Моя музыка

Оксана Осипова 2
               
                На конкурс на площадке "Самовыражение-2"
                "Марафон синонимов"  1 этап "Звуки"
                http://www.stihi.ru/2015/03/03/4006




                Посвящается Ольге Ивановне Скороходовой*


Ну как им объяснить глагол "звучать"?
Тем, кто не видел света, нежных песен,
Что по ночам у колыбели пела мать,
Чей мир беззвучно чёрен, душен, тесен...

...Я помню, как бряцали жарким днём
Полотна кос и как шуршало сено,
Гудел мотор, как будто черти в нём,
Аж дребезжали стёкла белостенной

Отцовской хаты. И весенний гром
Так грохотал над Бугом и над степью,
Скрипели ставни, ветер за бугром
Свистел, рвал листья со стоящих цепью

Подростков-клёнов.Звякало ведро,
Летя в колодец. Рокотало море.
В день непогожий роза всех ветрОв
Как будто расцветала нам на горе.

Я помню, как весной журчал ручей.
Теперь по запаху воды и по прохладе
Я узнаю его.Я помню крик грачей...
О перемене в жизненном укладе

Теперь лишь солнца луч поведать смог...
Но нет печали! Я познала звуки!
И этим детям, сердце сжав в комок,
Несу я музыку касаний, звуки-руки!

Пускай трещит, гудит,ревёт, звенит
Огромный мир! Для них прикосновенья
Есть ноты.  Стайкой нанижу на нить
Я бусины звучащего мгновенья,

Смешаю в красках ночку и рассвет,
Теплом вдохну сознанье в эти лица.
И лучший миг - когда глухим в ответ
Нежданно ночью музыка приснится!


Ольга Ивановна Скороходова*-советский учёный-дефектолог, педагог, литератор, кандидат педагогических наук. Работая в Научно-исследовательском институте дефектологии Академии педагогических наук СССР, являлась единственным в мире слепоглухим научным сотрудником. При полном отсутствии зрения и слуха создала ряд научных работ, затрагивающих проблему развития, воспитания и обучения слепоглухонемых детей. В 5 лет после менингита она ослепла и частично оглохла. Полностью потеряла слух в подростковом возрасте.
 На меня произвела огромное впечатление её книга "Как я воспринимаю и представляю окружающий мир". Поражаешься компенсаторным возможностям человеческого организма.Например, она прекрасно ориентировалась в пространстве. Приближение к реке определяла по холодку, идущему от воды, и особому запаху, который мы обычно не улавливаем. Зрячие обращались к ней за помощью, когда нужно было вдеть нитку в иголку, до такой степени она развила чувствительность пальцев и координацию движений.
Ольга Ивановна также писала стихи.

Вот одно из её стихотворений:


Думают иные — те, кто звуки слышат,
Те, кто видят солнце, звезды и луну:
— Как она без зренья красоту опишет,
Как поймет без слуха звуки и весну?!

Я услышу запах и росы прохладу,
Легкий шелест листьев пальцами ловлю.
Утопая в сумрак я пройду по саду,
И мечтать готова, и сказать люблю:

Пусть я не увижу глаз его сиянье,
Не услышу голос, ласковый, живой,
Но слова без звука — чувства трепетанье
Я ловлю и слышу быстрою рукой.

И за ум, за сердце я любить готова.
Так, как любят запах нежного цветка,
Так, как любят в дружбе дорогое слово,
Так, как любит трепет сжатая рука.

Я умом увижу, чувствами услышу,
А мечтой привольной мир я облечу:
Каждый ли из зрячих красоту опишет,
Улыбнется ль ясно яркому лучу?

Не имею слуха, не имею зренья,
Но имею больше — чувств живых простор:
Гибким и послушным, жгучим вдохновеньем,
Я соткала жизни красочный узор.

Если вас чаруют красота и звуки,
Не гордитесь этим счастьем предо мной!
Лучше протяните с добрым чувством руки.
Что б была я с вами, а не за стеной.


 Всю свою жизнь она прожила, доказывая идею, что своевременная помощь слепоглухонемым детям открывает им возможности полноценного развития.

Использованные синонимы к слову "звучать":
бряцать, шуршать, гудеть, дребезжать, грохотать, скрипеть, свистеть, звякать, рокотать, журчать, трещать,реветь, звенеть.