9. Часть 2. Земля. Глава 2. Рыбаки

Александр Богуш
          Глава 2.
       Р Ы Б А К И.
                Вначале было Слово. Ждите Слова
                Откроется оно.
                Что совершалось - да свершится снова,
                И вы, и Он - одно.
                З. Гиппиус
                ~ 1 ~
Вам доводилось перед самой летней зорькой,
Когда туман клубится над речной косой,
Вдыхать настой из трав чуть от полыни горький,
С лугов напоенных предутренней росой.

В тиши восток ещё готовится к рассвету,
А за рекой в селе уже дудит пастух.
Жаль, скоротечные достались ночи лету -
Едва сгорел закат, как вновь кричит петух.

Давно за полночь. Костерок хрустя чуть тлеет.
С реки прохладой дышит лёгкий ветерок,
И ореол вокруг Луны уже тускнеет,
И летней ночи истекает краткий срок.

На мелкой зыбке речка всё ещё качает,
Как на весах, дорожки лунной серебро.
Лениво сонный пёс ворчит на шустрых чаек,
Табун с ночного переходит ерик вброд.

             ~ 2 ~
Мои друзья ещё похрапывают лихо
На сон, устроившись, в близи костра, кто как:
<<Фома>>, - Иван Фомин бормочет что то тихо,
С ним, рядом спит Семён, по прозвищу <<бурлак>>.

<<Бурлак>>, - гигант, но неуклюжий, как подросток
С длиннющей шеей на буслаевских* плечах.
В его руке, стакан гранённый, как напёрсток -
Он раньше сталь варил в мартеновских печах.

Раскинув руки, и во сне борясь с судьбою,
В тельняшке штопанной, уткнувши в беску* нос,
Как амбразуры всей земли закрыв собою,
Спит Юрка-<<море>>, бывший северный матрос.

А ближе к речке, возле бакена гнилого,
Где смерчем кружит мошкары жужжащей рой,
Спит сам <<Бугор>> на сене маленького стога -
Исхак Ароныч, - <<равви>>, - главный наш герой.

*Василий Буслаев - герой-богатырь новгородских былин.
*Беска - у моряков ласково-уменьшительное название
                бескозырки, форменного головного убора.

              ~ 3 ~
Мне нужно было перебраться через реку,
Но дед, паромщик, больно слёзно попросил:
-<<Погодь до завтрева?! Уважся к человеку?!>>
К тому ж <<отпробовать ушички>> пригласил.

Я не спешил и деда с радостью уважил.
Он жердью подпер дверь, кряхтя и матерясь:
-<<Всю жисть пахал, а только енту будку нажил-
Любой работы не чурался отродясь.>>

Потом он чиркал, отсыревшей видно, спичкой...
Я дал ему от зажигалки прикурить
И подарил её. Он с въевшейся привычкой
Подобострастно стал меня благодарить.

Достал <<поллитру>> из какой-то кучи хлама;
Полой рубахи очень тщательно протёр:
-<<Пора итить. Исхак Ароныч точно тама -
Я вижу хлопцы разожгли уже костёр.>>

Он, протянув бутылку мне, сказал лукаво:
-<<Негоже в гости без гостинчиков итить!>>
Ещё порылся в куче, только дальше справа:
-<<Вот де родёмая! А то чяво тут пить?!>

Мы наконец пошли. Уже почти стемнело.
С реки гудка донёсся хрипленький басок.
Старик ворчал и матерился то и дело:
И на камыш, и на тропу, и на песок...

Не доходя костра шагов примерно тридцать
Паромщик стал зачем-то жалостно кричать:
-<<Привет! Бог в помощь! Енто я, - пожалте брица.
Извольте, братцы, гостя милава встречать!>>

-<<Чего орёшь, <<Харон>>? Известное ведь дело:
Твой мат и кашель знают все уже окрест.
Ну вечер добрый! В срок ушица подоспела,
<<Ласкаво просымо>> к столу, всем хватит мест.>>

             ~ 4 ~
Я опущу саму прелюдию знакомства,
Но об ухе хочу сказать хоть пару слов.
Издревле Русь известна ширью хлебосольства,
Размахом пиршественных, дружеских столов.

Конечно был судак, лучок и про петрушку
Не позабыли, и рахманки* с осетра,
Но вот в конце в уху хлюпнули водки кружку!
Потом воткнули головешку из костра!

*Рахманки - на рыбацком сленге внутренности,
                очищенные от кишек.

Да, я был тоже удивлён таким рецептом,
Но вкус! А запах! - да о чём тут говорить!
Теперь я пользуюсь Ароныча секретом
И всем советую, как он уху варить.

