Художественная деталь в поэтическом мире Светланы

XX районная научно-практическая конференция
участников туристско-краеведческого движения «Отечество»








Художественная деталь в поэтическом мире
Светланы Салаховой

Секция «Литературное краеведение»









Автор работы:
Игнатьева Юлия Владимировна,
ученица 11 А класса
МОУ СОШ №6




Тутаев
2013

1. Оглавление

Оглавление………………………………………………………………………2
Введение……………………………………………..…………………………..2
Основная часть. Художественная деталь в поэтическом мире Светланы Салаховой.
3.1. Биографические сведения о поэте………………………………..3
3.2. Художественная деталь, ее разновидности и функции………....4
3.3. Воспоминания о детстве как истоки творчества………………...5
3.4. Любовная лирика………………………………………………......7
3.5. Философия природы и личность поэта…………………………..9
Заключение……………………………………………………………………...10
Библиография………………………………………………………………….12
Приложения…………………………………………………………………….13

2. Введение
Данная работа стала продолжением многолетнего исследования обучающихся профильного гуманитарного класса в рамках проекта «Родные поэты». Объектом исследования в данной работе стало творчество замечательной землячки Светланы Алексеевны Салаховой, предметом исследования – стихи поэтессы, отражающие тонкий, многосторонний внутренний мир автора.
Цель исследования:
Выявить основные тенденции в развитии женской поэзии города, познакомившись с судьбой поэта и стихами.
Для этого были поставлены задачи, помогающие реализовать эту цель:
рассмотреть стихотворения как краеведческий материал, пополнить экспозицию школьного музея материалами, ранее не изученными в рамках работы кружка «Литературное краеведение»;
проанализировать стихи разных лет, предложенные поэтом;
определить образную доминанту в поэтическом мире, проведя литературоведческий эксперимент.
Постановка целей и задач обусловлена гипотезой: в поэтическом мире Светланы Салаховой преобладает художественная деталь как основное средство изобразительности в поэтической речи.
Методы исследования – анализ стихотворений, лексический анализ.
Чтобы быть наиболее объективными в работе, мы обратились за помощью к поэтессе, которая помогла отобрать стихотворения, прокомментировать идейное содержание и сделать выводы по теме.
Данная работа содержит материалы, ранее нигде не опубликованные, так как литературоведческий анализ стихов не встречается ни в одной из работ исследователей местной литературы. В этом и состоит новизна нашей работы. Сбор материалов о лирике поэта был связан с проблемой отсутствия исследований по местной поэзии, а сама поэтесса призналась, что никто и никогда не работал с ее стихами, но так как она сама филолог по образованию, ей свойственно владение разнообразными средствами и изобразительно-выразительными, и авторскими.
Актуальность работы в том, что проводится она в год, юбилейный для нашего города (Романову-Борисоглебску в 2013 году – 830 лет) - исследование является своеобразным вкладом в развитие истории Тутаева. Интерес к поэзии в нашем городе высок, появляется много новых сборников стихотворений поэтов родного края, тутаевская поэзия изучается школьниками на элективных и факультативных занятиях в школе.
3. Художественная деталь в поэтическом мире Светланы Салаховой
3.1. Биографические сведения о поэте
Познакомиться с биографией поэта мы смогли, связавшись со Светланой Салаховой, так как другой возможности узнать об этом не было. (Приложение 1) Во время этой встречи узнали, что она родилась неподалеку от Тутаева, в поселке Константиновский. Может быть, поэтому стихи так близки нам по духу, так трогают душу, ведь в них все понятно читателям, живущим на романово-борисоглебской земле. К сожалению, на сегодняшний день нет ни одного печатного сборника стихотворений поэта, но много заметок в местных СМИ: районной газете «Берега», «Моторостроитель», «Родной город».
В биографии нашей землячки читателя привлекает прежде всего стремление с детства познать мир, проявление интереса ко всему живому на земле, чувствительность в восприятии родного края и тонкая, ранимая, женская душа. Поэт рано прикоснулась к лирике, увлеклась стихами Вероники Тушновой и Норы Яворской, Анны Ахматовой и Марины Цветаевой. Возможно, отсюда и «белые птицы» - стихи, которых она выпускает на волю. Неслучайно свой еще не опубликованный сборник стихов она назвала «Я выпущу белых птиц…» Название сборника она объясняет в поэтическом вступлении к нему:
Я дверцу души открываю
В мой дом – поэтический мир…
Долгое время Светлана Салахова не старалась опубликовать стихи, писала их для себя, поэтому «выпущу» - еще и «поделюсь с близкими людьми, понимающими тонкую душу поэта». Такими близкими для нее являются читатели, сопричастные к тому, о чем она пишет, умеющие чувствовать так, как чувствует она, любящие жизнь и мир вокруг нас. Преимущественно белый цвет в своих стихах объясняет чистотой и непорочностью первых своих творческих порывов, какой-то нежностью в воспоминаниях о детстве, близостью к божественному началу и к небу. Желание быть любимой, воспитывать детей, приносить людям родного города радость – эти качества, воспитанные с детства, стали для Светланы главными. Поиск гармонии в себе и в отношениях между мужчиной и женщиной, красоты и изящества в природе, в женской доле – вот вектор, заданный поэтессой самой себе.
Светлана Салахова, как и все талантливые люди, талантлива во всем: она ищет свое предназначение в жизни, в профессии, в материнстве, в поисках себя и в стремлении сказать свое слово в поэзии. В современном Тутаеве поэтессу знают как учителя русского языка и литературы, логопеда, творческого человека, но на встречах и презентациях ее редко увидишь. Ей свойственна своя поэтическая история, Светлана не стремится попасть в заголовки газет и не боится отсутствия читателей, ведь своя аудитория у нее всегда с ней. Достаточно прочитать комментарии к ее стихам в сети Интернет, и сразу становится ясно: перед нами необычный, умный поэт-собеседник. Талантливый читатель узнаёт в лирической героине Светланы Салаховой свою землячку, влюбленную, открытую, то веселую, то страдающую, но всегда позитивную, как бы направляющую своими философскими размышлениями на путь истинный. Она разная. Попробуем определить главную составляющую поэтического мира Светланы Салаховой, пока еще не исследованного никем, но так тревожащего сегодняшних юных, живущих рядом современников и современниц.
Из электронной переписки с поэтом узнаём о стихах, которые особенно дороги ей. Для анализа возьмем 50 стихотворений, каждое из которых заслуживает особого внимания и является богатым материалом для краеведческого исследования.

