Великий и ужасный Никас Сафронов

Ольга Скубеева
Уже давно прошли времена нищих поэтов и музыкантов,бедных художников и непризнанных гениев.

Во всех областях искусства есть свои выдающиеся личности.Многим талантливым людям их творения принесли известность,успех и материальный достаток.
Десятками тысяч долларов ворочают сейчас эстрадные исполнители,актеры,режиссеры,знаменитые музыканты и другие.Никого уже не удивляет,что в наше время есть миллионеры среди композиторов,кинорежиссеров,актеров,певцов,писателей и т.д.И это никем не обсуждается.А ведь,они тоже,как и художники занимаются искусством,которое,в первую очередь,должно существовать для искусства..

Так,почему же все набросились на известного художника современности Никаса Сафронова и разносят его в пух и прах,видя только конечный результат его творчества и количество денег в банке.Видимо,многие привыкли к такому понятию,как нищий художник и не желают расстаться с ним.

Имя гениального художника Никаса Сафронова известно не только в России,но и за рубежом.В энциклопедии живописи «Мастера портрета»(Вече,Москва,2002 г)его имя занимает достойное место в ряду таких прославленных мастеров портрета,как А.М.Шилов и И.С.Глазунов.Его имя значится и в Оксфордском издании 2000 выдающихся интеллектуалов ХХ1 века»В Великобритании под патронатом английской королевской семьи ему вручили награду»Живая легенда».В США маэстро был удостоен звания»Человек 2004 года»Американским биографами его имя занесено в энциклопедическое издание «Гениальная элита»Сколько у него наград и регалий!Кроме того,его приглашают как почетного гостя на всякие церемонии вручения наград,как ценителя живописи и как выдающуюся личность и т.д.

Каким бы известным и даже модным художником ни был Никас Сафронов ,если бы он писал свои картины на уровне Остапа Бендера из « 12-ти стульев»,(устроившегося художником на пароход),ему никто бы из выдающихся личностей никогда не сделал бы никаких заказов,и не был бы он «живописцем королей»,как Рубенс.И никакое громкое имя его не спасло бы.
И почему гениальный художник,у которого из 1000 его картин по оценкам критиков 50 признаны шедеврами и 10 супершедеврами должен бесплатно раздавать свои творения направо и налево?!

Почему-то в наше время никто не дает постоянных бесплатных концертов,не поет на сцене и не снимается в фильмах и сериалах за «спасибо»,не пишет бесплатно музыку и т.д.И я не согласна,что художник не может продать свои творения при жизни,как результат его труда.Это –его собственность и распорядиться ею он может распорядиться по своему усмотрению.Многие художники в конце жизни передают свои картины в дар городу или музеям.А ,находящиеся в музеях шедевры,это уже достояние народа.Если бы он продавал картины других Великих мастеров,можно было бы расценить это,как торговлю искусством.

Шедевры живописи не должны покупаться и продаваться такими «ценителями искусства»,как «новые русские»,которые ,не имея понятия об искусстве живописи, «ценят»только ее продажную стоимость.МЫ сами гасим «свечу,зажженную перед ликом божьим»,допуская торговлю картинами на аукционах.Любить искусство-это не значит обладать им..Искусство должно принадлежать народу!

И это не значит,что можно поставить в изголовье своей кровати статую Венеры Милосской и любоваться ею днем и ночью.

Бессмертный Павел Третьяков покупал картины не для себя,а собрал шедевры русской живописи для всего русского народа и для всех будущих поколений.А в наше время так можно распродать и растащить по частным коллекциям все галереи и музеи мира!

В настоящее время один только Никас Сафронов как «притча во языцех»,этакий монстр(чудовище),который торгует результатами своего труда, и которого обвинили во всех смертных грехах. ,в то время,как все остальные-ангелы с крылышками.
То он «порнушку пишет»,(хотя обнаженную натуру писали многие Великие художники во все времена),и его сравнивают с Сальвадором Дали,на полотнах которого безумные эротические сюжеты.А его серия «Женщины-кошки»-вообще шок,(несмотря на то,что в древних мифах и сказаниях всех народов присутствовали и кентавры,и русалки,и женщины-птицы,женщины-змеи,и даже женщина-лев и др)

Многие»ценители»искусства обвиняют его в безнравственности ,алчности. Еще он только душу дьяволу не продал!