Все пили юшку с кружек, - здесь не любят ложки
И обжигали пальцы сочным судачком,
А хлеб в ладонь сметали, весь, до малой крошки -
На генном уровне им голод был знаком.

Беседа наша под ушицу да под водку
Не отличалась, в общем, значимостью тем.
Под тост: <<Побудем!>>, - <<опрокидывали сотку>>
И продолжали обсуждение проблем.

               ~ 5 ~
-<<Вот ты, Ароныч, знаешь всё - ответь мне честно:
Что за житуха в нашей долбанной стране?
Ты по-простецски разъясни,- мне интересно:
Как немцы в полном шоколаде, - мы в г--не?

Мой дед их бил под Сталинградом в сорок третьем,
Потом под Прагой в сорок пятом добивал
И пережив войны кровавой лихолетье
На власти той <<ум, честь и совесть>> уповал.

Я помню шрамы на худом, но крепком теле,
Когда он <<Север*>> на завалинке курил.
Мы ж, пацанва, открывши рты, вокруг сидели,
А дед вздыхая о победе говорил.

*Север - марка самых дешёвых папирос.

Но годы шли, а жизнь его всё не менялась -
Как будто счастье сторонилось наших мест...
И вера в Сталина с годами убавлялась,
А там Никита на вожде поставил крест.

<<Застой>> в стране сменили в раз на <<перестройку>>,
В народных бедах обвинили алкашей.
А дед, из трав, на самогонке, пил настойку
И зло шутил: <<Заслуга власти, что нет вшей.>>

До <<демократии>> не дожил дед мой - помер
На довоенной койке, НЭПмановских лет,
Сжав в кулаке, газеты << В бой>>, затёртый номер,
Тот, где ему комдив вручает партбилет.

Ну поменялась власть. И что? Народу лучше?
Какой там чёрт! Чем выше глянешь - круче вор.
Ведь наша Родина, страной была могучей,
А разорвали в клочья, хищники. Позор!

Потом нам ваучеры дали идеотам:
-Бери богатства часть, но правильно вложи!
А где оно, богатство нажитое потом?
У <<абрамовичей>>, Ароныч? Так? Скажи.>>

-<<Всё так. Всё так. Ты Юрий прав. Здесь нет двух мнений.
У Абрамовича в карманах не сквозняк,
Да и премьер, который русский без сомнений,
По слухам, вовсе не такой, как ты бедняк.

Что так живём, сынок, причин конечно много.
Они с времён Христа известны всем давно:
Мы беспощадно судим наших ближних строго,
Забыв из глаза своего извлечь бревно.

               ~ 6 ~
Представь, сынок, что как и мы, под вечным небом,
На Иордане пару тысяч лет назад
С Христом мечтали, за ушицей с чёрствым хлебом
Три рыбака, преобразить мир в райский сад.>>

-<< Ну ты даёшь, Ароныч! Что ж Христос рыбачил?!>>
-<<Нет, брат Фома, известно - плотником он был...>>
-<<Фома, не влазь! Ты б лучше всем по сотке нАлил.
Встряёшь кругом, а про обязанность забыл!

Ты продолжай <<Бугор>>, а ты молчи и слушай!
Вот вечно ты воткнёшь какой-нибудь вопрос.
Подлей ушицы свежей гостю, сам покушай.
Какая разница кем был Иисус Христос?!>>

-<<Кем был Он - нужно знать, но всё ж не в этом дело.
Поговорить хотелось с вами о другом:
Что жить мешает и о том, что наболело,
Что власть с народом поступает, как с врагом.

Тогда Израиль был под тяжким гнётом Рима.
Народ был нищ, бесправен, как у нас сейчас.
И власть империи была несокрушима!
Да, там был Рим. Ответьте: кто же грабит нас?!

Все мы народ, причём народ страны великой!
Есть кем гордиться, почитать и уважать.
Мы жили чуть не век под большевистской кликой,-
Теперь вот будем демократию рожать.

Спросите: -кто же правит нами так умело?
Быть может Фриц из Кёльна? Вашингтонский Джон?
А вдруг вождя, незахороненное, тело
Смердит и им кремлёвский воздух заражён?

А что чиновники сплошь инопланетяне?
У них решать проблемы наши время нет?
Учителя, врачи, таксисты...- марсиане?
К нам бездуховность занесли с других планет?>>

-<<Бугор, к чему ты клонишь? Что-то непонятно.
Тебе в гробу уже завидует Платон.
Ты, без еврейских штучек, объясни нам внятно,
Чёрт подери! К чему здесь Фриц... и Вашингтон?!>>

-<<Не кипятись, Иван, а постарайся вникнуть.
Вот ты намедни, помнишь, жаловался мне:
Что сын грубит тебе, на бабку может крикнуть
И ты жалел, что поздно вспомнил о ремне.