3.2. Художественная деталь, ее разновидности и функции
Художественная деталь – подробность пейзажа, портрета, интерьера или психологической характеристики героя, выделенная писателем среди всех других. Это выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и идейно-эмоциональную нагрузку. В зависимости от конкретной реализации деталь может быть уточняющей, проясняющей и обнажающей замысел, но она может быть и смысловым фокусом, конденсатором авторской идеи, лейтмотивом произведения. Понятия «художественная деталь» и «подробность» нередко употребляются и как синонимы – для обозначения мельчайшего, неразложимого структурного элемента произведения.
Однако деталь фиксирует внимание читателя на том, что писателю кажется наиболее важным или характерным, на том, что он стремится подчеркнуть в характере человека или в явлениях окружающего его предметного мира. То есть деталь отражает отношение автора к жизни и к героям, и с помощью использования этой выразительной подробности он стремится донести до читателя главную мысль своего произведения.
В качестве классификации художественных деталей мы взяли принятую за основу таблицу, используемую выпускниками общеобразовательных школ на едином государственном экзамене по литературе. [1]
За художественную деталь мы принимаем «одно из средств создания художественного образа, которая помогает представить изображаемую автором картину, предмет или характер в неповторимой индивидуальности» [6, 34]. Деталь воспроизводит черты внешности, одежды, обстановки или переживания.

