Свт. Николай Сербский. Вера образованных людей-2

Галина Николаевна Николаева
               
       3. НАС РАДИ ЧЕЛОВЕК И НАШЕГО РАДИ СПАСЕНИЯ СШЕДШАГО С НЕБЕС И ВОПЛОТИВШАГОСЯ ОТ ДУХА СВЯТА И МАРИИ ДЕВЫ, И ВОЧЕЛОВЕЧШАСЯ…

       Подобно тому как мать склоняется к плачущему в колыбели ребенку, так склонился и сошел Творец к людям, в долину слез. Чудесному существованию Сына Божия в вечности соответствует и чудесный образ Его сошествия в этот видимый, временный мир. Цель Его сошествия — мы, люди, и наше спасение, а образ сошествия — рождение «от Духа Свята и Марии Девы». Кто это сказал? Если бы сказали мы, люди, можно было бы усомниться. Но это сказал Он Сам, в Котором не может усомниться никто из тех, кто несет образ Божий в себе.
      Он Сам, истинный, сказал о Себе, что пришел, чтобы «послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф.20:28). Чтобы послужить, конечно же, людям и отдать Себя в искупление людей. Вот цель Его пришествия. А образ Его пришествия открыл не человек. Кто поверил бы ему? Архангел Божий Гавриил открыл Марии Деве в Назарете: «вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус». На вопрос Ее: «как будет это, когда Я мужа не знаю?» — архангел ответил: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим».
       Спросит ли вас кто-то с удивлением: «Как будет это?», и ему ответит благовестник Божий так, как ответил Пресвятой Деве, говоря: «у Бога не останется безсильным никакое слово» (Лк. 1:31—37). Молчание и радость подобают здесь больше, чем вопрошения и расспросы. Молчание от величия тайны и радость от всемогущей силы Творца и Бога нашего.

       Сын Божий и Сын Девы — Рожденный на небесах и на земле. Пребывающий в вечности и во времени. Это ваш Мессия, образованные, и Спаситель ваш. Рожденный в вечности от Отца без матери. Рожденный во времени от Матери без отца.
       Желающий вполне понять тайну сию пусть скажет нам, понимает ли он тайну песчинки под ногами, или листика на дереве, или звезды на небесном своде… Понимает ли он мельчайшее из творений Божиих: по которому ступает, на которое смотрит или до которого дотрагивается? Понял ли разум человеческий, который вот уже тысячи и тысячи лет исследует, вычисляя, измеряя, сравнивая, описывая, понял ли он до конца хотя бы одно-единственное дело Божие?
       Мир чудесен, он весь дышит чудом. Он полон тайн, он весь окутан, словно ладаном, страшной и возвышенной тайной. Но насколько чудесней Сам Создатель этого мира! В каждой точке, где соприкасаются вечность и время, сияет чудесный, неизреченный свет, и, даже если он непостижим для вас, он не тьма, а свет. Святая Дева стала такой благословенной точкой соприкосновения времени и вечности, неба и земли. И от их соприкосновения воссиял такой великий Свет, который взошел над всем миром. Это Свет, непостижимый для вас, благословенные, но это Свет, а не тьма.
 
       Исследуйте с терпением и трепетом, исследуйте разумом всё, что сотворил Господь, а в то, что Он открыл о Себе и Своем великом существе, верьте. «Ибо мы ходим верою, а не видением» (2Кор.5:7). Разве Бог — человек, чтобы рождение его было таким же, как человеческое? Человеческое родительство и рождение всего лишь символ и тень, бледный образ Божественного родительства и рождения.
Сокрыто от нас, и потому мы не можем знать, каково действие Духа Святаго при вечном рождении Сына Божия. Какая польза от исследования того, о чем Господь молчит и ничего открыть не желает? Но через архангела Гавриила Господь открыл нам нечто о действии Духа при временном рождении Сына Божия. И это единственное, что изволил открыть нам Всевышний через безплотного вестника Своего. И это единственное мы и знаем.
       Знаем, что Дух Святый сошел на Марию Деву в Назарете и что осенила Ее сила Всевышнего. Так соприкоснулась вечность с временем, небо с землею, духовное с телесным, и воссиял Свет величайший, осветивший весь мир. Так зачала Святая Дева в утробе Своей и дала плоть Тому, Кто благоволил быть Мессией и Спасителем и в теле человеческом явиться среди людей.

