Герои Великой войны - партизаны Беларуси

Сергей Гаркуша -Николаенко
         


     Наступает семидесятая годовщина победы в Великой отечественной войне. Мы склоняем головы перед памятью тысяч павших героев,  перед многими, пока неизвестными участниками подвигов, вписавших  одну из замечательных страниц в летопись победы советского народа над фашизмом – партизан Белоруссии.
     Годы уходят. Редеют ряды ветеранов. И так важно оставить в наследство молодёжи  пример всепобеждающего мужества, массового героизма советских людей в годы Великой отечественной. Передо мной лежит книга «Суровая быль». Автор её Иван Леонович Сацункевич, секретарь Минского обкома Коммунистической партии большевиков Белоруссии, рассказывает в ней о деятельности партийных органов и партизан. О самых разных по возрасту, характеру, национальности  людях, сходных в главном – в священной ненависти к фашистским захватчикам, в готовности все силы и жизнь отдать Родине.
   
Минчане пытались  бежать от немецких войск, захвативших нашу землю,  но фашисты безжалостно расстреливали их и гнали обратно. Немногие из огромной толпы беженцев вернулись в Минск. Но зато они познакомились с врагом. Знали, чего от него ждать. Другим еще предстояло испытать на собственном опыте, что такое фашизм.
     «Мы,- говорил Гитлер Раушнингу,- должны развить технику обезлюживания. Если вы меня спросите, что я понимаю под обезлюживанием, я скажу, что имею в виду устранение целых расовых единиц. И это то, что я намерен осуществить». Эти слова фюрера процитирует потом на Нюрнбергском процессе главный обвинитель от СССР Р.А. Руденко.
     О том, как выполнялись варварские намерения, белорусский народ узнал в годы оккупации. Горели деревни. Раскачивались на ветру мёртвые тела повешенных. Росли могилы – то одиночные, то братские. Шевелилась земля над сотнями заживо закопанных. Утверждался «новый порядок», развивалась «техника обезлюживания».
   
      Гитлеровцы не просто хотели уничтожить наш  народ. Часть его, по их замыслу,  должна была остаться, чтобы служить Дойчланду, превратиться в рабов там, в Германии, и здесь, на своей Родине. Для этого были нужны  холуи на должности надсмотрщиков. Их предстояло находить на местах. Кто-то не мог простить Советской власти приговор за совершенное преступление, а кто-то попросту спасал свою шкуру. Всплыло наверх дерьмо… Из них  формировалась и полиция. Чтобы выслужиться, эти полицейские старались даже своих хозяев перещеголять в глумлении над односельчанами.  Куда податься, что делать, как жить?  На это и была рассчитана лживая немецкая пропаганда:  германское командование умеет ценить покорность и сотрудничество. А кто не хочет сотрудничать – расстрел. За всё. Пусть боятся – покорнее будут. Побольше кровопусканий!   
     Тем, кто не пережил эту кошмарную трёхлетнюю ночь, трудно даже поверить, что на это способны люди…
   
      В соответствии с решением  ЦК ВКП(б) и Совнаркома СССР, которое определяло задачи  партийных организаций на временно оккупированной врагом территории, для организации в Минской области подполья и партизанской борьбы с фашистскими захватчиками остался И.Л. Сацункевич и пятнадцать коммунистов из различных учреждений.  Нужно было осторожно, перепроверяя настроения, мысли, моральные качества человека, по одному вовлекать людей в подпольные организации. На это требовалось время. Тем более в непосредственной близости к Минску. Местность  вдоль и поперёк пересечена дорогами всех видов. Множество населённых пунктов. Большое движение людей. В первые недели войны в здешних деревнях появились сотни минчан, окруженцев, бывших заключённых.  Активная вооруженная борьба в этих местах началась несколько позже -  зимой и особенно весной 1942 года, с открытием «черной тропы». А поначалу  шла активная работа по созданию подпольных организаций, подбору людей-патриотов. Одной из первых  действительно массовых форм сопротивления оккупантам была забота о воинах Красной Армии, оставшихся в окружении и бежавших из плена. Многие из них пробирались на восток, рассчитывая перейти линию фронта, многие влились в подпольные организации и группы формировавшихся партизанских отрядов.
   
      Совершив побег из фашистского плена, старший лейтенант С.И. Лашук, бесстрашный, неугомонный, очень добрый к друзьям и люто ненавидящий врагов, создал в ряде деревень подпольные группы. В начале 1942 года такая группа в деревне Плиссе  вела большую работу. За короткое время они раздобыли три пулемета (в т.ч. один станковый),  винтовки, патроны, гранаты. С группой Лашука была тесно связана подпольная организация  в деревне Яловица Смолевичского района. Первой операцией их была атака на идущий к фронту гитлеровский эшелон, по которому они открыли пулемётный огонь из засады. Радости ребят не было границ: это был их первый счет убитых оккупантов.
    
