Душа сына

Дария Джумагельдинова 2
Душа сына

Эта история произошла с моим знакомым, изложена с его слов.
После этого он серьезно занялся изучением аномальных явлений.
 
Кайрат работал директором института. Часто ездил в южную столицу по служебным делам. В кругу друзей признавался, что не любит командировки и не радуется возможности отдохнуть от семьи. У мужчины был второй брак, который он считал удачным. После командировки всегда спешил домой, где его ждали жена и дети. Вдали от дома переживал за родных, в его отсутствие в квартире всегда что-то происходило: либо заливали соседи, либо забивалась раковина на кухне, или сгорала лампочка.
В последнее время мужчине снился один и тот же сон, после которого возникало чувство дискомфорта и тревоги. Утром никак не мог восстановить его в памяти, сохранялось только ощущение чего-то страшного, неотвратимого. Полагаясь на древнее поверье, старался напрочь забыть о дурном сне.
В очередную командировку Кайрат улетел ранним рейсом. В тот год в Алматы стояла красивая жаркая осень. Багряно-золотыми листьями были усыпаны деревья, ветер играл с листьями и желудями дуба, они звенели, как колокольчики. Плоды краснощеких яблок и желтых груш игриво подсмеивались над прохожими: попробуй, достань. Из окна гостиницы просматривался горный пейзаж. Под чистым голубым небом белоснежные вершины гор искрились, смотрелись величаво. Как будто горы-аксакалы горделиво выставили свои бороды, соревнуясь у кого белее и длиннее. Кайрат долго любовался пейзажем. Жалел, что не привез жену, которая любила Алматы независимо от сезона года.
Утром он, как обычно, зашел к заместителю министра и подписал бумаги. Все начиналось хорошо. Ничто в тот день не предвещало беды. Совещание началось ровно в девять утра. Удивительно, но докладчики выходили и укладывались в регламент. Выступление Кайрата было записано пятым. Однако председатель президиума вдруг объявил его фамилию, когда второй докладчик закончил свое выступление. Мужчина был слегка раздосадован, что не предупредили о переносе доклада. Но с другой стороны даже доволен — появилась возможность пораньше уехать домой. Стоя на трибуне, Кайрат заметил, что начальство чем-то встревожилось. Председатель предложил сократить выступление до минимума. Небольшой ажиотаж произошел после передачи записки, которую положили на стол председателя президиума. Докладчику показалось, что взгляды всех присутствующих обращены на него. Сразу после выступления Кайрата председатель отозвал его в сторонку и вывел из зала заседаний.
— Вас ждёт машина. Поедете в гостиницу, заберете вещи, оттуда езжайте прямо в аэропорт, — сказал председатель Кайрату, и неожиданно по-отечески добавил: — У тебя в семье случилась беда. Твой старший сын внезапно сильно заболел.
Председатель прятал взгляд. Кайрат понимал, из-за болезни сына, никто из министерства не стал бы его срочно сажать в машину, решать его проблемы — договариваться заранее о перерегистрации билета в Караганду. В самолёте мужчину охватил страх. Старшего сына он не видел около двадцати лет. Первая жена отомстила за развод: не разрешала видеться с мальчиком. Перед глазами стали появляться, как картинки, воспоминания о прошлой жизни. Мечта любого мужчины — иметь сына. Среди друзей заслуживаешь авторитет и уважение. Сын родился зимой, Кайрат возлагал на него большие надежды. Мальчик радовал отца своим хорошим здоровьем, был улыбчивым и рассудительным. Мурат рос и быстро привязался к отцу. Услышав родной голос, взглядом искал его, а когда вырос, бежал к нему…
В душе теплилась слабая надежда: сын в больнице. Не должен такой красивый и умный ребенок просто погибнуть. Кайрат от друзей знал, что сын вырос, был двухметрового роста, неконфликтный, самодостаточный мужчина…
Впервые полет на самолете показался таким долгим и мучительным. Они пролетали севернее Балхаша, когда внимание привлек солнечный зайчик. Кайрат невольно посмотрел вниз и узнал знакомые места: поселок при руднике, где провел детские, беззаботные годы. Вплоть до Караганды лучик сопровождал Кайрата, поддерживая в нём надежду…
В аэропорту встретили сослуживцы и друзья. Он понял, сына нет в живых. В таких случаях казахи стараются оказать моральную и психологическую поддержку, они, молча по-мужски пожали ему руку. Вначале Кайрат отправился к себе домой, жена с помощницами приготовила поминальный стол. У порога она встретила мужа со слезами. Мужчина хорошо знал жену, она не притворялась, плакала и при похоронах абсолютно чужих людей. Он держался. Хотелось побыстрее поехать к бывшей жене. Может, все окажется неправдой. Мурат жив и здоров, просто хотел привлечь внимание отца. Кайрат решил взять детей от второго брака с собой, так показалось правильно.
Первая жена встретила воинственно, обвиняла в смерти сына, умоляла людей выгнать мужа-предателя. Кайрат молчал, понимал, что виноват перед ней. Нестерпимая боль жгла сердце: «Как несправедлива жизнь! Я не видел, как сын вырос, как жил, я не увидел его взрослым». На стене висело увеличенное фото Мурата — красивый парень форме курсанта. Кайрат впервые узнал, что сын поступил в лётное училище.
Кайрат здоровался, обнимался с каждым, кто подходил с соболезнованиями. Бывшие коллеги, соседи и друзья — много знакомых лиц. Он вел себя достойно и не придавал значения оскорблениям бывшей жены. Понимал ей хуже, чем ему, хотел обнять, но холодный ненавидящий взгляд не давал подняться и подойти к ней.
