Поэт это судьба

Нурид Турлуев
Недавно в общеобразовательной школе №1 села Мартан-Чу прошла презентация нового сборника стихов Нурида Турлуева «Счастье радостного дня». Это вторая книга поэта: первая «Слезы в мире подлунном» — увидела свет в 2012 году. Между ними «расстояние» всего лишь в год, но автор сделал заметный шаг в росте поэтического мастерства.

«Его творчество пришлось по вкусу любителям и ценителям поэзии, — пишет директор Грозненской центральной библиотеки Сацита Исраилова во вступительной статье. – В выпуске книг Нуриду очень помогал известный чеченский поэт и писатель Абу Исмаилов, — кстати, он и посоветовал молодому автору выпустить сборник. Из сказанного следует, что сам он не собирался издавать книги, — поэзия была для него своеобразной отдушиной в те непростые годы. Хотя в стихах Нурид не стремился поразить яркостью красок, красотой и возвышенностью чувств, эмоциональной силой, но они живописны и точны. Все написанное автором – свободный и доверительный рассказ о пережитом, о своих воспоминаниях детства, юности. В них вдохновение, монологи о любви, о дружбе, смысле жизни. Иллюстрируя стихами свою жизнь, Нурид создает лирический портрет собственной души. Ему удалось точно передать состояние, при этом поэт не углубляется в смысл происходящего, но интонацией, трепетом верно подобранного слова производит невероятно сильное впечатление».
Нурид Хусаинович Турлуев родился 9 сентября 1969 года в селе Мартан-Чу Урус-Мартановского района ЧИАССР в семье сельского труженика. Отец, Хусейн Турлуев, много лет проработал чабаном. Мать, Марет Бекбулатова, домохозяйка, мать-героиня, из чего следует, что семья многодетная – семеро братьев и три сестры. Нурид был средним ребенком в семье.
Детство Нурида прошло в Калмыкии, куда уехала его семья, когда ему было 4 года. В 1976 году поступил в первый класс Тавн-Гашунской средней школы Калмыцкой АССР. Проживал в интернате вдали от родительского очага вместе со своими старшими братьями и сестрой. Долго не мог привыкнуть к казённой интернатской жизни, с трудом налаживал отношения со своими одноклассниками и интернатскими сверстниками. Вёл уединённый, замкнутый образ жизни. Воспитатели относились к Нуриду как-то по-особому вежливо и заботливо, не так, как к остальной массе ребят. А интернатские поварихи в столовой втайне от других часто угощали его свежим хлебом и сгущённым молоком. В семидесятые годы это было большой поблажкой.
Первые три класса он закончил очень слабо, не знал русского языка и не понимал, что от него требуют учителя. Но, начиная уже с 4 класса, усвоив язык обучения, стал учиться очень хорошо, по успеваемости стал лучшим учеником в классе. Теперь уже на школьных линейках часто называли его имя среди лучших, как гордость школы.
В школьные каникулы нередко приходилось пасти отару, помогая родителям. Эти бескрайние степи, загадочные барханы, палящее солнце полупустыни, лазурно-чистые небеса и постоянное завыванье степного ветра навсегда запало в душу будущего поэта. Иногда ему приходилось ночевать с кем-нибудь из своих братьев прямо под открытым небом рядом со спящей отарой. Степные просторы, по которым, не ведая границ, носились суховеи, и огромный ночной шатер, опрокидывавший на землю черный бархат, усыпанный звездами – эти картины даже подростка настраивали на философский и поэтический лад. Тем более такую тонкую натуру, как Нурид.
С 1980 года Нурид учится в Мартан-Чуйской средней школе, куда переехала его семья. На новом месте учёбы он сразу же улавливает огромную разницу в уровне преподавания, хотя учителя были образованные и преданные своей профессии. Много-много лет он откровенно будет скучать по своим старым педагогам.
В 1987 году, с отличием окончив Мартан-Чуйскую среднюю школу, он поступает в Рязанский радиотехнический институт (кстати, на сегодняшний день — единственный радиотехнический университет в России) на факультет электроники, который с успехом заканчивает в 1993 году и получает диплом инженера электронной техники по специальности «Промышленная электроника».
С 1995 года и по настоящее время работает в сфере энергетики Чеченской Республики, а с октября прошлого года является начальником Старопромысловского производственного участка ОАО «Чеченэнерго».
Женат, воспитывает пятерых детей: старший заканчивает школу, а младший ходит в садик, ему 4 года.
Стихи пишет со школьной скамьи — весной 1987 года ребят повезли на экскурсию по Лермонтовским местам в города Кисловодск и Пятигорск, откуда Нурид вернулся, полон поэзии. Увлеченно писал вплоть до лета 2002 года. За это время он написал большое количество лирических стихов, которые до недавнего времени пролежали в его личном архиве безо всякого внимания с его стороны. Не раз им овладевала мысль уничтожить свой архив, но какая-то неведомая сила удерживала его от этого шага.
Поводом для издания двух сборников стихов послужила случайная встреча Нурида Турлуева с известным чеченским поэтом и прозаиком Абу Исмаиловым. Однажды Нурид отважился показать ему свои черновики. Абу внимательно ознакомился с ними и дал положительное заключение, добавив, что при определённой редакторской доработке можно было бы издать их отдельным сборником. Эта идея Нурида заинтересовала и вскоре он принялся за работу. Такова история появления на свет двух поэтических сборников молодого автора.
Как и водится, лучшие стихи автора – лирические. Именно в этом цикле он раскрывается наиболее полно.
Люблю гулять на бархатном лугу
И слушать в дождь его невнятный лепет…
Небесный мостик, сложенный в дугу,
Как ты красив, как ты приводишь в трепет!
А сердца зов немолчный – он со мной.
А гулкий шум сильней в крови играет,
Являя мне, как сон, живой мечтой
Твою тревогу, что границ не знает.
Зачем ее, души моей Царица,
В ночи глухой, где тайны, божество,
В груди пригрела? Снова небылица!
Справлять не дай ей жизни торжество!
Тебе, спускаясь с неба сини ниже,
Скажу за милый, светлый образ твой,
Что вряд ли был тебе душою ближе,
Когда б сегодня рядом жил с тобой!
Несмотря на нотки грусти, нередкие в поэтических строках, поэзия Нурида светла и лучезарна. Она о любви, о дружбе и, конечно же, о родине – о земле предков, без которой он не мыслит своего существования. С ней он прошел все испытания, взлеты и падения, с ней начинал путь к мирной, созидательной жизни.
Но в тягостном забвенье,
И в беспросветной мгле
Лишь жизни возрожденье
Пусть будет сниться мне…
На этой мажорной ноте мы и завершим наш рассказ о молодом поэте. Хочется от души пожелать ему новых творческих успехов.

Умиша Идрисова

Просмотров: 246 Опубликовано: 18.01.2014 17:52