Календарь поэзии. 17 марта

Единомышьленники
17-е марта:
---------------
 
1680
- скончался французский философ и памфлетист Франсуа де Ларошфуко.

1897
- родился российский поэт, зачинатель алтайской литературы, собиратель фольклора, драматург Павел Кучияк.

1908
- родился русский советский писатель Борис Николаевич Полевой.

1922
- в селе Михайловском Псковской области был основан Государственный музей-заповедник А.С. Пушкина.

1926
- родился немецкий писатель Зигфрид Ленц.

1959
- скончался грузинский советский поэт Галактион Васильевич Табидзе.

**

17 марта в истории:
--------------------------

1861 Обнародован манифест Александра II об отмене крепостного права.
Крепостное право, существовавшее в России до 1861 года, закрепляло крестьянскую зависимость от хозяина, не позволяя крестьянам уходить со своих земельных наделов. Беглые подлежали принудительному возврату.





**

Родились в этот день:
------------------------------

1834 Готлиб Даймлер - немецкий инженер, конструктор и промышленник.

1856 Михаил Врубель - русский художник.

1885 Генри Тейлор - британский пловец, трехкратный олимпийский чемпион.

1908 Борис Полевой - советский журналист и писатель-прозаик.

1938 Рудольф Нуриев - советский и британский артист балета, великий танцовщик и балетмейстер.

1951 Курт Рассел - американский киноактер, сценарист, продюсер.

1957 Дмитрий Астрахан - советский и российский режиссер театра и кино, Заслуженный деятель искусств РФ.


Умерли в этот день:
-------------------------------
 
180 Марк Аврелий - римский император (161-180), философ.

1680 Франсуа Ларошфуко - французский писатель-моралист.

1736 Джованни Перголези - итальянский композитор, скрипач и пианист.

1863 Николай Уткин - русский художник, искусный гравер.

1921 Николай Жуковский - российский ученый в области механики, основоположник аэродинамики, как науки.

1956 Ирен Жолио-Кюри - французский физик, Нобелевский лауреат.

1976 Лукино Висконти - итальянский режиссер театра и кино, сценарист, один из основоположников неореализма.

**

Франсуа VI де Ларошфуко (фр. Fran;ois VI, duc de La Rochefoucauld, 15 сентября 1613, Париж — 17 марта 1680, Париж), герцог де Ларошфуко — французский писатель, автор сочинений философско-моралистического характера. Принадлежал к южнофранцузскому роду Ларошфуко.  При жизни отца (до 1650) носил титул учтивости принц де Марсийак. Правнук того Франсуа де Ларошфуко, который был убит в ночь св. Варфоломея.

Воспитывался при дворе, с юности замешан был в разные интриги. Тем не менее стал играть видную роль при дворе только после смерти герцога де Ришельё, с которым враждовал. Принимал участие в движении Фронды; был тяжело ранен. Занимал блестящее положение в обществе, имел множество светских любовных интриг и пережил ряд личных разочарований, повлиявших на его творчество. В течение многих лет в его личной жизни играла роль герцогиня де Лонгвиль, любовь к которой вступала в противоречие с его карьерными устремлениями. Эта связь закончилась разрывом, который некоторые биографы считают причиной его мизантропии. Был дружен с г-жой де Лафайетт. Последние годы Ларошфуко были омрачены смертью сына и болезнями.

**

Афоризмы и цитаты Франсуа Ларошфуко:
-----------------------------------------------------

В обществе мы часто имеем успех благодаря нашим недостаткам, а не нашим достоинствам.

В характере человека больше изъянов, чем в его уме.

Вернейший способ быть обманутым — это считать себя хитрее других.

Восхвалять государей за достоинства, которыми они не обладают, значит безнаказанно наносить им оскорбление.

Все добродетели теряются в расчете, как реки в море.

Все жалуются на свою память, но никто не жалуется на свой разум.

Все, что перестает удаваться, перестает и привлекать.

Даже самые разумные люди разумны лишь в несущественном; в делах значительных разум обычно им изменяет.

Если судить о любви по обычным ее проявлениям, то она больше похожа на вражду, чем на дружбу.

Есть люди, которым на роду написано быть глупцами: они делают глупости не только по собственному желанию, но и по воле судьбы.

Желание вызвать жалость или восхищение — вот что нередко
составляет основу нашей откровенности.

Изысканность ума сказывается в умении тонко льстить.

Иные люди похожи на песенки: они быстро выходят из моды.

Истинное красноречие — это умение сказать все, что нужно, и не больше, чем нужно.

К старости недостатки ума становятся все заметнее, как и недостатки внешности.
Как бы ни был проницателен человек, ему не постигнуть всего зла, которое он творит.

Как бы ни кичились люди величием своих деяний, последние часто бывают следствием не великих замыслов, а простой случайности.

Как мы можем требовать, чтобы кто-то сохранил нашу тайну, если мы сами не можем ее сохранить?

Каким бы тяжелым позором мы себя ни покрыли, у нас почти всегда остается возможность восстановить свое доброе имя.

Когда великие люди наконец сгибаются под тяжестью длительных невзгод, они этим показывают, что прежде их поддерживала не столько сила духа, сколько сила честолюбия, и что герои отличаются от обыкновенных людей только большим тщеславием.

Короли чеканят людей, как монету: они назначают им цену, какую заблагорассудится, и все вынуждены принимать этих людей не по их истинной стоимости, а по назначенному курсу.

Крушение всех надежд человека приятно и его друзьям, и недругам.

Кто слишком усерден в малом, тот обычно становится неспособным к великому.

Любовь одна, но подделок под нее тысячи.

Люди делают добро часто лишь для того, чтобы обрести возможность безнаказанно творить зло.

Люди не могли бы жить в обществе, если бы не водили друг друга за нос.

Люди редко бывают довольны теми, кто от их имени вступает в деловые переговоры, так как посредники, стараясь стяжать себе добрую славу, почти всегда жертвуют интересами своих друзей ради успеха самих переговоров.

Людские ссоры не длились бы так долго, если бы вся вина была на одной стороне.
Милосердие сильных мира сего чаще всего лишь хитрая политика, цель которой — завоевать любовь народа.

Миром правит судьба и прихоть.

Мудрость для души то же, что здоровье для тела.

Мы все имеем достаточно силы, чтобы переносить чужое несчастье.

Мы легко забываем свои ошибки, когда они известны лишь нам одним.

Мы любим больше сам факт дарения, чем тех, кому мы дарим.

Мы не можем вторично полюбить тех, кого однажды действительно разлюбили.

Мы редко до конца понимаем, чего в действительности хотим.

Мы скорее пожертвуем своим состоянием, чем поступимся своим мнением.

На каждого человека, как и на каждый поступок, следует смотреть с определенного расстояния. Иных можно понять, рассматривая их вблизи, другие же становятся понятными только издали.

Нам легче управлять людьми, чем помешать им управлять нами.

Не доброта, а гордость обычно побуждает нас читать наставления людям, совершившим проступки; мы укоряем их не столько для того, чтобы исправить, сколько для того, чтобы убедить в нашей собственной непогрешимости.

Не может долго нравиться тот, кто умен всегда на один лад.

Не так благотворна истина, как зловредна ее видимость.

Нет вернее средства разжечь в другом страсть, чем самому хранить холод.

Нет ничего глупее желания всегда быть умнее всех.

Ни на солнце, ни на смерть нельзя смотреть в упор.

Нужно иметь большой ум, чтобы уметь не показывать своего умственного превосходства.

**