Первый царь на Руси - он тоже Владимиром был!

Нонна Журавлева -Гросс
В истории России,  огромное
Значение имеют её Правители
По имени Владимир!

Был Владимир Первый,  крестил
Он Русь,  с тех пор Русь стала
Христианской.

Прошло с тех пор сто двадцать
Три года,  как был  Правителем
Владимир Первый!

С тех пор  было много Князей
На Руси.

И разные заслуги были перед ними.

Ведь я о них уже писала,  как они
Правили на Руси.

И вот остановилась я на Ярославе,
Который - Мудрым слыл.

Чем он прославился,  об этом все
Теперь мы знаем и даже,  как правили
Сыновья Ярослава  на Руси  узнали.

Но сказ мой,  уже ведь не о них.

Моё сказание о Владимире, который
Был -  Первым - Владимиром Царём!

Владимир - сыном Всеволода был,
Когда -  то правил он в Чернигове.

Но после смерти своего отца, он
Не решился занять его место,
А уступил он стол правителя -
Своему двоюродному брату.

Но распри в те времена,  между
Князьями,  не очень нравились
Владимиру Мономаху!

Он предложил Князьям собраться
И обсудить взаимные претензии,
И распри.

Все согласились, и в 1097 г., на берегу Днепра,
Неподалеку от княжеского замка Любеч,
На расстеленном в поле ковре,
На нейтральной территории, встретились
Русские князья.

На этом съезде  поделили князья между собой
Земли и торжественно целовали крест
В соблюдение этого договора:

«Да будет земля Русская общим… отечеством,
А кто восстанет на брата, на того мы все восстанем».

Что было после съезда,  сейчас не буду
Я писать.

Ведь я пишу о Мономахе,  так все звали
Владимира любя!

А после,  были ссоры и убийства всё равно.

И вот лишь в 1113 году,   Владимир
Мономах согласился сесть -  за  Киевский
Златостол.

И,  как он правил на Руси,  есть песнь
О нём,  записанная в  “Книге Пророка”.

Без страха Русь от степи Половецкой
Оборонял великий князь Владимир.

Он распри на Руси хотел пресечь,
Чтоб брат на брата не ходил войною,
Он написал потомкам «Поученье»,
И ныне нам дано его читать…

К тому ж по воле Божьей сквозь века
Письмо его к двоюродному брату
Дошло до нас, и донесло оно
Великую тревогу Мономаха
За землю нашу и её народ.

Владимира призвали киевляне
Занять стол князя в городе великом
За ум его, и мудрость, и уменье
Без крови править землями Руси…

Женат же был он на принцессе Гиде,
В ней кровь текла английских королей,
А родился от греческой царицы
И посему был прозван: «Мономах».

А вот другие есть стихи,  их написали
Такие же,  как я!


В двенадцатый век мы заглянем без страха,
К Великому князю войдем во дворец.

Нам нужно узнать, почему Мономаху
Дарована шапка,  как царский венец.

Нас фраза одна за живое задела:

О тяжести шапки в собольих мехах,
О бремени власти, о бренности тела,
О деле, что смысл сохранило в веках.

Был князь собиратель,  радетель, рачитель.
Он Русь не давал растащить по кускам.

Хозяин земли и конечно учитель,
А значит, и шапка подходит к вискам.

Не зря Византия ее даровала,
Увидев, как Русь возрождается вновь...

Навек покоренною Русь не бывала,
Ведь в жилах ее - Мономахова кровь!

Владимир Мономах  – знаковая фигура
В истории  России.

Он был не  только Великий князь,
Полководец и писатель!
 
Он стал ведь первым,  кого стали
Именовать царём!

Заслуга Мономаха ведь состоит не в том,
Чтоб одерживать победы,  над слабым
Своим противником,  заслуга в том
И состояла,  чтобы заключить мир с ним!

Персона  Владимира Мономаха,  приобрела
Особое значение  - для русского самодержавия.

Московские государи начинали смотреть на него,
Как на своего родоначальника.

Историки утверждают, что Московское государство
Является наследником Византийской империи
"Москва – Третий Рим").

Владимир Мономах рассматривается,  как лицо,
Через которое,  московские государи,  получили
От византийских императоров царский венец.

Произощло ведь это так

Приблизительно в 1114—1116 гг., после того,
Как русские войска разбили византийскую армию
Во Фракии,  тогдашний византийский император
Алексий I Комнин (1081—1118 гг.),
Желая помириться с великим князем
Владимиром Мономахом, прислал ему в дар
Царский венец византийского императора
Константина Мономаха ("шапку Мономаха") и
Другие драгоценные предметы,
Знаменующие царскую власть.

