Роль общественного сознания в формировании личност

Александр Шелехин
     Общественное сознание оказывает значительное влияние на формирование личности. Это влияние происходит в самых разных формах и проявлениях материально-вещественной среды обитания, через мораль, религию, национальные традиции, искусство, межэтнические контакты, культурные ценности, разные модели воспитания человека и т.п.. Например, в западном обществе, где преобладает христианство с его принципами ненасилия и свободы выбора, моральная атмосфера способствует более полнокровному развитию личности и всего общества. На Востоке, где принципы религиозной жизни иные, общество менее свободно и менее демократично. Так, подчиненное положение женщин на Востоке тормозит развитие и общества, и человека, так как примерно половина населения не принимает активного участия в общественной жизни.

     Данные социологического исследования в США показывают, что больший доход и заработную плату имеют японцы, перенявшие американский образ жизни. Это говорит о том, что произошло наложение японского id (бессознательного)  и ego (сознательного)  на американское super-ego (общественное сознание). В России же до 1917 года лучшими капиталистами были выходцы из старообрядческих семей, раскольников.

     Изначально на общественное сознание того или иного государства влияют географические и другие природные факторы. Плотность населения на Востоке была больше, следовательно, и человеческая жизнь там ценилась меньше. Отсюда вытекает восточный деспотизм. Особенности России в том, что она находится между Западом и Востоком, и все время ищет свой особый путь развития. Славянофилы, высказавшие такое мнение, потерпели идейное поражение из-за последовавших экономической реформы 1861 года.. В результате, западный путь исторического развития в экономике и восточный в политике Николая 2 и его окружения привел Россию к революции. В ХХ веке революции проходили там, где держались за старое, как особенность своего развития (например, в России, Иране, Турции, Мексике, Китае). Если же в общественном сознании (super-ego) произошли значительные изменения (например, европеизация), то это приводило к качественному скачку в развитии (например, в Японии).

     В материальной культуре общества значительные, а иногда и незначительные изменения в моде, стереотипах поведения, организации внешней среды могут привести и к изменению состояния духа людей и даже общественного сознания на уровне психологии. Например, Петр 1 приказывал вместо кафтанов с длинными рукавами одеваться в европейскую одежду и самолично стриг бороды приближенным.

     Этим он хотел показать не сколько необходимость изменения в манерах поведения, сколько необходимость изменений в сознании людей и общества. Если мы обратимся к нашему времени, то увидим, что одежда также  способствует изменению стиля поведения, приоритетных ценностей , как и во времена Петра. К примеру, девушка в брюках  может позволить себе перелезть через забор, чтобы сократить путь. В короткой юбке она  вряд ли решится на это. Да и вообще женщины, взяв одежду из мужского гардероба,
часто выполняют мужские функции.

     На западе сейчас модна идея свободного воспитания Ж.-Ж.Руссо. И дети часто кажутся там совершенно невоспитанными и некультурными. Они кричат, громко смеются, ни за что не уступят место пожилым людям или девушке, и никто их не одергивает. В таком поведении есть и положительное: свобода снижает количество неврозов. Но когда дети подрастают, они начинают корректировать свое поведение, беря за образец поведение взрослых. В результате  вытесненный невроз приводит к улучшению психологического состояния.

     Ребенку приходится выбирать между своими стремлениями (id, либидо) и общественным сознанием (super-ego), которое формируют семья, детский сад, школа, сверстники, средства массовой информации (радио, телевидение,
газеты, журналы, книги, интернет). Его собственное сознание (ego) из всего вышеперечисленного выбирает то, что ему ближе, то, что ему принесет больше удовольствия, или то, что обусловлено общественным мнением. »Каждый слышит только то, что понимает»(И.В.Гете).

     Общественное сознание говорит о том, что ребенок должен быть наказан за свой плохой поступок. В этом случае важно отрегулировать систему наказаний и поощрений. К сожалению, родители часто воспитывают своих детей так, как и их воспитывали, и это оказывается неэффективно. Воспитание «маменькиных» сынков и дочек также может привести к нежелательным последствиям, как и суровое воспитание. Эгоистически воспринимающие себя и мир и могут оказаться изгоями в классах, детских коллективах, потеряв удовольствие общения. Это возможно тогда, когда их ego не готово к отказу от своего центрального и привилегированного положения в коллективе.