В истории живописи было много самых разных направлений: Футуриз м,абстракционизм,поп-арт и др.И не все художники писали ангелов,святых и мадонн,как Леонардо да Винчи и Рафаэль САнти.и не все поклонялись античному искусству.Хотя лично я восхищаюсь гением Леонардо да Винчи и всеми Великими мастерами Возрождения и не воспринимаю таких художников,как С.ДалиП.Пикассо,К.Малевич.Но это не значит,что я должна разнести их в пух и прах.У каждого художника свой стиль, свое понимание мира и свои художественные образы.

Среди Великих картин наряду со»Спящей Венерой»Джорджоне,»Тайной Вечерей»Леонардо ,»Сикстинской мадонной»Рафаэля есть и такие как «Демон»Врубеля,»Страшный суд Микеланджело»»Смерть Марата»Жана Луи Давида,» «Прогулка заключенных»Винсента Ван Гога,»Крик»Эдварда Мунка,» «Черный квадрат»Малевича.. К какому бы направлению ни принадлежал художник,значение имеет только его творческая индивидуальность,способность мастера через свой метод,художественную манеру и стиль выразить духовные ценности своременной ему цивилизации.И не так важно,что написано на картине!Важно как написано!И натюрморт может стать шедевром ,и портрет слепой старухи и умирающего старика.И неважно-король или нищий написан на картине или обнаженная женщина.

Художникам,которые писали обнаженную натуру,доставалось во все времена.У Рубенса было столько же страстных поклонников,сколько и хулителей,которые видели в нем лишь певца чувственных радостей и наслаждений,увлеченного только красотой обнаженного женского тела.Особенно досталось картине Эдуарда Мане «Завтрак на траве»,которую посчитали неприличной,так как на картине рядом с одетыми мужчинами была изображена обнаженная женщина.А его «Олимпия»стала предметом самых яростных нападок.Зрители ,привыкнув к «Венере»,как к идеалу женской красоты в далеком прошлом,не хотели видеть красоту в современной женщине,и газеты называли ее «нелепой пародией на тициановску «Венеру Урбинскую».А толпа подвергла ее циничному и дикому глумлению.В настоящее время она занимает свое достойное место в «Лувре».

Как настоящий профессиональный художник Никас Сафронов ,создавая свои шедевры,также ищет красоту и гармонию в современной жизни,а не копирует обнаженных «Венер»и «Данай».В наше время стараются опошлить все:любовь,прекрасные чувства,отношение к женщине.Каждый понимает все в меру своей испорченности.Отсюда и нападки на Никаса Сафронова.И никому нет дела до того,что художник способен прожить «день с любовью в душе»,что он способен чувствовать и понимать прекрасное.
Никому нет дела до того,что он обладает высоким интеллектом,воспитанный,культурный и деликатный человек.,который НЕ «ВОЮЕТ С ВЕТРЯНЫМИ МЕЛЬНИЦАМИ».И он-ВЕЛИКОДУШНЫЙ и ЩЕДРЫЙ ЧЕЛОВЕК.Как все Великие художники ,имеющие материальный достаток,он ЗАНИМАЕТСЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬЮ.(Поставил памятник одному из художников,построил храм,помогает школам,больницам ,инвалидам и многим другим).

И я в своей статье не могу не привести замечательные слова художника,которые говорят о Никасе Сафронове как об умном и достойном уважения человеке: «Считаю,что заработав, даже три копейки,половину нужно отдать на благотворительность, и тогда бог тебе все даст: и талант,и успех,и удачу,и даже любовь»

И я считаю,что бог дал ему почти все.,и что он-ВЫДАЮЩАЯСЯ ЛИЧНОСТЬ,КОТОРАЯ ЗАСЛУЖИВАЕТ ВОСХИЩЕНИЯ!Для меня и для многих других его поклонников ,и настоящих ценителей искусства он-ВЕЛИКИЙ ХУДОЖНИК,А ужасный НИКАС САФРОНОВ для тех, кому не дает покоя его слава, и кто привык считать, что настоящий талант не должен быть сытым и довольным ,и что гениальный художник должен быть непременно нищим!