Роковой выстрел в Лубянском проезде

Валерий Шувалов
            14 апреля 2015 года исполнилось 85 лет с того момента, когда в квартире №12 по Лубянскому проезду в Москве, в 10. 17 утра, прозвучал выстрел, оборвавший жизнь большого поэта, который хотел говорить "во весь голос", но был вынужден постоянно "наступать на горло собственной песне". В тот же день раструбили всему миру, что Владимир Маяковский покончил самоубийством из-за несчастной любви, а также вследствие обострившейся болезни. Эта версия, подвергавшаяся сомнению с самого начала, тем не менее продолжает оставаться доминирующей и по сей день. Однако по-прежнему вопросов в данном случае больше, чем ответов...
            Этой печальной дате было посвящено на этой неделе множество печатных статей, а также радио- и телепередач. Хотелось бы остановиться лишь на двух материалах, проливающих некоторый дополнительный свет на трагедию 1930 года. Это документальный фильм "Последний апрель", показанный в ночь на 15 апреля по Первому каналу телевидения, и аналитическая статья в "Экспресс-газете" (www.eg.ru) от 13 апреля этого года. В обоих случаях читатель и зритель недвусмысленно подводятся к мысли о том, что Маяковский не застрелился в то роковое утро, а его убили, на что указывает целый ряд обстоятельств, многие из которых так и остаются невыясненными.
            В фильме, о котором идёт речь, дочь Маяковского, Патриция Томпсон, живущая в Соединённых Штатах (ей в настоящее время уже более девяноста лет), открыто говорит, что "отец не покончил с собой, а его убили". А известный "маяковед" Светлана Стрижнева считает, что "он спустил курок сам, но это было фактически доведение до самоубийства". Известно, что в последние годы жизни Маяковский стал критически относиться к советской (а точнее: сталинской) действительности, которую воспевал ранее, за ним стали следить, ему было отказано в заграничной визе и фактически была устроена обструкия выставке в Москве, посвящённой двадцатилетию его творчества. Кроме того, "вождь народов" и "любитель поэзии" товарищ Сталин ждал от певца революции поэмы, посвящённой ему, но так и не дождался.
            В картине и статье также рассматривается целый ряд противоречий и загадок, связанных с этим трагическим событием. Вот некоторые из них, в суммарном изложении:
   --- чекисты появились в комнате Маяковского, находившейся напротив здания (В)ЧК - ОГПУ буквально через несколько минут после выстрела, хотя никто из соседей не вызывал милицию, причём вошли они с чёрного хода;
   --- пуля, найденная на полу, не соответствовала калибру обнаруженного там же револьвера, который был, судя по всему, подменён: вместо маузера образца 1914 года за номером 312045, который был подарен поэту чекистом Аграновым, был обнаружен браунинг № 268979. Если это так, то в данном случае можно говорить о подлоге, т. е. о служебном преступлении, на которое почему-то официальные инстанции не обратили внимания;
   --- было изменено также положение тела; первоначально оно, по свидетельству актрисы Вероники Полонской, которая была последней, кто видел живого поэта за несколько минут до смерти, он лежал головой к окну; в момент составления протокола он уже лежал головой к двери (очевидно, с целью доказать, что в него никто не мог стрелять);
   --- Маяковский был левшой, но выстрелил себе в сердце из пистолета, держа его почему-то правой рукой (во что трудно поверить);
   --- в день (само)убийства, т. е. 14 апреля, тело Маяковского было спешно перевезено подальше от Лубянки (чтобы не вызывать ненужных подозрений), в дом на Таганке, где он проживал втроём с Лилей и Осипом Бриками (см. архивное фото). По тогдашним сугубо пуританским временам это была неслыханная дерзость, однако для них было сделано исключение.
   --- Следствие длилось целых четыре дня, после чего тело поэта было почему-то в спешном порядке кремировано, вследствие чего эксгумация, как нетрудно понять, была уже невозможна;
   --- сама Лиля Брик (Каган) и её муж Осип были информаторами ОГПУ, содержали специально разрешённый "литературный салон" и регулярно доносили "куда следует" всё, что узнавали о Маяковском. Таким образом, "органам" было известно о поэте и его настроениях всё или почти всё;
   --- до сих пор не совсем ясен смысл записки, которая была написана Маяковским в спешке незадолго до смерти и которая гласит: "Когда все сегодня мерзавцы и т. д." Запись эта сделана без даты, и не исключено, что в ней скрыт некий ключ.
            В документальном фильме, показанном поздно ночью по Первому каналу, зрители, пожалуй, впервые могли увидеть Уголовное дело об убийстве В. Маяковского, носящее гриф "Секретно". На титульном листе дела стоит номер: 02-29, и чьи-то руки в тонких резиновых перчатках аккуратно, но довольно быстро перелистывают его перед телекамерой, так что рассмотреть какие-либо подробности было невозможно.
            Прошло 85 лет с того рокового дня, никого из свидетелей уже нет в живых, однако вряд ли кто сможет ныне с точностью ответить на вопрос, что же действительно произошло в комнате Маяковского в момент его гибели. Известный писатель Юрий Олеша рассказывал впоследствии, что Полонская, находившаяся там, выбежала из комнаты с криком: "Спасите!" - и лишь после этого грянул выстрел. А по некоторым сведениям, выстрелов было два...


  Документальное кино - Первый канал - Последний апрель 
http://www.1tv.ru/video_archive/doc