Об информационном обществе

Шолохов Виталий
ФИЛОСОФСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ

ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ

 «Сейчас цивилизация меняется.
И вся мировая философия сейчас нацелена на то,
чтобы проанализировать, какие ценности лежат
в основании техногенной цивилизации,
почему эти ценности привели к глобальным кризисам».
В.Степин Интернет еще не стал философией
НГ-НАУКА №6, 20 июня 2001 г.
{ Предлагаемое читателю исследование – эссе было выполнено в 2002 году. Но это скорее конспект изучения трудов в те годы известных, а сегодня основательно забытых ученых. В то же время, часть прогнозов, которые были сделаны пятнадцать и более лет тому назад, по моему мнению, сбылись.}

1. Введение

Мир развивается ускоряющимися темпами. Текущий момент характеризуется как информационное общество. Познание и осознание происходящих процессов идет с запаздыванием, что создает условия для возникновения не теоретических, а вполне реальных проблем типа обеспечения безопасности. И не только в экологии, но в политике, экономике, идеологи и т.д. Такой характер мировых процессов многократно усиливает опасность тех явлений, которые были выявлены раньше: разрушение природной среды, ее истощение и загрязнение; деятельность международных монополий, ведущая к разорению и ограблению целых регионов; региональные конфликты, на которых отрабатываются как меры подавления, так и новые способы ведения войны, например, террористические. Можно говорить о едином системном кризисе.
Проблемы безопасности общества оказались тесно увязанными с направлениями развития, с новой ролью информации. Все это является предметом исследования многих специальных наук. Но конечно, находится в сфере интересов философии как науки.
Особенностью нынешней глобальной обстановки является именно быстротечность происходящего. Это создает большие трудности для прогнозирования. Дело в том, что сам процесс прогнозирования может быть успешным только при условии наличия прогностической базы. Таким образом, надо иметь достаточное количество информации за определенный временной интервал. Тогда при наличии соответствующей программно-вычислительной базы можно получить прогноз на интервал времени, составляющий одну треть от заданного временного интервала. Отсюда получается принципиальный вывод о необходимости оперативного управления. Буквально, запаздывание смерти подобно! Методологической базой здесь являются законы диалектического развития. А практический выход – в определении спектра возможных методов и средств типа: агитация, пропаганда, провокация, реклама и т.д.
В то же время некоторые виды прогнозов могут быть получены упреждающим путем, с использованием идеальных моделей организации, методами системного подхода. Системный подход и диалектика взаимно дополняют и уточняют друг друга, находятся в состоянии взаимного проникновения и диалектического единства. В то же время, они имеют свои исследовательские средства, которые каждое в отдельности может дать свой вклад в познание процессов, происходящих сегодня в мире, в том числе в сфере информационных процессов.
За последние 50 лет, когда системный подход завоевал свои права считаться частью философии, естественно ему было посвящено много исследований. Диалектика, оказавшаяся под подозрением в связи с тем, что на нее опирались политические движения недавнего прошлого, оказалась несколько в тени. Но сегодня уже не надо доказывать, что метод и его применение это не одно и то же. Поэтому интерес к диалектике также постепенно выровнялся. Наиболее интересной проблемой здесь является рассмотрение диалектики именно с системных позиций.
Применение диалектики и системного подхода в конкретных областях: природа, биология, познание, общество позволило решить ряд проблем общенаучного характера, а также поставить ряд новых проблем. Это относится и к вопросам эволюции глобальных процессов. Однако без учета диалектического единства категорий «процесс – система» результаты получаются односторонними, мало убедительными.
Метод прогнозирования считается методом современной социологии. Однако в связи с системностью возникающей проблемы, когда нельзя отделить общества от природы, метод прогнозирования должен стать частью диалектики как ее оперативная часть наряду с такими разделами, как рефлексивный, функциональный и логический. Это связано с тем, что, если рассматривать диалектику как систему, то в ней (диалектике) необходимо определить элементы системы (и связи между ними!).
Целью проведенных исследований являлось усовершенствование философских методов познания действительности, именно, диалектики и системного подхода. Задача ставилась так, чтобы развитие этих методов являлось следствием применения их друг к другу, в диалектическом единстве. Задачей второго уровня была разработка вопросов прогнозирования процессов, происходящих в информационном обществе.
Для достижения поставленной цели и решения сформулированных задач исследование проводилось по следующим направлениям:
Анализ феномена информации, примеров из истории роли информации,  удачных случаев предсказаний и управления (на основе полученной информации). Анализируются проблемы, возникшие с развитием возможностей технической базы и появлением сети информационной связи Интернет.
Исследования состояния и проблем диалектики. Здесь же рассматриваются возможности применения разработанной автором модели рефлексивного взаимодействия как наглядного образа процесса взаимного проникновения противоположностей.
Анализ литературы по системному подходу. Рассматривается также с системных позиций сущность бытия (вопросы онтологии сущего). Полученные результаты кладутся в основание модели организации.
Анализ подходов к философии общества.  Определяется замкнутая система параметров, описывающих социально-экономические процессы. Уточняются задачи социологии. Рассматриваются методы прогнозирования.
Построение модели борьбы (взаимодействия) организаций и определяются методы и средства ведения информационной войны.  Предсказание перспектив развития информационного общества.
Объектом исследований являются процессы эволюции и революционных скачков в развитии человеческого общества.
Предметом исследования является методологический аппарат философии, как науки о природе и обществе.
Теория рассматривается как совокупность причинно-следственных отношений, позволяющих построить модель объекта исследования, объяснить сущность происходящего и предсказать направления, тенденции развития информационного общества как замкнутой единой взаимосвязанной системы процессов и явлений.
Исследование опирается на работы отечественных и зарубежных авторов и на собственные научные результаты автора. Это, прежде всего, философские работы, а также работы по теории систем, теории информации, экономике, социологии, политике.
В настоящее время имеется громадное количество опубликованных как зарубежными, так и отечественными учеными работ.  В поле зрения может попасть любая из серьезных работ как общефилософского, так и специального плана.  Исследование не претендует на окончательную завершенность и обоснованность выдвигаемых положений. Структура исследования автора имеет определенную логику. Это подход к объекту исследования «сверху», от наиболее общих положений к более частным. Большинство положений декларируются, а не доказываются. Необходимость доказательства неизбежно увела бы в детали. Кроме того, человек как некий аппарат познания представляет собой обобщенный фильтр для информации. Известно, что любой фильтр обладает ограниченной «полосой пропускания» информации. Кроме того, действует закон обратного отношения ширины пропускания фильтра и точности получаемой информации. При увеличении информационного потока точность получаемой информации уменьшается (при условии сохранения ширины полосы пропускания фильтра).
В то же время исследование опирается на ряд научных результатов, часть из которых получена самим автором.


2. Историческая справка
Е.А.Угринович Информационное общество // Всемирная энциклопедия «Философия», Современный литератор, Москва-Минск, 2001, С. 428

1. Информационное общество (дальше ИО) – понятие. Оно возникло в конце XX века. Взамен термина постиндустриальное общество.
2. Впервые само словосочетание ИО было применено американским экономистом Ф.Машлупом в 1962 году в книге «Производство и распространение знания в Соединенных Штатах». Автор впервые исследовал информационный сектор экономики на примере США.
3. Понятие ИО быстро попало в сферу внимания философии и других социальных наук. Оно рассматривается как концепция нового социального порядка, существенно отличающегося от предыдущего по своим характеристикам.
4. Первоначально постулируется понятие «посткапиталистическог» – «постиндустриального общества» (Дарендорф, 1958). Эта формация (стадия?) характеризуется тем, что в рамках экономики (в отдельных ее отраслях) начинает преобладать производство и распространение знаний. Появляется новая отрасль – информационная экономика.
5. Быстрое развитие информационной экономики обуславливает ее контроль за сферой бизнеса и государства (Гэлбрейт, 1967).
6. Выделяются организационные основы контроля (Болдуин,1953; Уайт,1956).
7. В применении к социальной структуре это означает возникновение нового класса, так называемой меритократии (Янг,1958; Гоулднер,1979).
8. Производство информации и коммуникация становятся централизованным процессом (теория «глобальной деревни» Мак-Люена, 1964).
9. Основным ресурсом нового постиндустриального порядка определяют информацию (Белл, 1973).
10. Японский ученый Е.Масуда развил наиболее интересную и достаточно разработанную философскую концепцию, в которой стремился осмыслить грядущую эволюцию социума. В его книге «Информационное общество как постиндустриальное общество» (1983) Е. Масуда описал основные принципы композиции грядущего общества:
• «основой нового общества будет являться компьютерная технология, с ее фундаментальной функцией замещать либо усиливать умственный труд человека»;
• «информационная революция будет быстро превращаться в новую производительную силу и сделает возможным массовое производство когнитивной, систематизированной информации, технологии и знания»;
• «потенциальным рынком станет «граница познанного», возрастает возможность решения проблем и развития сотрудничества»;
• «ведущей отраслью экономики станет интеллектуальное производство, продукция которого будет аккумулироваться, а аккумулированная информация станет распространяться через синергетическое производство и долевое использование»;
• в новом информационном обществе основным субъектом социальной активности станет «свободное» сообщество», а политической системой будет являться «демократия участия»;
• основной целью в новом обществе будет реализация «ценностей времени».

