Онегин и его Автор

Игорь Карин
       Друзья мои, простите за цитаты, но… не выношу суждений типа
 «я убежден», «я уверен», «мне нравится», рожденных в ходе кавалерийской атаки на какое-либо произведение литературы… Нормальное суждение опирается не только на  вкусовой набор, но обязательно на  изучение того, что уже написали о поэте и писателе солидные исследователи. Так вот: передо мной толстенная и громадная книга – «Русские писатели». Издана она в Москве, в 1971 году, в издательстве «Просвещение»,  и это коллективный труд многих специалистов по древнерусской литературе и  лит-ре 18-20-х веков… А возглавляет редакционную коллегию Д.С. Лихачев.
  А.С. Пушкину отведены с.543 – 554, а это еще и в два столбца…. Приведу некоторые факты.
  С. 544. «Страсть  к поэзии проявилась у П. с первыми понятиями». Восьми лет он уже сочинял стихи. Еще в детские годы П. познакомился с произведениями Мольера, Бомарше, с сочинениями Вольтера». Другим источником для него сразу стало народное (!) творчество, переданное ему няней.
   … Творческая жизнь  П. начинается в годы национального подъема, вызванного войной 1812 года. Ну и всем известно, что в Лицее А.С. тесно сошелся с будущими декабристами, проникнувшись вольнолюбивыми мотивами. (Кстати, Белинский утверждал, что война 1812 года и сделала Пушкина Пушкиным, ускорив его развитие и приблизив к нему сам народ.)
    Уже в лицее П., испытавший влияния и Батюшкова, и Жуковского, и Карамзина, пошел своим путем. Так, он сразу начал тяготеть к большим формам – поэмам, сатирическим или фривольным – влияние Вольтера («Орлеанская девственница») и других европейских поэтов.
   После окончания лицея в 1817 г. П. лето проводит в Михайловском, а потом возвращается в Петербург, где становится и театралом, и балетоманом, но и все более сближается декабристами. Его лирика полна свободолюбием, - в частности, ода «Вольность». В Михайловском, в 1819 г., он пишет стих. «Деревня», «с резкой критикой крепостных нравов» (с.545). Так он становится для передовой молодежи «певцом вольности».
   А теперь важная цитата: «Александр I, взбешенный  деятельностью П., его популярностью, намеревается сослать его в Соловки или в Сибирь.  Лишь заступничеством  Карамзина, Жуковского и А.И. Тургенева  удалось заменить Сибирь ссылкой на южную окраину России, куда П. и отправился в мае 1820».
  В  том же году вышла в свет и поэма «Руслан и Людмила», «которая означала разрушение старой, классицистической поэтики, поэтому выход ее вызвал ожесточенные споры».  Так начался переход к романтизму.
     Вот, собственно, за пять-шесть лет А.С. прошелся по всей мировой литературе,  узнав несколько МЕТОДОВ творчества: эпос,  классицизм, сентиментализм, романтизм. Сентиментализм «Бедной Лизы» Карамзина его не захватил, потому и английские сентименталисты его не полонили. Причина – «страшно далеки от народа»,  с которым А. С. уже неразрывно связан.
  Классицизм, царивший на русской сцене, куда его «привел» Сумароков, «отец русского театра» (определение Белинского), был отвергнут Пушкиным по тем же основаниям – «далек от народа».  Классицизм, как известно, был оформлен в творческий метод во Франции,  теоретиком Буало, который выдвинул несколько требований к сочинителям трагедий: они должны были соблюдать три единства - Времени, Места, «Цельности».
    Еще в школе мы знали, что наш Гений Грибоедов блестяще соблюл все каноны - в Горе от Ума: действие   совершается не просто в течение суток, но именно начинается и кончается на глазах у зрителя. При этом все происходит в одном доме, и вся комедия-драма развивается из одного зерна – приезда Чацкого, и завершается с его отъездом, идя строго по логике событий и характеров представителей «фамусовского  общества», то есть крепостников  и их прислужников. Отсюда и обязательные  значащие фамилии: Фамусов, Тугоуховский, Скалозуб, Молчалин  и проч.
     Классицизм – это прежде всего  трагедии. Здесь главными были требования, чтобы героями выступали цари и близкие к ним, чтобы речи произносились только высоким стилем.  Никакой «простонародности» не допускалось.
     Сии трагедии по этой причине звучали дико уже для Пушкина, а мы вообще вывихнем себе мозги, читая, например,  такие перлы «великого Сумарокова», который перечисляет требования к автору трагедии:
Не представляй двух действ к смешению мне дум;
Смотритель к одному свой устремляет ум.
Ругается, смотря, единого он страстью
И беспокойствует единого напастью …(…)

Не тщись глаза и слух различием прельстить
И бытие трех лет мне в три часа вместить:
Старайся мне в игре часы часами мерить,
Чтоб я, забывшися, возмог тебе поверить,
Что будто не игра то действие твое,
Но самое тогда случившесь  бытие…
  (Библиотека русской драматургии: А.П.Сумароков. – Ленинград: Искусство, 1990. С.9)
   Ну и т.д. и т.п.  И Пушкин хаживал в такой театр, рукоплескал – по молодости! – а потом резко отказался и от такого «действа», и от такого языка.
   В свое время, говоря о революции русского языка, произведенной А.С., я читал ученикам подобные вирши Сумарокова и его русских последователей-классицистов вплоть до Капниста, потом живо переходил на ямбы  Пушкина – доходило!
    Итак, пока об отказе от классицизма – поэзии для богатых, поэзии о царях и князьях... Но очень скоро Пушкин откажется и от милого романтизма, которым упивалась вся Европа, а Россия ей вторила.
   А тут надо будет сказать и о требованиях к поэту-романтику и об отличиях его от сентименталистов и классицистов. Но я перебрал лимит, поэтому – в следующей «лекции».