       «…И вочеловечшася». Для чего святые отцы никейские употребили это слово, если раньше уже сказали — «воплотившагося»? Разве этого слова было недостаточно или оно было непонятным? Воплотился — обрел плоть и явился во плоти, разве неясно? Нет. Во вселенной существует множество разнообразных тел.
       Господь являлся древнему Израилю в виде огненного столба и в виде облака. Дух Святый явился на Иордане в виде голубя. Необходимо было особо подчеркнуть, в каком теле явился миру Сын Божий. А Он явился в теле человеческом. Не в виде человека, как когда-то Дух Святый в виде голубя, но да не будет! А как настоящий телесный человек. Он явился не как видимость человека, а как истинный человек. Поэтому отцы использовали два слова — «воплотившагося и вочеловечшася».
       Он оказал нам честь, величайшую честь, которая только возможна, когда, Человеколюбец, сошел к нам, как один из нас. Из вечной славы и радости и красоты сошел Он в нашу юдоль безславия, печали и убожества, ради людей и ради нашего спасения.
       Подобно тому как царь шлет послов в некую страну, чтобы известить о своем прибытии, так и Царь Небесный, Который из человеколюбия хотел прийти на землю, посылал Своих вестников роду человеческому и благовествовал о прибытии Своем. Наконец, Он «уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам» (Флп.2:7). И все это уничижение Он добровольно принял на Себя: «нас ради человек и нашего ради спасения».

       Эта вера дарована Богом всем людям, всем народам, всем поколениям. Но не смогут принять ее нечистые, пока не покаются и не очистятся от неправды, гордости и жестокости. Как могут принять ее те, в ком поврежден образ Божий, в чьих душах порваны небесные струны и не откликаются эхом на глас небесный?
Когда Царь Небесный полностью отдернет завесу тайны и явится в окружении ангелов, чтобы судить мир, тяжко будет, о, как тяжко будет тогда упорствующим безбожникам!
       А душам чистым и девственным — блаженно и радостно! Тысячекратно блаженны будут благовременно очистившиеся от скверны и принявшие веру Божию и сохранившие её в себе — миро небесное в чистых сердцах и душах праведных. Не постыдятся они на небесах от лица Пречистой Девы Богородицы, а от Сына Ее приимут благословение и жизнь вечную.
       Это ваша вера, христоносцы, вера чистых и девственных предков ваших. Пусть станет она верой детей ваших, из рода в род, до конца. Вера непостыдная, православная, вера света, истины и утешения. Вера самых великих, самых лучших, самых достойных в роде вашем и во всяком роде, из рода в род. Воистину, это вера подлинно образованных людей, тех, которые несут образ Божий в себе. В день Суда Божия будут они названы благословенными.
        Благовестник. Богородтца. Человеколюбец.
               
        4. РАСПЯТОГО ЖЕ ЗА НЫ ПРИ ПОНТИЙСТЕМ ПИЛАТЕ, И СТРАДАВША, И ПОГРЕБЕННА…   

       Пламя вечной Божественной любви горит в очаге Божиего родительства с той же силой, что и в очаге Божиего сыновства. Ветер времени не достигает его. Причудливые перемены не касаются этого пламени, не разносят, не раздувают и не уменьшают его. Любовь Божественная дарует полноту жизни, чистоту радости и силу безграничную. С таким чудесным пламенем в руках и в сердце и во всем существе Своем сошел Царь Небесный чудесным образом, чтобы исполнить чудесную миссию среди людей. И изрек блаженные слова: «Огонь пришел Я низвести на землю, и как Я томлюсь, пока сие совершится» (Лк.12:49).
      Даже если одна только искра этого святого огня упала в сердце ваше, довольно ее будет, чтобы осветить вам долгий путь к вечному Очагу. Не угасите его, но сокройте и сберегите, словно драгоценнейшее наследие, о образованные, носящие в себе образ Божий.
       Сын Божий, Единородный, Возлюбленный, преклонил небеса и сошел на землю «нас ради человек и нашего ради спасения». Не перешел Он с престола на престол, но сошел с престола на холодный камень. Много пострадал Он ради нас. Когда только произносим эти слова: «много пострадал», уже достаточно, чтобы испытать стыд за себя и радость от любви Его.
       Но, чтобы истина была полной, должно сказать больше. Мессия рода человеческого вынес клевету, злобу, заговор, оплевания, заушения, издевательства, бичевание. И этим еще не все сказано: осуждение с разбойниками, распятие на кресте, крестные муки, мучительную смерть, погребение. Не отверг Он переполненную чашу страданий, не снял с главы Своей терновый венец, тяжкого креста не сложил с рамен Своих. Так повенчал Он веру православную со страданием и любовь с жертвой.

       А знаете ли вы, образованные, почему святые отцы вписали в наше «Верую» имя Понтия Пилата, богоубийцы? Да не усомнитесь, так изволил Дух Божий Святый, вдохновлявший и умудрявший святых отцов.
       А Дух Божий Святый изволил так, чтобы верные точно и навеки знали, в какого Христа они веруют. Ибо являлись и будут являться в мир лжехристы, лжемессии, чтобы соблазнять и ущать. Потому Дух Святый, человеколюбивый, всепровидящий, хотел навеки оградить крылами Своими верных Христу от всякого соблазна и всякого ущения.
       Потому Он устами святых отцов никейских точно указал, о каком Христе идет речь, о каком Мессии и Спасителе мира. Речь идет, образованные, единственно и исключительно о Христе, распятом при «Понтийстем Пилате», наместнике римского кесаря того времени. Этот Христос — единственный истинный Христос, единственный неложный Мессия, единственный человеколюбивый Спаситель. Все остальные представлявшиеся и те, что станут представляться этим великим именем, до конца времен, до дня Судного, — лжехристы.
 
