праздник фронтовой поэзии

Елена Ушакова Таланова
Героическая действительность – чтобы сохраниться
в памяти народной, нуждается в подтверждении и закреплении искусством,
без этого «она как бы еще не совсем полна и не может
с полной силой воздействовать на сознание людей»
А.Твардовский

На самой высокой точке Саратова возвышаясь над повседневностью, парят двенадцать серебристых журавлей, напоминая нам о воинах, погибших на полях сражений. Воспетая в поэтических строках Расулом Гамзатовым журавлиная стая воплотились по замыслу Юрия Ивановича Менякина в камне и металле в парке Победы на Соколовой горе.  Здесь время не властно над прошлым.
Стихи о  войне тоже похожи на памятники погибшим. Они учат молодое поколение любви к Родине, стойкости в испытаниях, учат высокой нравственности на примере отцов и дедов. Поэзия в годы войны стала самым популярным жанром. В стихах военного времени слышится крик и боль, но не одного поэта, а всего народа.
К 70-летию победы в Великой Отечественной войне Саратовский государственный музей боевой и трудовой славы организовал областной конкурс фронтовой поэзии «Стихи как летопись войны». Уже в пятый раз конкурс собрал учащихся муниципальных образовательных учреждений, студентов высших и профессиональных  образовательных учреждений. 77 организаций из 12 районов Саратовской области подали заявки на участие в празднике фронтовой поэзии, приуроченном Году литературы.
Война и поэзия. Казалось бы, нет более противоречивых понятий. Вопреки  поговорке «Когда говорят пушки - музы молчат» в годы испытаний музы - вели бой, становились оружием, разящим врагов. Слово на войне иногда стоило жизни и звучало как никогда весомо. Организаторы и участники конкурса обратились к фронтовой поэзии, чтобы вместе с писателями и поэтами военной поры, вспомнить тех, кто сражался с врагом, защищая Отечество. О «Варварстве» и  «Черством куске», «Письмах с фронта» и «Зенитчицах»,  десятилетнем «Воре» и «Итальянце» читали подростки. Каждое из произведений освещало какую-то одну грань войны, но вместе они создавали поразительного размаха картину, запечатлевшую обрушившуюся на страну беду и величайшее мужество народа. Члены жюри, среди которых известные в Саратове поэты: Гульсара Туктарова – руководитель поэтического клуба «Возрождение», Елена Потапова – исполнительный директор поэтического проекта «Возрождение», руководитель поэтического объединения «Метамарфозы», Светлана Барбье-Тамарина – руководитель чтеца «Миг» имени Алексея Закутаева» отметили высокий уровень исполнительского мастерства участников. Никого не оставило равнодушным выступление Решетовой Анастасии – учащейся  Губернаторского автомобильно-электромеханический техникума. Жюри удостоило ее диплома 1 степени.  Высоко было оценено и выступление учащегося средней общеобразовательной школы № 24 Фролова Алексея. Символично, что  Алексей выбрал для участия в конкурсе стихотворение «Яр» Н.Бажана  о трагических событиях в Киеве в 1941 году, тем самым подчеркивая необходимость сохранения исторической памяти.  Выступление студентки Перелюбского аграрного техникума Самойловой Таисии, талантливо проиллюстрированное кадрами документальной хроники, оставило неизгладимое впечатление. Грамотой за лучшее исполнение авторских стихов и сохранение семейных традиций был отмечен учащийся средней общеобразовательной школы № 70 Анашкин Кирилл. Стихотворение «Есть память, которой не будет забвенья…» написанное Кириллом и его родителями посвящено памяти защитников Родины. Вершиной праздника стало выступление Лауреата конкурса ученика гимназии № 34 Никиты Серова. Отрывок из поэмы Александра Твардовского «Василий Теркин» прозвучал ярко, звучно, музыкально.
Книги всегда выступали хранителями памяти поколений. Иностранные журналисты в годы Великой Отечественной войны свидетельствовали, о том что «Россия, пожалуй, единственная страна, где стихи читают миллионы людей…». И сегодня стихи о войне звучат остро, злободневно, ведь написаны они о самом важном – о любви, Родине, верности и дружбе.