Е.Масуда предлагает новую, целостную и привлекательную своей гуманностью утопию XXI века, им самим названную «Компьютопией», которая включает в себя следующие параметры:
1. преследование и реализация ценностей времени;
2. свобода решения и равенство возможностей;
3. расцвет различных свободных обществ;
4. синергетическая взаимосвязь в обществе;
5. функциональные объединения, свободные от сверхуправляющей власти.
6. Новое общество потенциально будет обладать возможностью достигнуть идеальной формы общественных отношений, поскольку будет функционировать на основе синергетической рациональности, которая и заменит принцип свободной конкуренции индустриального сообщества.

С точки зрения осмысления процессов, реально имеющих место в современном постиндустральном обществе, значимыми представляются также работы Дж.Бенингера, Т.Стоуньера, Дж.Нисбета. Эти ученые предполагают, что наиболее вероятный результат развития социума в ближайшем будущем – это интеграция существующей системы с новейшими средствами массовой коммуникации.
Развитие нового информационного порядка не означает немедленного исчезновения индустриального общества. Более того, возникает вероятность установления тотального контроля за банками информации, ее производством и распространением. Информация, став основным продуктом производства, соответственно, становится и мощным властным ресурсом, концентрация которого в одном источнике потенциально может привести к возникновению нового варианта тоталитарного государства. Такую возможность не исключают даже те футурологи (Емасуда, О.Тоффлер), которые оптимистически оценивают будущие преобразования социального порядка.



Информационное общество
Э.Г.Соловьев Информационное общество // Новая философская энциклопедия, Мысль, М., 2001, С. 142.


Информационное общество – понятие политологии и социальной философии, которое характеризует постиндустриальное общество в контексте «информационной революции».
Д.Белл основывал концепцию постиндустриализма, рассматривая приложение т.н. закона Ф.Энгельса к проблемам стадий социально-экономического развития: «человек склонен ранжировать собственные потребности и удовлетворять их в определенной последовательности – сначала потребление товаров первой необходимости (пища, одежда, …), потом товары долгосрочного пользования, затем затраты на предметы роскоши и досуг». (? Уточнить откуда. Идея – исторический процесс соответствует росту уровня потребления?).
Д.Белл утверждал, что повышение благосостояния членов общества приводит к увеличению спроса на личные услуги, чем и обуславливает стремительное расширение третичного сектора экономики. Но анализ структуры занятости в экономике (и обследование домашних хозяйств) наглядно показали, что представления о росте занятости в сфере услуг и об увеличении показателей потребления услуг не вполне соответствуют действительности. Сектор услуг на протяжении нескольких десятилетий (40 – 70-х г.г.) оставался достаточно стабильным.
Реальный рост имел место лишь в информационном секторе и был связан с научно-технической революцией. Из оценки этого роста и связанных с ним перспектив социально-экономического и политического развития и были сделаны выводы об изменении роли и места информационного сектора и выдвинута концепция информационного общества.
Сам термин «информационное общество» был предложен японским теоретиком К.Каямой.  В 1972 году на основании трудов К.Кояма в Японии была принята программа «План информационного общества: национальная цель к 2000 г.».
Большую роль в утверждении и популяризации этой концепции сыграла работа другого японского исследователя И.Масуды «Информационное общество как постиндустриальное общество», а также книги западных футурологов О.Тефлера, Дж.Нейсбита и др.  Все они опирались на представление, что историческая эволюция человеческого общества прошла ступени до индустриального (аграрного), индустриального и постиндустриального развития. Каждой из перечисленных ступеней развития общества (по мнению сторонников концепции информационного общества) соответствовал доминирующий сектор экономики: для аграрной ступени характерно доминирование первичного сектора (сельского хозяйства); для индустриального – вторичного (промышленности), а для постиндустриального – третичного (сферы услуг) секторов.
Суть концепции индустриального общества сводилась к тому, что к традиционному для теорий постиндустриализма делению экономики на первичный, вторичный и третичный сектора был добавлен еще один – информационный сектор, который и является системообразующим для информационного общества. Информация провозглашается в рамках этой концепции ключевым фактором производства, превосходящим по значимости все другие виды материального производства, производства энергии и услуг. Более того, знанию и информации, а также интерактивным коммуникациям приписывается роль основного агента социальных и политических изменений в современном западном обществе.
Интеллектуальные технологии открывают необыкновенные возможности в поиске оптимальных приемов и методов рационально-технического решения различных, в том числе социальных, экологических и других проблем, внедрения основ своего рода социальной инженерии при разрешении комплексных вопросов социального и политического планирования и прогнозирования.
Развитие социальных технологий создает колоссальные предпосылки для социальных и политических изменений в обществе. Большинство теоретиков постиндустриального общества (в частности Белл, З.Бзежинский) рассматривали в качестве одного из проявлений постиндустриализма увеличение количества «белых воротничков», работников квалифицированного интеллектуального труда в общем числе занятых в развитых странах Запада.
Сторонники концепции информационного общества исходят из того, что эта тенденция отражает лишь количественные изменения, не трансформирует характера человеческой деятельности по образцу фабрики, требуют монотонного, хотя и высококвалифицированного труда. Информационные технологии приводят к качественным переменам. Они позволяют осуществить реальную децентрализацию, что приводит к возникновению ряда малых и гибких организационных форм, и объединений, имеющих подвижную структуру.
Децентрализация и деурбанизация производств, изменение характера труда позволяют осуществить возврат к домашнему труду («домашней индустрии») на основе современной электронной техники и информационной технологии. Происходит демассификация, индивидуализация товаров и услуг. На смену массовому производству приходит гибкое, мелкосерийное производство продукции, требующее высококвалифицированной рабочей силы и значительных исследовательских задач.
В силу высокой динамики технологии и увеличения темпов внедрения технических новшеств формируется новая культура потребления – установка на приобретение «вещей одноразового пользования», ускоренное обновление товаров, традиционно считавшихся «товарами длительного пользования» и т.д. При этом отличительной чертой информационного общества становится изменение характера межличностных отношений, которые оказываются все менее устойчивыми.
Из трех типов связей – длительные (родственные, семейные), среднесрочные (дружеские, соседские, профессиональные), кратковременные контакты - доминирующее положение получают именно последние. Это - модульные отношения функционального характера, каждый из участников которых взаимозаменяем. Невероятно возрастают возможности вертикальной и, особенно, горизонтальной мобильности индивидов – развитие коммуникаций и увеличение благосостояния дает возможность менять свободно место жительства.
В политической сфере прогнозируется ослабление роли национального государства, решительная децентрализация структур управления, распад иерархических структур лидерства, усиление роли этнических, культурных религиозных и т.п. меньшинств, а также ожидается постепенный переход от представительной к полу плебисцитной или даже плебисцитной форме демократии (концепция «теледемократии» и т.д.).
Становление информационного общества сопровождается обострением ряда противоречий. В частности, ускоренная информатизация ценностных систем повышает вероятность существенных расхождений индивидуальных и групповых ценностных ориентаций. Индустриальная система мышления базировалась на трех постулатах – отношение к природе как объекту эксплуатации, антропоцентризме и безоговорочной вере в научно-технический прогресс.
Информационное общество в этом отношении – «духовный переворот», характеризующийся утратой согласия неспособностью прийти к единому стандарту поведения, общим правилам, языку и т.д. Такая мозаика ценностных ориентаций порождает резкий рост субкультур, что может увеличить степень конфликтогенности общества.
До последнего времени проблематика информационного общества в основном оставалась прерогативой западной футурологии. Само понятие активно использовалось в «глобальном моделировании», прогнозировании социально-политических сдвигов в западных странах и изменений в мировой экономической системе и системе международных отношений.
Литература:
1. Masyda Y. The Information Society as Pos-industrial Society. Tokio, 1981
2. Neisbitt F. The new directions transforming  our lifes. N.Y., 1982
3. Toffler A. The third  wave. N.Y. ,1980
4. Toffler A. Powershift: Knoledge, wealth and violence at the adge of the 21st Century. N.Y., 1990
ДУМА
В последние десятилетия мир переживает период перехода от "индустриального общества" к "обществу информационному". Происходит кардинальная смена способов производства, мировоззрения людей, межгосударственных отношений. Уровень развития информационного пространства общества решающим образом влияет на экономику, обороноспособность и политику. От этого уровня в значительной степени зависят поведение людей, формирование общественно-политических движений и социальная стабильность. Целями информатизации во всем мире, в том числе и в России, являются обеспечение организационного, социально-экономического и научно-технического процессов создания оптимальных условий для наиболее полного удовлетворения информационных потребностей и реализации предусмотренных Конституцией прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений путем формирования и использования информационных ресурсов, внедрения средств вычислительной техники и телекоммуникаций и на этой основе улучшение условий жизни населения, повышение эффективности общественного производства, стабилизация социально-политических отношений в государстве.
В России социальная и политическая перестройка, формирование рыночной экономики объективно привели к необходимости существенного изменения информационных отношений в обществе. Несмотря на значительное расширение в последнее время рынка информационных услуг и продуктов, информационное обеспечение органов государственного управления, хозяйствующих субъектов и граждан остается на низком уровне. Возможность доступа к информации, как правило, ограничивается ее ведомственной принадлежностью и обусловлена зачастую должностным положением и социальным статусом потребителя. Не решена проблема доступа к территориально удаленным информационным ресурсам. Большинство населения получает информацию традиционным путем - печать, радио, телевидение.
Информационно-телекоммуникационные системы функционируют в основном в интересах государственных органов власти и, как правило, разобщенно. Такое положение дел приводит к дублированию работ, избыточности первичной информации, удорожанию разработок и эксплуатации систем. Кроме того, как отмечалось, ведомственная разобщенность затрудняет обмен информацией и доступ к ней.
Информационные услуги, ресурсы и программные продукты (информационный потенциал) распространены по территории России крайне неравномерно, причем в основном ими обеспечены центральные области. Такое распределение соответствует концентрации основных научных и информационных центров России и не учитывает потребности населения и органов управления. Именно поэтому требует скорейшего решения задача выравнивания информационного потенциала.
Указанные проблемы можно решить только путем формирования единого информационного пространства России.
Единое информационное пространство представляет собой совокупность баз и банков данных, технологий их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе единых принципов и по общим правилам, обеспечивающим информационное взаимодействие организаций и граждан, а также удовлетворение их информационных потребностей.
Иными словами, единое информационное пространство складывается из следующих главных компонентов:
информационные ресурсы, содержащие данные, сведения и знания, зафиксированные на соответствующих носителях информации;
организационные структуры, обеспечивающие функционирование и развитие единого информационного пространства, в частности, сбор, обработку, хранение, распространение, поиск и передачу информации;
средства информационного взаимодействия граждан и организаций, в том числе программно-технические средства и организационно - нормативные документы, обеспечивающие доступ к информационным ресурсам на основе соответствующих информационных технологий.
Организационные структуры и средства информационного взаимодействия образуют информационную инфраструктуру.
Отличительной чертой процесса формирования единого информационного пространства России является не только создание технической и технологической структуры информатизации для обеспечения взаимодействия производителей информации и ее потребителей, распределения знаний, накопленных в информационных банках данных, но и учет социальных, экономических и политических аспектов его формирования и интеграции в мировое информационное пространство. Объективные знания, хранящиеся в информационных банках данных, только тогда могут стать фактором прогрессивных социально-экономических качественных изменений, когда они найдут заинтересованного в них потребителя и будут ему доступны.
Информационная деятельность как совокупность информационных процессов в обществе определяет экономический потенциал общества наравне с материальным производством.
Основным политическим и экономическим аспектом формирования единого информационного пространства России является преодоление информационного монополизма управленческих и коммерческих структур на открытые информационные ресурсы - переход от презумпции закрытости информации к презумпции открытости информации на законодательной и экономической основе. Именно информационный монополизм является питательной средой бюрократизма, волюнтаризма и коррупции.
Юридическая поддержка открытости государственных информационных ресурсов служит необходимой предпосылкой обеспечения интеграции единого информационного пространства России с европейским и мировым информационными пространствами.
Целями формирования и развития единого информационного пространства России являются:
обеспечение прав граждан на информацию, провозглашенных Конституцией Российской Федерации;
создание и поддержание необходимого для устойчивого развития общества уровня информационного потенциала;
обеспечение согласованности решений, принимаемых федеральными органами государственной власти, органами власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления;
повышение уровня правосознания граждан путем предоставления им свободного доступа к правовым и нормативным документам, определяющим их права, обязанности и возможности;
обеспечение контроля со стороны граждан и общественных организаций за деятельностью федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления;
повышение деловой и общественной активности граждан путем предоставления равной с государственными структурами возможности пользоваться открытой научно-технической, социально-экономической, общественно-политической информацией, а также информационными фондами сфер образования, культуры и т.д.;
интеграция с мировым информационным пространством.
Формирование и развитие единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов - проблема межотраслевая и межрегиональная. Она требует решения сложных организационных и технико-технологических вопросов, значительных затрат и не может быть решена одномоментно. При этом необходим комплексный учет социально-экономических, правовых и политических аспектов информатизации общества, всестороннее использование организационного, технологического, технического и нормотворческого опыта развития информационных пространств ведущих стран.
Для решения проблемы сознания единого информационного пространства необходимо разработать экономико-правовые основы:
законодательные и нормативные акты, определяющие права и обязанности юридических и физических лиц по формированию и использованию информационных ресурсов, средств их обработки и доставки;
экономические регуляторы, обеспечивающие стимулирование активного формирования и использования информационных ресурсов.
Формирование и развитие единого информационного пространства России предусматривает, в первую очередь, обеспечение оперативного доступа к имеющимся информационным ресурсам и проведение работ по их включению в единое информационное пространство. Вновь формируемые информационные ресурсы, включаемые в единое информационное пространство, должны на законном основании предоставляться органам управления государственной власти, хозяйствующим субъектам и гражданам.
Действующие и разрабатываемые в настоящее время информационно-управляющие системы отдельных федеральных органов власти и органов власти субъектов Федерации, ведомственные и межведомственные территориально - распределенные системы и сети сбора, обработки и распространения информации могут служить базой внедрения новых информационных технологий. Они должны обеспечить основу формирования единого информационного пространства России и гарантировать сопряжение новых средств информационных технологий с традиционными средствами распространения информации и организации доступа к ней - печатными и электронными средствами массовой информации, журнальными и книжными изданиями, библиотеками и архивами, почтой, телеграфом и пр.
В условиях, когда большинство регионов России недостаточно оснащено современными средствами информатизации, целесообразна организация системы депозитариев государственных информационных ресурсов, создающих возможность открытого доступа к информации традиционными средствами (библиотеки различного вида). Здесь и далее термин "депозитарий" применяется в более широком смысле, нежели это принято в нормативных документах некоторых ведомств.
Современное состояние информационного пространства России препятствует равноправному включению ее в мировое информационное сообщество.
Работы по развитию информационного пространства в передовых странах мира проводились и проводятся по инициативе и под патронажем высших должностных лиц государства. Так, в США со времени окончания второй мировой войны развитие сетей телекоммуникации и связи, вычислительной техники и информационных систем велось по инициативе администрации Президента и при значительной финансовой поддержке из фондов государственного бюджета.
В настоящее время по инициативе Президента Клинтона разворачивается новый этап развития Национальной Информационной Инфраструктуры, призванный укрепить позиции США как наиболее развитого информационного общества в мире.
В России развиваются отдельные составляющие единого информационного пространства. Работы ведутся в рамках федеральных программ, программ субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Комитетом при Президенте Российской Федерации по политике информатизации подготовлен и направлен в Правительство Российской Федерации проект Федеральной целевой программы "Информатизация России", предусматривающей выполнение большого объема работ по созданию систем информатизации различного назначения.
Для координации усилий всех органов государственной власти при решении проблемы формирования и развития единого информационного пространства России необходимо разработать комплекс организационных мероприятий, который должен регламентировать порядок определения основных показателей и этапов формирования и развития единого информационного пространства, очередность разработки законодательных актов и нормативных документов, в том числе стандартов, определяющих функции и правила взаимодействия субъектов этого пространства, стимулирующих физических и юридических лиц на активное формирование и использование информационных ресурсов.
В комплексе мер должны быть предусмотрены мероприятия по пропаганде целей, задач и возможностей единого информационного пространства, обучению граждан основам информационной грамоты. Это активизирует обращение граждан и общества к информационным ресурсам, ускорит развитие информационной инфраструктуры страны, упорядочит рынок информационных ресурсов, технологий и услуг.
Закрепленное Конституцией Российской Федерации расширение полномочий субъектов Федерации может реализовываться в сфере информатизации в форме региональных программ, учитывающих социально-экономические, общественно-политические и другие особенности регионов. Комплекс мер должен обеспечивать сопряжение информационных пространств субъектов Федерации с информационными системами федеральных органов государственной власти и служить основой формирования информационного взаимодействия стран Содружества Независимых Государств.
В соответствии с решением Координационно-консультативного комитета СНГ создается автоматизированная система информационного обмена между государствами - участниками Содружества (АСИО СНГ). Генеральным заказчиком АСИО СНГ является Исполнительный Секретариат СНГ, Генеральным исполнителем - Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации. В комплексе мер необходимо предусмотреть увязку работ по формированию и развитию единого информационного пространства России с программой создания АСИО СНГ.