       А еще имя Пилата упоминается ради того, чтобы подчеркнуть и подтвердить личность Спасителя мира как историческую, а не выдуманную личность. При упоминании имени Понтия Пилата определяется время и место явления Господа нашего Иисуса Христа в мире. Ибо даже по свидетельствам языческих римских историков-христоборцев точно известно, когда и где Понтий Пилат был римским наместником.
       Известна ли вам слабость человеческая? По этой слабости многие, слишком многие склонны забывать своего благодетеля, но не забывают злодея. По этой слабости многие доныне — а будет их много и в будущем — сомневаются в историчности Христа, но никто не усомнился в историческом существовании человека, по имени Понтий Пилат, человека, который во времена правления римского кесаря Тиверия был его наместником в городе Иерусалиме.
Следовательно, включив в «Символ веры» имя Понтия Пилата, святые отцы никейские хотели подчеркнуть историчность личности Христа, Который в определенное время и в определенном месте явился в мир и жил среди людей.
       Еще имя Пилата внесено в «Верую», чтобы обличить преступления безбожников. Римские законы, которые считаются самыми совершенными, были написаны язычниками. Однако невинный Человек был осужден на смерть во времена действия этих хваленых законов одним из исполнителей их, Понтием Пилатом. В применении к Праведнику из праведников эти «совершенные законы» язычников оказались совершенным ничтожеством. Это еще одна очевидная причина, по которой Сам Господь Небесный должен был сойти на землю, чтобы спасти мир от всепоглощающего мрака язычества. Поэтому упоминание имени Пилата в «Символе веры» звучит как вечное осуждение не только исполнителей языческих законов, но и самих этих законов.

       «…И страдавша, и погребенна», — написали святые отцы. Вы можете спросить: для чего нужны были эти слова, если уже сказано — «распятаго же»? Если человек распят и прикован ко кресту гвоздями, как можно сомневаться в его страдании? И когда он умрет на кресте, разве не принято обычаем погребать умершего? Словесные не сомневаются в этом. Словесным это понятно и ясно, но безсловесных грызут сомнения. Они думают, что, если они унизят Христа, сами возвысятся и, осуждая Судию своего, избегут осуждения.
       Были среди безсловесных такие, кто утверждал, что Господь на кресте не испытывал страданий. Говорили, что Христос был только видимым человеком и, как призрак, не мог ощущать ни страданий, ни мук. Как будто не слышали они мольбу Сына Божия в Гефсимании: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия» (Мф.26:39)! Как будто окаменевшие, сердца их не дрогнули от Его вопля на кресте: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф.27:46).
       О неправедные, неужели не веруете в страдание величайшего Страдальца? Неужели отрицаете муку, от которой земля затряслась и солнце померкло? Неужели сердца ваши окаменели для веры в страдание, от которого камни расселись? Се, камни будут свидетельствовать против вас в день Возмездия, в Страшный день.

       Блаженны два мужа — Иосиф и Никодим. Они позаботились о мертвом теле Господнем. С трепетом сняли Его со креста, бережно повили Его в пелены и совершили погребение. А евреи пришли ко гробу и запечатали его. И выпросили у Пилата стражу, чтобы никто не украл умершего Христа. Так все было, и словесные веруют так. Но были безсловесные, разносившие сказку о том, что тело Господне не было погребено, а лишь прикрыто. Из этой сказки безчестные писатели выдумали другие сказки, лживые и неправедные.
       Всю эту ложь и неправду против Спасителя мира провидел Дух Святый, Который вдохновлял и просвещал святых отцов Никейских. Поэтому Он побудил их за словом «распятаго» поставить слова: «и страдавша, и погребенна». Чтобы вы, образованные, и потомки ваши знали, крепко знали истину о Господе Спасителе своем и чтобы, вооруженные истиной, могли опровергнуть ложь.

       Такими словами изложили святые отцы никейские нашу веру в Господа Спасителя нашего, Искупителя и Преобразителя рода человеческого, пострадавшего ради любви к грешникам. Эта вера открыта и дарована всем. Но не могут ее принять неблагодарные и самолюбивые, самодовольные и безсердечные. Как принять ее тем, кто засыпал прахом земным образ Божий в душе своей и заживо гробом соделался? Воистину, не войти гробам в вечное Царство Божие; тленное предано будет огню неугасимому.
       Это вера благодарных душ. Живут они в долине боли и горечи и творят добро, не ожидая воздаяния. Познали они тернистую ниву мира сего и всеми силами стараются, чтобы из их следов не вырастало терние. Они молчат в ответ на колкие слова: «Кругом одно лишь терние, а вы хотите розами остаться!» — и втайне оплакивают братьев своих, ревностно насаждающих терние каждым шагом своим. Одно только терние дорого сердцам благодарным — то, по которому ступала легкая нога Сына Божия и на котором розы расцветали. Благодарные сердца, взирая на эти розы, услаждаются их благоуханием, единственно прекрасным и животворящим благоуханием среди смрада тлена и смерти.