3.3. Воспоминания о детстве как истоки творчества
Чтобы узнать поэта, достаточно открыть книгу его стихов. О чем они? О детстве, в котором всё: мамины ласки, счастливое время, которое называется «простой легкостью бытия». Грусть от того, что ребенок вырастает и покидает дом параллельна грусти осени, роняющей листья, как слезы матери от прощания с сыном. Природа и человек всегда рядом в стихотворениях о детстве. С чем это связано? Может, с мироощущением ребенка, в жизни которого всё, что его окружает: и мама, и природа, и первая любовь – это проявления детства.
Важны в стихах о детстве художественные детали, позволяющие картину мира поэта представить: конфеты в вазах и торт на праздник, мяч, летящий в блестящие «окон калейдоскопы», васильки и ромашки далекого детства и седые гномы, прячущие свои клады. Эти образы из детства наполняют сказочный мир лирической героини, в которой, по словам М.Г. Пономаревой, рецензента книги, заведующей кафедрой книжного дела ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, через многообразие настроений легко угадывается девочка, а потом девушка эпохи перестройки, она «может отстраниться от тревог мира в лоно семьи…» Светлана Салахова объясняет обращение к таким деталям просто: «Я ведь девочка, поэтому такие образы и приходят ко мне в минуты вдохновения».
«Пароходик» детства поэта зовет нас не только на страницах воспоминаний о своей светлой поре в жизни, но и в стихах о детях: о своих и о чужих. Ощущение, что ребенок – это самое прекрасное проявление жизни на земле, не покидает читателя: «Младенец», «Девчонка с косичками», «Детства моего страна» - названия говорят сами за себя. Сначала ребенок – сама поэтесса, потом ее дочь Карина, именем которой названо одно из стихотворений. Слышны цветаевские звуки сочной аллитерации и в то же время снова детали: «ягоды российской сок», «армянской розы лепесток». Имя дочери обыгрывается сопоставлениями в природе разных стран, и такая любовь звучит сквозь строки!
Материнство в лирике С.Салаховой – это отдельная страница творчества. Это и счастье, и боль от страданий одиночества матери. Неслучайно название стихотворения – как символ вселенского материнского отчаяния – «Плач Ярославны  ХХI  века». О чем плачет женщина? «Просто долго одна я…» - диалог с природой сродни древнерусскому плачу. Одиночество разгоняет солнце и ночь, напоминая матери о том, в чем высшее ее предназначение:
Ты ведь женщина, мать,
Так найди в себе силы
Жить,  любить  и  детей  поднимать-
Не того ли у Бога просила?
«Счастливое    жизни   мгновение, яркая   вспышка  на  небе судьбы!» - такое детство в стихах поэта. Звездочки, одуванчики – такие сравнения в природе находит автор для своих любимых племянников. Тепло души передается и тяжелобольным детям, в таких стихах нет разделения на «свои- чужие»: все дети родными становятся, и хочется унять их боль:
Ставлю   и   ставлю   на   сердце   заплатки.
Ты   на    плече у    меня     отдохни,
Нежно   укутаю тонкую   шейку,
Скоро    настанут    счастливые    дни:
Долго    трудилась     твоя     белошвейка.
Бытовая детализация гармонично сочетается с мотивом отчаяния, переплетающемся с мотивом надежды. «Ангел удачи» в стихотворении словно прилетает и помогает ребенку, приносит ему долгожданный лимонад. И снова деталь из детства как забытый напиток счастливой поры.
Есть и другие детали. И маяки, и фонарь, и алый парус в рисунке на песке – все эти образы передают читателю чистые и светлые мгновения первой любви Ассоль, и детство в воспоминаниях оживает уже в другом детстве, переживаемом заново в дочернем взрослении.
Счастье матери – в счастье детей. «Богу спасибо скажу за это - он подарил нам такое чудо - малая кроха - моя планета - только на ней я счастливой буду».
Художественная деталь в стихотворениях о материнстве и детстве ярко проявляет определенные индивидуальные черты того или иного образа, которые автор стремится подчеркнуть. Образ матери, счастливой, но в то же время и печальной, подчеркивается с помощью художественных деталей: «золотая корзинка», «смородиновые икринки», «зернышки», «пеленки». У Светланы Салаховой деталь воспроизводит тонкость чувств лирической героини, ее предназначение в жизни. Почему зернышки? Икринки? Читатель может увидеть в этих деталях-сравнениях связь с миром природы, умение увидеть свое, родное, семейное в лучах солнца, в кустах смородины. Все это позволяет достичь полноты изображения описываемой картины, что, бесспорно, придает красочность и образность лирическим произведениям.
Таким образом, в стихотворениях о детстве и материнстве мы выделяем психологическую функцию детали, так как она является средством психологической характеристики лирической героини, помогает раскрыть ее внутренний мир.