Бывшие коллеги, приятели, соседи переговаривались, между собой, обсуждали его внешность и детей. Мужчина решил: лучше будет, если водитель отвезет детей домой. А разговоров было много, больше всего доставалось его молодой жене. Женщины демонстрировали жалость к его бывшей. Ему хотелось остановить невоспитанных дам, которым было невдомёк, что не время и не место сплетничать.
Самый тяжелый день для близких — проводы покойного. Кайрат никак не мог понять, за что убили юношу, который еще ничего не успел в этой жизни. Не успел полюбить и быть любимым. Нестерпимая боль утраты не давала покоя. О сыне говорили много хорошего, и гордость смешивалась с горечью, как поднялась рука у убийцы?
Все проходит. Прошли похороны. В квартире остались друзья и близкие. Постоянно кто-то приходил и уходил, казалось, так будет вечно. Может поэтому, в первые дни похорон не чувствуешь горечь утраты, одиночества. Когда все уходят, ты остаешься наедине с горем. Вот тогда приходит страшное чувство безысходности, осознание, что ничего нельзя вернуть и боль, которая никогда не затихнет.
Кайрат был бледным и уставшим, первая жена внезапно пожалела его. По ее вине отец так и не увиделся с сыном. Во время похорон и после Кайрат не обмолвился об этом, не обвинил ее. Когда бывшая жена после похорон сына упала обессиленная на кровать, Кайрат сел рядом. Он успокаивал ее, гладил руки, волосы, обещал поддержку и участие. А ей так хотелось, чтобы все оказалось сном, а муж и сын были рядом с ней. Сколько лет ждала Кайрата… Но не при таких обстоятельствах.
На дворе бушевал шквальный ветер. Он, как бешенный пес, бросался на все, что появлялось на его пути. Громыхала крыша, телевизионная антенна билась об стенку, не утихая. После похорон пошел сильный осенний дождь. Казахи называют его черным, он идет ливнем несколько часов, собирая, мохнатые тучи и проливается водопадом, вызывая недоумение: откуда столько воды на небе? Как будто природа говорила: вы поплакали, теперь дайте и мне погоревать по своему сыну.
В квартире становилось душно от большого количества людей, родственники и близкие уснули. Кайрат сидел за столом на кухне, рассматривал старые фотографии, но не выдержал, вышел на балкон. Окно с грохотом закрылось. У него покатились слезы: «Как несправедлива жизнь. Почему погиб наш мальчик?» Он вернулся в квартиру, взял армейский альбом сына. Мурат выделялся среди курсантов, восторг и счастье в каждом фото. Сослуживцы обнимали его, похоже, он пользовался большим авторитетом. На похороны пришло много друзей сына.
Мурату шла летная форма. Если есть другая жизнь, может, там исполнится мечта сына о небе. Кайрат стал рассматривать кухню: старая мебель, которую он покупал с первой женой: только холодильник был новым. Он посмотрел на часы, кукушка прокуковала три раза. Глубокая ночь, по всей квартире разносился храп спящих людей. Кайрату стало не по себе. Внимание привлекла лохматая тень,  внезапно появившаяся из-под стола. Мужчина завороженным взглядом стал за ней наблюдать, тень остановилась и застыла. У Кайрата мороз прошел по коже. Тень словно наблюдала за ним, медленно выползала и пряталась.
Мужчина лихорадочно думал: что могло дать такую тень? Холодильник был выше и имел другие очертания. Тень, как будто испугавшись его взгляда, стала медленно уползать. Медленно сползла со стены на пол и так же незаметно исчезла за косяком двери. Волосы на голове Кайрата зашевелились, вблизи ничего не было, чтобы отразиться появившейся тенью. Он окаменел. Не мог даже шевельнуться. Несколько минут посидел, не признаваясь себе в своем страхе, и решил продолжить просмотр альбома. Через некоторое время он  вновь увидел тень только ниже. Он замер, не отрывая взгляда. После чего тень застыла и начала  медленно спускаться до пола и уползать за дверь. В прихожей от ночника падала другая тень. Кайрат был в шоке, потом взял себя в руки, поскольку был атеистом, отбросил сомнения, мистические и религиозные объяснения и решил, что эта тень от кота. Чтобы подавить в себе холодок, он пошел искать кота. Животное спало в другой комнате под диваном. Так как было раннее утро, он решил отдохнуть. Зловещая тишина и тень вызывали чувство страха. Он заглянул в комнату бывшей жены, женщина спала и улыбка освещала лицо. Во сне, возможно, она видела сына живым и здоровым. Кайрат прилёг на диванчик в зале и накрылся одеялом с головой. Ему казалось, в квартире есть потусторонние силы. Но он не мог сказать: что это? Бывшей жене и родственникам решил об этом не рассказывать. Утром проснулся больным и измученным. Он зашел на кухню и приблизительно установил, какую бы тень, давали стоящие на кухне предметы. Ни одна вещь не могла дать тень такого размера.
Вернувшись домой, Кайрат не удержался и поделился увиденным с женой. Она не удивилась и нашла объяснение, звучавшее правдоподобно:
— Тень, скорее всего, душа сына. Почти двадцать лет ты не встречался с Муратом. Возможно, Всевышний разрешил ему на прощание поближе увидеть тебя.
Кайрат почувствовал, жена права. Слишком долго ждали они с Муратом этой встречи. Материализовавшись в тень душа сына попрощалась с отцом.