       Благодарные души смотрят и видят много терния на пути, по которому шел Спаситель. Они видят терние горечи, обильно политый слезами сад Пресвятой Богородицы, в котором из каждой слезы расцвели прекрасные белые розы. Видят они и многие другие сады праведников и мучеников за истину, в которых терновник расцвел чудесными цветами. Вдыхают они благоухание и знают, что цветы эти от Господа и благоухают они Его благоуханием, святым и животворящим. И чувство благодарности к небесному Садовнику переполняет их сердца. И всеми силами своими трудятся они, чтобы превратить свою жизнь и жизнь ближних своих в цветы, привитые Христом распятым.
       Это ваша вера, христоносцы, вера предков ваших, благодарных Господу до смерти. Пусть станет она верой детей ваших, из рода в род, до конца, до дня Суда Христова, в который цветы расцветут, а терние безплодное будет в огонь ввержено.
       Это вера непостыдная, православная, спасительная. Воистину, вера образованных людей, образ Божий в себе носящих. В день Воздаяния лица их просияют, словно солнца, и уподобятся Господу. И благословенными названы будут.
       Любовь. Крест. Смерть.
               
       5. И ВОСКРЕСШАГО В ТРЕТИЙ ДЕНЬ ПО ПИСАНИЕМ…

       Христос воскресе, образованные! Ни земля не повредит Ему, ни гроб не удержит. Да воскреснут души ваши, возлюбленные Христовы! Да воссияет в вас образ Божий, очищенный от праха земного и спасенный от тлена смертного! Радуйтесь и веселитесь, ибо Мессия ваш, единый и единственный, победил смерть, устрашавшую всех земнородных!
       Чудесное воскресение Господа нашего Иисуса Христа из мертвых — в полном согласии с Его чудесным появлением в мире. Оно в согласии с Его чудесным рождением от Пречистой Девы, и с Его чудесами, совершенными на земле, и с Его небесной мудростью и милостью, Его сверхчеловеческим терпением и достоинством в перенесении несправедливости и страданий, с Его Божественным всепрощением со креста убийц Своих.
       Всё в согласии одно с другим, всё одно другому соответствует и подобает. Подобно тому как по капле морской воды можно узнать состав и качество всего моря, так же по одному только поступку Господа можно познать весь характер Его. А Его характер — это чудо небесное, органически сотканное из множества чудес. Он — всемогущий Мессия ваш, о образованные, которых благословил Он и со креста, и из гроба, и по воскресении.

       Воскресение Его словно безценное сокровище в ожерелье из неземных драгоценностей, из которых состоит земная жизнь Господа. Это сокровище такое же прекрасное, такое же безценное, такое же утешительное, как и все сокровища на божественном ожерелье дел Христа. Его воскресение совершенно естественно с точки зрения вечной реальности, которую Он открыл Своими деяниями и всей Своей личностью.
       В третий день на утренней заре всесильный Господь воскрес из мертвых и живым явился Своей Святой Матери, женам-мироносицам и апостолам (Мф.28:9;Мк.16:9;Лк.24;Ин.20;1Кор. 15:6). И потом в течение сорока дней Он являлся ученикам и друзьям Своим (Деян.1), явился и неприятелю и гонителю Своему Савлу (Деян.9:1—6). Итак, прежде Господь явился Своим друзьям и последователям, как первым членам Своей Святой Церкви, чтобы укрепить и образовать их, а потом и врагам явился, чтобы защитить Церковь Свою и чтобы показать милость и к ним. Ибо Он «праведников любит и грешных милует» и хочет, чтобы все люди спаслись и пришли в познание истины.

       Воскресший и живой Господь являлся и безчисленным мученикам и мученицам за имя Его. Являлся преподобным, угодникам и чудотворцам на протяжении всей истории Церкви Божией и является доныне. Являлся во сне и наяву, на полях битвы и в узилищах, у одра болезни и в бедах, когда человеческая сила безсильна. Являлся в домах сиротских и в сияющих алтарях — святым, слугам Своим, являлся раскаявшимся грешникам в вертепах греха. Являлся там, куда горячая вера и слезная молитва призывали Его и где явление Его было необходимо. Для чего нам перечислять?
       Его живое присутствие непрерывно чувствуют люди истинно образованные, которые хранят в себе образ Божий. Воскресший и живой Господь изрек наследниками Своим последнее слово Свое: «се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф.28:20). Аминь, Господи!