Представить можешь? Вырос сын. Стал бизнесменом...
-<<Ты что, Ароныч? Мой Колян крепыш, атлет...
-<<Штангистом станет, пусть хоть трижды рекордсменом
И будет груб, как ты...
-<<Ему ж двенадцать лет...>>

-<<Культуру, веру, доброту, любовь, духовность
Своим примером, не ремнём, поверь словам,
В семье лелеют, как реликвию, как ценность -
Тогда не станет твой сынок - не рвач, не хам.

Ох нелегко, Иван, примером быть сынишке!
Ребёнок зеркало семьи - всё видно в нём
И отразишься ты, как есть, в своём мальчишке,
Как в нашей речке - берег, тихим, летним днём.>>

-<< А ведь и в правду говорят: умны евреи!
Ну это ж надо, как <<Бугор>> всё разложил.
Давайте выпьем! Вдруг мы станем чуть мудрее,
Как наш Ароныч...
-<<Дельный тост ты предложил!

               ~ 7 ~
<<Харон>>, чего молчишь? Задумался паромщик?>>
-<<Да што братки, об чём тут можно говорить...
До чистки речки жил у нас Михалыч,- кормчий,
Так тот уху, Исхак, как ты умел варить!

Но вот те нате, речь и вовсе не об ентом.
Он тоже вумный был, об жизни рассуждал.
Не лез в карман, Михалыч, значить, за ответом
И мысль ажурно так, по-русски, выражал.

Михалыч так судил: - всему виною бабы.
Их жадность вечно нас доводит до беды.
А мы, охочие до их, и в ентом слабы.
Вот Еве, на хрен нужны были те плоды?

Потом рассказывал про ентава... Ателу.
Ну про таво, што бабу в гневе придушил.
Хочь он и маврой был, - а всё решил по делу,
И всё ж дурак!- себя ведь нАшто порешил?

Был случай. Выпимши Михалыч был малеха;
В его барже сидели, в той, что на пляжу ;
Он говорит: <<Махнём по соточке, коллега,
Я, брат, тебе про Иоанна расскажу.>>

Вот значит братцы...>>
-<<Ты, <<Харон>>, давай по сути.
Баржа мы знаем где, и пляж, и речвокзал,-
Поближе к теме и поменьше всякой мути.
Глаголь о том, о чём Михалыч рассказал.>>

-<<Я ж, значить, братцы, балагур хочь и хреновый,
Зато вот памятью Господь не обделил.
Я не Михалыч,- тот рассказчик был толковый,
Фома, ты б соточку, для связки слов, налил?

Тому две тыщи лет, а времечко не смыло
Об Иоанне память в нас до ентих пор.
Ему за тридцать с небольшим перевалило,
А для него уже заточен был топор.

Тогда тетрархом в Галилее был Антипа.
И ентот старый хрыч - влюбился, как юнец.
А в позднем возрасте любовь - по хлеще гриппа
Башку срывает и мозги мутит в конец.

Антипу, жинка брата - в раз приворожила:
То стервь была, каких не видел белый свет.
Она причиной лютой смерти послужила -
За то злодейство ей в аду держать ответ.

Хотя, что ей? Она сама исчадье ада.
Антипа Ирод, жинку бросил из-за ей.
Ему ж племянницей была Ироиада,-
Кровосмесители они сказать точней.

Народу енто было очень не по нраву:
Из нор своих он шепотком их осуждал.
А Иоанн, тогда уже имевший славу,
Клеймил в открытую и спуску не давал.

Его, конечно, впереди ждала <<награда>>-
Ведь ента фурия ему решила мстить...>>
-<< Я не пойму: кто эта Ира, что из ада?
За что народ её пытался осудить?>>

-<<Опять <<Фома>>! Ну это ж, братцы, наказанье!
За что! За что! Ну ты тупой, прости, <<Фома>>,
Включи мозги! Нажми на кнопку где вниманье.
Нельзя ж тупее быть, чем у баржи корма.

Но в общем правда, ты, <<Харон>>, плохой рассказчик:
Я сам запутался маленько - кто есть кто?>>
-<<Так енто ж было так! Я штоль для их указщик?
Вот <<равви>>, он, доскажет, ежли што не то...>>

-<<Да ты рассказываешь всё довольно верно:
И имена и тех событий страшных, ход.
Ведь люди также поступали мерзко, скверно
Как и сейчас. Таков наверное наш род.>>

-<<Так что же дальше?>>
-<<Случай выпал. В день рожденья,
Когда все Ирода устали воспевать,
Ироиады дочка, в виде поздравленья,
Чтоб ублажить гостей, решила станцевать.

