из чего ж ты, родная, создана –
из любви какой и труда!
Тут всё небо покрыто звёздами,
и какая - твоя звезда?

Потому для меня ни звука,
ни намёка о том, зачем,
для каких
Святых Теорем
ты заходишь ко мне
без стука.


_________________

Я не коснусь твоей руки


Я не коснусь твоей руки,
я прозвучу над ней ладонью
и тень спугну черноворонью.
Я не коснусь твоей руки;

я не желаю подтвержденья,
не говоря, что жизнь – лишь сон:
коснись – и разобьётся он
как плоскость зеркала в паденье!

Осколок в полдень подобрав,
уставший и уже бездомный,
я не увижу и не вспомню
ни нрав волны, ни гибкость трав.

Я думал, мне горит звезда –
живая, глупая, с признаньем,
с цветочной зоной обитанья,
с обычным правом - "навсегда",

с привычным классом в три окошка,
с мечтой... в горошек... до колен
и с чем-то, что ещё немножко,
и с тем, что не простит измен.

Я не коснусь твоей руки,
я этих линий не достоин;
их лунный зов певуч и строен,
их светотени глубоки.

А там, на берегу строки,
где лунный образ сохранится,
я – только звук, который длится,
и не коснусь твоей руки.               



_________________________

Ж Е Н С Т В Е Н Н О С Т Ь


Вы так испуганы затменьем,
Вы так «повергнуты» грозой,
расстроены нестройным пеньем,
закатной сломлены красой,

Вы так поглощены полётом,
с печалью провожая птиц.
Вам жаль усталую «Тойоту»
и руки старых кружевниц,

Вам жаль приговорённых к смерти
и тех, кто их приговорил.
Вам жаль себя и всех на свете,
и тех, кто жизни сотворил.

С каких высот
лаская взглядом
и ужас тьмы, и раны дня,

Вы здесь со мной стоите рядом,
ни в чём несчастных не виня!


_____________________

Мерси


Дыхание чёрного кофе
        прикрыто волшебной ванилью.
И вздохом лимона обласкан
        афинский, душистый орех.
И Вы так похожи на Рай -
       Вам даже не надо усилья,
и под неподвластным жабо
        хранится Ваш ангельский грех.

И утончённый хрусталь -
        лишь контур сквозь линию кисти.
Там горстью миндальных ногтей –
        из южных долин виноград.
Простите меня, - я за счастьем
        я искренне и без корысти.
Как жаль, что и я не Моне,
         и даже не аристократ.

Но как из созвучья соцветий –
        из лепестков и обёрток
сквозь шум белопенного шёлка
        в златистом ажуре волос,
смешались с лучами духи
        какого-то лунного сорта,
прошитого призрачным ветром,
          в котором – жасмин и кокос?

Ваш собственный воздух пространств,
          чей свет преломляет сознанье,
и Ваш успокоенный взор,
         что мозг превращает в букет,
достойны коралла... Ну что без него за свиданье!
          ... На дно – и назад!
Я в море – с двенадцати лет.

Чем дышите там, - за стеклом,
          в навек загазованном мире?
Мадам, я конечно, подам...
          даже руку, и к трапу такси.
В моих океанских краях,
         я привык, чтобы – проще и шире.

Вас Бог уберёг, -
        я ему благодарен. Мерси.



____________________________

Ж Е Н Щ И Н Е


Присловись, -
прислонись к слову –
Причастись
будто часть, слог
возрождённый, заветный, новый,
вся – в лучах с головы до ног,

в шелковистых осенних травах
на лазурном верховье дня
у подножий древ величавых –
меж кленовых столпов огня.

Где волна - как из пены соткана,
и встаёт, облака клубя.
Пресвятая, нагая, кроткая,
всё в миру живом – от тебя.

Там где слышу я «Боже, дай мне...»
от себя скажу: «Боже, на!»

Ибо тайна пребудет тайной,
дева, девочка, мать, жена.


_______________________

Городской подарок


Стоит мороз.
Его морозья шуба
лежит на ветках и на проводах,
на отшумевших водосточных трубах...
Он знает:
всё с морозом не в ладах.

Дробясь в прожекторах и отражаясь,
его холодный посох, словно меч,
сверкает ввысь
и в звёздах исчезает -
в мирах,
где можно
жизнью пренебречь,

что подо льдом на дне
притихшей речки
хранит далёкий солнечный огонь, -

и я пришёл,
чтоб подарить колечко.
Холодное.
С мороза.
На ладонь.


_______________________

«Ю»      


Я к Вам с оторванной рукой,
А Вы мне – кофе и бисквитик!
Поймите, я серьёзный критик,
мне не простят, что я такой.

Я не Шварценеггер,
но пришью
всё, что «по праву» оторвали.
Вы лишь одна мне столько дали –
лишь крошку имени, лишь «Ю»:

за все четырнадцать с лихвой
Вы что-то всё же сохранили, -
Вы мне «под руку» позвонили,
и смерть прошла над головой,

оставив дырочку в стекле.

Я слева к ней штришок приставил,
и Вас Хранителем представил,
столь неуместным на Земле,

насколько я здесь неуместен.
И сожалею, но не лгу:

дитя,
я был с тобою честен,
и ты,
как видно,
не в долгу.



_____________________________

Была когда-то милая


Была когда-то милая,
ей ныне мил не я.
Лета былые милуя,
я милую ея.

Снега лежали стылые,
но даль цвела моя...
Теперь лежат постылые
за окнами края.

Тесны да неотёсаны,
мне стены гнут крыла,
утёсы за утёсами –
где даль моя цвела,

но хлынут воды талые,
взлечу я высоко!
... И упаду на скалы я
простреленным виском.

Отплатится: отплачется
любимое лицо,
к ногам ея покатится
с руки моей кольцо...

была когда-то милая,
ей ныне мил не я.
Лета былые милуя,
я милую
ея.



___________________

Оставь её


Оставь её.
Она куда дороже
всего, что ты
ей гордо предлагал.

Ты просто
надоедливый прохожий
в её глазах,
похожих на Сандал.*

В её душе
мальчишка Паганини
уснул под утро
со смычком в руке.

В её душе не сыщешь и впомине
всего того,
с чем ты "накоротке",

там расцветают
голубые астры,
в скрипичный ключ
вплетая стебельки...
 
Она в задумчивость впадает
слишком часто;
живые тайны Мира глубоки.

Поверь, ты отвернёшься
и забудешь,
что Мир стоит
на тоненькой оси.

Ты будешь раздражён.
Ты не полюбишь.

Оставь её.
Она возьмёт такси.



_________________________


*

Пришла на цыпочках,
на цыпочках ушла,
оставив дуновенье над свечами
и лёгкий бриз,
качающий ночами

тюльпанов неземных колокола.



_______________________