Правительство

В ходе становления рыночных отношений значительная часть информационных ресурсов формируется в негосударственном секторе экономики, в котором уже сегодня действуют сотни организаций - производителей информационной продукции и организаций, специализирующихся на информационном обслуживании. Негосударственные организации в настоящее время доминируют на рынке деловой и коммерческой информации. Негосударственные структуры зачастую существенно опережают государственные в тех случаях, когда имеется платежеспособный спрос на определенные виды информационных продуктов и услуг. В этом секторе создаются базы и банки данных, предназначенные чаще всего для использования в экономической и социальной сферах; это финансовая, банковская, биржевая, коммерческая, а также справочная, культурно-историческая и другие виды информации.

Основанием для включения негосударственных информационных ресурсов в единое информационное пространство должно стать их соответствие требованиям единого порядка формирования и использования информационных ресурсов различных видов.
К государственным информационным ресурсам относятся:
ресурсы, создаваемые для обеспечения деятельности органов государственной власти и вырабатываемые в результате этой деятельности;
ресурсы, создаваемые негосударственными организациями по заказам и в интересах органов государственной власти.
Государственные информационные ресурсы являются основой единого информационного пространства России и формируются в соответствии со сферами ведения как:
федеральные информационные ресурсы;
информационные ресурсы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
информационные ресурсы субъектов Российской Федерации.

