Зачем же называть полезным то...

Буда Чернец
«Зачем же называть полезным то, что не является добродетельным или не исполнено наслаждения?» - 15-ый век, Лоренцо Валла «Об истинном и ложном благе»

Об истинном и ложном

До сих пор (да и всегда) нескончаемый разговор «об истинном и ложном» увлекает не только мыслителей, но и невежд, и каждый ошибается в меру своей мудрости. Невежда уверен, что он сказал всё, что можно сказать, и будет сказано, мудрый остановится перед неведомым, разведя беспомощно руки в незнании.

Мы будем рассуждать, как будто знаем, что наслаждения полезны. Они вызывают блаженство, поэтому есть конечная цель существования человека. Заметь, не временной жизни, когда конец ещё не означает достижения цели, а жизни вечной, когда суд совершен, и мы в бессмертии блаженства созерцаем то, о чём сейчас и помыслить не в состоянии.

Итак, существование, один раз выделенное из бытия, становится материей, в которой возможна польза, ради которой человек приноравливает свое бытие.

Можем ли мы уже сейчас иметь понятие о наслаждении, которое полезно? Вопрос древний. Стоики и эпикурейцы разошлись в нём на противоположные полюса, хотя Лоренцо Валла так и не пришёл к признанию справедливости какой-либо сторон.

Лоренцо Валле приписывают «Трактат о Константиновском даре», согласно которому произошло разделение христианства на западное и восточное. Утверждение о ложности «Константиновского дара» возвращает разделение на прежнее место, но запущенный процесс разделения необратимо привёл к сегодняшней ситуации, когда католики не понимают православных и наоборот, а протестанты отрицают истинность обеих названных ветвей христианства.

«Тот, кто начнёт с того, что полюбит христианство более истины, очень скоро полюбит свою церковь или секту более, чем христианство, и кончит тем, что будет любить себя больше всего на свете» - Семюэл Кольридж

Здесь приведена ключевая цитата, которая привела нас к мысли, что истина важна, всё же, для нас. Потому что ей служить полезно, она составляет истинное благо. Аминь.