     Учителю и воспитателю следует учитывать необходимость справедливого ровного и равного отношения ко всем детям. Такое отношение может повысить его авторитет.  Если  же он будет кого-либо из учеников выделять,
приближать к себе, это неизбежно приведет к конфликтам. Всякая дифференциация отношения к ученикам должна быть обоснована.

     Часто ребенок повышенное внимание уделяет тому предмету или тому преподавателю, которые ему нравятся. Если же предмет или учитель ему не нравится, то он теряет к ним интерес. Как видите, и здесь много основано на удовольствии, на удовлетворении влечения. Когда же преподаватель дает такой  материал, который, как считает ученик, ему не пригодится в жизни, то возникает конфликт. Необходимо приблизить материал к жизни, заинтересовать детей той или иной ситуацией, явлением, событием. В этом случае проявляется мастерство, талант учителя и воспитателя. У детей же их выбор, их дифференцированность в приоритетах очень часто случайны, спонтанны и ничем не обоснованы.
    Склонность к тому или иному общественного сознания передается обычаями и традициями. Для россиян характерны особые черты мышления – экзистенцианальность (излишнее доверие к бытию), иррациональность и романтизм. Перефразируя Декарта, можно сказать, что символ веры означает: я существую, значит, я мыслю. В нашем мышлении также присутствуют мистический реализм и утопизм. Нам бы хотелось без всяких жертв, «без труда вытащить рыбку из пруда» и по щучьему велению перейти к всеобщему благоденствию. Именно такая вера породила власть большевиков, которые звали народ к коммунизму.

     Русский человек издавна стремиться к тотальности, к цельности, т.е., к идеализму, к поиску идеала. Это было настоящей бедой нашего
исторического самосознания. Нам также характерен антропоцентризм, т.е., стремление поставить в центр мира человека, обладающего изрядной долей того же идеализма. Но надо напомнить, что Иисус Христос в своей Нагорной проповеди говорил: «не нарушить пришел Я, но исполнить закон». Следовательно, исполнение закона жизни должно быть реальным, достижимым на практике. К такому исполнению звал Н.А.Бердяев, когда он перефразировал  тезис Декарта. По Бердяеву он звучал так: я люблю, значит,
я существую». В этих словах заключен смысл русской духовности. Он состоит в следовании Добру и Бескорыстию, в открытости Ego для другого Я, в преодолении индивидуализма. Такой порыв к бесконечному, к духу Бога означает, что человеческое сознание может избавиться от своей разорванности, от своих противоречий. Тем самым связь ego и super-ego перестает быть драматичной. В этой свободе движения к своему идеалу может быть и лежит тайна человеческого Я и обретении им гармонии с самим собой.

     Общественное бессознательное отмечалось у З.Фрейда в работе «Массовая психология и анализ человеческого «Я», где он проследил взаимосвязь стадного с первым уровнем, или бессознательным. Но в ХХ веке при усилении влияния средств массовой информации общественное бессознательное становится особенно актуальным. Поэтому многие стали придерживаться точки зрения К.-Г.Юнга, который разработал учение о коллективном бессознательном, выделив его в отдельный  дополнительный четвертый уровень.

     Сегодня мы видим массовый психоз фанов спортивных команд и поклонников рок-звезд. Они чувствуют удовольствие от того, что являются частичками общей массы, действующей в унисон. Эту энергию болельщики иногда направляют в ненужное русло: бьют стекла, витрины магазинов, переворачивают машины, хулиганят и дерутся между собой. В моде также проявляются стадные чувства, так как люди не задумываются, идет ли им модная одежда и нужно ли обязательно отдавать дань моде.

     В школе, в детском саду, семье также может проявляться коллективное бессознательное. Например, когда никто не хочет убираться, когда массово сбегают с уроков, в случаях остракизма в детском коллективе и т.п..

     Следовательно, коллективное бессознательное в поведении людей являются таким же закономерным явлением, как и индивидуальное. В ego живет и super-ego, и super-id. Тем самым на уровне психологии проявляется великий диалектический принцип: индивидуальное связано с общим через особенное. Не это ли лежит в основе формулы русского менталитета: душа имеет Бога в свободе, которая несет в себе и человеческое, идущее от природы своенравие и божий дух благодати для всех.
2001

P.S.
Id – 1-й уровень сознания (подсознательный, бессознательный)
Ego – 2-й уровень сознания (сознательный)
Super-ego – 3-й уровень сознания ( общественное сознание)
Super-id   - 4-й уровень сознания (общественное бессознательное)