              ~ 8 ~
Пошла на пальчиках, как серна, грациозно,
От всех укрыв глаза в тени густых ресниц.
Как вдруг встряхнула головой, взглянула грозно
И полыхнули очи пламенем зарниц.

Темп, ускоряясь зал наполнил дикой страстью,
Водоворотом, смерчем бешено вскружил,
Как беспощадный рок несокрушимой властью,
Гостей сердца и души, к ней приворожил.

Свистели флейты, лиры струнами звенели,
Трещали бубны сухо, словно хруст костей;
От рёва дьявольского лица багровели
У трубачей и от вина у всех гостей.

По стенам каменным средь факелов чадящих
Метались тени будто ведьмы над костром;
Играла похоть на губах, в глазах горящих
Костры чистилища средь царственных хором.

Вскипала кровь у седовласых сластолюбцев
Всё позабывших: и приличие, и сан.
Резвился дьявол овладев толпой безумцев,
Обнять мечтавших Саломии хрупкий стан.

Пот заливал глаза, лоснились жиром щёки,
С бород, как кровь текло вино на животы;
В беззубых ртах рождались сальные намёки
И жрали, с вертелов куски ягнят, скоты.

-<<Проси, что хочешь! Я твой раб и эти люди.>>
Орал Антипа, заглушая пьяный гам.
-<<Вели, чтоб голову Крестителя на блюде
Твой страж немедленно принёс к моим ногам!>>

Она исполнила приказ Ироиады.
Что Саломия? - лишь орудие в руках
Коварной хищницы, незнающей пощады, -
Исчадью ада и гореть в аду в веках!

Так жизнь окончил величайший из пророков,
Став первым мучеником Веры во Христа.
Он звал весь мир к искоренению пороков,
Учил, что жизнь без веры в Господа, - пуста!

              ~ 9 ~
Вот, что понять я не могу, как ни пытался:
Тех, кем гордиться нужно нам и подражать,
Кто звать нас к свету, к правде, к истине старался-
Мы непременно, как врагов, должны сожрать.

Каннибализмом человечество болеет.
Губя в грядущее своих поводырей
О процветании каком-то думать смеет?!
Мы с каждым днём несёмся к бездне всё быстрей.

Вот Иоанн уже тогда взывал к народу
Чтоб <<покаянья сотворил достойный плод>>.
И что ж? Его казнили! Был Спаситель продан!:
-<<На крест! Распни Его, Пилат!>>-орал народ.

Как изуверы, люди с гиканьем и смехом,
Над Ним глумилась не боявшись ничего!
С тех пор над всякою толпой беззвучным эхом
Я слышу страшное: <<Распни! Распни Его!>>

Распят Андрей и Пётр. Потом на крест - Симона.
Филипп - распят. Фома - зарублен. Всюду грех!
Зло расцвело под покровительством закона!
Нерон сжигал христиан <<законно>> для утех!

Теперь не жгут, голов не рубят, не стреляют.
Теперь кресты лишь для соборов и церквей,
Но много меньше стало тех, кого сжирают -
Чем дальше, - люди равнодушней и черствей.

Мы говорим о Боге! - будто о соседе.
Нас покидает Дух Творца - душевный свет.
Мы, как с товарищем в обыденной беседе,
Так, невзначай, как другу - Богу шлём привет.

Мы и живём, так, невзначай, без чувств глубоких:
Как будто веруем в Творца? Как будто - нет...
Как будто любим, но всё больше одиноких...
Как будто Землю бережём от разных бед...

Во всём <<как будто>>. Полумеры, полу-чувства...
Мы даже полуненавидим и врагов...
Полу-кино, полу-стихи, полу-искусство...
Я в этом <<полу>> вижу цельность двух рогов.>>

-<<Всё в точку! Прав Ароныч! Грустно и тоскливо
От безразличия друг к другу у людей.
Вокруг народ, толпа, а как-то сиротливо.
Хреново, скучно жить без цели, без идей...>>

-<<Идея!? Что ж, она зовёт и вдохновляет,
Но разуверился в идеях наш народ.
Красив флакон снаружи, а открой - воняет:
Шли... Шли... - тупик. И цель не та... и вёл урод.>>

Умолк Ароныч. Закурил. Стакан подставил...
<<Фома>> разлил бутылку. Выпили молчком...
<<Харон>>, закашлявшись о чём то прогнусавил,
Укрыв всё матом, в темноту скользнул бочком.