       «…По Писанием». Все исполнилось по Писанию, так, как писали Богом вдохновленные писатели, как пророки Божии прорекали. Написано у пророка: «яко не оставиши душу мою во аде, ниже даси преподобному Твоему видети истления» (Пс.15:10); обещано: «воскреснет Бог, и расточатся врази Его» (Пс.67:2). Но, кроме многих пророчеств о воскресении Христа в Ветхом Завете, это великое событие символически и образно выражено в судьбах многих праведников.
       Об этом говорит судьба праведного Авраама, который, много раз подвергаясь смертельной опасности от врагов, побеждал все искушения, являя собой прообраз Христовой победы воскресения. Прообраз той же победы мы видим в спасении Исаака от заклания собственным отцом.

       Символ воскресения Христова и в трехдневном пребывании пророка Ионы во чреве кита и в его чудесном спасении. В судьбах многих других праведников: Моисея, Ноя, Иосифа, царя Давида, пророка Илии, пророка Даниила, трех отроков в огненной печи, многострадального Иова — всех, кто под бременем сатанинской и людской неправды преодолел все испытания и к славе пришел, сохранив в себе образ Божий неповрежденным. Поэтому святые отцы никейские подчеркнули, что Господь наш Иисус Христос воскрес из мертвых «по Писанием». Ибо предсказанное событие убеждает человека легче, чем непредсказанное.
       А святые евангелисты засвидетельствовали в Евангелиях, что Господь не однажды предрекал Свое воскресение ученикам Своим. Именно когда Спаситель предсказывал Свои страдания и смерть, Он предсказывал и Свое славное воскресение (Мф.16,21,20:19,26:32; Мк.8,31,9:12,31,10:34,14:28;Лк.9,22,18:33; Ин. 2:19—22). И всё, как предрек, так было. Господь ваш и Искупитель ваш пострадал, распят был, умер и погребен и в третий день славно воскрес из мертвых.

       Любовь непобедима, чада Царевы. Ее отечество на небесах, ее царство — в вечности, ее тень на земле, ее отсутствие — ад. Но как сильна даже тень ее! А сама любовь, пылающая в очаге вечного родительства и сыновства Божия, та, которую Христос Господь принес на землю, она всесильна! Диавол и грешники возрадовались над мертвым Мессией, глупость диавола зашла так далеко, что он полностью истребил в себе образ Божий. Как же было ему знать, как же было ему вспомнить, что любовь Божественная всесильна?
       Силе ее нет ни меры, ни сравнения, ни границ. Земля бы расторглась: если бы не воскрес Христос, не смогла бы Его держать в себе. Вот какова сила истинной, небесной, вечной любви. Неизреченна сила ее. Силой этой пламенной любви Царь Небесный сошел на землю, выдержал все унижения и муки и воскрес. Силой ее недуги исцеляются, бесы расточаются, бури утихают, вся природа становится кроткой и послушной. Всюду, где бы ни явилась она, во всяком месте и во всяком времени она сотворяет чудо.

       Это вера чад Божиих, чад Царских, усыновленных Богом силой любви Христовой. Не могут ее принять ненавистники и злодеи, богоборцы и нелюди, которые плетут цепи из собственных грехов, а концы их отдают в когти адским духам.
       Это вера светлых и чистых душ, боголюбивых и братолюбивых. Они принимают ее и несут за нее страдания, подобные Христовым. Любовь облегчает им страдания и смягчает горечь. Зрение их затуманено для призрачных сокровищ сего мира, но их духовные очи, омытые и просветленные слезами, ясно видят Отечество вечной любви. Блаженны они будут в день Суда, в страшный день воздаяния Божия. Выстоят они в день тот и обогреются у очага вечной любви.
       Не ваша ли это вера, христоносцы, и славных предков ваших? Пусть станет она верой детей ваших. Вера непостыдная, православная, горькая, как смерть, но целительная, как небесный елей, и светлая, как воскресение. Воистину, это вера великих душ, людей подлинно образованных, несущих в себе образ Божий. В день Суда воскресшего Мессии они помилованы будут и названы благословенными.
        Победа. Воскресение. Радость.
               
        6. И ВОЗШЕДШАГО НА НЕБЕСА, И СЕДЯЩА ОДЕСНУЮ ОТЦА…

       Самый удивительный из гостей однажды посетил землю и вернулся в Свои пределы. А удивление от пришествия Его осталось и распространилось по всему миру. И сотни поколений на протяжении девятнадцати веков говорили об этом Посетителе больше, чем о ком-либо другом на свете. Но самое великое чудо состоит в том, что все эти поколения говорили о Нем не только как о некогда посетившем землю, но как о своем современнике. И поныне говорится о Нем не как о приходившем когда-то, но как о современнике.
       Присно Приходивший и присно Современник! Неповторимое чудо в истории рода человеческого. Личность этого Посетителя исключительна, не сравнима ни с кем из земных, не объяснима ничем земным. Многие в изумлении вопрошают: кто Он? А мы знаем Его и не знаем. Взираем на Него издалека и видим Его рядом. Дух Его среди нас. Мы в Его власти. Имя Его приносит нам надежду, утешение и радость. Кто Он?