Важнейшим этапом формирования государственной политики в области единого информационного пространства является определение приоритетов для конкретных видов государственных информационных ресурсов. На данном этапе развития к приоритетным государственным информационным ресурсам следует отнести:
правовую информацию, связанную с построением правового государства;
информацию о деятельности органов государственной власти, в том числе о бюджетных расходах, обеспечивающую возможность демократического контроля их деятельности;
информацию о чрезвычайных ситуациях, опасных природных явлениях и процессах, экологическую, санитарно-эпидемиологическую и др., необходимую для обеспечения безопасного существования граждан, населения в целом, а также функционирования производственных объектов;
открытую информацию о предприятиях и организациях, поставляемую ими в соответствии с законодательством в государственные органы;
информацию, составляющую научный потенциал и культурное наследие общества (просветительскую, научно-техническую, литературно-художественную, музейную, архивную и пр.).
В рамках единого информационного пространства в приоритетном порядке необходимо формировать и вести государственный информационный регистр, содержащий сведения об организациях - держателях государственных, негосударственных и смешанных информационных ресурсов, а также сведения по видам информационной продукции и услуг. Это может быть обеспечено путем создания:
сети федеральных, отраслевых и региональных центров информатизации для накопления сведений о государственных информационных ресурсах и условиях доступа к ним пользователя, а также для сертификации информационных систем и сетей, баз и банков данных;
региональных и межрегиональных государственных и коммерческих центров информатизации для справочно-информационного обслуживания юридических и физических лиц.

Проблемы информационной безопасности имеют и геополитические аспекты. Необходимо ограничить информационную экспансию крупных зарубежных фирм, их стремление навязать национальным информационным, и телекоммуникационным сетям и системам собственные условия функционирования в мировом информационном пространстве, которые могут предоставить развитым западным странам односторонние политические и экономические преимущества.
Нарушения установленных правил поведения в едином информационном пространстве способны привести к раскрытию государственной или коммерческой тайны, к нанесению материального или морального ущерба физическим или юридическим лицам, а также к ущемлению прав граждан на доступ к информационным ресурсам. Чтобы предотвратить такие нарушения, правовое обеспечение следует дополнить нормами, предусматривающими ответственность за несанкционированные действия, в том числе уголовную.

Менее 2 процентов общеобразовательных учреждений имеют в своем распоряжении средства сетевого взаимодействия и только 1,5 процента имеют выход в глобальную сеть.
Разработка русскоязычных образовательных ресурсов идет крайне медленно. В силу отсутствия национальной политики в разработке образовательных ресурсов сети Интернет появляющиеся образовательные сайты часто имеют невысокое качество.
На сегодняшний день менее 20 процентов школ имеют в штате специалиста в области информатики, а на одного специалиста (которым чаще всего является учитель информатики) приходится примерно 1000 учащихся.
Как показывает практика, использование информационных технологий и сети Интернет в общеобразовательных школах пока еще ограничено и очень слабо связано с учебным процессом. В настоящее время это, как правило, занятия по информатике. Дистанционное обучение школьников находится в зародышевом состоянии.
Не получают широкого распространения Интернет - технологии в российской общеобразовательной школе в связи с устаревшей и слабо развитой материальной базой, отсутствием в русскоязычном Интернете учебной информации, встраиваемой в учебный процесс традиционной школы, неподготовленностью учителей к использованию информационных технологий. Использование Интернет - технологий в учебном процессе требует создания электронных учебных материалов нового поколения, перестройки содержания и организационных форм учебной деятельности и переподготовки учительских кадров. Информационные технологии и Интернет должны появиться в школе как средства решения основных ее задач в период формирования новых социально - экономических условий жизни общества.
В системе дополнительного образования детей на начало 2000/2001 учебного года насчитывалось 8,7 тыс. учреждений, в которых обучается более 7 млн. человек. Необходимость подключения значительной части данных учреждений к Интернету диктуется задачами развития сферы дистанционного обучения по различным видам детского и юношеского творчества, внедрением новых информационных технологий в сферу дополнительного образования детей. Имеющаяся на сегодняшний день в учреждениях дополнительного образования сетевая база и учебно - методическое оснащение явно недостаточны для решения этих задач и требуют значительного обновления.
Особое положение в процессе построения единой образовательной информационной среды занимают сельские школы, в которых обучается примерно треть школьников страны. В систему образования страны входят 31480 сельских школ основного общего образования и около 15 тыс. начальных малокомплектных школ. В сельской школе остро не хватает учебной и методической литературы, наглядных, демонстрационных пособий и лабораторного оборудования. Даже по действующим нормативам сельские школы на конец 2000 года оснащены компьютерной техникой всего лишь на 5 процентов. Отсутствие во многих селах телефонной связи не дает возможности обеспечить школы обычной электронной почтой - наиболее распространенным и простым телекоммуникационным средством.

Новые информационные технологии предъявляют повышенные требования к качеству труда и уровню квалификации инженерно - педагогических и руководящих работников учебных заведений профессионального образования. Однако в настоящее время лишь около 25 процентов из них имеют начальный (ознакомительный) уровень подготовки в области информатики.
Большинство вузов России в настоящее время имеют доступ к компьютерным сетям. Однако уровень информатизации учебной и научной деятельности в абсолютном большинстве из них еще низок. В связи с этим к первоочередным задачам относятся создание учебных программ и электронных библиотек, развитие дистанционного обучения, модернизация и развитие существующей сетевой инфраструктуры и увеличение пропускной способности используемых каналов. Для вузов, в частности, необходимо постоянное высокоскоростное соединение с пропускной способностью 256 Кбит/с - 2 Мбит/с. В этом случае они могут стать важными источниками информационных и телекоммуникационных услуг для учреждений среднего общего и профессионального образования.
Тенденции развития общества требуют безотлагательного решения проблемы опережающего развития системы образования на основе информационных технологий. Информатизация предполагает изменение содержания, методов и организационных форм образования. Включение современных информационных технологий в образовательный процесс создает возможности повышения качества образования.
Необходимость разработки и принятия федеральной целевой программы развития единой образовательной информационной среды обусловлена коренными изменениями в государственной политике Российской Федерации в области образования, принятием Федеральной программы развития образования и Национальной доктрины образования, развитием информатизации образования в мире, необходимостью координации программ по информатизации образования, проводимых в отдельных регионах России.

II. Цели и задачи, сроки и этапы реализации Программы

Целями Программы являются создание и развитие в Российской Федерации единой образовательной информационной среды, обеспечивающей:
единство образовательного пространства на всей территории страны;
повышение качества образования во всех регионах России;
сохранение, развитие и эффективное использование научно - педагогического потенциала страны;
создание условий для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе информационных технологий;
предоставление образовательных услуг русскоязычному населению за рубежом.
Задачи Программы:
Основой образовательной системы является высококачественная и высокотехнологичная информационно - образовательная среда. Ее создание и развитие представляет технически сложную и дорогостоящую задачу. Но именно она позволяет системе образования коренным образом модернизировать свой технологический базис, перейти к образовательной информационной технологии в широком смысле этого слова и осуществить прорыв к открытой образовательной системе, отвечающей современным требованиям. Электронные и традиционные учебные материалы должны гармонично дополнять друг друга как части единой образовательной среды. Использование новейших информационных технологий должно способствовать решению педагогических задач, которые сложно или невозможно решать традиционными методами.
Для создания и развития информационно - образовательной среды должен быть полностью задействован научно - методический, информационный, технологический, организационный и педагогический потенциал, накопленный отечественной системой образования. При этом нельзя допустить разрушения сложившейся системы, утраты положительных результатов российского образования. Используя опыт и достоинства сложившейся образовательной системы, имеющей глубокие традиции, необходимо выстроить новую открытую образовательную систему, интегрирующую все доступные школе информационные технологии, обеспечить переход учителей к сознательному использованию методических и информационных средств в полном объеме.
ИНФОРМАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И БУДУЩЕЕ РОССИИ
  Г.Г.Малинецкий Информационное управление и будущее России // Синергетика и социальное управление, Из-во РАГС, М., 1998, с. 164-179.


