Бернольд Брехт-НЕ ВРЕТ

Серж Флейринг
Бертольд Брехт. Жизнь Галилея!
Журнал Мастерство и Вдохновение
Что такое нравственная ответственность перед собой и обществом? Известный немецкий драматург Бертольд Брехт, публицист и теоретик искусства, поднял связь личности и общества в своём творчестве. Бертольд Брехт родился в Аугсбурге в 1898 году в семье директора фабрики. В 1917 году Бертольд поступил в университет, год спустя был призван в армию, где прослужил несколько лет в качестве санитара госпиталя. Нашёл и аудиторию слушателей - раненых, перед которыми читал свои стихи. Особой популярностью пользовалась "Легенда о мёртвом солдате", за которую пришедшие в 1933 году к власти фашисты лишили Брехта немецкого гражданства. В 1918 году Бертольд Брехт принял участие в немецкой революции, стал членом Аугсбургского Совета солдатских и рабочих депутатов.

В 20-е - 30-е годы Бертольд Брехт - уже известный автор политических пьес оппозиционного содержания, многие из которых представляли инсценировку известных романов мировой литературы. В театре был поставлен роман М. Горького "Мать" в обработке Бертольда Брехта, а также "Бравый солдат Швейк" Я. Гашека. Под влиянием М. Горького были созданы оригинальные пьесы "Мамаша Кураж и её дети", "Винтовки Терасы Карар", историческая драма "Жизнь Галилея".

С приходом Гитлера к власти Брехт эмигрирует, много лет проводит в изгнании. Живёт попеременно во Франции, Дании, Финляндии, Америке. Отъезд из США на родину в 1947 году был ускорен премьерой драмы "Жизнь Галилея", из-за которой сенатская комиссия начала расследование антиамериканской деятельности драматурга. Брехт неоднократно принимал участие в работе Международных конгрессов писателей в защиту мира. Правдивое слово писателя-антифашиста звучало со многих европейских сцен. После окончания второй мировой войны Бертольд Брехт жил в ГДР, основал театр "Берлинер ансамбль", на сцене которого ставилась немецкая и зарубежная классика, вёл активную борьбу за мир.

Бертольд Брехт создал теорию "эпического театра":

1. Эпическая драма предполагает пробуждение интереса зрителя не к исходу
действия, а к ходу его, так как интерес к развязке всегда усиливает эмоциональное восприятие спектакля, а ИНТЕРЕС К ХОДУ ДЕЙСТВИЯ стимулирует
аналитическую позицию зрителя. Вслед за Шиллером Бертольд Брехт осуждает
произведения, в которых человек становится игрушкой страстей, в то время как природа наделила его мыслью и интеллектом.

2. Один из главных приёмов Бертольда Брехта - эффект "отчуждения". Драматург объясняет это так: "Что такое отчуждение? Произвести отчуждение определенного события или характера - это значит лишить это событие или характер всего, что само собой разумеется, знакомо, очевидно, и, напротив, - вызвать по его поводу удивление и любопытство".

3.Актеру не нужно перевоплощаться: он должен суметь вынести справедливый суд своему персонажу. Спектакль нужно ставить так, чтобы он воздействовал не только на чувства, а прежде всего на разум зрителя. Желательно активизировать зрителя, который должен не только оценивать, но и действовать...

4. Предметом драматического конфликта должно быть не столкновение отдельных индивидов (пусть трагически великих Лир, Гамлет), а борьба идеологий, различных социальных систем, классов, морали, взглядов на окружающий мир.

В пьесе "Жизнь Галилея" Бертольд Брехт поднял много важных вопросов: гражданский дух ученого, наука и мораль, соотношение понятий *ученый и подвиг*, моральная ответственность ученого перед обществом за открытия и за их использование миром, наука и власть. В пьесе Бертольда Брехта нет прямолинейных ответов на поставленные вопросы. Бруно, Коперник - ученые-герои, а вот поступок Галилея определить трудно. Был ли Галилео Галилей титаном науки? Своим отречением Галилей выиграл время и написал книгу о механике, но в то же время заставил других ученых повременить со своими открытиями, спрятать результаты исследований под сукно. Была ли это капитуляция истины перед властью?! Сам Галилео, потерявший зрение из-за тайной научной работы в лунные ночи, осуждает себя резко и не позволяет пожать руку Андреа Сарти, не принимая его прощения. Объективно же оценивая обстоятельства, в пьесе перед зрителем проясняется такая истина: ученый, оказавшийся бессильным перед лицом церковной реакции, отступил, чтобы найти другой путь войны с инквизицией. Подвиг Галилео Галилея велик, а сама жизнь его - страшный пример всевластия Ватикана. Примечателен тот факт, что драматург, десятилетия спустя после первых постановок пьесы, убрал известный зрителям и читателям финал, чтобы они сами определили историческое значение поступка Галилео Галилея...

Материалы:

1. Затонский Д. Споры о реализме Бертольда Брехта // Затонский Д. Зеркала
искусства: Статьи о современной зарубежной литературе.-М.:Сов. писатель, 1975.

2. Днепров В. Реализм и мораль Б Брехта // Днепров В. Идеи времени и формы
времени. - Л.: Сов. писатель, 1980.

3. Оклянский Ю. М. Осторожная мудрость Галилея: Историческое и биографическое в пьесе Б. Брехта "Жизнь Галилея" // Оклянский Ю.М. Биография и творчество: Портреты. Встречи. Рассказы литературоведа, - М.:
1986.

4. Фрадкин И.М. Бертольд Брехт: Путь и метод. - М.: Наука, 1965.

5. Статьи литературоведов: Е.А. Быковой, Л.К. Оляндэр, Л.П. Смольяновой,
Е.Г. Сухомлина, В.Н. Лапенко, С.П. Лупия по литературоведению: " Углубленное изучение литературы", М.: 1987