       Это Царь Царства Небесного, облекшийся в человека, в обычного человека, вот кто этот необычный Посетитель мира. И так же как воскресение от гроба подобало Его силе, так и вознесение на небеса было согласно величию Его. «Я исшел от Отца и пришел в мир; и опять оставляю мир и иду к Отцу» (Ин.16:28). Что может быть понятнее этих слов?
       Что может быть понятнее того, что сын, исполнив волю отца, спешит обратно к отцу? Разве царь, одержав победу в битве, не возвращается в царство свое? А сеятель, засеяв ниву, не возвращается в свой дом? И учитель, прочитав свой урок, не уходит в свое жилище? И пастырь, найдя потерянную овцу, не продолжает путь свой? И священник, освятив чей-либо дом, не возвращается в храм? И работник, исполнив свою работу, не идет отдохнуть?
       А Господь наш Иисус Христос сошел на землю и как Сын, и как Царь, и как Сеятель, и как Учитель, и как Пастырь, и как Священник, и как Работник. Завершив дело Свое, исполнив миссию Свою в этом мире, Он вернулся в вечное Царство Небесное, из которого пришел к людям.

       Победоносное вхождение Господа на небеса было таким же чудесным, как и Его сошествие с небес! Чудесно рожденный от Святой Девы и силы Божией, Он чудесно вознесся на небеса силой Божественной, на глазах у Своей Святой Матери и учеников Своих. Вознесение Его словесно. Вознесение Его засвидетельствовано. Словесно по высшей словесности небесной; засвидетельствовано очевидцами, добровольно принявшими страдания за свидетельство свое.
       Множество свидетелей: кто сочтет их? Святой апостол и евангелист Марк пишет о вознесении Господа: «И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога» (Мк.16:19). Подробнее повествует об этом великом событии святой Лука, врач, говоря: «Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян.1:9—11).

       Мы видим, что и при этом событии присутствуют ангелы Божии, как и при зачатии и рождении Спасителя, как при Его сорокадневном посте после крещения, и во время Его страданий в Гефсиманском саду, и при славном воскресении Его. Воины небесные всюду следуют за своим Царем и являют себя людям видимым образом, когда Царь сочтет это полезным.
       Еще древний псалмопевец пророчески говорил: «Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет Царь славы. Кто есть сей Царь славы? Господь крепок и силен, Господь силен в брани... Господь сил, Той есть Царь славы» (Пс.23:7—8,10). И еще говорил: «Рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене, дондеже положу враги Твоя подножие ног Твоих» (Пс.109:1). И Сам Господь — Свидетель над свидетелями — пророчествовал Свое вознесение на небеса и Свою будущую славу.
       Пророчествовал о ней в час Своего наибольшего унижения, когда евреи во дворце первосвященника заушали и бичевали Его. Он изрек Свои святые слова: «даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных» (Мф.26:64). Какое еще свидетельство нужно людям, кроме Его собственного? В устах Мессии нет лжи ни о прошлом, ни о будущем.

       Но вот еще свидетельства, подтвержденные кровью свидетелей-мучеников, чтобы еще больше напитать души ваши истиной о Нем. Святой апостол Павел свидетельствует о Христе: «Который, восшед на небо, пребывает одесную Бога и Которому покорились Ангелы и Власти и Силы» (1Пет.3:22). Святой апостол Павел, будучи восхищен до третьего неба и узрев чудеса небесного мира, свидетельствует, что Отец, «посадив (Сына — Авт.) одесную Себя на небесах, превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего» (Еф. 1:20—22;Евр.12:2;Кол.3:1).
       Свидетель тому и святой архидиакон Стефан, первомученик: «Стефан же, будучи исполнен Духа Святаго, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога» (Деян.7:55—56). И святой Андрей Константинопольский видел Господа в славе на небесах. Так же как многие и многие святые, особенно мученики, которым являлся Господь, чтобы облегчить мучения.
       Мессия и Спаситель ваш, один-единственный, вознесся на небеса, откуда прежде сошел как Посетитель. Вознесся в Царство Свое, вечное и безсмертное, в котором Он приготовил место наследникам Своим из другого Своего царства, из Своей земной Церкви.

       Посему, образованные, не ожидайте другого мессию, который пообещает вам так называемое земное царство и на земле воцарится. Такого мессию ждут неверные и необразованные, которые не сохранили в себе образ Божий. Не знают они, несчастные, что ложный это мессия, а не истинный. Ибо сколько бы ни продолжалось царство земное, каким бы великим и прочным оно ни было, и ему, как всему временному и земному, должен прийти конец. А конец ведет к печали и отчаянию.
       Разве может такое царство насытить ваши души и успокоить сердца? Разве такой мессия по душе вам? Истинный Мессия, единственный и истинный, сказал: «Царство Мое не от мира сего» (Ин.18:36). Истинный Мессия возвышеннее и чудеснее всех ожиданий человеческих, а потому прекраснее и невыразимее любых желаний. Царство Его вне времени, вне перемен и тлена — Царство вечное, безкрайнее, безсмертное.

