Конкурс Была бы только мысль...

Страна Алых Парусов
/М.А. Волошин. Акварель. Фото из альбома «Максимилиан Волошин. Пейзажи Киммерии. Ч.2/
 
"Была бы только мысль, а за стихом не станет."  И.Хемницер               

                Дорогие Друзья, с Вами МУДРАГЕЛЬ
               
                Предлагаю Вашему вниманию Конкурс  Одностиший  "Была бы только мысль…" 


Максимилиан Волошин «Надписи на акварелях»

"В шафранных сумерках лиловые холмы."
"Моей земли панические полдни."
"Мой лёгкий путь сквозь лунные туманы…"
"И горы – призраки на фоне вечеров…"
"И озеро, разверстое, как око…"
"Лазурь небес и золото земли…"

  Из письма М.Волошина к Л.Оболенской: «…надо искать симфонического, а не унисонного сочетания… Представьте себе, что Вы идете с раннего утро и до поздней ночи по тропинке, погруженная в свои мысли и созерцание, и иногда в Вас возникает стих или строфа: она не вполне соответствует тому, на что Вы смотрите, но она связана с общим настроением пейзажа. Их сочетание не параллельно, а иррационально. Возникающий стих вовсе не описывает видимый пейзаж, но загорается от него… Здесь главное стих, акварель служит только музыкальным аккомпанементом».

  "Мне не кажется трудным до неба дотронуться. "  Сафо  /пер. В.Вересаева/

  ОДНОСТРОЧИЕ, ОДНОСТРОК, МОНОСТИХ - от греч. monos – один и stichos – строка, стих. Один из видов минимализма в поэзии; стихотворение из одной строки, представляющее собой законченное поэтическое высказывание и обладающее целостной смысловой, синтаксической и метрической структурой.
/С. Чупринин "Русская литература сегодня: Жизнь по понятиям"/

"На бледный лик луны упал дрожащий свет…"   Валерий Брюсов
"Тайно себя уничтожить." Александр Блок
"Кожей своей и то ты единственна." Самуил Вермель

          "МОНОСТИХ - это форма выражения поэтической мысли, состоящая из одной строки, через которую воплощаются такие лаконичные образцы, как начальная строка стихотворения без названия - (заключающая в себе весь смысл последующего поэтического образца), развернутое заглавие литературного произведения, афористическое высказывание, рекламный слоган, образцы экспериментальной поэзии (палиндромы, фигурные» стихи, пантограммы), рефрен и иные модификации, обладающие всеми признаками полноценного стихотворного произведения с точки зрения содержания и формы*)…
          Как образцу лирической литературы моностиху присущи в концентрированной форме черты импульсивности, экспрессивности и эмоциональности."               
/Д.В.Кузьмин "История русского моностиха"/

  В моностихах баснописца Ивана Хемницера (1745-1784), современника Гаврилы Державина и Николая Карамзина, прослеживаются те черты лаконичного стихотворного жанра, которые свойственны современной трактовке. Некоторые их них написаны с юмором и совершенно далеки от все еще доминирующей во времена поэта силлабической системы стихосложения:

"Большая хитрость в том, чтоб хитрость скрыть уметь."
"Большому кораблю и плаванье большое."
"Он умер, чтоб расход на кушанье сберечь."

Вадим Перельмутер
Карамзин
"Блажен, кто пережил историю России..."

Илья Сельвинский
Афоризм караимского философа Бабакай-Суддука
"Лучше недо — чем пере."

  "… Павел Байков демонстрирует образец однострочной поэзии:
  "...она спит, как капелька дождя в луже. "

  В основе этого стихотворения, написанного четырехударным дольником, лежит развернутая метафора. Именно развернутой метафорой автор смог выразить состояние лирической героини. Капелька дождя не может сохраниться в луже — лужа (это, безусловно, аллегория жизни) сводит ее на нет. По сути, речь идет о вечном сне, т.е. о смерти.

  Не менее трагичны и выразительны однострочные стихи Татьяны Данильянц.