3.4. Любовная лирика
Стихи о любви Светлана писать начала очень рано. По ее признаниям, уже в 15 лет настольными книгами стали поэтические сборники, в которых она черпала такую женскую силу вдохновения, что ей казалось, что все стихи про неё и хотелось еще писать. Так открылся талант поэта. Сначала о первой любви, потом о любви к человеку, к мужчине и к родине. «Без любви нет жизни на земле» - убеждена поэтесса.
Бытовая деталь в таких стихотворениях («вода из крана», «мокрый коврик в коридоре», «бокал мартини») материализуют чувство и в то же время приближают к реальной жизни, в которой все и просто и сложно одновременно. И встреча под новый год обрисована так ярко и образно, что по-ахматовски холодно становится в душе от прозаичных фраз:
Подумала: « Вот так,  среди зимы,
В  двадцатом   веке,
Уже  не встретимся  с тобою мы…»
И сжала  веки.
Неустойчивость, хрупкость отношений между мужчиной и женщиной в стихотворении «Романс» подчеркивается через использование сравнения-детали: «мячик», «клубок», которые приводят к ощущению жизни как игре. Сложность человеческих отношений описывается как осознание героиней ее поступков, но в то же время невозможность изменить судьбу:
Вот так и я: сама не понимая,
Что человеку больно, сердце раню,
То принимаю вас, то отвергаю,
Чужой судьбой как мячиком играя…
Литературные образы Мастера и Маргариты обыгрываются поэтом в сцене случайного знакомства: он простой «захожий», а она – «крылатая». И снова детали: зеркало, отражающее влюбленных всех времен, соединяет булгаковских героев, сказочную Снегурочку и современную, чувственную, «прячущую под рогожу крылья» женщину. Возможность счастья подчеркивается художественной деталью «окно»:
Дрожит в окне стекло разбитое,
Там, за окном, томится счастье…
Здесь «окно» - символ барьера между счастьем и ожиданием счастья. Разбитое стекло дает возможность ощутить приближение этого счастья.
Лирическое послание «Ключи» полностью выстроено на использовании художественной детали. Метафорическая деталь «ключи», обыгрываемая в стихотворении, наполняет будничную картину не совсем прочных семейных отношений дополнительным символическим смыслом (ключ символизирует тесную связь с любимым человеком):
Неизбежен и финал:
И ключи ты не сберег,
И меня ты потерял!
Накрепко закрыты двери.
Не стучи!
Как могла тебе доверить
От своей души ключи?!
«Замочная скважина» при закрытой двери символизирует связь с внешним миром, в котором ждут человека друзья, знакомые, общение с ними. А у Светланы Салаховой одиночество проникает сквозь замочную скважину, и не проникает, а «просочится». В стихотворении «Одиночество» лирическая героиня находится в состоянии безнадежности выхода из «одиночества мыслей блуждающих», «глаз осуждающих». Олицетворенный образ одиночества поглощает героиню и « настигает», «накрывает», «жалит», «в сердце безумствует». По сути одиночество - реальный, осязаемый образ, который становится единственным спутником жизни и собеседником:
Засыпаю вдвоем с одиночеством
На исходе растраченных сил…
Таким образом, в стихах данной тематики поэт использует натуралистическую функцию детали: она является средством психологической характеристики героя, помогает раскрыть внутренний мир персонажа; и символическую, когда деталь выступает в роли символа – самостоятельного многозначного художественного образа, который имеет эмоционально-иносказательный смысл, основанный на сходстве явлений жизни.


