Почему я не читаю художественную литературу

Валерий Сокуренко
"Влиять на другого человека — это значит передать ему свою душу. Он начнет думать не своими мыслями, пылать не своими страстями. И добродетели у него будут не свои, и грехи, — если предположить, что таковые вообще существуют, — будут заимствованные. Он станет отголоском чужой мелодии, актером, выступающим в роли, которая не для него написана".
Оскар Уайльд, "Портрет Дориана Грея"

Вот почему я не люблю художественную литературу. И это не потому, что мне лень читать, или я её не понимаю или что-то ещё в этом роде. Когда я беру в руки какой-нибудь роман, где чужие чувства и мысли изложены на бумаге, у меня начинает звенеть в ушах и гудит голова. Чужими чувствами и мыслями мы либо заполняем пустоту собственной жизни, вместо того, чтобы заполнить её собственными мыслями и чувствами, либо, что гораздо хуже и противоестественнее, подавляем свои собственные чувства и мысли вместо того, чтобы их реализовывать.

Действительно, зачем девушке отчаянная любовь в настоящей жизни, если есть роман "Анна Каренина"?

Зачем,если можно удобно расположиться перед камином в холодный зимний вечер, и мысленно пережить все её чувства, мысли, события, и при этом вовсе не подвергнуться даже малейшему риску попасть под поезд?

Зачем парню быть героем, если можно просто взять в руки "Илиаду" и почувствовать себя Ахиллесом?

Именно поэтому чтение художественной литературы во многом похоже на онанизм. Как онанизм - это симуляция полового акта, так и чтение книг - это симуляция жизни.

"Он обманут - обманут по всем статьям! Читая, переворачивая
страницу за страницей, он жил бумажною жизнью; а за нею, за
этой гнусной книжной стеной, бушевала настоящая жизнь. Горели
сердца, клокотали страсти, разливались кровь и вино,
торжествовали зло и любовь. И все это к нему не относилось, все
это происходило с другими, он же чувствовал лишь скользящие под
пальцами тени на бумажных страницах?"
Гессе, "Книжный человек"

Некоторые люди думают, что читать литературу нужно для того, чтобы "воодушевиться идеями и поступками других людей и потом поступать, как они". Я думаю, что это неверно. Человеку самодостаточному, живущему полной жизнью, не нужны никакие подтверждения собственной правоты и различные подбадривания. Он просто живёт и делает что-то не потому, что кто-то так уже делал и что он считает это правильным , а потому, что такова его натура и он не может по-другому.

Всё это только красивые сказки про Цезаря, который "воодушевлялся" Александром. Цезарь просто периодически в часы досуга, в силу своего тщеславия, сравнивал себя с самым выдающимся человеком в той сфере, которую сам Цезарь выбрал для самореализации, вот и всё. Никем Цезарь не воодушевлялся - всё дело сделали его ум, характер и жажда славы. Не будь перед Цезарем примера Александра, всё было бы точно так же.

Все те книги, которые мы берём в руки, прочитываем до конца с удовольствием и идеи из которых, как нам кажется, мы усваиваем, на самом деле ничего нового нам не дают. Все эти книги просто упорядочивают то, что мы уже знаем, они просто убеждают нас в правоте наших взглядов. Именно поэтому мы их и читаем, ведь они - отражение наших мыслей, нашего собственного душевного состояния.

Те книги, которые мы читаем тяжело и без удовольствия, просто не соответствуют строю наших мыслей, нашему умственному и эмоциональному состоянию в данный период жизни, поэтому читать их так же бессмысленно, как и первый вид книг: даже если мы узнаем что-то новое из этих книг, усвоить мы это не сможем. Как часто у вас бывало, что та мысль, та фраза, которую вы знаете, казалось бы, с самого рождения, самая избитая банальность из всех банальностей вдруг вспыхивает перед вами, как солнце, и ослепляет вас своей неопровержимой истинностью? Вы думаете: "Как же так? Ведь всё это я знал и давно, но раньше этому не следовал, а ведь какая это красивая, точная и простая мысль!"