1. Управление в новой реальности
Мировая динамика в синергетическом контексте
Свойства мировой системы, как показывает анализ происходящих процес-сов и прогнозы, основанные на компьютерном моделировании, кар¬динально меняются (сравнить: Нечаев, Гринченко).
Если в течение десятков тысяч лет скорость прироста населения Земли была пропорциональна квадрату его численности, то в те¬чение ближайших десятилетий произойдет стабилизация темпов роста, а затем выход на предельное значение, находящееся в диапазоне от 10 до 14 миллиардов человек. (Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий П. Г.  Синергетика и прогнозы будущего. - М., 1997.)  Человечество проходит одну из главных бифуркаций в своей истории.
Должны принципиально измениться цели развития, алго¬ритмы их достижения, духовная, социальная, экономическая сферы. Возни¬кает новая реальность.
Мировое сообщество поставлено перед рядом острых экологических проблем. Главным препятствием к их решению является, по мнению боль¬шинства экспертов, бедность и низкий культурный уровень населения большинства стран, не относящихся к "первому миру". К "первому миру" относятся развитые капиталистические государства, потребляющие 80% минеральных ресурсов, добываемых промышленных отходов (Римский клуб. История создания. Избранные доклады и выступления, Официальные материалы. - М., 1997: Кара-Мурза С. Интеллигенция на пепелище России. М„ 1997.).
Надежды на выравнивание уровня жизни, победу над нищетой и голодом во многих регионах планеты, связанные с развитием технологий, с «зеленой революцией», настойчиво высказывавшиеся в середине века, не оправдались. Произошло резкое размежевание стран по уровню потребления сырья. Так, если в США в 1991 году на каждого человека прихожилось 2614кг нефти, то в Индии -62 кг, в Эфиопии – 14 кг, а в Заире – лишь 10 кг. (См.: Россия у критической черты. Возрождение или катастрофа. – М.,1997.).  Реформируемая экономика предполагает установление весьма жестко управляемой системы, в которой разница между теми, кто управляет и теми, кем управляют, стремительно растет. Соотношение доходов 20% самой богатой части населения Земли и 20 % самой бедной в 1960 году составляло - 30:1, в 1980 - 45:1, в 1989 - 59:13 (См.: Кара-Мурза С. Вырвать электроды из нашего мозга. –М., 1994.).
В мире как в самоорганизующейся системе возникли острые глобальные противоречия:
-между "первым миром" и эксплуатируемым третьим, обеспечивающим его благосостояние и устойчивое развитие:
-между интересами нынешнего поколения, проводящего стратегию расширенного воспроизводства, и будущих поколений, которых такая политика лишает приемлемых стартовых условий:
- между репродуктивными возможностями биосферы, способностью отрабатывать антропогенные воздействия, поддерживать гомеостазис, приемлемый для цивилизации, и стратегией использования биосферы, принятой мировым сообществом, целями его развития.
Это позволяет говорить не об отдельных проблем, а о потере устойчивости той ветви бифуркационной диаграммы, которая определяет нынешнее развитие мирового сообщества. Нынешний «системный тупик», подводящий к радикальным переменам, к переходу в новую реальность, вице-президент США А.Гор удачно назвал кризисом «рыночно-потребительской цивилизации" (См.: Россия у критической черты. Возрождение или катастрофа. -М.,1997).
Системный кризис
Углубляющийся системный кризис переживает наша страна.
По данным Института экономического анализа, валовой внутренний продукт (ВВП) Советского Союза, рассчитанный по паритету покупатель¬ной способности в 1950 и 1970 годах, составлял, соответственно, 410 и 1107 млрд. долларов. Это позволяло претендовать на вторую после США пози¬цию в мире по этому показателю. Сейчас Российская Федерация занимает 14-е место, уступая США, Китаю, Японии, Германии, Индии, Франции, Ве¬ликобритании, Италии, Бразилии, Индонезии, Мексике, Канаде и Южной Корее. Если в 1950-1990 году подушный валовой продукт составлял в Рос¬сии (как отдельной части СССР) 21-30°/о от уровня США, то в 1997 году он снизился до 15% от этого уровня. По этому показателю Россия сейчас зани¬мает 102-е место среди 209 стран мира, уступая, к примеру, Тунису, Сури¬наму, Эквадору и Ботсване (См.: Власов П. Все меняется и не всегда к лучшему. // Эксперт. 1997. #36. С.38. ). В стране проведена ускоренная деиндустриализация, в результате которой уровень промышленного производства упал на 47%, доля импортных продуктов питания выросла до 40%, что создало стратегическую зависимость жизнедеятельности страны от импорта.
В последние 7 лет происходит быстрое ухудшение здоровья населения и деградация социальной структуры. За эти годы почти на 5 лет сократи¬лась средняя продолжительность жизни и достигла 65 лет (59 у мужчин и 72 у женщин) против 75 в США и 79 в Японии. Уровень потребления алкого¬ля достиг в среднем 15,5 литра, в то время как в мировой практике критиче¬ским уровнем считается 8 литров (См.: Власов П. Все меняется и не всегда к лучшему. // Эксперт. 1997. #36. С.38.).
Страна движется по латиноамериканскому пути. Она превращается в сырьевой придаток развитых стран с форсированным вывозом не только сырья, но и капитала из России. Криминальный мир стал крупной эконо¬мической, социальной, политической, "духовной" силой. Количество преступлений на 100 тысяч населения с учетом латентной преступности превы¬сило 6-6,5 тысяч (при критическом показателе в мире 5-6 тысяч).
Задачи стратегического управления Россией
Пункты, в которых можно было корректировать только политические, экономические, социальные процессы, уже пройдены. Масштабы происшедших в России перемен настолько велики, что при стратегическом управлении следует иметь в виду исторические траектории страны и этни¬ческие процессы. На языке синергетики в точке бифуркации малые возму¬щения, "быстрые переменные" (политические, экономические и др.) могут определить эволюцию медленных, судьбу цивилизации, распад этноса.
В соответствии с развитыми в XX веке в философии истории пред-ставлениями о цивилизации, этносы проходят в своем развитии несколько последовательных стадий, каждая из которых характеризуется своими цен-ностями, системами управления и императивами развития.
По теории А.Тойнби, развитие цивилизации обусловлено историческим вызовом (кругом острых проблем, для решения которых людям, проживающим на некоторой территории, надо начать жить по-новому) и проходит стадии вызова-ответа, роста, надлома, распада (Постижение истории - М., 1991.).  Эта схема была развита и уточне¬на в теории этногенеза, предложенной Л.Н.Гумилевым. На стадии вызова, рождения этноса, императив: "Надо исправить мир, ибо он плох". Подъем - "Будь тем, кем ты должен быть". Акматическая фаза -"Будь самим собой". Надлом - «Всё не так, как было". Переход в инерционную фазу - "Дайте же жить, гады!". Обскурация - "Будь таким, как мы". Мемориальная фаза "Вспомним, как было прекрасно". Вырождения - "А нам ничего не надо" (География этноса в географический период. - Л., 1990).
  "Количественная революция", происходящая в исторической науке, связан-ной с привлечением методов точных наук, позволяет наполнить эту истори¬ческую схему плотью и кровью, связанной с анализом используемых технологических, демографических процессов, изменением среды обитания и т.д.
Есть основание полагать, что в нынешнюю эпоху "историческое время оказывается сжатым" (Структуры повседневности: возможное и невозможное. - М .).  Кажется, что наша страна за 70 лет прошла путь, по всем императивам развития, от стадии подъема до надлома. Этнос как лак оказался искусственно состаренным, не реализовав и малой части своих возможностей. Можно предположить, что новые технологии управления социальными процессами, прежде всего информационные, позволяют переходить от одной стадии развития на другую, менять историческую траекторию или группы стран. В истории есть несколько впечатляющих примеров такого рода (Курдюмов С.П„ Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы // 1997), однако новые технологии управления дают со-всем новые возможности. Перевод страны, этноса из разряда вызова «исторических курьезов» в стадию подъема, в эпоху великих революций является первой и главной задачей стратегического управления. Эта задача связана с обеспечением быстрого экономического роста ВВП (более, чем 5% в год), с развитием внутреннего рынка, прекращением работы "дьявольского насоса", по терминологии (Ф. Фукуяма. Постижение истории. - М.. 1991.)
В соответствии с развитыми в XX веке в философии истории пред-ставлениями цивилизации, этносы проходят в своем развитии несколько последовательных стадий, каждая из которых характеризуется своими цен-ностями, системами управления и императивами развития. По теории А.Тойиби, развитие цивилизации обусловлено историческим вызовом (кругом острых проблем, для решения которых людям, проживающим на некоторой территории, надо начать жить по-новому) и проходит стадии вызова-ответа, роста, надлома, распада. (См.: Костин Г. Мы можем жить своим умом. Завтра. 1997. М 43.). Эта схема была развита и уточне¬на в теории этногенеза, предложенной Л.Н.Гумилевым (См.: Гумилев А.Н. География этноса в географический период. - Л„ 1990).
  На стадии вызова, рождения этноса, императив: "Надо исправить мир, ибо он плох". Подъем -"Будь тем, кем ты должен быть". Акматическая фаза -"Будь самим собой". Надлом - "Только нс так, как было". Переход в инерционную фазу - "Дайте же жить, гады!". Обскурация - "Будь таким, как мы". Мемориальная фаза -"Вспомним, как было прекрасно". Вырождение- "А нам ничего не надо".
См.: Тойнби А. Постижение истории. - М., 1991. 
См.: Гумилев А.Н. География этноса в географический период. - Л„ 1990.
См.: Бродель Ф. Структуры повседневности: возможное и невозможное. - М.
«Количественная революция», происходящая в исторической науке, связан-ной с привлечением методов точных наук, позволяет наполнить эту истори¬ческую схему плотью и кровью, связанной с анализом используемых техно¬логий, демографических процессов, изменением среды обитания и т.д. (Н.Н.Моисеев), выкачивающего из страны сырье, капиталы, высокие тех¬нологии, талантливых людей. Решение этой задачи связано с завоеванием новых позиций в мировой экономике, в мире транснациональных корпора¬ций. В качестве перспективного пути рядом специалистов сейчас обсуж¬дается создание нескольких крупных высокотехнологичных корпораций, поддерживаемых государством, в которых проходится практически весь технологический цикл. Такие структуры способны, как показывает практи¬ка, с помощью венчурного финансирования малых фирм и предприятий ор¬ганизовать активную инновационную среду. Есть другие пути.
Ставка на рывок в области высоких технологий следует из высокой квалификации рабочей силы ряда предприятий военно-промышленного комплекса и мировых экономических реалий. Продажа одной тонны зерна на мировом рынке дает 20-30 долларов прибыли, тонны мяса - 300-400 долларов, бытовой техники - 50000 долларов, в авиации продажа тонны продукции дает в среднем более миллиона долларов (См.Моисеев Н.Н. Есть ли у России будущее? Проблема системного анализа про¬блемы выбора. - 1996.).
Еще одна задача связана с преодолением огромной дифференциации доходов, могущественных мафиозных структур и тотальной коррупции в государственном аппарате. Решение этой задачи связано с заменой одних императивов развития, ценностей, властных элит, используемых механиз¬мов самоорганизации другими.
В ходе истории основная арена соперничества и методы борьбы ме¬нялись. В разные эпохи это были суша, морские пути, глубины океанов, воздушное пространство, космос (концепция "звездных войн" и "высокой границы" Р.Рейгана). От уничтожения людей перешли к угону в рабство, к непосредственному обиранию противника (дань, контрибуции), к власти местных князьков, обеспечивающих неравноправный обмен. Однако сейчас мы имеем дело с принципиально новой ситуацией. Не надо уничтожать лю¬дей, технику, средства связи, руководителей, нужно изменить системные свойства государства-противника и конкретно — изменить связи между людьми. Оборонное сознание может быть разрушено средствами массовой информации, одни руководители отстранены, другие дискредитированы, системообразующие ценности принижены. После этого конкурент будет уничтожать стратегический потенциал своими руками. Впервые в истории возникла мировая империя Рах Атепсапа практически без открытых военных конфликтов и непосредственного уничтожения солдат и гражданского населения.
Основной ареной соперничества стало информационное простран¬ство (киберпространство, по западной терминологии). Здесь борются идео¬логии, мифы, стереотипы массового  сознания  за право  считаться "общечеловеческими". Новые информационные технологии, в частности, глобальные компьютерные сети, дают новые возможности, позволяя не ограничиваться массовым сознанием, а воздействовать на экспертов, рефе¬рентов и консультантов, лиц, принимающих решения, лоббируя одни про¬екты и затрудняя прохождение других.
Новые синергетические технологии построения "виртуальной реаль¬ности", воздействия на массовое сознание, сделали реальностью мрачную утопию Р.Брэдбсри "4510 по Фаренгейту", в которой герои сериалов, “родственники", и телегерои более важны и реальны, чем близкие и мир за окном. Однако методы "атомизации общества" не исчерпывают всего арсе¬нала используемых приемов.
Другой прием - создание мифов, воспринимаемых как очевидные, однако направляющие государства, регионы, политические элиты, органи¬зации по тупиковому пути. В качестве примера можно привести концепцию "устойчивого развития", широко рекламируемую после международной встречи по глобальной проблематике в Рио-де Жанейро (1992 г.) и приня¬тую Россией в качестве официальной доктрины. В самом деле, кто будет возражать против развития, тем более устойчивого. Вопрос о чьем разви¬тии и за чей счет обычно нс возникает. Однако анализ самой концепции и мер по ее реализации показывает, что речь вновь идет об устойчивом раз¬витии стран "золотого миллиарда" за счет всего остального мира.
Предварительные исследования показывают, что сложные, высоко-организованные системы, способные к адаптации, не могут быть абсолютно устойчивы, они должны иметь "ахиллесову пяту", "болевые точки". В по¬следние годы здесь был получен ряд принципиальных результатов, связан¬ных с теорией самоорганизованной критичности. Коллективные свойства сложных систем, состоящих из одинаковых подсистем, даже в случае про¬стейших законов взаимодействия радикально отличаются от поведения ан¬самбля невзаимодействующих подсистем. Они не укладываются в рамки классической теории надежности. Обнаружены универсальные режимы дестабилизации сложных систем, связанные с ростом времени реагирова¬ния на происходящее. Вероятно, они реализуются и во многих социальных системах (См: Капица С.П. Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы. - М.. 1991).
Вечно опаздывающие реформы периода позднего застоя и пере¬стройки очень напоминают закат царского режима. Одной из главных целей синергетических методов борьбы является изменение в желаемом направлении состояния общественного сознания. Ее значение осознано ведущими теоретиками новой реальности. "Состояние сознания, благоприятствующее либерализму, в конце истории стабилизируется, если оно обеспечено упомянутым изобилием. Мы могли бы резюмировать: общечеловеческое государство - это либеральная демократия в политической сфере, сочетающаяся с видео= и стерео= в свободной продаже в сфере экономики", - пишет Ф. Фукуяма, автор известной концепции «Конца истории». (См.: Фукуяма Ф. Конец истории? Философия истории.- М.). Партиям, элитам, государственным структурам, осуществляю¬щим крупномасштабное управление социальными процессами, следует иметь в виду синергетические методы борьбы и меры противодействия им.
Нынешний мир представляет собой весьма хрупкую сам пор: мни-зующуюся систему. Если Наполеон полагал, что для тою, чтобы ппчшь войну, ему надо убедить всех маршалов, 3/4 генералов, половину офицеров, а от солдат ничего не зависит, то сейчас ситуация принципиально измени лась. С одной стороны, современные системы управления позволяют при нимать и проводить в жизнь стратегические решения, принятые горищо более узким кругом лиц. С другой стороны, появилась прослойка люден, локальные действия которых могут привести к глобальным последствиям, причинить (или предотвратить) ущерб в миллиарды долларов. Это оперм торы атомных электростанций, командиры ядерных ракетоносцев, руково дители крупных финансовых структур и транснациональных корпораций. Их установки, система ценностей становятся стратегическим ресурсом. Они могут быть не "за" правящий режим, но не должны быть резко против. В ряде обществ, где значительная часть населения не одобряет проводимого курса, режиму нужны специальные усилия в информационной сфере, чтобы не возникло организованного сопротивления.
Большой набор методов, подходов, приемов в этой области позволяет говорить, что к методам административно-организационного управления, экономического, социально-психологического и правового управления добавилось информационное управление. Средства массовой информации, прежде всего, электронные, могут давать определенным образом подо¬бранную информацию (или, напротив, не давать), подводящую к» вполне определенным выводам.
Для России информационное управление имеет особенно большое значение. Крушение ценностей, "атомизация общества", нигилизм, равнодушие упрощают и ослабляют действие многих социально-психологических механизмов.
Теория "информационного управления" находится в начальной стадии развития, однако, очевидно, она будет тесно связана с синергетикой и математической психологией. Главная цель информационного управления - изменение шкалы ценностей и мотивации (своеобразных "параметров порядка") на уровне личности и группы, либо дезинформация и дезориентация (организация "динамического хаоса" в сознании). Приведем несколько примеров, иллюстрирующих этот тезис.
К последнее время все большую популярность получает концепция "рефлексивной экономики" или "информационной экономики", выдвинутая Дж.Соросом. В соответствии с ней, ключевое значение на финансовых рынках имеют процессы "информационной самоорганизации". При больших информационных потоках неплохой стратегией на рынке является подражание, а это создает условия для таких неустойчивостей, как "бум ожиданий", для таких структур, как "финансовые пирамиды", как стремительно растущие компании и группы с капиталом в сотни миллионов долларов. Ожидания, надежды, представления о будущем становятся реальной экономической силой и, соответственно, объектом информационного управления.
Традиционный подход воздействия на  массовое  сознание  -"переписывание истории" в соответствии с конъюнктурными интересами правящей политической элиты. Образ прошлого действительно можно изменить в сознании. Ряд изменений, связанных с "девальвацией" идеалов и достижений предыдущих поколений, представляется весьма опасным. Это согласуется с общими методами воздействия на системы с запаздыванием. Их можно дестабилизировать, не меняя текущего состояния объекта, нынешней реальности, а воздействуя на предысторию, а в социальных системах - на представление о ней.
Однако можно также действовать, разрушая или создавая желаемый образ будущего. Здесь можно предложить обществу ложные цели, "этнические химеры", заставить пожертвовать своими реальными достижениями ради "призраков будущего". Направление развития общества и его императивы определяются не только прошлым, но и представлениями о будущем. В социологии известен так называемый "эффект Эдипа"- прогноз в ряде случаев может существенно изменить само будущее. Другими словами, "прошлое" и "будущее" социума могут быть болевыми точ¬ками, которые в нормальной ситуации должны быть надежно защищены.
Обратим внимание на типичный синергетический прием, широко ис-пользуемый средствами массовой информации, который можно назвать "хаотизацией сознания". Этот прием может при непродолжительном использовании отвлекать внимание от острых насущных проблем, при длительном - разрушать шкалу ценностей. Для нормальной психики характерен системный характер, в ней происходит своеобразная самоорганизация, выделение параметров порядка, позволяющая оценивать масштабы и течение событий, явлений, фактов. Суть приема состоит в том, чтобы после многократного повторения неких утверждений эти структуры оказались расшатанными, а системообразующие ценности поставлены под сомнение. Утверждения же заключаются в сопоставлении несравнимых вещей, лежа¬щих на разных масштабах шкалы ценностей. Например, в ходе телевизион¬ной дискуссии сравниваются достижения (например, быстрое восстановле¬ние разрушеной войной экономики) и пороки (например, отсутствие сво¬бодного выезда за границу и цензура печати) и т.д.
Можно предположить, что в обозримом будущем роль информаци онного управления в жизни общества будет возрастать.
В том, что с точки зрения управления современное общество представляет собой "нелинейную", способную к парадоксальному анти интуитивному поведению систему, убеждает широкое использование абсурда и шутовства в публичной политике, в построении организационных структур. В самом деле, невозможно представить себе фараона, "сына бога", или средневекового феодала, стоявшего на вершине иерархической пирамиды, который бы согласился быть смешным в глазах подданных. Смех всегда считался острым оружием инакомыслящих, тех, кто власти противостоит. Тем не менее, российские политики этим приемом, как известно, широко пользуются. Несмотря на это, общество, когда принижаются и высмеивают¬ся ценности, идеи, личности, в целом не теряет управляемости. Это означа¬ет, что мы имеем дело с управлением другого уровня. Сознательное прини-жение облика лидера или социального института позволяет решить несколько "позитивных" и "негативных" (в зависимости от позиции на¬блюдателя) задач в работе с общественным мнением, самооценкой, самосо¬знанием. Например, "позитивная задача" может состоять в сохранении "статус-кво", в стабилизации общественной структуры.
Другая "позитивная задача" состоит в "выпускании пара", важной социально-психологической функции, позволяющей обществу выживать в тяжелейших условиях. Принципиальная роль этого механизма, связанного с так называемой "карнавальной культурой", была подробно раскрыта М.М.Бахтиным при анализе жизненного уклада средневековья. Карнавал позволял высмеивать королей, вельмож, всех сильных мира сего и даже са¬му смерть, чтобы снять огромное психологическое напряжение.
"Негативная задача" состоит в упрощении общественного сознания. Известный психолог Э.Берн, создатель трансакционного анализа, выделил в структуре сознания три "сверхроли", которые может играть человек - "Родитель", "Взрослый", "Ребенок". Роль "Родителя" связана с копированием стереотипного поведения, воспринятого от родителей.  Роль "Взрослого" предполагает сознательную объективную оценку и готовность взять на себя ответственность за принятые решения. "Ребенок", "маленький человек" испытывает потребность в утешении, защите, в упрощении неприятный Проблем. Абсурд и шутовство позволяют культивировать роль "Ребенка" в ущерб "Взрослого'".
Абсурд представляется во многих случаях эффективным средством полного подчинения человека управляющей структуре. Субъективное вос¬приятие таких технологий, их глубокий психологический анализ содержит¬ся в книгах Ф. Кафки и Б. Бетсльхейма. Элементы такого подхода характерны, к примеру, для стратегии государственного управления Латвии. Контр примеры на разных уровнях социальной и психической мотивации нуждаются в осмыслении и представляют интерес. Абсурд и шутовство могут снять табу, сделать неприемлемое и тщетное нормальным, обыденным, размывается представление о норме. В простейших случаях синергетика дает простые наглядные модели этого "скачка восприятия". Современная психология описывает развитие личности в процессе онтогенеза как после¬довательность бифуркаций. По-видимому, "упрощение", "окарикатуривание" внешнего мира в восприятии человека меняет способ прохождения то¬чек бифуркации.
Таким образом, использование шутовства и техник генерации абсур¬да представляет собой сильное обоюдоострое средство, позволяющее ре¬шать широкий круг задач. Его использование в общественной жизни пред¬ставляет тревожный симптом, оно заслуживает пристального внимания и научного анализа.

