МК для болгарских поэтов. Илка Чечова

Ольга Мальцева-Арзиани2
Илка Чечова
студентка 3 курса Софийского университета,
Факультета новых и классических филологией, специальность „Скандинавистика“.

   Автор толково и красиво ответила на вопросы, поставленные жюри:
" Почему Вы изучаете русский язык? Были ли Вы в России? Если были, то где и когда. Если не были, хотели бы Вы побывать в России, и что именно Вы хотели бы увидеть."
"Человек должен изучать иностранные языки не только для того, чтобы их собирать или хвастаться, что он очень многие из них знает. Выбор иностранного языка должен быть сознательным. Мы не обязаны посещать курсы английского языка только потому , что сейчас так модно или потому , что все так делают. Мы изучаем иностранный язык, чтобы не чувствовать его чужим . Вот , например , я и немецкий. Мать сказала, что хорошо будет , если в средней школе я им занималась. И я пять лет немецкий язык изучала, когда заканчивала школу, хорошо его знала, даже экзамен сдала на 5,25.
Но потом я его почти совсем забыла, потому что более трех лет не использовала . Люди говорят, что это нормально, но я знаю, что если бы я действительно желала поддерживать уровень этого языка, то смогла бы это сделать. Дело в том, что я немецкий никогда не могла полюбить. Поэтому и его запустила.
Вот с русским – дело другое.
Благодаря моей первой школе, имени Л.Н. Толсто го , у меня была база , но я тогда еще не
могла оценить все его достоинства. Пока мне не исполнилось 16-17 лет и у меня не появилось постоянного желания заниматься языками и литературой . Тогда я начала интересоваться больше русском языком. Начала читать не только литературу, которую мы были обязаны читать в школе (конечно, каждый филолог должен познакомиться с русской классикой!), но и другие произведения, которые я лично выбрала. Одним словом, начала создавать свои собственные отношения с русским языком.
Значит, первый элемент моей персональной связи с русским – это литература. А как же иначе? Известно, что через литературу распространяются культура, менталитет, вообще специфик а данного народа. О необъятной русской душе не буду говорить. То, что произвело на меня впечатление в этом отношении – русская фантастика. Начну с футуриста Геннадия Парашкевича, который в своей повести „Только человек“ рассматривает вопросы бессмертия любви, благородства духа и неизменной связи космоса со времен ем . Затем идёт Сергей Другаль: он в своём сборнике „Тигр проводит вас до гаража“ еще в 60-х годах обратил внимание на вопрос экологии и экософии, задолго до их появления в мире. Он увидел необходимость понимать и любить окружающую нас природу, вместе со все ми ее живы ми обитателями . Если мы способны на это, то и они нам будут пом о гать и мы вместе будем жить в гармонии. Кроме того, он акцентирует на том , что учитель не всегда должен быть старше ученика; ребята тоже могут нас многому научить , но часто мы их недооцениваем. Затем я пришла к Мари и Семеновой. Своим „Волкодав“-ом она завоевала меня навсегда. Он – древний герой, самый верный друг, человек надежный, который всегда ставит долг перед личным счастьем . Я остановлюсь на Сергее Лукьяненко – он во всех своих „Дозор“ - ах , показал, что мы должны
искать врага прежде всего, в нас самих и тогда бросаться на борьбу с другими.
Наследники всех великих писателей , таких как Достоевский , Толстой , Пушкин, совсем не уступают им . Они пишут об очень важных человеческих ценностях , только в современном облике . Они – воспитатели нового поколения.
Мой второй серьезный аргумент в пользу того , почему я изучаю именно русский язык – это мое внутреннее убеждение, что все славяне должны объединяться.