     Во многих  населённых пунктах Минской области, также как и в других областях Белоруссии,  создавались подпольные организации, которые активно работали по формированию вооружённых групп и партизанских отрядов. В эту пору в оккупированных районах осели многие попавшие в окружение местные и неместные воины Красной Армии. Под разными предлогами приписывались они в деревнях, за что и получили название «приписники». В большинстве своём  это были стойкие и решительные люди, готовые открыто взяться за оружие. 
    
     Возникали и росли, налаживали взаимосвязь  подпольные партийные и патриотические группы. Для централизации руководства партизанским движением большое значение имело создание в мае 1942 года Центрального, а в сентябре – Белорусского штабов партизанского движения. Во главе ЦШПД стал первый секретарь ЦК Коммунистической партии большевиков Белоруссии П.К. Пономаренко, а  Белорусского  ШПД -   второй секретарь ЦК КП(б)Б   П.З. Калинин.
     Действия подполья создали предпосылки для более широкой вооруженной борьбы. Советский патриотизм и ненависть к захватчикам, наличие боеспособных групп, готовых к выходу в лес, требовали активных действий от жителей оккупированных территорий. И конечно, большую роль в активизации, в подъёме настроения людей, в мобилизации их на борьбу сыграл разгром  немецко-фашистских орд  под Москвой. В конце января 1942 года был создан партизанский отряд «Разгром». Примерно в это же  время начался уход в лес групп приписников и местных жителей, действовавших в подполье самостоятельно. За первыми боевыми группами появлялись всё новые и новые отряды, командовали которыми, как правило, офицеры. Потом они оформились в «Непобедимый», «Искру», «Большевик», «Красное знамя», «Ураган», «Штурм», имени Чапаева и десятки других прославившихся подразделений народной партизанской армии.  Никакие опасности не могли остановить развёртывание партизанской борьбы. Всё больше отрядов действовало в лесах Беларуси, с каждым днём они становились многочисленнее и боеспособнее. И чем активнее шла эта партизанская борьба, тем быстрее она набиралась сил, вовлекая в себя практически почти всё население. Весь опыт партизанского движения убеждал: чем активнее действовали отряды, тем выше был их авторитет у населения, теснее связи с ним. Чем больше помощи в защите от налётов гитлеровцев партизаны могли оказать жителям деревень, тем охотнее они пополняли партизанские ряды, тем быстрее росли и крепли отряды. Боевые успехи народных мстителей явились весомой помощью фронту, ускорили победы Красной Армии и приход её в Белоруссию.

      Антифашистская борьба на территории нашей республики была поистине массовой. 1108 партизанских отрядов объединяли 374 тысячи народных мстителей. Во всех городах и крупных населённых пунктах действовали подпольные партийные, антифашистские организации и группы, которые насчитывали свыше 74 тысяч патриотов. В антигитлеровской борьбе плечом к плечу  сражались сыны и дочери 67 национальностей Советской Родины. Более 120 тысяч партизан и подпольщиков Белоруссии награждены орденами и медалями  СССР. Из  них 87 удостоены высокого звания Героя Советского Союза, в том числе 9 женщин.
   
      О значении партизанской войны, о вкладе народных мстителей в Победу красноречиво говорят цифры. Партизаны Белоруссии пустили под откос 11 128 вражеских эшелонов  и 34 бронепоезда, разрушили почти три тысячи километров железнодорожного полотна и свыше 7300 километров линий связи, уничтожили 819 железнодорожных и 4710 других мостов,  более 300 самолётов, 1135 танков и бронемашин, почти 19 тысяч автомашин, 438 орудий,  939 складов, разгромили 948 штабов и гарнизонов врага, убили около 470 тысяч и ранили почти 140 тысяч гитлеровцев. В том числе убито 47 важных фашистских чинов. Взято в плен примерно 18 тысяч солдат и офицеров врага.

      Мы никогда не хотели войны. Все планы и помыслы нашего народа – о мирном будущем страны. И мы страстно, самоотверженно отстаиваем мир. Но еще есть на Земле силы, которым нужна война, и только война. Эти силы называют по-разному: империализм и неонацизм, колониализм и реваншизм.  Суть их одна, знакомая  нам фашистская суть. Все эти силы – прямые или косвенные – наследники гитлеровского фашизма, гитлеровской политики, гитлеровского мировоззрения. Эти силы постоянно стремятся развязать новую кровавую бойню. И для того, чтобы отстоять своё будущее, нам нужно быть готовыми повторить подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне. Надо, чтобы нынешнее поколение стало не только наследником славы, но и наследником героизма, отваги, самоотверженности своих отцов и дедов.