Джанни Родари. Письма ученика Карлетто Эпистолы

Маша Лукашкина
ПИСЬМА УЧЕНИКА КАРЛЕТТО ЭПИСТОЛЫ. Перевод с итальянского Маши Лукашкиной

Примечание:
В итальянской школе лучшая отметка не "пять", как у нас, а "десять".

ЛЮБИМОМУ ДЕДУШКЕ

Дедушка, ты
пошутил очень метко!
Позавчера, мой листая дневник,
ты улыбнулся:
«Вот это отметка!..
Зря мы считали,
что ты баловник».

Дедушка, ты пошутил, это ясно.
Знал ты:  «пятнадцать»  –
количество дней,
что я в постели валялся,
весь красный,
в корках от кори
и тучи мрачней.

Дедушка,
как я тебе благодарен!
Ты и больного меня веселил.
Я весь горел, я был страшен и странен,
но я держался: не плакал, не ныл.

Эту болезнь я решал, как задачку,
как к сочинению к ней подошёл.
Молча лекарств принял целую пачку –
тему раскрыл и  решенье нашёл.

Лишних хлопот
Никому не доставил. 
(Не было в жизни решенья трудней.)
Сам бы себе
я и «тридцать» поставил,
балл набавляя за каждый из дней…

ГОСПОДИНУ УЧИТЕЛЮ

Я хочу к вам обратиться
от лица последней парты.
Ей ужасно надоело
быть последнею в ряду,

ведь она всего лишь парта, –
не солдат и не ефрейтор!
Никаких военных, вроде,
Не было у парт в роду.

И не важно, что мы с вами
думаем об этом лично,
говоря: «Жучок древесный
голову ей повредил!», –

парта заявить нам вправе:
«Это не демократично
быть последней, будто к полу
кто тебя приколотил!»

Почему б не перебраться
ей на место первой парты –
в знак негромкого протеста,
чтоб обиду превозмочь?

Остальных она не хуже, –
из того же с ними теста:
из такой же деревяшки…
Вы могли бы ей помочь?

Парты ждут перестановки.
Может, в угол их отставить?
Или развести по парам?
Или (я вам подскажу!)

В КРУГ ПОСТАВИТЬ,
БУДТО ПАРТЫ –
КАРУСЕЛЬНЫЕ ЛОШАДКИ?
Вы не думали об этом?..
Так подумайте, прошу. 

ГОСПОЖЕ УЧИТЕЛЬНИЦЕ

Это я, Карлетто Эпистола,
о котором не так давно
Вы родителям сообщили:
«На уроках смотрит в окно».

Чтоб за это меня побили?..
Ах, синьора!  Как вы могли?!
Я Вас слушал внимательно,
были
о ботанике мысли мои.

Думал я о ласточке первой,
о галчатах, что загалдят,
о кустах, что выпустят почки,
и о бабочках, что прилетят.

Я тогда рисовал на листочке:
телеграфные  провода,
а на них расцветают цветочки.
Вы считаете, ерунда?..

А ещё я, синьора, думал,
набирая воздуха в грудь,
стал ли воздух
другим немного?
Стал ли воздух
легче чуть-чуть?..

Дочитайте моё послание
и, взглянув в окно на сосну,
уведите из школьного здания
в лес –
встречать,
изучать весну!

ДИРЕКТОРУ ШКОЛЫ

У здания школы
теперешним летом,
задумавшись,
что происходит внутри,
увидел я кошку одну –
и при этом
табличку «ЗАКРЫТО»
на школьной двери…

Простите, но мне
это кажется глупым.
Никак согласиться
с таким не могу,
ведь сколько детей,
остающихся в городе,
не может гулять
на морском берегу!

Куда им деваться?..
Хотите совета?
Он очень простой
и без всяких затей.
Скорее,
пока не окончилось лето,
снимите табличку
со школьных дверей!

Пусть в школе гуляют
не кошки, а дети,
всё лето, –
до новой учебной поры.

И пусть наша школа
– одна на планете! –
для них превращается
в ШКОЛУ ИГРЫ.

МЭРУ ГОРОДА

Уважаемый мэр!
Не пугайтесь, узнав:
в вашем городе
действует банда.
Я и сам в этой банде.
И мы требуем прав.
И главарь нашей банды –
Орландо.
Вам не стоит звонить
в полицейскую часть.
Ни малейших причин для ареста.
Наша цель не преступна
и очень скромна.
Наша цель –
отыскать себе место.
У троллейбуса – парк.
У вагона – депо.
У машины –
гараж и парковка.
А у нас своего
вообще ничего.
Как нам в этом
признаться неловко!

Мы пока не бунтуем,
мы ведём разговор.
Но
 – вам нужно подумать
и взвесить!  –
мы поборемся за
стадион или двор, –
хоть ведём себя в школе
на «десять».

МИНИСТРУ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
 
Я пишу вам в воскресенье,
отложив на пять минут
все домашние задания,
что нам в школе задают.
Нет, поверьте, я не лодырь
и, уж точно, не бунтарь.
О моих правах законных
мне напомнил календарь.
Сообщает ненароком
красный цвет календаря,
что сегодня воскресенье!
(Отдых, проще говоря.)

Дворник во дворе хохочет,
веселится от души.
И бухгалтеры  не точат
в этот день карандаши.
Даже железнодорожник
(машинист, что возит вас),
даже он по воскресеньям
отдыхает через раз.

Лишь у нас,
по мненью школы,
в голове – и в выходной! –
быть должны одни глаголы
и неправильные дроби,
а забавы – ни одной!
На прощание напомню,
что закон един для всех
и что школьнику,
как прочим,
нарушать законы грех.


ГОСПОДАМ АРХИТЕКТОРАМ

Вы б не тратили бумаги,
Не чертили чертежей,
где одни универмаги
и дома в сто этажей!

Вы прикинули, а сколько
в них окажется людей?
Вы вообразили, сколько…
Сколько у людей детей?

Вы подумали об этом?
Вы местечко отвели,
где б они могли побегать,
поозорничать могли?

Есть ли лавка у подъезда?..
А раскидистая ель?..
Есть ли там, под елью, место,
чтоб поставить карусель?..

Если места маловато
для площадки и песка,
надо будет крышу дома
сделать плоской, как доска! 

Хорошо играть на крыше!..
Мы идейку припасли:
«Вот забраться бы повыше!»
Мы б качели принесли.

Мы б качели раскачали, 
раскачали от души!
…Только просим их вначале
нанести на чертежи!

УЧЕБНИКУ ИСТОРИИ

Извини за  замечание,
ты умней меня…
 И всё ж,
есть вопросы, на которые
ты ответа не даёшь.
И пускай ты помнишь даты
всех сражений на земле,
знаешь, что такое латы,
слышал о па де Кале,
скажешь, что за катастрофы
мир когда-то потрясли,
и как греки взяли Трою,
и как гуси Рим спасли,
перечислишь государства,
где на флаге есть орёл,
ты умалчиваешь, 
КТО ЖЕ
ПУГОВИЦУ ИЗОБРЁЛ?..

Если б пуговиц не стало,
Мир, наверное, пропал.
Сколько бы штанов упало!
Мировой  бы был скандал!
Стал бы жалким в одночасье
всякий
(даже и эмир!)
Ты согласен, хоть отчасти?
ПУГОВИЦА ДЕРЖИТ МИР.

Я ничуть не сомневаюсь: 
зеленее станет лес
без гудящих самолётов
и без атомных АЭС,
без звонящих телефонов
и без всяких прочих благ
(например, магнитофонов). 
Но без пуговиц – никак!