П. Синергетика и управление социальными процессами
Обратим внимание на иерархию временных масштабов общественных процессов, непосредственно влияющих на жизнь человека. Катастрофы, стихийные бедствия - дни, часы. Политические решения, военные конфликты - недели, месяцы. Изменение стереотипов массового сознания под влиянием средств массовой информации - 1-3 года. Результаты экономических реформ - 3-5 лет. Крупные изменения в системе образования - 5-7 лет. Изменение государственной политики и места государства в мире - 7-20 лет. Изменение системы международных отношений - 15-30 лет. Демографические перемены - 10-60 лет. Исторические процессы - годы-столетия. Развитие этноса, рождение и закат идеологий и мировых религий - века, тысячелетия.
См.: Медведева И., Шишова Т. Новая гармония. // Знание-сила. 1997. № 4. С. 110-124. 
До последних десятилетий основные усилия точных наук вкладыва¬лись в технологические нововведения, которые занимают среднее положе¬ние в шкале временных масштабов. Лидеры естественных наук - физика, химия, биология создавали базу для изменения экономических потенциалов стран и регионов, для увеличения военно-стратегических потенциалов. Большинство гуманитарных наук, как афористично заметил один исследователь, "все объясняло, но ничего не предсказывало" поражение Советско¬го Союза, располагавшего большой и отлично вооруженной армией. Опас¬ные изменения в мировой динамике подводят к необходимости пересмот¬реть научные приоритеты в новой реальности (См.: Постом Т., Стюарт И. Теория катастроф и ее приложения. - М.. 1978).
Можно предположить, что все более важное место на научной авансцене будут занимать три направления исследований.
Первое не имеет общепринятого короткого названия. Его можно условно охарактеризовать как теорию риска и безопасности. Объективно человечество сегодня не может отказаться от многих опасных технологий, но не желает мерзнуть и голодать. С другой стороны, техносфера стано¬вится все более сложным и непредсказуемым объектом. Ряд ученых форму¬лируют "закон постоянного возрастания технологического риска", как одну из ключевых закономерностей современного развития. Возникла необходимость форсированного развития комплекса наук, исследующих альтернативные возможности парировать возникающие угрозы, пути обеспечения устойчивости развития человечества.
Другое направление сейчас часто называют математической психоло¬гией или нейронаукой (См.: Физические и математические модели нейронных сетей. Итоги науки и техники).  Но более точно надо говорить о комплексном изучении человека с привлечением представлений гуманитарных дисциплин и широ¬кого круга методов из арсенала естественных наук. Детальный анализ даже отдельных аспектов психики показывает, что мы, как ученые, в очень не¬большой степени представляем себе, что такое человек, каковы его возмож¬ности и принципиальные ограничения, какую цену приходится платить за те или иные достижения. Прикладное значение этого направления в плане управления людьми трудно переоценить (См.: Шадриков В.Д. Способности человека. Академия педагогических наук. Москва - Воронеж, 1997).
Третье направление условно можно назвать теоретической историей. Масштабность происходящих в мире перемен настолько велики, что речь идет об изменении не только политических, социальных, экономических, но и исторических траекторий этносов, государств, регионов (Cм.: Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. - М., 1997; Малинецкий Г.Г. Нелинейная динамика — ключ к теорети¬ческой истории. //Общественные науки и современность. 1996. № 4.). Возник новый класс задач стратегического планирования и управления. Чтобы принимать ряд крупных решений важно представлять альтернативные траектории ис¬торического развития. Первые шаги в этом направлении сделаны.
Отметим, что на нынешнем этапе в каждом из этих направлений и общие представления синергетики, и конкретные математические модели играют ключевую роль.
Управление обществом в новой реальности поставили перед наукой принципиальные проблемы.
В силу происходящих кардинальных перемен, изменения алгоритмов развития социума, подходы многих гуманитарных научных школ, опи¬рающихся на традиционные подходы, становятся неприменимы. Опираться на обычный здравый смысл также трудно, поскольку ситуация является но¬вой, опыта нет, а объект управления может себя вести непредсказуемым об¬разом.
Подход к управляемой социальной системе как к "черному ящику", внутренние механизмы которого не так важны, исповедовавшийся на заре развития кибернетики (См.: Винер Н. Кибернетика, - М. 1978) и позже развитый в теории оптимального управле¬ния, часто оказывается неэффективным. Во-первых, в зависимости от вре¬мени и состояния объекта меняется набор переменных, по которым осу¬ществляются обратные связи. Во-вторых, в ходе управления происходит из¬менение целей общества. Более того, изменение целей (поведенческих стратегий на уровне личности и социальной группы) само может быть важным ресурсом развития.
Большие надежды связывались с широким использованием компьютерного моделирования в изучении управляемых объектов. Без такого из¬учения мы обречены полагаться на опыт, действовать методом проб и оши¬бок, цена которых постоянно возрастает. Однако и здесь были осознаны принципиальные ограничения.
Если система изучаемых уравнений достаточно велика, то трудно провести верификацию ее параметров. Построение иерархии упрощенных моделей, которое еще недавно воспринималось как основной рецепт, опре¬деляющий исследовательские программы в таких ситуациях, также во мно¬гих случаях столкнулось с серьезными проблемами. Можно построить мно¬го моделей разных уровней, однако весьма трудно установить их взаимозаменяемость (См.: Моисеев Н.Н. Математика ставит эксперимент. - М.,1979). К примеру, существует набор теорий в микроэкономике и в макро¬экономике. Однако вторые обычно не следуют из первых, в отличие от ста¬тистической физики, где предлагаются процедуры, позволяющие, исходя из микроописания, получать усредненные уравнения, характеризующие мак¬роскопические процессы.
Большие проблемы возникли с моделированием и прогнозированием поведения уникальных необратимо развивающихся систем. Эти системы, к каковым относятся биосфера, многие объекты экономики, психологии, со-циологии, обладают способностью запоминать случайный выбор. Случай¬ность на одном уровне организации может определить законы, действую¬щие на другом.
Синергетика и нелинейная динамика в последние десятилетия выяс¬нили фундаментальные ограничения, связанные с получением прогноза. Оказалось, что даже простейшие системы с несколькими степенями сво¬боды могут обладать чувствительностью к начальным данным. Это свойство ведет к появлению горизонта прогноза - характерного времени, определяющего, насколько далеко можно заглянуть в будущее в стандартных, типичных ситуациях. Вместе с тем синергетика позволила предложить эф¬фективные методы управления сложными объектами с помощью малых поздействий; эти методы сейчас интенсивно исследуются в теории управле¬ния хаосом (См.: Малинецкий Г.Г. "Историческая механика" и нелинейная динамика. // Прикладная нелинейная динамика. Т.5. 1995. № 4. С.76-88).
Очевидно, управление без прогноза своих действий невозможно. От¬сюда встает вопрос, как же удается что-то предсказывать на уровне лич¬ности, организации, социума. Один из ответов предлагается в недавно по¬явившейся теории джокеров и русел. Набор переменных, характеризующих изучаемый объект (который потом станет объектом управления) можно рассматривать как координаты точки в фазовом пространстве. В среднем, в типичной ситуации, прогноз требует знания множества переменных и может быть дан на время, существенно меньшее горизонта прогноза. Поэтому, вероятно, мозг человека предсказывает "не на общих основаниях". Су¬ществуют ситуации, в которых можно выделить небольшое число "самых главных переменных". Их-то и надо анализировать, чтобы получить про¬гноз. В них можно заглянуть за горизонт прогноза. Такие области в фазовом пространстве были названы руслами. Однако есть и другие области. В них неопределенность в поведении системы быстро возрастает, ряд пере¬менных может меняться очень быстро или скачком, набор существенных переменных может кардинально измениться. Такие области были названы областями джокера, а правила, определяющие динамику в этих областях, -джокерами.
Эта теория описывает ряд ситуаций на финансовых рынках, где ожи¬дания, прогнозы, надежды участников становятся реальной экономической силой. Она дает возможность с новых позиций описывать действия и стра¬тегию участников "гонки разоружений'". Эта теория позволяет понять, по¬чему в ряде случаев удастся построить достаточно простые и эффективные математические модели такой сложной системы, как Рос¬сия.
Представления о руслах и джокерах, по-видимому, не очень по¬лезны в политологии. В частности, ряд экспертов обращали внимание на следующую ситуацию, часто возникающую в ходе противоборства политических элит. Когда одна сторона "переигрывает" другую, вторая оказы¬вается в состоянии "политического цунгцванга". Какой бы ход она не сде¬лала (чем бы не кончился вооруженный конфликт, каковы бы не были ре¬зультаты голосования и т.д.), она проигрывает. Упомянутая теория заставляет по-новому взглянуть и на междисциплинарные исследования. Во многих случаях, прежде чем строить количественные модели и тем более управлять на их основе иными процессами, следует выяснить типы русел, джокеров и эффект управляющих воздействий для них. Это требует глубокого исторического анализа с привлечением методов гуманитарных наук, а также имитационного моделирования. Нам следует проанализировать и альтер¬нативные исторические траектории. Это особенно важно при стратеги¬ческом планировании в окрестности точек бифуркации исторического про¬цесса. В нескольких работах такая исследовательская программа получила название исторической механики. Мы находимся в слишком сложном по¬ложении, нам предстоят слишком ответственные решения, чтобы позволить себе роскошь не извлекать уроков из истории.

САМООРГАНИЗАЦИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА С ПОЗИЦИЙ СИСТЕМНОЙ ДИНАМИКИ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Культура является сверхкрупной системой, включающей в себя весь объем исторически длительных и оперативных, социальных и духовных, массовых, групповых и индивидуальных способов регулирования всех ас¬пектов жизни страны, народа. В данном случае понимание культуры соот¬носится с современными научными представлениями и трактуется предель¬но широко, как сменяющиеся исторические формы жизнедеятельности того или иного народа, государственного или регионального сообщества.
Понятие общества также имеет достаточно масштабный характер. Общество нередко более жестко связано с политическим управле¬ния, в то время как применительно к культуре говорить о политическом управлении следует весьма осторожно. Необходимо подчеркнуть, что социальная сверх система - это наиболее масштабный, исторически устойчивый способ организации людей, связь которого с управленческой деятельности обретает немалую специфику.
Самоорганизация в социокультурных системах выступает, во-первых, как совокупность естественно текущих процессов, воспроизводящих внутри себя спонтанные импульсы к обновлению, к саморазвитию. Во-вторых, как исторически длительные и территориально ориентированные процессы. В-третьих, как процессы, способные сохранять на протяжении столетий и тысячелетий этнонациональное или цивилизационное своеобразие, что закреплено в опциях и в смысловых кодах культуры. В социокультурных системах механизмы самоорганизации охваты¬вают социальные, политические, хозяйственные явления.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА
Отношения с соседними регионами (государствами, полюсами) определяются государственной политикой. Политика – деятельность государства по обеспечению фундаментальных потребностей совместно живущих и практически действующих людей. Политика может быть конкретизирована только через сопоставление этой политической деятельности со всеми другими всеобщими сферами общественной жизни – материально – производственной, социальной и духовной сферами (Философия // Курс лекций, часть II, Социальная философия//кафедра философии РАГС,2000 С. 92-99).
Чтобы сформировать политику, государству необходимо оценить результаты взаимодействия с другим государством (регионом, полюсом) и установить зависимости результатов от соотношения экономического, научно – технического, внешнеторгового и т.п. потенциалов сравниваемых организационных комплексов. Для доказательства рассмотрим эквивалентный обмен двух сторон. Условие эквивалентного обмена состоит, как известно (К.Маркс «Капитал»), в равенстве (средних) трудовых затрат на производство товаров, обмен которыми и является предметом политики.
Как показано К.Марксом, средние величины трудозатрат зависят от уровня развития производительных сил и производственных отношений, в целом имеет место снижение расходов (овеществленный + живой труд) на единицу продукции при увеличении объема производства.
Обмен, проведенный в соответствии с условием эквивалентного обмена, в определенной степени можно считать справедливым, хотя даже в этом случае обмен не является равным. Равенство имеет место при абсолютном равенстве сторон, когда частные затраты труда на производство единицы продуктов у обеих сторон равны. В этом случае количества обмениваемых продуктов обратно пропорциональны этим частным затратам труда, однако, как правило, такая ситуация редко имеет место. И если затраты первой стороны на производство единицы второго продукта больше, чем у второй стороны, то пропорция обмена увеличивается.
Принято связывать величину трудозатрат с потребностью в продукте, на производство которого требуются эти трудозатраты. Поэтому можно сказать, что если потребность в каком-то продукте растет, то это приводит к росту его стоимости. По сравнению с равным обменом фактическую ситуацию можно интерпретировать как получение прибыли. А получение прибыли является целью экономического механизма.
Возникает проблема, как соблюсти равенство (то есть условия эквивалентного обмена) и как одновременно больше получить, чем отдать.
В условиях обмена между государствами непосредственная цель политики - «больше получить, меньше отдать» трансформируется в ряд рефлексивных целей, которые могут быть выражены в форме закона: борьба за превосходство потенциалов. Действительно, чем выше уровень экономики, тем выше экономический потенциал. Но это означает, что – ниже потребности и тем самым – лучше результаты обмена (торговли).
Чем выше идеологический, интеллектуальный (научный и технологический), военный и разведывательный потенциал, тем лучше и результаты обмена. Поэтому, имея целью увеличение пропорции обмена, обменивающиеся стороны развертывают соревнование вокруг соотношения потенциалов, образуя несколько сфер борьбы. Каждая из сфер борьбы представляет собой способ увеличения пропорции обмена. Поэтому Физически мы не видим этих сфер борьбы в чистом, абсолютном виде. Больше того, все эти сферы борьбы взаимосвязаны и каждая из них обслуживает другие, хотя имеет и, так сказать, свое поле деятельности.
Конкретная оценка соотношения потенциалов позволяет прогнозировать, в чью пользу будет обмен. А результаты обмена создают предпосылки для более быстрого развития более сильной стороны.
Политическая доктрина конкретизируется на основе данных информационного обеспечения руководства страны.
Можно сделать заключение, что равенство в международных отношениях является стационарным следствием борьбы за лидерство. Другими словами, равенство есть функция равновесия политической системы, которая не зависит от борьбы каждого государства занять в этой системе лидирующее положение. При этом «равенство» является формальным, а неравенство в обменах определяется соотношением потенциалов государств (то есть политической обстановкой).