       Такой Мессия один только — Господь наш Иисус Христос, Сын Божий, Единородный, Царь и Посетитель, рожденный в пещере от Пречистой Девы Марии, «нас ради человек и нашего ради спасения», при Понтии Пилате распятый, страдавший и погребенный, воскресший и вознесшийся на небеса и во славе сидящий одесную Отца.
       Это вера святых, вера победивших себя и вознесших ум и сердце к светлым небесам. С помощью веры презрели они нижняя, и вознесли свои сердца горе, и освятились. Они принесли плод веры, прекраснейший из всех плодов земных. Веру эту не могут принять разнузданные, чьи сердца и души влачатся по земле.
       Только те, кто обуздывает и утесняет себя и упражняется в добродетели, возрастают до небесных высот. Те, кто знает сладость молитвы, радуются этой вере. Те, кто творит милостыню и прощает, радуются этой вере; кто творит милостыню и прощает падшим, веселятся верой этой. Они постоянно памятуют о Страшном Суде, и потому Суд не будет им страшен. Чадами Божиими будут названы они, детьми Царскими. И царствовать вечно будут с вознесшимся Господом. И обогреются у очага вечной любви, вечного родительства Божиего.

       Не ваша ли это вера, христоносцы, и святых предков ваших? Пусть станет она и верой детей ваших, из рода в род. Вера непостыдная, православная, спасительная, глубокая, как могила, и высокая, как небеса, — вера воскресших и вознесенных душ. Она исповедует покаяние и очищение. Ее принимают и в нее облекаются люди, истинно образованные, носящие в себе образ Божий. Они в день Судный, когда вознесшийся Господь станет судить, будут помилованы и названы благословенными.
       Вознесение. Благословление. Мир.
               
       7. И ПАКИ ГРЯДУЩАГО СО СЛАВОЮ СУДИТИ ЖИВЫМ И МЕРТВЫМ, ЕГО ЖЕ ЦАРСТВИЮ НЕ БУДЕТ КОНЦА…

       Бдительность заповедана вам. А бдительность — это бодрствование. Бодрствование и чуткое ожидание. Бдительность над собой: над своими помыслами, желаниями и делами — строгое правило вашей веры. Бдительность обостряет духовное зрение, чтобы вы могли отличить доброе от злого, чтобы знали, кто входит в сердце ваше и от кого приходят помыслы.
       Бодрствование отпугивает врага и встречает друга. Чуткое ожидание усиливает любовь и очищает совесть. На кого устремлено ваше самое чуткое ожидание? На Возлюбленного, на самого Любимого. На Того, любовь Которого привела вас в этот мир и Чья любовь встретит вас в ином мире. Се, обещал Он прийти. И души человеческие трепещут от обещания Его, так же как любящее сердце трепещет в ожидании любимого.
      Ожидание усиливает любовь и очищает совесть. «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий» (Мф.25:13). Это Его слова, предостерегающие слова. Да не будете подобны пяти неразумным девам, которые были в безпечности своей застигнуты и отвергнуты Женихом. Се, Жених грядет, трезвитесь и бодрствуйте!

       Он приходил однажды и придет вновь. Первый раз пришел Он в унижении, а второй раз в славе приидет. Первый раз пришел как Искупитель мира, а другой раз приидет как Судия его. Разница между Первым и Вторым пришествиями Его огромна; при Первом пришествии Своем Он оставался на земле тридцать три года, а Второе пришествие Его будет равно мгновению: «как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого» (Мф.24:27).
       Таким внезапным и молниеносным будет пришествие Господа. Потому Он и напоминает верным Своим: «бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет» (Мф.24:42). Первый раз пришел Он как сеятель-труженик, а второй раз придет как стремительный собиратель жатвы. И так же как жатва не требует много времени по сравнению с полевыми работами, от посева до сбора урожая, так же и Второе пришествие Его по сравнению с Первым будет быстрым и кратким. И внезапным! Потому и заповеданы бдительность, бодрость духа, трезвение и чуткое ожидание.

       Величественным будет Второе пришествие Господа в блеске славы невиданной: «тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» (Мф.24:30). Его пришествие воистину будет достойным Царя царей. Пред Ним, под Ним, вокруг Него будут кружиться лучезарные воинства ангелов. Будут трубить трубы и огненные молнии вспыхивать впереди шествия их: «и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их» (Мф.24:31).
       Так говорил Господь о Своем грядущем пришествии. А прозорливый пророк, которого даже евреи не отвергают, писал: «престол Его — как пламя огня, колеса Его — пылающий огонь. Огненная река выходила и проходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему, и тьмы тем предстояли пред Ним; судьи сели, и раскрылись книги» (Дан.7:9—10). Так писал пророк, которого даже евреи не отвергают.