3.5. Философия природы и лирика
Главное, что видит и замечает Светлана Салахова– это красота родного города, в котором она живет и растит детей, в нем есть все, что приятно глазу человека. Но интересным читателю кажется особое внимание поэта к временам года. Некая конкретика образов, предметная детализация времени, природных явлений, особенностей пейзажа, уточнение мелочей во всем – всё это важно и ценно в стихах.
«Расплакался сентябрь», «Мой апрель», Здравствуй, октябрь», «Весна», «Бабье лето» - названия очень лаконичны, нацелены на воссоздание природных явлений и картин, связанных с конкретным временем года. Но читатель не находит привычных деталей, изобразительно-выразительных средств – они все авторские. И это авторское восприятие выражается сразу: «В осени я разглядела такое, что и представить себе не могла»; «В разноцветье листьев клена скрыт мозаичный узор»; «Закружит мысли ветерком шальным – и нам уже с Зимою не ужиться. Весна – обманщица, Весна – блудница!»
Типичными для читателя являются художественные детали, отражающие времена года (опавшие листья, дождь…). В лирике тутаевской поэтессы находим необычные, часто трудно объяснимые художественные детали, отражающие авторский взгляд на мир природы.
Для Светланы Алексеевны очень важно в стихотворении подчеркнуть состояние природы – это тоже является художественной деталью в ее творчестве, некая изюминка.
Такими «изюминками» буквально наполнены стихи: «серые и черные пальто» людей, «автобусы в новой резине», «метла» в руках дворника. Создается ощущения присутствия и зрительного восприятия осенней истории, такой свойственной для городского пейзажа.
Здравствуй, октябрь! Я из дома ушла!
Хочется мне хоть немного покоя.
Знаешь, в тебе я открыла такое,
Что и представить себе не могла.
Доверительные отношения лирической героини с временами года («мой апрель», «здравствуй, октябрь») усиливаются художественными деталями, и кажется, что природа вся принадлежит только ей. Отсюда доверительное «ты» и тесное взаимодействие героини с временами года.
Рифма «свирель-апрель», «портфель – апрель», «милый Лель – апрель» содержит и бытовые детали (музыкальный инструмент, школьная сумка) и сказочные, символические (пастух из сказки), что ярко передает настроение апрельского дня. В каждом стихотворении о природе еще и осязаем образ «я», лирической героини, которая проносит через себя ощущение природы, смены времен года, превращая ее в чувство, эмоцию:
В голове стучит набат,
А в душе поет свирель,
Кто же в этом виноват?
Ты, апрель!

Знаю, много лет назад
И теперь
Был ни в чем не виноват
Мо Апрель.
Итак, в стихах о природе художественная деталь выполняет импрессионистическую функцию, так как взята писателем произвольно и ему самому не всегда понятна, но внутренне совпадающая с его мыслью, отражающая его чувства, переживания, настроение.