В вопросе анализа того, что представляет собой информационное общество, много аспектов. Обмен, или взаимодействие систем в ней является центральным моментом. Относительно недавно появилось новое научное направление – синергетика. Фактический смысл его заключается в следующих словах: вместе, совместное действие, сотрудничество, содружество. Так вот синергетика открыла новый потенциал, кумулятивный эффект, меру организации, которые ведут к увеличению согласованности, связности, упорядоченности и уменьшают самоизоляцию, центробежные явления, разрушающие общество. С позиции синергетики главное наше внимание при анализе общества должно быть направлено на кооперацию. Конечно, взаимодействие двух объектов представляет собой простейшую модель.  Экономика, например, системно описывается шестью сферами (или потоками): люди, энергия, ресурсы, продукция, инфраструктура, информация. Адекватная модель общества должна включать рассмотрение взаимодействия всех сразу шести факторов. Другой пример: мировое сообщество. Американцы уже давно придумали 5-полюсную модель мира (хотя на саммиты уже собирается восьмерка ведущих держав мира). Анализ взаимодействий между этими полюсами позволяет многое понять в международных отношениях. Однако, всегда существует одна сфера социально-экономической жизни общества, которая в наибольшей степени определяет развитие общества. Сегодня это информация. Наша задача была показать это убедительно и по возможности дать свои оценки возникающих здесь перспектив и проблем.

Москва 2002
В. Г. Шолохов