Все это доставил, русскому князю,  митрополит
Эфесский Ниофит.

Он прибыл к Владимиру Мономаху в сопровождении
Византийских епископов и знатных сановников,  и
Возложил на него венец, и назвал царем.

Политическая судьба Владимира Мономаха
Сложилась так, что престол русского государя,
Великого князя Киевского, ему удалось занять
Лишь в возрасте 60 лет – в 1113 г.

Почти все свои зрелые годы он управлял
Удельными княжествами,
Сначала Черниговским (в 1079—1094 гг.),
Затем Переяславльским (в 1094—1113 гг.).

Среди удельных князей Киевской Руси
Владимир Мономах был самым заметным,
Самым уважаемым в народной среде.

В нем видели талантливого полководца,
Способного защитить Русскую землю от врагов
И мудрого государственного деятеля,
Стремящегося к примирению русских князей,
Прекращению на Руси губительных междоусобных войн.

Престол  Владимир Мономах занимал до самой
Своей смерти в 1125 г., т.е. около 12 лет.

В памяти русского общества эти годы сохранились,
Как время небывалого могущества Руси,
Когда русским можно было жить спокойно,
Не опасаясь ни княжеских междоусобиц,
Ни набегов кочевников.

Даже Половцы, вспоминает об этом времени
"Слово о погибели земли Русской",
Детей своих малых Владимиром Мономахом пугали,
А  литовцы  из болот своих на свет не показывались,
А венгры укрепляли каменные стены своих городов
Железными воротами, чтобы их великий Владимир
Не покорил, а немцы радовались, что они далеко –
За Синим морем.

Такое состояние  Русского государства того времени:
Его единство и могущество держались почти
Исключительно на авторитете Владимира Мономаха.

Владимир Мономах выступил активным сторонником
Этого нового, для Руси,  политического порядка.

Он стал главным его идеологом.

Свою мировоззренческую позицию Владимир
Мономах изложил в сочинении,
Вошедшем в историю русской литературы
Под названием "Поучение".

"Поучения"  предназначалось для русских князей.

Однако сам Владимир Мономах обращался
С размышлениями и советами прежде всего
К своим детям.

"Да дьти мои, или инъ кто, слышавъ сю грамотицю,
Не посмъйтеся, но ему же люба дьтий моихъ
(т.е. кому она люба из детей моих),
А приметь е в сердце свое...",—
Просит он в начале своего "Поучения".

"Поистинъ, дьти моя, разумъйте,
Како ти есть человъколюбець Бог милостивъах
И премилостивъ", – говорит Владимир Мономах
В ходе своих размышлений.

Подобным обращением начинаются и его
Автобиографические заметки:
"А се повъдаю, дьти моя, трудъ свой,
Оже ся есмь тру-жалъ, пути дъя и ловы с 13 лът".

Владимир Мономах обращался к своим детям
Прежде всего как к "христианским людям".

Он обильно цитирует Псалтырь,
Призывает соблюдать "слово Господне".

Его "Поучение" – это в первую очередь
Нравственная проповедь.

"Научиср, вьрный (т.е. верующий) человъче,
Быти благочестию дълатель, –
Взывает Владимир Мономах, –
Научися, по евангельскому словеси,
Очима управленье, языку удержанье,
Уму смъренье, тълу порабощенье,
Гньву погубленье, помыслъ чист имъ-ти,
Понужаяся на добрая дьла,
Господа ради; лишаемъ – не мьсти,
Ненавидимъ – люби, гонимъ – терпи,
Хулимъ – моли, умертви гръхъ".

В своем "Поучении" Владимир особо
Подчеркивал необходимость соблюдения
Договоров, заключение которых на Руси
В ту пору скреплялось крестоцелованием.

"Аще ли вы будете крестъ целова-ти к братьи
Или г кому, а ли управивъше сердце свое,
На нем же можете устояти,
Тоже цьлуйте, и цьловавше блюдъте,
Да не, приступни, погубите душъ своеъ".

То есть, если будете крест целовать,
Говорил Владимир Мономах своим детям,
То, проверив сердце свое, целуйте на том,
На чем можете устоять, а поцеловав,
Соблюдайте, а иначе, преступив, погубите
Свою душу.

/Кто автор, вдруг зададите мне вопрос?
Cейчас Вам расскажу!
Писать рассказ мне помогали и
Книга древняя Пророка, и авторы
Современных стихов, и авторы историки,
И даже история - для школьников/