4. Заключение
Работа представляет собой исследование лирики тутаевской поэтессы Светланы Алексеевны Салаховой.
На вопрос, когда рождаются стихи, Светлана Салахова ответила: «Они появляются по-разному: иногда строчки идут друг за другом, иногда застают меня в пути (в маршрутке, в дороге), часто просто возникают в памяти, из прошлого, а иногда ночью, тогда встаю и записываю. Всегда по-разному». Действительно, в стихах мы увидели проявление разных человеческих чувств, свойственных всем людям, а в особенности,
 Стихотворения С.А. Салаховой являются отражением собственно авторского мировидения. Они способны выразить стилевые намерения и пристрастия поэтессы. Выстраиваясь в систему, художественные детали вносят в стихотворения то символический и импрессионистический смысл, то бытовой, натуралистический. В стихотворениях Светланы Салаховой художественная деталь – это основное средство изобразительности в речи поэта. Художественные детали выражают особенности драматургического творчества С.А.Салаховой и отражают его тематическую и генетическую приуроченность.
В результате исследования лирики были сделаны следующие выводы.
То, что поэтесса родилась на тутаевской земле, в сельской местности, росла и развивалась как личность в окружении природы и в отношениях с простыми добрыми сельскими людьми, повлияло на ее тонкое восприятие деталей быта, природных особенностей края. Возможно, отсюда часто повторяющиеся ассоциативные детали («горошины», «икринки»).
В лирике разных периодов творческой жизни поэта можно найти разные художественные детали. Различаются они и по роли в лирическом тексте. Так, в стихотворениях о детстве и материнстве мы выделяем психологическую функцию детали. Состояние лирической героини раскрывается через конкретную деталь, становится понятным и близким читателю.
В стихах о любви, и счастливой, и несчастной, деталь является средством психологической характеристики героя, помогает раскрыть внутренний мир персонажа. Натурализм изображения, бытовая подробность («полотенце», «зеркало») помогает раскрыть суть земного, простого человеческого чувства. Деталь в стихах данной тематики имеет и эмоционально-иносказательный смысл, основанный на сходстве явлений жизни, что позволяет увидеть внутренний, духовный мир лирической героини. Образность детали выводит ее из ряда бытового в символический.
Стихотворения о природе и временах года скорее выходят за рамки классической формы пейзажной лирики: они заключают в себе не столько описательный характер, сколько психологический. Художественная деталь совпадает с мыслью автора лишь поверхностно, по сути же это раскрытие движения души поэта, его переживания, настроения. Поэт и время года едины, неразделимы («песенки мотив простой мне покоя не дает»).
На основе анализа стихов удалось выяснить роль художественной детали в лирике Светланы Салаховой. Таким образом, гипотеза о доминантной роли детали в поэтическом мире С.Салаховой подтвердилась. Автор с нашими выводами абсолютно согласна и считает, что к детали как средству выражения смысла стихотворения и внутреннего состояния лирической героини она всегда относилась очень серьезно; в ее стихах нет случайностей.
Анализируя стихотворения и пытаясь понять лирическую героиню Светланы Салаховой, невольно задаешься вопросом: так много сказано уже, есть ли еще возможности выразить себя, но тут же спохватываешься, услышав ответ: «Я еще хочу написать о родине, о городе своем и много еще чего».

5. Библиография
1.Сайт «Подготовка к ЕГЭ по литературе.[Электронный ресурс] / - Режим доступа:
2. Тебе, мой край…(альманах, в.2) [Текст]/ отв. ред. И.В. Алякритская. – Тутаев, 2002. –
164 с.
3. Тебе, мой край… (альманах, в.3) [Текст]/ сост. Г.Н.Литвинова. – Тутаев, 2007. –
239 с.
4. Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению. 6. Тимофеев, Л.И. Краткий словарь литературоведческих терминов [Текст]:Кн. Для учащихся/Л.И.Тимофеев, С.В.Тураев. -2-е изд., дораб. – М.:просвещение, 1985. – 208 с.


Рецензии
Вот это, уважаемая, дети, а не какие-то там! А пусть бы меня теперь описали, вот, мол, Иван Семизайцев, народный поэт России из народа, певец этой самой без всяких дел, и все дела. Где такой смелый школьник, чтобы за Семизайцева взялся? С неугасающим приветом!

Иван Семизайцев   18.05.2017 00:37     Заявить о нарушении
Благодарю за теплые слова, Иванушка! Вы почаще на встречи с детьми Вашего города ходите и обретете поклонников в лице таких вот замечательных исследователей!

Светлана Салахова   18.05.2017 08:42   Заявить о нарушении
Спасибо, уважаемая! А там, глядишь, и в школьную программу попаду!

Иван Семизайцев   18.05.2017 16:00   Заявить о нарушении
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.