Календарь поэзии. 13 марта

Единомышьленники
13-е марта:
------------------
 
1711
- скончался французский поэт, теоретик классицизма Никола Буало-Депрео.

1835
- родился французский писатель Леон Клодель.

1845
- родился французский языковед, член-корреспондент Петербургской АН Бодуэн де Куртенэ.

1884
- родился английский писатель, критик и драматург Хью Сеймур Уолпол.

1887
- родился русский книговед и библиограф Александр Григорьевич Фомин.

1888
- родился советский писатель и педагог Антон Семенович Макаренко.

1897
- родился армянский поэт Егише Чаренц (Согомонян).

1918
- родился русский писатель Григорий Померанц.

1922
- родился калмыцкий поэт Давид Кугультинов.

1937
- родился русский писатель Владимир Семенович Маканин.

1938
- русский язык был введен как обязательный предмет для изучения в советских школах.

1940
- родился русский писатель Владимир Личутин.

1943
- скончался американский поэт, автор «Тела Джона Брауна» Стивен Бенет.

1947
- скончалась английская писательница, автор историй о девочках-школьницах Анжела Брэзил.

1971
- скончался американский художник, писатель, общественный деятель Рокуэлл Кент.

1975
- скончался сербский писатель, лауреат Нобелевской премии 1961 г. Иво Андрич.

**

Никола Буало-Депрео (фр. Nicolas Boileau-Despr;aux; 1 ноября 1636, Париж — 13 марта 1711, там же) — французский поэт, критик, теоретик классицизма. В поэме «Поэтическое искусство» сформулировал ряд догм и законов поэзии.

Получил основательное научное образование, изучал сначала правоведение и богословие, но потом посвятил себя изящной словесности. На этом поприще он рано приобрёл известность благодаря своим «Сатирам» (1660).
В 1677 году Людовик XIV назначил его своим придворным историографом, вместе с Расином, сохранив своё расположение к Буало, несмотря на смелость его сатир.
Лучшими сатирами Буало считаются восьмая («Sur l’homme») и девятая («; mon esprit»). Кроме того, он написал множество посланий, од и эпиграмм.
Умер в Париже 13 марта 1711 года.

**

Самое знаменитое сочинение Буало — поэма-трактат в четырёх песнях «Поэтическое искусство» (фр. «L’art po;tique») — представляет собой подведение итогов эстетики классицизма. Буало исходит из убеждения, что в поэзии, как и в других сферах жизни, выше всего должен быть поставлен bon sens, разум или здравый смысл, которому должны подчиниться фантазия и чувство. Как по форме, так и по содержанию поэзия должна быть общепонятна, но лёгкость и доступность не должны переходить в пошлость и вульгарность, стиль должен быть изящен, высок, но в то же время прост и свободен от вычурности и трескучих выражений.

Как критик, Буало пользовался недосягаемым авторитетом и оказал огромное влияние на всю поэзию XVIII века, пока на смену ей не явился романтизм. Он с успехом низвергал раздутые знаменитости того времени, осмеивал их жеманство, сентиментальность и вычурность, проповедовал подражание древним, указывая на лучшие образцы тогдашней французской поэзии (на Расина и Мольера), и в своем «Art po;tique» создал кодекс изящного вкуса, который долгое время считался обязательным во французской литературе («Законодатель Парнаса»).

Таким же бесспорным авторитетом Буало являлся и в русской литературе конца XVIII века. Российские представители псевдоклассицизма не только слепо следовали правилам литературного кодекса Буало, но и подражали его произведениям (так, сатира Кантемира «К уму моему» есть вольный перевод «; mon esprit» Буало).

Своей комической поэмой «Налой» («Le Lutrin») Буало хотел показать, в чём должен заключаться истинный комизм и выразить протест против полной грубых фарсов комической литературы того времени, угождавшей невежественному вкусу значительной части читателей; но заключая в себе некоторые забавные эпизоды, поэма лишена живой струи истинного юмора и отличается скучными длиннотами.

В старости Буало вмешался в очень важный для того времени спор о сравнительном достоинстве древних и новых авторов: одни доказывали превосходство новых французских поэтов, сумевших соединить красоту античной формы с разнообразием и высокой нравственностью содержания, над древними греческими и римскими; другие же были убеждены, что никогда французские писатели не превзойдут своих великих учителей. Выпустив в свет комментарии к сочинениям Лонгина, Буало выступил как горячий поклонник древних классиков. Однако защита его не имела ожидаемого результата, и французское общество продолжало предпочитать самого Буало Горацию.
Имя Буало обыкновенно ставится рядом с именами Расина и Мольера, с которыми его связывала тесная дружба. И надо отдать справедливость нравственному характеру Буало, который никогда не испытывал зависти к своим знаменитым современникам.

Наоборот, Буало первый защищал Расина от нападок на него после публикации «Федры»; такую же поддержку он оказал Мольеру, понимая литературное превосходство этих двух крупных писателей над популярными в то время, теперь забытыми писателями вроде Шаплена и др.

**