В общем, я сторонник идеи панславизм а чешского художника Альфонса Муха (создателя направления arsnouvo в искусстве). Болгары, русские , поляки , сербы – мы все славяне. Об этом говорят еще Петр Дынов, Ванга и семья Рерих. Зачем нам стремиться к Западу и забывать свою кириллицу и даже православную веру? Почему в школах славянских стран акцент делается на изучении западных языков, а не славянских? Почему получается так, что славяне понимают англичан и немцев , но не своих братьев по духу и сердцу? Чтобы помогать друг другу , надо , во - первых , понимать. У многих молодых людей в Болгарии нет желания заниматься русским языком , например. Они даже утверждают, что ни слова не понимают , когда русские говорят. Это, по-моему, предубеждение. Как это возможно , не быть способным понять тех людей , которые дали тебе свободу? Говорят еще о коммунизме. То, что было – было. Все. Давно забыто. Давайте двигаться вперед. Именно эту цель преследует Запад: управлять и славянами в той или иной форме. Россия большое государство; давно существует – разве у неё нечему научиться ? Славяне имеют много общего – и языки близки, и душевность, обычаи, традиции. У нас большой потенциал. Люди умные, талантливые, способные. На этой основе мы можем строить и общую экономику, торговлю, общественно-политические связи. Такая модель у северных народов уже есть – там Северный союз. Почему бы у нас нет?
До сих пор я была в России один раз. Прошлой осенью меня пригласили в гости в Москву – у бабушки и дедушки есть несколько хороших русских друзей – вот именно они меня и пригласили и приветствовали.
Ещё с первого дня я заметила , что не чувствую себя на чужом месте. Я не беспокоилась, что потеряюсь . Да, было ощущение, что я за границей, но я была спокойной. Люди везде были вежливыми, готовыми помочь мне найти то или другое . Да и как же иначе? Мы брать я славяне! Вообще не обращались ко мне на другом языке, не спрашивали меня , откуда я приехала.
Меня поразили масштабы. Дороги в три полосы . Пробки везде. Чтобы добраться от одного конца города до другого на машине, тебе нужный час с половиной – в самом лучшем случае. Чтобы перейти дорогу на светофоре, надо подождать около трех минут. Тебе нужен подземный переход? Ну, пожалуйста, иди пять минут и найдёшь . Но это понятно – ведь в Москве живут около 12 миллионов человек.
Дальше, о русской кухне . Именно здесь я дала еще один шанс свекле. Да, я знала, что она полезна, но просто вкус не нравился и в Болгарии никогда ее не готовила. Оказалось, что секрет именно в рецептах. Борщ и салат „Винегрет“ покорили меня навсегда. Сейчас я их регулярно готовлю дома.
Селедка под шубой , блины (только без икры), вареники, армянский грибной крем-суп и сырный пирог мне очень понравились.
Только одно удивило меня: почему же русские кушают суп после салата?
Продолжаю рассказ о моих любимых местах в Москве. Во-первых, это Третьяковская галерея, особенно пейзажи Шишкина и Айвазовского, которые можно там увидеть. Они произвели на меня огромное впечатление своей мягкостью и решением света. А также, конечно, Успенский собор. Войдя во внутрь, ты просто вынужден замолчать. Величие икон заставляет тебя быть смиренным и задумчивым. Во-вторых, это Нескучный сад и Парк культуры и отдыха имени Горького. Несмотря на холода, именно там я нашла настоящий мир и сделала самые лучшие фотографии. Там были лебеди и утки в симпатичных прудах ; белки, которые прыгали по каштанам и ивам . Разные цветы, по крайней мере, трех оттенков фиолетового; скворечники и круглые беседки для отдыха.
О Москве недостаточно говорить только в одном эссе. Каждый вечер моего пребывания я писала записки путешественника (на болгарском , конечно). Поэтому и заканчиваю образом одной иконы, который мгновенно запечатлелся у меня в памяти . Икону я увидела в храме Святого Николая Чудотворца. Она изображала именно его. Серебряный оклад , а в середине – лицо покровителя собора. Вокруг него – синие и голубые полудрагоценные камни, расположенные по спирали . Жест его руки – благословение.
В принципе , у православных христиан для икон живописцы используют теплые цвета, прежде всего – золотой и красный. Замечательно то, что в этой иконке всё как раз наоборот. Я думаю, что она выражает глубину русской души, полной страдания и меланхолии, богатство и благословение неба. Это для меня самая лучшая иконка, которую я когда-либо в своей жизни видела."
================================== ========================================= ===