       Внезапным будет пришествие Судии в силе и славе. А Cуд его таким будет, как Сам Он описал его: «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую» (Мф.25:31—33).
       Разделит Он людей на две стороны — на правую и на левую, так же как пастырь разделяет овец и козлов. Тем, что по правую сторону, скажет Праведный Судия: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира». А тем, что по левую сторону: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его».

       Простым и ясным будет праведное мерило Его. Тем, первым, уготованы жизнь вечная и блаженство. Поэтому Он говорит им: «ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня;... был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне». Спросят Его благословенные, когда они видели Его в беде и помогли Ему, ответит им праведный Судия: «истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне».
       А тех, других, что по левую сторону останутся, прогонит в муку вечную, уготованную диаволу и ангелам его. Спросят Его изгнанные: когда они видели Его страждущим и не помогли Ему? Ответит им праведный Судия: «истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне» (Мф.25:34—45).
       Видите, образованные, что Господь уравнивает Себя с теми, кто страдает в этом мире. Он ласково называет их братьями Своими. Разве откажете вы в хлебе братьям Христа? Знайте, кто им отказывает, отказывает Ему. На Суде это откроется, и Он будет судить по правде.
       А когда суд окончится, наступят ликование и безконечное царство праведников: «тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их» (Мф.13:43). Все временные царства падут, и всякая земная власть растает, как туман при солнечном свете; одно только Царство останется, без границ и соседних царств. Как провидел и предсказал пророк, которого и евреи признают: «владычество Его — владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится» (Дан.7:14). И продолжится Царство Его дольше видимого неба и тленной земли, ибо сказано: «увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали» (Откр.21:1), а Царство останется.

       С таким блеском, и силой, и славой, и величием завершится богочеловеческая драма, начавшаяся в холодной вифлеемской пещере. Так будет расти и возрастать зерно горчичное (Мф.13:31) и разовьется в древо жизни, крона которого покроет весь мир, видимый и невидимый. Да возрадуются этому души ваши, праведники, если за имя Христово терпите в этом мире притеснения.
       Каждый день вашей скорби, ваших страданий и унижений принесет вам века и века радости, ибо ангельским гражданством награждены будете в Царстве Его. Каждый, кто хоть на толику подобен Ему в страдании, будет подобен Ему и в славе. Слезы ваши и раны ваши, днесь невидимые, осветит солнце незакатное. Видимые поражения ваши Евангелия Его ради обратятся в торжество победы, о которой объявят не люди, пером и чернилами, а ангелы Божии гласом трубным.
       Лучше было бы неправедным ныне трепетать и каяться ныне, чем на Суде Его. А вы, христоносцы, радуйтесь, что Мессия ваш — Судия мира. Ибо по правде судить будет. Се, Тот же Иисус,
       Которого Ирод еще в колыбели младенческой мечом судил,
       Которого Иуда за тридцать сребреников продал,
       Которого старейшины еврейские унижали и бичевали,
       Которого Пилат признал невиновным и на кресте распял,
       Который на кресте в страшных муках умер,
       Который в третий день славно воскрес из гроба,
       Который в сороковой день вознесся на небеса и сел одесную Отца, —
       Тот же самый Иисус приидет вновь в силе и славе. Приидет как высший Судия и будет судить живых и мертвых. Приидет как Царь безсмертный, чтобы открыть Царство безсмертия для праведников, и воссияют праведники в том Царстве, словно солнце.

       Это вера праведных, смиренных и кротких, но неустрашимых на пути к истине. Не могут принять веру эту те, чьи сердца следуют за похотью очей. Ее любят знающие величие Божие и правду вечную. С радостью думают они о величии безсмертного Бога среди окружающего их смрада смертного. С радостью они, окруженные ложью, творят дела истины. Высота Божия влечет их и пленяет красота истины. Они творят дела истины, но надеются не на дела свои, а на милость Божию. Чем праведнее они, тем с большим страхом ожидают они Суда Христова. А неправедные потому и творят неправду, что не имеют страха Божия.
       Блаженны ожидающие пришествия Господа в силе и славе, помогающие меньшим братьям, как Самому Христу.
       Блаженны бодрствующие, бдительно и чутко ожидающие Возлюбленного, самого Любимого. Они дождутся Его воистину, встретят они Его, как пять дев разумных. И Он введет их в рай и воцарится с ними вовеки.
       Не ваша ли это вера, христоносцы, и вера самых праведных из предков ваших? Пусть станет она и верой детей ваших, из рода в род. Вера непостыдная, православная, спасительная. Вера воистину образованных людей, носящих в себе образ Божий. Они в день Христов будут названы благословенными.
        Судия. Суд. Правда.
       
        Продолжение следует.