  "И этот розовый лист упал в память"       
  "Дни летят, как свинцовые пули"

  В последнем стихотворении опять-таки налицо множество приемов. Во-первых, оно метризовано — написано трехстопным анапестом. Во-вторых, казалось бы невыразительный эпитет «свинцовые» оказывается на своем месте и драматизирует ситуацию, подчеркивая бренность и скоротечность бытия. В-третьих, автор использует как троп сравнение. Эта совокупность и сочетаемость приемов и делает стихотворение стихотворением, а точнее однострочной поэзией.
  Особая тропонасыщенность и суггестивность присутствует в однострочной палиндромической поэзии. Вот несколько образцов.

  "не реви, чуду будучи верен"   Михаил Крепс             
  "я и ты — балет тела бытия"   Елена Кацюба            
  "око коралла — рококо"   Вадим Степанов

  Во всех приведенных стихотворениях, помимо основных тропов (метафора, сравнение), присутствует еще один прием, а именно — палиндромичность, что подчеркивает исключительную выразительность поэтического текста."
/Е.Степанов "Современный русский моностих и однострочная поэзия"/

"Из рук твоих мне мягок черствый хлеб. "  Лев Озеров
"А жизнь проста как завтрак космонавта"  Владимир Бурич
"Поэт и друг поэтов Дельвиг. "  Владимир Марков
"Да, сны доказывают, что я жил среди людей. "  Ян Сатуновский
"У каждого цвета свой способ обманывать мир. "  Карен Джангиров
"Что ответишь ты мне, если я ничего не скажу? "  Кирилл Ковальджи

  Из Ольги Арефьевой:

"Ты слишком уж умна для поэтессы! "
"Ты что, не рад мне, милый? А придётся. "
"Люблю Вас, и не только ради дела... "
"Как утомляет симулировать нормальность! "
"О, как не вовремя порой приходит время!

"О, Господи, как всем я надоел! "  Лев Дуров

            Из Владимира Вишневского:

"Промчался таракан и снова тихо…"
"Улыбаюсь во сне - ну а что мне еще остается..."
"Так хорошо, что скоро станет хуже... "
"Пришел поэт и пролил свет на скатерть..."
"Опаснее всего на ровном месте!.. "
"Ну Вы бы еще завтра засмеялись!.. "
"Я что-то тут событием не стал... " 

  Конструкция моностиха в лаконичных жанрах отличается наличием ритма, размера, лирического героя, изобразительно-выразительных средств и других важных для лирики компонентов.
  Типологические черты современного моностиха: юмористичность, ироничность;  афористичность; использование разговорной лексики; полифоничность форм; использование приема умолчания; злободневность, актуальность; ориентация на широкий круг читателей; "массовое употребление".
      
      Уважаемые Авторы! На конкурс принимаются все виды Одностищий, указанные в Анонсе *)


                УСЛОВИЯ ПРИЁМА ПРОИЗВЕДЕНИЙ:


                1. От одного Автора принимаются от 1 до 5 одностиший, не участвовавших  ранее в наших конкурсах, оформленные на время Конкурса одним произведением.

                2. Заявка подаётся по форме:

                – имя Автора (или псевдоним)
                – название стихотворения в кавычках
       – ссылка на произведение
                – текст произведения
               
                3. Победители определяются путём Голосования участников Конкурса и гостей Площадки.

                4. Награждение:

                1 место – 500 стихобаллов

                2 место – 300 стихобаллов

                3 место – 200 стихобаллов

                5.  На конкурсе разыгрывается приз зрительских симпатий (ПЗС).

                Приз Зрительских Симпатий  -  500 стихобаллов.
                Если призёров больше одного, то баллы делятся поровну.

                Призовой фонд Конкурса составляет 2000 баллов. Если призёров больше одного, то баллы делятся поровну. Остальные 500 баллов Ведущий Конкурса распределяет на своё усмотрение.

                6. Участие в Конкурсе бесплатное.

                7. Приём заявок производится с 21 марта до набора не более 25 (двадцати пяти) заявок.

                Любая помощь стихобаллами принимается с благодарностью.
                Логин площадки – oycumena

                Чтобы о Конкурсе узнали как можно больше Авторов, после написания заявки не забудьте нажать зелёную кнопочку "ПОНРАВИЛОСЬ".
 
                ~~~~ Ведущий Конкурса – МУДРАГЕЛЬ  ~~~~